kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Подготовка к ЕГЭ. Решение физических задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья раскрывает систему подготовки учащихся к ЕГЭ. Цель статьи - научить учащихся решать задачи повышенного уровня, навыкам решения заданий в форме тестов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Подготовка к ЕГЭ. Решение физических задач"»


 Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории , науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. И период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой ниже программы, целями которой являются:

-         развитие интереса к физике, решению физических задач;

-         совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;

-        формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения школьных физических задач.

-        успешная сдача ЕГЭ по физике

При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.

В механике это описание движения материальной точки законами Ньютона и описание движения физической системы законами сохранения. Идея относительности механического движения рассматривается при решении системы задач, описание явления в различных системах отсчета. В молекулярной физике описание трех состояний вещества осуществляется на основе положений молекулярно-кинетической теории и их следствия, термодинамический метод раскрывается в применение его для описания процессов с идеальным газом, в решение процессов с идеальным газом, в решение комбинированных задач на явление превращения вещества из одного состояния в другое. В электродинамике объяснение изучаемых физических процессов ведётся на основе рассмотрения движения и существование электромагнитного поля. Необходимо большее внимание уделять задачам уровня С для успешной сдачи ЕГЭ по физике. Учащиеся затрудняются при решении графических задач, поэтому нужно отработать навыки построения графиков и показать МПС между физикой и математикой. В условиях нехватки часов по физике кружок по физике дает возможность решения этих проблем.

 

 

Проблемы при подготовке к ЕГЭ по физике

Предмет с тяжелой репутацией

Физика у многих школьников имеет репутацию сложного предмета. Действительно, школьный курс физики включает большой объем явлений и закономерностей. В отличие от большинства других дисциплин естественно-научного цикла этот предмет требует высокого уровня математической подготовки. 

Вдобавок ко всему в непрофильных классах старшей школы на физику отводится всего два часа. Единый государственный экзамен по физике добавляет к этим трудностям новые:
1. Зачастую условия задач ученики прочитывают бегло, а поэтому понимают неправильно. Мешают невнимательное прочтение текста, неумение анализировать и проводить аналогию с решенными ранее подобными задачами. Медлительные по своему темпераменту ученики не успевают выполнять задания более высокой сложности.
2. Выписывая результат верно решенной задачи, выпускник часто нарушает правила заполнения бланков ответов, при проверке компьютером они не засчитываются.
3. Бывает, что задача физически решена верно, но произведен неверный математический подсчет.
4. Многие считают, что задания типа С ориентированы на сильного ученика, претендующего на высокий балл. Поэтому школьники даже не пытаются приступать к их решению.
5. Выпускники устают после решения заданий блоков А и В, поэтому не могут сосредоточиться на заданиях блока С.
Я задаю себе вопрос: каковы же пути выхода из сложившейся ситуации?
Во-первых, введение в школе с 10-го класса профильного обучения. Тогда на физику в рамках профиля можно отвести 5 часов в неделю.
Во-вторых, систематическая тренировка по материалам ЕГЭ прошлых лет, неоднократное проведение в течение года «школьных ЕГЭ».
В-третьих, при составлении календарно-тематического плана необходимо перераспределить учебное время так, чтобы теоретический материал изучать по блочно-модульной системе, увеличивая число часов на решение задач по темам. Особое внимание стоит обратить на проверочные работы тестового характера по всем темам без исключения.
В-четвертых, нужно давать ученикам индивидуальные консультации во внеурочное время.
В-пятых, очень важно организовать систематическое тесное взаимодействие учителя, ученика и родителей.
Надо добиваться того, чтобы каждый ученик имел позитивную динамику роста как при изучении теоретического материала, так и при решении задач.

Технология дифференцированного, в том числе индивидуального, обучения позволяет учитывать особенности каждого школьника. А еще дает мне возможность подбирать приемы, влияющие на появление и сохранение интереса к учебному материалу по физике. Например, одиннадцатиклассникам обычно с трудом дается сложный раздел «Атомная физика». Я предлагаю им поучаствовать в конференции на тему «Атомная энергия - за и против». Готовясь к конференции, ребята создают презентации, изучают дополнительный материал, знакомятся с последними разработками ученых в области атомной физики, находят компьютерные модели распада атомов.

Эффективная речевая деятельность развивается на уроках-зачетах, где каждый ученик показывает свое знание теоретического материала. В зачет включаются вопросы на формулировку физических законов, описание физических опытов, знание буквенных обозначений физических величин и их единиц измерения, формул. Вопросы ученикам выдаются заранее. Дети приучаются говорить грамотным физическим языком, грамотно формулировать физические законы и описывать опыты. Грамотная речь - первое условие успешности ученика.

Сейчас знания по физике в нашем государстве востребованы как никогда. Развиваются нанотехнологии, создаются высокоэкономичные энергосберегающие установки, все отрасли хозяйства обеспечиваются современным оборудованием. Нам, работникам системы образования, необходимо сделать все для того, чтобы не оттолкнуть выпускников от поступления в вузы на технические специальности. В частности, составителям КИМов, на мой взгляд, не следует чрезмерно увлекаться усложнением материала. Иначе шансов успешно преодолеть порог у выпускников становится не больше, а меньше.

Это отнюдь не трудности именно ЕГЭ. Разберем список:

1) Неумение читать и понимать условие задачи - это проблема при любой форме проведения экзамена. Более того, это один из важнейших элементов знания любого предмета, который должен проверяться на экзамене. Так что если на ЕГЭ "порежутся" невнимательно читающие условия и не умеющие видеть аналогии с типовыми задачами выпускники - замечательно, так и должно быть.

2) Да, это действительно недостаток ЕГЭ - единственный из перечисленных. Правда, до некоторой степени спорный - в правилах заполнения бланков нет ничего, недоступного нормальному дееспособному человеку.

3) В реальной жизни не бывает задач, которые можно решать "физически верно". Любая деятельность, связанная с физикой, требует в качестве конечного результата численный ответ (вообще говоря, еще и с оценкой его погрешности). Это опять-таки проблема не ЕГЭ, а традиций преподавания физики, когда считается, что ученик, получивший верную формулу, сделал 95% работы. 

В действительности же обычно оказывается, что человек, который не может сосчитать результат, почти всегда не понимает смысл этого результата. Он не решает физические задачи - он выполняет некоторый алгоритм из заранее заученного набора, и не может отступить от этого алгоритма, поскольку не в состоянии оценить последствия. Посему - замечательно, что ЕГЭ жестко карает за вычислительные ошибки, и плохо, что во время ЕГЭ можно пользоваться калькуляторами.

4) ЕГЭ по физике - экзамен по выбору. Выпускник школы должен сдавать его только в том случае, если он поступает в ВУЗ, требующий сдачи физики. Если посмотреть на список требуемых ЕГЭ для различных направлений и специальностей, обнаружится, что "просто так" физику не требуют нигде - во всех случаях, когда она есть в списке, абитуриент претендует на специальность, знание физики для которой реально необходимо.

Соответственно, вопрос - кого эти странные "многие" считают сильными учениками, если не себя? Ну а если человек сознательно пытается поступать в ВУЗ на специальность, по которой он сам считает себя "второсортным", и при этом "режется" на экзамене - ну и отлично, это как раз то, что от этого экзамена требуется.

5) физику сдают выпускники 11 класса, собирающиеся поступать в ВУЗ. Это означает, что через три месяца после сдачи ЕГЭ они планируют заниматься по 7-8 часов в день с, как правило, 5-10 минутными перерывами. Надо полагать, что человек, который не в состоянии собраться на 3.5 часа (и заодно организовать свою работу на экзамене разумным образом), ежедневно такой режим просто не выдержит. Ну и зачем ему тогда баллы на ЕГЭ?


P.S. На всякий случай уточню, что я, вообще говоря, скорее противник ЕГЭ, чем сторонник. Но обсуждаемые "проблемы", если они возникают у ученика школы - не столько повод менять что-то в ЕГЭ и школьном образования, сколько повод задуматься, следует ли этому конкретному ученику поступать в ВУЗ, в котором нужна хоть какая-то физика.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Подготовка к ЕГЭ. Решение физических задач"

Автор: Овчян Галина Анатольевна

Дата: 26.07.2017

Номер свидетельства: 424468

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Методическая разработка интегрированного урока-погружения ««Решение задач с прикладным содержанием» "
    ["seo_title"] => string(115) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-poghruzhieniia-rieshieniie-zadach-s-prikladnym-sodierzhaniiem"
    ["file_id"] => string(6) "124594"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414748202"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Методика решения задач ЕГЭ по математике"
    ["seo_title"] => string(49) "mietodika-rieshieniia-zadach-iege-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "277864"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453012953"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "доклад по теме "Деффиринцированная работа на уроках химии" "
    ["seo_title"] => string(63) "doklad-po-tiemie-dieffirintsirovannaia-rabota-na-urokakh-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "203284"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429452666"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства