kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор раскрывает некоторые методические приемы преподавания физики, повышающие учебную мотивацию школьников: проблемное обучение, урок "открытие" нового знания, информационные и коммуникационные технологии, исследовательская компьютерная среда "Живая физика",  внеклассные мероприятия, применение ЭОР. При этом сделан акцент на применение в преподавании выводов из психологической науки. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики" »

Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики


Ивакина Е.В.

учитель физики

МБОУ СОШ №3 г. Усмани

Липецкой области


“Все наши замыслы,

все поиски и построения

превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться.”

В.А. Сухомлинский

Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” “В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... не сформирована потребность в знаниях, нет стремления учащегося к учебе. Отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности[1]. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника? Мотивация не врожденное, а приобретенное качество. Мне, как учителю, к которому ученики приходят в 7 классе, т.к. в обычной школе физику начинают изучать с этого класса, не подвластны многие факторы, влияющие на мотивацию. Такие факторы как семья, окружение, у подростков «гормональный взрыв», у девочек 7-8 класса снижена учебная восприимчивость к интеллектуальной деятельности из-за полового созревания, умственное развитие ученика, прежний учебный опыт,- это реальность, которая накладывает отпечаток на отношение ученика к занятиям. На них не повлияешь, это прошлое, его не изменить. Изменять надо настоящее, повышая учебную мотивацию. Учить детей надо так, чтобы им хотелось учиться.

Если управлять мотивацией интуитивно или спонтанно, а не опираясь на векторы из психологии, то мало, что получается. На сегодняшний психологической наукой выделяется пять уровней учебной мотивации [2]:

Первый уровень – высокий уровень мотивации учения, учебной активности. (Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные отметки. У них есть личное, внутреннее стремление к хорошей учебе). они умоляют нас: «Пожалуйста, научите меня, я готов к учебе».

Второй уровень – хорошая учебная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь модную школьную сумку, ручки, пенал, тетради. Учебный процесс их мало привлекает.)

Четвертый уровень – низкая учебная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, пропускают занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадапатация.

Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении любви к учебе, получение удовлетворения от самой учебы (внутренняя).

Если ребенок учится, чтобы добиться какого-то результата, получить пользу от своей учебы, получить знания для будущей профессии, это значит, что на него действует более внешняя по характеру мотивация. Она прекращается, когда достигнута цель, «мне физика не нужна, я её не сдаю». А может перейти во внутреннюю… Данная проблема хорошо изучена израильскими учеными, которые выделяют шесть основных факторов, повышающих мотивацию учащихся [3].

В своей работе я опираюсь на опыт работы зарубежных и российских коллег, но как учитель физики прихожу к выводу, что на сегодняшний день, к сожалению, нет ни апробированной разработанной программы по физике, ни «хорошего» учебника, ни методического пособия, которое могло бы предоставить проверенную готовую схему для гарантированного решения проблемы повышения мотивации школьников. Я сама конструирую занятия, учитывая условия обучения и состав учащихся, внося каждый раз что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать. Опыт работы в данном направлении был обобщен и опубликован на региональном уровне[4]. Обозначу некоторые приемы работы в данном направлении.

Проблемное обучение, урок «Открытие нового знания». Это педагогическая технология, при которой следует соблюдать следующие принципы: четкая разработка цели и задач обучения и воспитания;

структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению; комплексное применение дидактических и информационных средств обучения и контроля; гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения. Главный элемент этого обучения – учебная проблема, неожиданное затруднение, которое удивляет, озадачивает ученика, стимулирует его умственную деятельность.

Современный учебный процесс невозможен без применения информационных и коммуникационных технологий. Компьютер и проектор применяется мною для сопровождения лекции или беседы со слайдами. Компьютер и проектор кроме простого проецирования информации на экран может использоваться для создания проблемных ситуаций. Интерактивная доска позволяет легко визуализировать урок, предоставляет дополнительные возможности при создании проблемных ситуаций. Широко практикую выступления учащихся с использованием проектора, когда речь сопровождается слайдами, заслушиваем итоги индивидуальной творческой работы, выполненной с помощью компьютерных технологий (реферат, буклет, фоторепортаж и т.д.). Широкие возможности у программы для обработки электронных таблиц Excel, которая позволяет организовать процесс построения и исследования физической модели, проводить компьютерный эксперимент, анализируя результаты с корректировкой компьютерной модели, обрабатывать результаты лабораторных работ:

В средних классах можно успешно исследовать физические модели с помощью программы «Живая физика». Это компьютерная проектная среда, ориентированная на изучение движения в гравитационном, электростатическом и др. полях. Для контроля усвоения теоретического материала эффективны вопросы теста на экране через проектор или на интерактивной доске как физический диктант, только легче и учителю и ученикам. Компьютер эффективно используется и при решении задач. Контроль умения решать задачи на компьютере – учащихся привлекает такая форма по ряду причин: сразу получают результат; не теряется время на оформление, исправление и т.д.; можно воспользоваться справочным материалом, калькулятором, подсказкой из интернета.

Помимо тщательно спланированных уроков, большое значение для повышения мотивации школьников имеют внеклассные мероприятия.

Так в 8-х классах традиционно проходит интеллектуальная игра-соревнование по теме “Тепловые явления”, «Конкурс действующих моделей» и т.д., которые делают школьную жизнь яркой и запоминающейся.

Сейчас каждый школьник имеет современный сотовый телефон, а это полноценный компьютер в кармане, имеющий доступ к интернет-ресурсам, это также по возможности следует использовать на уроке. В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Уроки с компьютерной поддержкой в моей работе стали традиционными, у меня много дисков, есть своя электронная коллекция, множество презентаций, но это так мало в сравнении с тем, что дают ЭОР. ( Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [4], Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - центральное хранилище электронных образовательных ресурсов нового поколения[5], портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"[6].)

Литература:

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 245 с

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с

3. http://www.istok.ru/library/learn-n-teach/teaching-up/medlin-hanter-masterstvo/medlin-hanter-masterstvo_65.html

4. Ивакина Е.В. Мастер-класс «Деятельностный подход в обучении: Урок «открытия» нового знания с использованием ЭОР» // Региональное образование: современные тенденции. – Липецк - 2013. - № 19. - С. 109-118.

5. http://school-collection.edu.ru

6. http://fcior.edu.ru

7. http://www.ict.edu.ru



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья "Способы повышения учебной мотивации в преподавании физики"

Автор: Ивакина Елена Васильевна

Дата: 16.07.2014

Номер свидетельства: 110072

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "доклад "Формирование у студентов мотивации к изучению физики" "
    ["seo_title"] => string(65) "doklad-formirovaniie-u-studientov-motivatsii-k-izuchieniiu-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225215"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439486949"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "«Использование информационных технологий на уроках химии и физики» "
    ["seo_title"] => string(72) "ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-khimii-i-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "203882"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429552908"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства