Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики.
Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики.
В современном мире человеческая личность успешно развивается и самореализовывается лишь на основе успешного развития своих интеллектуальных способностей. Чтобы выбрать свою роль и место в современном мире человеку необходимо понимать, что собой представляет современный окружающий мир и по каким законам он развивается, необходимы знания о современном мире.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики.»
Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики.
Хатмуллина Л.К., преподаватель физики, ГАПОУ УТЭК, г. Уфа
В современном мире человеческая личность успешно развивается и самореализовывается лишь на основе успешного развития своих интеллектуальных способностей. Чтобы выбрать свою роль и место в современном мире человеку необходимо понимать, что собой представляет современный окружающий мир и по каким законам он развивается, необходимы знания о современном мире.
Приобретение системы знаний о мире и его законах, умение применять эти знания остаётся одной из наших целей обучения каждого учащегося в любом образовательном учреждении. Старый подход к обучению нам кажется логичным и неоспоримым. Но наше время требует и диктует новые методы преподавания. Понятия «забыл - вспомнит», «кто не понял – поймет», «пропустил – нагонит»- уже практически не срабатывают. Необходимо в процессе преподавания «физики» находить все новые и новые подходы, чтобы студентам было легче учиться, а нам легче учить. Чтобы учебный материал усваивался прочно и безболезненно, чтобы интерес не сменился скукой, инициатива – пассивностью, добрая воля – насилием. Чтобы лучшие студенты на занятиях не зевали от скуки и не отключались из–за непонимания другие. В лучшем случае они будут добросовестно глядеть нам в глаза, и ждать звонка.
Одним из важнейших структурных элементов каждого занятия и всего процесса обучения в целом является проверка знаний, умений и навыков студентов. Хороший преподаватель не станет излагать новый материал пока не убедиться в полном понимании и усвоении своими студентами только что пройденного. А для студента проверка его знаний – это источник глубоких переживаний, он ощущает удовлетворённость своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда и интерес к учебе.
Поэтому очень важно подробно рассматривать какое место занимает проверка и оценка знаний, какие потенциальные возможности заложены в ней, какие возможности можно развить. Мы не должны её узко понимать и присваивать ей только контролирующую роль. Но педагогическая природа проверки гораздо глубже и многограннее. Мы все знаем такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. Их выделяют ученые – педагоги и методисты. Проверка знаний – сложный этап и для преподавателя и для студента. Для нас он сложен в теоретическом, методическом, организационном отношении, а для наших студентов в психологическом плане. На этапе проверки знаний мы не только отрабатываем знания студентов, но и учим их выделять главное, уметь «сортировать» материал.
Например: тема «Электрическое поле».
Мы вводим понятие «напряженность электрического поля». Прежде всего, я проверяю знание и понимание физического смысла напряженности, необходимость его введения, способы определения численного значения, единицу измерения и т.д. По мере постановки вопроса выявляется самое основное в этом разнообразном материале.
Например: использовать знание об атмосферном давлении.
Рассказать об атмосферном давлении.
Доказать, что оно существует.
Рассказать об устройствах, принципе действия.
Рассказать, как люди узнали о существовании атмосферного давления.
При этом происходит углубление, расширение и упрочение знаний.
Например: тема «Механические колебания. Волны».
Студенты уже знают явление резонанса. Повторив сущность механического резонанса, условия возникновения, выделив общее и различное можно предложить студентам самостоятельно подготовить рассказ об электрическом резонансе. Мы вместе подводим итог, показываем эксперимент, студенты дополняют, высказывают свои замечания.
Хочется выделить уровни проверки знаний, которые я использую в своей работе:
I уровень (низший – прямое запоминание, опирается на память):
а) Уметь устно и письменно описать физическое явление.
б) Отдельные факты из истории явления.
в) Знание приборов и их применение.
г) Знание буквенных обозначений.
д) Условные обозначения приборов на схемах.
II уровень:
а) Знание теории, лежащей в основе этого явления.
б) Знание и понимание формулировок физических явлений, их математическая запись.(I=U/R, P=A/t,…)
в) Знание и понимание физических величин(c,r,E….)
г) Знание единиц физических величин.( 1Oм=1В/1А,…)
д) Принцип действия прибора, цена деления, снятие показаний с приборов.
III уровень:
а) Умение применять теорию для объяснения материала (на основе МКТ объяснить давление газа, диффузию…)
б) Умение графически изобразить взаимосвязь физических величин(p,V; I, U;…)
в) Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы.
г) Умение производить расчеты по известным формулам.
д) Исторические представления (корпускулярно-волновой дуализм, …)
Самый простой вид проверки знаний, используемый мною на уроках - это фронтальный, устный опрос. При этой работе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Я его использую для выяснения готовности группы к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке. Исходим из содержания проверяемого материала и цели проверки - за короткое время проверить состояние знаний группы в целом, т.е. надо опросить большую часть группы. При фронтальном опросе я выделяю следующие стадии:
а) Проверка самого факта знаний и не знаний
б) Проверка понимания.
в) Выяснение причины непонимания.
г) Устранение причины непонимания.
д) Практическое применение данного вопроса (если это возможно).
Этот метод я широко использую при обобщении или повторении учебного материала.
Физика – наука экспериментальная. Наблюдения и опыты - это источник знаний о природе физических явлений. Опыт является своего рода критерием оценки знаний (наблюдения, измерения, анализ полученных студентами результатов). Но то, что я показываю студентам на демонстрационном столе, они воспринимают как готовый фокус. А результаты своего эксперимента (пусть даже самого простого) они воспринимают как открытие. Поэтому на более высокий уровень при проверке знаний студентов ставятся лабораторные работы. Их несомненным преимуществом является высокая активность и самостоятельность студентов при выполнении эксперимента, проверка умения работы с физическими приборами, навыки обработки эксперимента или наблюдения.
В процессе учебного материала выделяются фронтальные лабораторные работы и физические практикумы. Можно для разного уровня студентов составить работы различного рода сложности и характера задания, учитывая индивидуальные интересы и склонности, их творческие способности. На одну и ту же тему можно разработать несколько видов работ.
Например:
1-с подробными инструкциями;
2-с краткими указаниями;
3-лишь сформулировать задачу (студенты самостоятельно подбирают оборудование, схему выполнения работы).
Любая лабораторная работа вырабатывает навыки самостоятельной работы, развивает их творческие способности с учетом индивидуальных способностей каждого. Лабораторные работы обеспечивают структурное единство целей, мотивов, содержаний, методов и средств учебной работы студентов; реализацию правил: от просто к сложному, от известного к неизвестному; формирование интересов к изучаемой дисциплине, сочетание индивидуальной и групповой формы учебной деятельности студентов.
По разным лабораторным работам я выделяю контроль знаний по следующим типам:
1 тип - важнейшие соотношения физики (II закон Ньютона, закон фотоэффекта, …)
2 тип – метод измерения физических величин (I, U, C, L, …)
3 тип – исследование физических характеристик различных явлений (g=9.8м/с2, магнитная индукция поля, …)
4 тип – проверка технических характеристик и параметров материалов, устройств, приборов (модуль упругости резины, кривые зависимости, …)
5 тип – моделирование физико-техническое (сборка и испытание автоматических устройств, модели физических приборов)
Очень часто можно студентам давать задания по постановке новой лабораторной работы. Пусть он (студент) делает то же, что и все остальные впоследствии, но ведь он проделывает эту работу первым. Здесь проверяется не только физический закон, а способности студента к постановке и выполнению физического эксперимента. При выполнении таких работ студенты сами подбирают подходящие приборы из имеющихся в кабинете физики, выполняют работы, после результаты сравниваются (погрешности измерений). Если они очень велики, помогаем найти основные ошибки, и определяем возможность их устранения.
Изучение учебных предметов для нас «сумма знаний и умений». Существует обязательный и необязательный материал для итогового овладения. Но это не значит, что содержание учебного процесса нужно сводить к изложению минимума знаний. Обязательный уровень чаще сводится к выведению итоговой оценки, но она в значительной мере субъективна. Расхождения бывают из-за изменения качества знаний в конце года, по сравнению с качеством знаний в процессе обучения.
С помощью тестов (если систематически проводить итоговый контроль), то у каждого студента появляется возможность оценивать свои успехи по объективным критериям. Мне же они дают достаточно полную картину успехов каждого студента в овладении знаниями и умениями в соответствии с обязательными требованиями стандартов нового поколения. Если обнаруживаются пробелы, то я могу оказать индивидуальную помощь каждому студенту, выявить особо одаренных и оказать им помощь в развитии способностей.
Оцениваем знания по тестам следующим образом:
Нижняя граница – “3”(зачет) – 70% правильных ответов. Если 70%, то студент уже сможет успешно пополнять свои знания.
“4”(хорошо), если из 20 – 30 вопросов 2 - 3 неправильных (90% из заданий теста) - это показатель полного освоения необходимого минимума.
Задания повышенного уровня (на применение знаний в незнакомой ситуации, на творческое применение знаний). Это задание не для всех, но для ”5”(отлично) нужно его выполнить. Чёткий смысл приобретённого “5” – это то, что студент овладел не только минимумом знаний и умений, но и проявил повышенные способности, умения применять эти знания, т.е. базовый уровень успешно освоен. Если 25 вопросов, то из них 18 – 19 по основному содержанию для I и II уровня знаний. Но по результатам выполнения этих заданий я не могу полностью проследить за ходом мысли студента, проконтролировать способность построения логически связного устного ответа. Для эффективности необходимо сочетать различные формы письменной, устной проверки знаний, умений и навыков студентов. Хорошо бы, если тестовые задания проверялись с применением различного типа контролирующих машин и компьютера.
Очень часто я в своей работе использую такую форму проверки знаний, как физически диктанты. Они рассчитаны на проверку знаний большого количества студентов. Они дают возможность подготовить студентов к усвоению нового материала, решению задач, провести обобщение изученного. Помогают предупредить пробелы, подготовиться к выполнению эксперимента и.т.д. Это обычно перечень вопросов, на которые они сразу должны написать ответы.
Чаще всего в них включены:
- буквенные обозначения физических величин, название единиц измерения (I уровень);
- определения физических величин, их единиц измерения, соотношения между единицами (II уровень);
- формулировка физических законов, явлений, математическая связь между физическими величинами (III уровень);
- графические зависимости (IV уровень);
- назначения физических приборов (V уровень).
Любой физический диктант, их количество, последовательность проведения определяются особенностями темы, учебными задачами.
Проводим различного рода физические диктанты:
- знание физических законов;
- проверка знаний формул;
- проверка знаний физических величин;
- проверка знаний физических явлений.
Например: по теме «Магнитное поле» 2 вида физического диктанта, которые я использую на занятиях.
I тип. «Проверка законов и физических явлений»
1.Способы обнаружения магнитного поля.
2.Условия возникновения магнитного поля.
3.Определение магнитного поля.
4.Закон Ампера.
5.Определение силы Лоренца.
6.Определение потока магнитной индукции.
II тип. «Знание физических величин и их определения»
1.Единица магнитной индукции.
2.Её определение, наименование.
3.Единица магнитного потока, её измерение.
Контрольные работы теоретические вопросы я не включаю, т.к. эта письменная работа требует много усилий и времени. Эта одна из обязательных и систематических форм проверки знаний по основным темам. Студенты должны заранее знать об этом, это психологически повышает их активность, они планируют заранее свою деятельность. Количество вопросов(2,4,6,8…) – вопрос спорный. Чем больше, тем более самостоятельно студенты выполняют эту работу. Но для меня это требует больше затрат времени на подготовку, проведение работы и труднее выбрать задания одного уровня сложности для всех. В отличие от контрольных работ проверочные и самостоятельные работы выполняются студентами с использованием учебников, тетрадей, справочников, могут обращаться ко мне за помощью.
Например: проверочная работа по теме «Агрегатные состояния вещества» с использованием таблиц:
Рассказ о веществе, используя таблицы
Схема ответа:
а) название вещества, его состояние;
б) плотность (физический смысл, найти значения в таблице);
в) удельная теплоемкость (физический смысл, найти значения в таблице);
г) температура кипения (плавления);
д) удельная теплота парообразования, плавления, теплота сгорания (физический смысл, найти значения в таблице).
Это заставляет студентов вспомнить, в каком состоянии находятся вещества, его характеристики, их определения, единицы величин, суть процессов. За время 20-25 минут можно опросить 4-5 студентов. Такую же работу они могут проделать, объяснив те или иные факты и явления по учебным рисункам и плакатам.
Часто используется дидактический материал, включающий в себя разнообразные вопросы, задачи и упражнения по физике, которые помогают осуществить дифференцированный подход к студентам. Дидактические игры по всем разделам физики позволяют сделать учебный процесс более интересным и привлекательным. Вопросы охватывают весь учебный материал (17-20 заданий).
I группа ориентирована на усвоение студентами основного материала (рассчитана на каждого студента).
II группа предназначена для развития мышления, углубления понимания ими заложенного материала – это задания на анализ, сопоставление фактов, проведение самостоятельных наблюдений, эксперимента, получение выводов на основе рассуждений и т.д.
Эти задания расширяют знания студентов, развивают их воображение, творческие способности.
III группа «Давай поиграем» - это игры физического содержания для заинтересованности студентов, для разнообразия и стимулирования познавательного «азарта» ребят, но и одновременно для закрепления знаний. Игры – это достаточно важный элемент обучения, который вполне полезен и уместен на занятиях.
Например: «Состояния веществ»
I группа вопросов:
Какие вещества называются агрегатными?
Какие агрегатные состояния вы знаете?
3.
.
.
II группа вопросов:
Какие именно тела в физике называются твердыми?
В чем состоит их основное отличие от жидкостей?
Какие внешние и внутренние признаки кристаллов?
…
Игра
За 30 секунд выписать те слова, в которых вода в твердом состоянии (иней, роса, туман, снег, ручей, лед, …)
Составить научно-популярный рассказ о событиях жизни (парообразование, облако, роса, дождь, кипение, …)
Очень часто прошу ребят заполнить таблицы:
Испарение Кипение
Происходит при определенной температуре.
Происходит при любой температуре
Зависит от температуры
Не требует постоянного источника тепла
…
…
.
.
Поставить «+» в той колонке, где эти утверждения подходят.
Например: по разделу «Электричество» можно дать задания:
Расставить условные обозначения по местам
Названия: Условные обозначения:
Конденсатор
L
Катушка
Амперметр А
Вольтметр V
Физические символы Буквенные обозначения Измерения
Сила тока I А
Сопротивление R Ом
Напряжение U В
Мощность тока P Вт
Проблема проверки знаний, умений и навыков студентов многогранна и широка, поэтому в данной работе я не могу достаточно полно ее освятить. Насколько существенны различные виды проверок каждый из нас исходит из дидактических, методических требований, используя совершенно разные формы и методы. Это обеспечит интерес студентов к процессу проверки и, в конце концов, для нас совершенствуется сам процесс обучения и воспитания. Главное, студенты любят учиться и учиться хорошо. Весь секрет в том, как сделать, чтобы им казалось, что легко и что у них все получается. Поэтому все инновационные технологии, приемы направлены на главное – на процесс познания. Очень хочется, чтобы не было ужаса в глазах, никто бы не прятался за спины и, конечно, на все мои вопросы был бы «лес» рук. Чтобы урок не превратился в напряжение, в страх и ожидание неприятностей. Не так важно запомнить, зазубрить, важно размышление, рассуждение, умение обосновать причинно-следственные связи. Поэтому, применяя различные современные технологии, приходится очень-очень постараться, чтобы на занятиях создавалось непринужденная, творческая обстановка, раскованность и появилось желание учиться.