kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Системно - деятельностный подход в обучении физике как основа ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

наш бурный век развития цивилизации в области экономики, науки и техники знания довольно быстро устаревают или оказываются недостаточными. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным.  Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие интеллектуального потенциала школьника, его успешное жизненное самоопределение. С этим связано внедрение образовательных стандартов второго поколения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Системно - деятельностный подход в обучении физике как основа ФГОС»

Системно – деятельностный подход в обучении физике как основа ФГОС.

«Единственный путь, ведущий

к знанию – это деятельность».

Б.Шоу.

В наш бурный век развития цивилизации в области экономики, науки и техники знания довольно быстро устаревают или оказываются недостаточными. Поэтому вопрос о качестве образования был и остаётся самым актуальным. Основным критерием качественного образования должны стать его социальные результаты – у выпускника школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие интеллектуального потенциала школьника, его успешное жизненное самоопределение. С этим связано внедрение образовательных стандартов второго поколения. Принципиальным отличием этих стандартов является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетенции. В основу Стандарта второго поколения положен системно- деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Основными компонентами овладения знаниями при таком подходе являются: восприятие информации, её анализ, запоминание и самооценка. Системно-деятельностный подход в образовании предполагает организацию и создание учителем необходимых усло­вий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индиви­дуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных инте­ресах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях. Предполагает выбор учащимися темы, проблемы, материала, самостоятельный поиск недо­стающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости. Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться и тем самым, овладевать универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Таким образом, системно-деятельностный подход способствует формированию таких ключевых компетентностей учащихся, как:

  • готовность к разрешению проблем,

  • технологическая компетентность,

  • готовность к самообразованию,

  • готовность к использованию информационных ресурсов,

  • готовность к социальному взаимодействию,

  • коммуникативная компетентность.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную среду для применения системно-деятельностного подхода.

Современный урок физики должен быть ориентирован на решение комплекса образовательных задач:

  1. усвоение учащимися основ фундаментальных физических теорий;

  2. формирование умений применять научные знания для анализа наблюдаемых процессов;

  3. развитие у учащихся таких личностных качеств, как наблюдательность, образное и аналитическое мышление;

  4. развитие творческих способностей учащихся, умений воспринимать и преобразовывать информацию, делать выводы;

  5. формирование и поддержание познавательного интереса к физике.

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Для реализации системно-деятельностного подхода на своих уроках физики я использую различные образовательные технологии: проблемное обучение, игровые технологии, групповые технологии, а в настоящее время у нас в школе появилась реальная возможность провести урок на более высоком уровне, благодаря внедрению в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интерактивной доски. Материал, представленный с помощью интерактивной доски, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить интерес к изучаемой теме. Хочется остановиться на конкретных примерах применения образовательных технологий как реализации системно- деятельностного подхода, в частности, на проблемном обучении. Основной этап в проблемном обучении – создание проблемной ситуации. На уроке в 7 классе при изучении темы: «Давление» создаётся следующая проблемная ситуация. «Это растение из семейства кувшинковых. Листья этого растения удивительно похожи на плотики. Некоторые из листьев выдерживают насыпанный песок массой до 50 кг, но если на лист поставить мешок с песком той, же массы, то лист деформируется и начинает тонуть. Насыпанный песок и мешок с песком создают разное давление, т.к. один и тот же вес действует на разную площадь. т. е. давление можно изменять. Почему?». Возникает проблема: « Почему?». Учащиеся пытаются найти ответ, выдвигая гипотезы, а затем вместе с учителем, проверяют правильность выдвинутых гипотез, приходя к решению проблемы. В результате ученики учатся самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать выводы. При организации учебной деятельности на уроке много внимания уделяю актуализации знаний, которая обогащает субъективный опыт учащихся, стимулирует проявление инициативы и самостоятельности. Толчком к открытию новых знаний опять же может быть слово, фраза, рисунок - всё, что создаёт поток ассоциаций, ощущений, воспоминаний, дающих возможность погрузить каждого ученика в обсуждаемую проблему. Например для определения темы урока «Агрегатные состояния вещества» читаю стихи:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит А.С. Пушкин

(О каком веществе идет речь в четверостишии? В каком состоянии находится вещество?)

На своих уроках я часто сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. В процессе групповой работы учащиеся учатся договариваться, отстаивать своё мнение, т.е. учатся деловому общению, что очень актуально в нашем современном обществе. Например в 8 классе при изучении темы «Агрегатные состояния вещества» учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает задание самостоятельно сформулировать основные свойства твёрдых, жидких и газообразных тел. Содержание отчётов учащихся группы для всех остальных в классе является новой информацией. Значит, от качества выполнения задания каждой группой зависит то, насколько хорошо все ученики усвоят материал. Работая в группе, учащиеся развивают информационные и коммуникативные компетентности, обучающиеся учатся слушать и слышать, задавать вопросы, комментировать высказывания, аргументировать своё мнение. На уроке физики использование информационно – коммуникационных технологий включает в себя не только использование интерактивной доски учителем, но и самими учащимися. При выступлении с презентациями по конкретной теме учащиеся используют интерактивную доску. Составляя презентации, обучающиеся учатся анализировать, выделять, обобщать, а защищая их, учащиеся развивают устную речь, коммуникативные способности. Также ещё хочется остановиться на применении игровых технологий.

Как правило, такие уроки (уроки-турниры, уроки-соревнования) провожу в конце изучения темы или раздела. Например, в 10 классе после изучения раздела «Кинематика» проводится урок-турнир, в котором класс делится на две команды. Им предлагаются различные конкурсы: конкур эрудитов, где каждая команда отвечает на вопрос ведущего (очки присваиваются по количеству правильных ответов); конкурс «Быстро и в точку», где командам предлагаются тестовые задания с выбором ответа; конкурс «Люди науки», в котором проверяются исторические факты о биографии учёных; конкурс «Порешаем!», в котором команды работают над задачами. Побеждает та команда, которая решила больше задач за определённое время; конкурс любителей кроссвордов, в котором команды обмениваются составленными ранее кроссвордами. После проведения конкурсов подводятся итоги и победители награждаются. Такие уроки проходят очень эмоционально, ведь здесь каждый несёт ответственность не только за себя, но и за всю команду, т.е. воспитывается командный дух. Также создаётся ситуация успеха, мотивирующая учащихся к включению в дальнейшую познавательную деятельность. Из сказанного видно, что системно-деятельностный подход реально приходит в образование, с его помощью мы решим такой сложный вопрос, как научить учиться. И хотя подготовка к таким урокам, несомненно, занимает больше времени, но результат оправдывает средства, ведь именно на таких уроках развивается и воспитывается личность, способная к самостоятельной творческой деятельности, развивается теоретическое мышление, информационные и коммуникативные компетентности, т.е. те качества личности, которые отвечают требованиям информационного общества. Самое прекрасное в уроке – это приобретение новых знаний. Сделать данный процесс деятельностным – прямая обязанность учителя!



Литература:

  1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачёва И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008;

  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного подхода. – М.: Москва, 2006;

  3. Хуторский А.В. Системно-деятельностный подход в обучении. – М.: Эйдос, 2012.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Системно - деятельностный подход в обучении физике как основа ФГОС

Автор: Джальджиреева Светлана Михайловна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«Реализация требований ФГОС ООО по изобразительному искусству в 5 классе» "
    ["seo_title"] => string(77) "riealizatsiia-triebovanii-fgos-ooo-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "105702"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402904421"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Программа по повышению качества знаний предметов естественно- научного цикла "
    ["seo_title"] => string(89) "proghramma-po-povyshieniiu-kachiestva-znanii-priedmietov-iestiestvienno-nauchnogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "245190"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446080970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства