kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  современном мире человеческая личность успешно развивается и самореализовывается лишь на основе успешного развития своих интеллектуальных способностей. Чтобы выбрать свою роль и место в современном мире человеку необходимо понимать,  что собой представляет современный окружающий мир и по каким законам он развивается, необходимы знания о современном мире. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики.»

Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики.

Хатмуллина Л.К.,
преподаватель физики, ГАПОУ УТЭК, г. Уфа



В современном мире человеческая личность успешно развивается и самореализовывается лишь на основе успешного развития своих интеллектуальных способностей. Чтобы выбрать свою роль и место в современном мире человеку необходимо понимать, что собой представляет современный окружающий мир и по каким законам он развивается, необходимы знания о современном мире.

Приобретение системы знаний о мире и его законах, умение применять эти знания остаётся одной из наших целей обучения каждого учащегося в любом образовательном учреждении. Старый подход к обучению нам кажется логичным и неоспоримым. Но наше время требует и диктует новые методы преподавания. Понятия «забыл - вспомнит», «кто не понял – поймет», «пропустил – нагонит»- уже практически не срабатывают. Необходимо в процессе преподавания «физики» находить все новые и новые подходы, чтобы студентам было легче учиться, а нам легче учить. Чтобы учебный материал усваивался прочно и безболезненно, чтобы интерес не сменился скукой, инициатива – пассивностью, добрая воля – насилием. Чтобы лучшие студенты на занятиях не зевали от скуки и не отключались из–за непонимания другие. В лучшем случае они будут добросовестно глядеть нам в глаза, и ждать звонка.

Одним из важнейших структурных элементов каждого занятия и всего процесса обучения в целом является проверка знаний, умений и навыков студентов. Хороший преподаватель не станет излагать новый материал пока не убедиться в полном понимании и усвоении своими студентами только что пройденного. А для студента проверка его знаний – это источник глубоких переживаний, он ощущает удовлетворённость своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда и интерес к учебе.

Поэтому очень важно подробно рассматривать какое место занимает проверка и оценка знаний, какие потенциальные возможности заложены в ней, какие возможности можно развить. Мы не должны её узко понимать и присваивать ей только контролирующую роль. Но педагогическая природа проверки гораздо глубже и многограннее. Мы все знаем такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. Их выделяют ученые – педагоги и методисты. Проверка знаний – сложный этап и для преподавателя и для студента. Для нас он сложен в теоретическом, методическом, организационном отношении, а для наших студентов в психологическом плане. На этапе проверки знаний мы не только отрабатываем знания студентов, но и учим их выделять главное, уметь «сортировать» материал.

Например: тема «Электрическое поле».

Мы вводим понятие «напряженность электрического поля». Прежде всего, я проверяю знание и понимание физического смысла напряженности, необходимость его введения, способы определения численного значения, единицу измерения и т.д. По мере постановки вопроса выявляется самое основное в этом разнообразном материале.

Например: использовать знание об атмосферном давлении.

  1. Рассказать об атмосферном давлении.

  2. Доказать, что оно существует.

  3. Рассказать об устройствах, принципе действия.

  4. Рассказать, как люди узнали о существовании атмосферного давления.

При этом происходит углубление, расширение и упрочение знаний.

Например: тема «Механические колебания. Волны».

Студенты уже знают явление резонанса. Повторив сущность механического резонанса, условия возникновения, выделив общее и различное можно предложить студентам самостоятельно подготовить рассказ об электрическом резонансе. Мы вместе подводим итог, показываем эксперимент, студенты дополняют, высказывают свои замечания.

Хочется выделить уровни проверки знаний, которые я использую в своей работе:

I уровень (низший – прямое запоминание, опирается на память):

а) Уметь устно и письменно описать физическое явление.

б) Отдельные факты из истории явления.

в) Знание приборов и их применение.

г) Знание буквенных обозначений.

д) Условные обозначения приборов на схемах.

II уровень:

а) Знание теории, лежащей в основе этого явления.

б) Знание и понимание формулировок физических явлений, их математическая запись.(I=U/R, P=A/t,…)

в) Знание и понимание физических величин(c,r,E….)

г) Знание единиц физических величин.( 1Oм=1В/1А,…)

д) Принцип действия прибора, цена деления, снятие показаний с приборов.

III уровень:



а) Умение применять теорию для объяснения материала (на основе МКТ объяснить давление газа, диффузию…)

б) Умение графически изобразить взаимосвязь физических величин(p,V; I, U;…)

в) Умение сопровождать ответ экспериментом, подбирать необходимые для этого приборы.

г) Умение производить расчеты по известным формулам.

д) Исторические представления (корпускулярно-волновой дуализм, …)



Самый простой вид проверки знаний, используемый мною на уроках - это фронтальный, устный опрос. При этой работе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Я его использую для выяснения готовности группы к изучению нового материала, для определения сформированности понятий, для проверки домашних заданий, для поэтапной проверки учебного материала, только что разобранного на уроке. Исходим из содержания проверяемого материала и цели проверки - за короткое время проверить состояние знаний группы в целом, т.е. надо опросить большую часть группы. При фронтальном опросе я выделяю следующие стадии:

а) Проверка самого факта знаний и не знаний

б) Проверка понимания.

в) Выяснение причины непонимания.

г) Устранение причины непонимания.

д) Практическое применение данного вопроса (если это возможно).

Этот метод я широко использую при обобщении или повторении учебного материала.

Физика – наука экспериментальная. Наблюдения и опыты - это источник знаний о природе физических явлений. Опыт является своего рода критерием оценки знаний (наблюдения, измерения, анализ полученных студентами результатов). Но то, что я показываю студентам на демонстрационном столе, они воспринимают как готовый фокус. А результаты своего эксперимента (пусть даже самого простого) они воспринимают как открытие. Поэтому на более высокий уровень при проверке знаний студентов ставятся лабораторные работы. Их несомненным преимуществом является высокая активность и самостоятельность студентов при выполнении эксперимента, проверка умения работы с физическими приборами, навыки обработки эксперимента или наблюдения.

В процессе учебного материала выделяются фронтальные лабораторные работы и физические практикумы. Можно для разного уровня студентов составить работы различного рода сложности и характера задания, учитывая индивидуальные интересы и склонности, их творческие способности. На одну и ту же тему можно разработать несколько видов работ.

Например:

1-с подробными инструкциями;

2-с краткими указаниями;

3-лишь сформулировать задачу (студенты самостоятельно подбирают оборудование, схему выполнения работы).

Любая лабораторная работа вырабатывает навыки самостоятельной работы, развивает их творческие способности с учетом индивидуальных способностей каждого. Лабораторные работы обеспечивают структурное единство целей, мотивов, содержаний, методов и средств учебной работы студентов; реализацию правил: от просто к сложному, от известного к неизвестному; формирование интересов к изучаемой дисциплине, сочетание индивидуальной и групповой формы учебной деятельности студентов.

По разным лабораторным работам я выделяю контроль знаний по следующим типам:

1 тип - важнейшие соотношения физики (II закон Ньютона, закон фотоэффекта, …)

2 тип – метод измерения физических величин (I, U, C, L, …)

3 тип – исследование физических характеристик различных явлений (g=9.8м/с2, магнитная индукция поля, …)

4 тип – проверка технических характеристик и параметров материалов, устройств, приборов (модуль упругости резины, кривые зависимости, …)

5 тип – моделирование физико-техническое (сборка и испытание автоматических устройств, модели физических приборов)

Очень часто можно студентам давать задания по постановке новой лабораторной работы. Пусть он (студент) делает то же, что и все остальные впоследствии, но ведь он проделывает эту работу первым. Здесь проверяется не только физический закон, а способности студента к постановке и выполнению физического эксперимента. При выполнении таких работ студенты сами подбирают подходящие приборы из имеющихся в кабинете физики, выполняют работы, после результаты сравниваются (погрешности измерений). Если они очень велики, помогаем найти основные ошибки, и определяем возможность их устранения.

Изучение учебных предметов для нас «сумма знаний и умений». Существует обязательный и необязательный материал для итогового овладения. Но это не значит, что содержание учебного процесса нужно сводить к изложению минимума знаний. Обязательный уровень чаще сводится к выведению итоговой оценки, но она в значительной мере субъективна. Расхождения бывают из-за изменения качества знаний в конце года, по сравнению с качеством знаний в процессе обучения.

С помощью тестов (если систематически проводить итоговый контроль), то у каждого студента появляется возможность оценивать свои успехи по объективным критериям. Мне же они дают достаточно полную картину успехов каждого студента в овладении знаниями и умениями в соответствии с обязательными требованиями стандартов нового поколения. Если обнаруживаются пробелы, то я могу оказать индивидуальную помощь каждому студенту, выявить особо одаренных и оказать им помощь в развитии способностей.

Оцениваем знания по тестам следующим образом:

Нижняя граница – “3”(зачет) – 70% правильных ответов. Если 70%, то студент уже сможет успешно пополнять свои знания.

“4”(хорошо), если из 20 – 30 вопросов 2 - 3 неправильных (90% из заданий теста) - это показатель полного освоения необходимого минимума.

Задания повышенного уровня (на применение знаний в незнакомой ситуации, на творческое применение знаний). Это задание не для всех, но для ”5”(отлично) нужно его выполнить. Чёткий смысл приобретённого “5” – это то, что студент овладел не только минимумом знаний и умений, но и проявил повышенные способности, умения применять эти знания, т.е. базовый уровень успешно освоен. Если 25 вопросов, то из них 18 – 19 по основному содержанию для I и II уровня знаний. Но по результатам выполнения этих заданий я не могу полностью проследить за ходом мысли студента, проконтролировать способность построения логически связного устного ответа. Для эффективности необходимо сочетать различные формы письменной, устной проверки знаний, умений и навыков студентов. Хорошо бы, если тестовые задания проверялись с применением различного типа контролирующих машин и компьютера.

Очень часто я в своей работе использую такую форму проверки знаний, как физически диктанты. Они рассчитаны на проверку знаний большого количества студентов. Они дают возможность подготовить студентов к усвоению нового материала, решению задач, провести обобщение изученного. Помогают предупредить пробелы, подготовиться к выполнению эксперимента и.т.д. Это обычно перечень вопросов, на которые они сразу должны написать ответы.

Чаще всего в них включены:

- буквенные обозначения физических величин, название единиц измерения (I уровень);

- определения физических величин, их единиц измерения, соотношения между единицами (II уровень);

- формулировка физических законов, явлений, математическая связь между физическими величинами (III уровень);

- графические зависимости (IV уровень);

- назначения физических приборов (V уровень).

Любой физический диктант, их количество, последовательность проведения определяются особенностями темы, учебными задачами.

Проводим различного рода физические диктанты:

- знание физических законов;

- проверка знаний формул;

- проверка знаний физических величин;

- проверка знаний физических явлений.

Например: по теме «Магнитное поле» 2 вида физического диктанта, которые я использую на занятиях.

I тип. «Проверка законов и физических явлений»

1.Способы обнаружения магнитного поля.

2.Условия возникновения магнитного поля.

3.Определение магнитного поля.

4.Закон Ампера.

5.Определение силы Лоренца.

6.Определение потока магнитной индукции.

II тип. «Знание физических величин и их определения»

1.Единица магнитной индукции.

2.Её определение, наименование.

3.Единица магнитного потока, её измерение.

Контрольные работы теоретические вопросы я не включаю, т.к. эта письменная работа требует много усилий и времени. Эта одна из обязательных и систематических форм проверки знаний по основным темам. Студенты должны заранее знать об этом, это психологически повышает их активность, они планируют заранее свою деятельность. Количество вопросов(2,4,6,8…) – вопрос спорный. Чем больше, тем более самостоятельно студенты выполняют эту работу. Но для меня это требует больше затрат времени на подготовку, проведение работы и труднее выбрать задания одного уровня сложности для всех. В отличие от контрольных работ проверочные и самостоятельные работы выполняются студентами с использованием учебников, тетрадей, справочников, могут обращаться ко мне за помощью.

Например: проверочная работа по теме «Агрегатные состояния вещества» с использованием таблиц:

  1. Рассказ о веществе, используя таблицы

Схема ответа:

а) название вещества, его состояние;

б) плотность (физический смысл, найти значения в таблице);

в) удельная теплоемкость (физический смысл, найти значения в таблице);

г) температура кипения (плавления);

д) удельная теплота парообразования, плавления, теплота сгорания (физический смысл, найти значения в таблице).

Это заставляет студентов вспомнить, в каком состоянии находятся вещества, его характеристики, их определения, единицы величин, суть процессов. За время 20-25 минут можно опросить 4-5 студентов. Такую же работу они могут проделать, объяснив те или иные факты и явления по учебным рисункам и плакатам.

Часто используется дидактический материал, включающий в себя разнообразные вопросы, задачи и упражнения по физике, которые помогают осуществить дифференцированный подход к студентам. Дидактические игры по всем разделам физики позволяют сделать учебный процесс более интересным и привлекательным. Вопросы охватывают весь учебный материал (17-20 заданий).

I группа ориентирована на усвоение студентами основного материала (рассчитана на каждого студента).

II группа предназначена для развития мышления, углубления понимания ими заложенного материала – это задания на анализ, сопоставление фактов, проведение самостоятельных наблюдений, эксперимента, получение выводов на основе рассуждений и т.д.

Эти задания расширяют знания студентов, развивают их воображение, творческие способности.

III группа «Давай поиграем» - это игры физического содержания для заинтересованности студентов, для разнообразия и стимулирования познавательного «азарта» ребят, но и одновременно для закрепления знаний. Игры – это достаточно важный элемент обучения, который вполне полезен и уместен на занятиях.

Например: «Состояния веществ»

I группа вопросов:

  1. Какие вещества называются агрегатными?

  2. Какие агрегатные состояния вы знаете?

3.

.

.

II группа вопросов:

  1. Какие именно тела в физике называются твердыми?

  2. В чем состоит их основное отличие от жидкостей?

  3. Какие внешние и внутренние признаки кристаллов?

Игра

  1. За 30 секунд выписать те слова, в которых вода в твердом состоянии (иней, роса, туман, снег, ручей, лед, …)

  2. Составить научно-популярный рассказ о событиях жизни (парообразование, облако, роса, дождь, кипение, …)

Очень часто прошу ребят заполнить таблицы:

Испарение Кипение

  1. Происходит при определенной температуре.

  2. Происходит при любой температуре

  3. Зависит от температуры

  4. Не требует постоянного источника тепла

.

.

Поставить «+» в той колонке, где эти утверждения подходят.

Например: по разделу «Электричество» можно дать задания:

  1. Расставить условные обозначения по местам

Названия: Условные обозначения:

Конденсатор

L

Катушка

Амперметр А

Вольтметр V

  1. Физические символы Буквенные обозначения Измерения

Сила тока I А

Сопротивление R Ом

Напряжение U В

Мощность тока P Вт

Проблема проверки знаний, умений и навыков студентов многогранна и широка, поэтому в данной работе я не могу достаточно полно ее освятить. Насколько существенны различные виды проверок каждый из нас исходит из дидактических, методических требований, используя совершенно разные формы и методы. Это обеспечит интерес студентов к процессу проверки и, в конце концов, для нас совершенствуется сам процесс обучения и воспитания. Главное, студенты любят учиться и учиться хорошо. Весь секрет в том, как сделать, чтобы им казалось, что легко и что у них все получается. Поэтому все инновационные технологии, приемы направлены на главное – на процесс познания. Очень хочется, чтобы не было ужаса в глазах, никто бы не прятался за спины и, конечно, на все мои вопросы был бы «лес» рук. Чтобы урок не превратился в напряжение, в страх и ожидание неприятностей. Не так важно запомнить, зазубрить, важно размышление, рассуждение, умение обосновать причинно-следственные связи. Поэтому, применяя различные современные технологии, приходится очень-очень постараться, чтобы на занятиях создавалось непринужденная, творческая обстановка, раскованность и появилось желание учиться.









13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Способы активизации познавательной деятельности студентов на уроке физики.

Автор: Хатмуллина Луиза Касимовна

Дата: 13.04.2016

Номер свидетельства: 318141

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад "Способы развития познавательной активности студентов при изучении физики""
    ["seo_title"] => string(75) "dokladsposobyrazvitiiapoznavatielnoiaktivnostistudientovpriizuchieniifiziki"
    ["file_id"] => string(6) "339590"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1471362683"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Методические рекомендации, тема "Активизация мыслительной деятельности студентов на уроках физики с применением ИКТ" "
    ["seo_title"] => string(132) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-tiema-aktivizatsiia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-studientov-na-urokakh-fiziki-s-primienieniiem-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "211271"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431595974"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "методический материал, тема "Активизация мыслительной деятельности студентов с применением ИКТ на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskii-matierial-tiema-aktivizatsiia-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-studientov-s-primienieniiem-ikt-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225219"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439488695"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Методическая разработка открытого занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Решение логарифмических уравнений»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_otkrytogo_zaniatiia_po_distsipline_matematika_na_tem_1"
    ["file_id"] => string(6) "498565"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549379788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Внеклассное мероприятие по физике "Счастливый случай" "
    ["seo_title"] => string(61) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-fizikie-schastlivyi-sluchai-1"
    ["file_id"] => string(6) "245819"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446218086"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства