Создание на уроке физики среды для проявления и развития способностей каждого ребенка
Создание на уроке физики среды для проявления и развития способностей каждого ребенка
Придя работать в малокомплектную школу, я столкнулась с тем, что рябят интересующихся физикой не так и много. Изучение методической литературы натолкнуло на мысль, что обучая каждого ребенка, а не класс в общем, можно достичь какого-либо результата.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание на уроке физики среды для проявления и развития способностей каждого ребенка»
Создание на уроке физики среды для проявления и развития способностей каждого ребенка
Придя работать в малокомплектную школу, я столкнулась с тем, что рябят интересующихся физикой не так и много. Изучение методической литературы натолкнуло на мысль, что обучая каждого ребенка, а не класс в общем, можно достичь какого-либо результата. В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).
При коллективном обучении очень сложно увидеть отдельно каждого ученика. Учитель работает с классом, с тем ребенком, который более успешен по данному предмету. Остальные ребята остаются в тени. Им становиться неинтересно на одном уроке, на другом, а после, и в целом в школе.
Как сделать так, чтобы каждый ребенок смог реализовать свои способности, чтобы на каждом уроке ему было интересно. Какие методы и приемы использовать для того, чтобы успешным на уроке смог быть каждый учащийся. В современном образовании основными идеями являются признание уникальности человеческой личности и создание условий для индивидуального личностно ориентированного обучения. На урок приходят разные ребята, и физика интересует далеко не всех, так как каждый ребенок обладает ему присущими способностями. По мнению С. Рубинштейна, развитие способностей подчиняется правилу спирали: реализованная возможность одного уровня открывает переход к реализации возможности более высокого уровня. Наиболее интенсивно развиваются способности при занятиях, сложность которых находится в зоне ближайшего развития (по Л. Выготскому).
. В основе новых стандартов образования лежит деятельностный подход в обучении учащихся, который осуществить можно с помощью проектной деятельности. Создать условия для проявления и развития способностей каждого ребенка можно через данную технологию.
Проектная деятельность подразумевает такое понятие как — «творчество». Творчество — это способность познавать мир, это одна из сторон развития личности, относящийся к переходу на более высокий интеллектуальный уровень.
Изучение физики начинается с 7 класса. В этом возрасте происходят изменения в мышлении. Учащимся требуются факты и доказательства. Возрастает способность к логическому мышлению, проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Учитель, который заинтересован в успехе каждого ребенка, будет делать все, чтобы каждый учащийся на уроке работал в меру своих возможностей. В условиях малокомплектной школы это будет сделать не так уж и сложно.
Как любой предмет естествознания, физика предполагает большое количество практической работы. Ребята выполняют фронтальные лабораторные работы, учитель демонстрирует эксперименты. Но, как гласит китайская пословица :
«Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.»
Поэтому практически для каждого урока физики я готовлю ребятам задания, при выполнении которых, каждый учащийся смог приобрести самостоятельно знания, смог что-то сам сделать своими руками, чтобы он смог увидеть результат своей деятельности.
При изучении темы «Внутренняя энергия» в 8 классе учащимся на парты раздаю набор тел: проволока, пластилиновый шарик, желоб, на конце которого свинцовый цилиндр и шарик. У каждого на столе лежит карточка, по которой они выполняют задания. Выполняя поэтапно задания, ребята самостоятельно приходят к выводу о переходе механической энергии в учебнике. Этот же опыт учитель смог бы продемонстрировать сам. Но как важно, чтобы ребенок сам получил новые знания. После выполнения любого задания ребята презентуют свои выводы, причем, это они могут сделать в той форме, в которой им больше нравится. Они могут устно рассказать, сделать рисунок, схему. И не секрет, что в любом классе есть такие ученики, которые не могут делать выводы, проанализировать свою деятельность – им предлагаю показать, как они выполняли свою работу. С каждым ребенком работа происходит в зоне ближайшего его развития.
Работа по предмету не заканчивается на уроке. Если ребенок систематически занимался проектной деятельностью на уроке, ему хочется продолжить эти занятия. Ребята с удовольствием выполняют домашние задания творческого характера. Например, при изучении темы «Сообщающиеся сосуды» в 7 классе некоторые берутся сделать фонтан, причем, кто-то делает модель фонтана, а кто-то макет парка, в котором располагается фонтан. С удовольствием ребята продолжают заниматься физикой и в предметном кружке. Самостоятельно проводят исследовательскую работу. Элективный курс «Физика в быту» я также разрабатывала на основе системно-деятельностного подхода. На занятиях ребятам предлагается сделать приборы, изучить тему за чашкой чая, произвести расчет по карте.
Важную роль в развитии способностей учащихся играет взаимодействие учителя и родителей. Важно раскрыть перед родителями способности их ребенка. Выступил ученик на школьной конференции, на которую были приглашены родители, и можно услышать в зале реплику: «А мой-то тоже может!»
Таким образом, планируя работу на уроке физики с каждым учащимся на основе системно-деятельностного подхода, формируем у них умение анализировать, сопоставлять, Может быть, учащийся, став взрослым человеком, не свяжет свою судьбу с физикой, но его умение самостоятельно добывать знания пригодится ему и в любой другой профессии.
Системно-деятельностный подход в преподавании физики предполагает работу по различным направлениям: самостоятельная работа учащихся на уроке, где учитель выступает в роли дирижера, творческие домашние задания, исследовательские работы на предметном кружке, тематические вечера.
Учащиеся нашей школы каждый год выбирают при итоговой аттестации и в 9, и в 11 классах экзамен по физике. Выступают на школьных конференциях со своими исследовательскими работами. Один из членов кружка принимал участие в работе XIV областной научном форуме молодых исследователей «Шаг в будущее-2011» и его работа была отобрана на научно-практическую выставку. Выпускники при поступлении в ВУЗы и СУЗы выбирают профессию, связанную с физикой.
Самый главный результат для любого учителя – это успешность его учеников в школе, а самое главное, в дальнейшей жизни.