kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие исследовательских способностей обучающихся через эксперимент в ходе внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность внеурочной деятельности обусловлена развитием у школьников мотивации к изучению физики. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие исследовательских способностей обучающихся через эксперимент в ходе внеурочной деятельности»

Развитие исследовательских способностей обучающихся через

эксперимент в ходе внеурочной деятельности



Внеурочная деятельность школьника является неотъемлемой частью современного школьного образования. Среди разнообразных видов внеурочной деятельности, призванных развивать обучающихся, достойное место занимает познавательная деятельность. Она ориентирована на создание:

  1. условий для неформального общения обучающихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность;

  2. метапредметных компетенций обучающихся (умение поставить цель и организовать ее достижение и др.);

  3. креативных качеств (гибкость ума, критичность мышления, наличие своего мнения);

  4. коммуникативных качеств (умение взаимодействовать с другими людьми, объектами окружающего мира и воспринимать информацию). [2]

Актуальность внеурочной деятельности обусловлена развитием у школьников мотивации к изучению физики. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения.

Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов учеников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, требующими от обучающихся самостоятельной деятельности.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе методов и приемов проектно-исследовательской деятельности. [1] Школьники всех возрастов с удовольствием проводят опыты, изучают новые явления в ходе эксперимента, создают коллективные и индивидуальные учебные проекты. В ходе этой практической деятельности лучше усваивается понятийный аппарат, представления о природных явлениях, формируется навык работы со сложными единицами измерений.

В рамках классно-урочной системы для проведения экспериментальной работы существуют технические трудности и временные ограничения. Внеурочная деятельность в этом смысле имеет ряд преимуществ: дает возможность ученикам интегрировать теоретические знания и практические навыки, возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Целью внеурочной деятельности по предмету физика является создание:

  • мотивационной основы для осознанного представления обучающихся о способах измерений физических величин и анализе полученных результатов;

  • условий для развития интереса к изучению физики и проведению физического эксперимента;

  • предпосылки для раскрытия обучающимися своего творческого потенциала

  • приобрести навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей

  • научиться выбирать рациональный метод измерений; выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты; критически оценивать полученную информацию

  • развивать навыки самоорганизации, самоконтроля, самооценки

  • умения применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

  • формирование убеждения в объективности научного знания

  • развитие теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать связь между измеряемыми величинами

  • развитие умения использовать знания по математике для решения физических задач.

Во внеурочной деятельности для обучающихся младших классов по физике можно предложить простые, но увлекательные учебные эксперименты [3,4].

Таблица 1

Практические работы на занятиях внеурочной деятельности по физике

?Тема работыЦель работыОборудование1Определение малых линейных размеров физических тел методом рядов

Научиться измерять размеры малых тел, выполнять измерения способом рядовЛинейка, нитки или тонкая проволока, горох, пшено, чечевица.2Определение объема тела правильной формыНаучиться определять объем тела правильной формыЛинейка ученическая, алюминиевый брусок, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда3Определение объема тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндраНаучиться определять объем тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндраИзмерительный цилиндр, стакан с водой, алюминиевый брусок, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, небольшое тело неправильной формы4Измерение времени метрономомНаучиться измерять время метрономом, сравнить полученные значения с точными значениямиМетроном (настроенным на 120 ударов в минуту), часы.5Измерение массы с помощью рычажных и пружинных весовНаучиться пользоваться рычажными и пружинными весами и с их помощью определять массу телаРычажные и пружинные весы, гири, несколько небольших тел разной массы6Определение температуры воздуха в кабинете и на улицеНаучиться измерять температуру воздухаУличный и комнатный термометр7Определение температуры холодной и горячей водыНаучиться измерять температуру водыВодный термометр8Измерение температуры своего тела в разное время сутокОпределить зависимость температуры человеческого тела от времени сутокМедицинский термометр9Определение фактов зависимости скорости диффузииОпределить факторы зависимости скорости диффузииПахучее вещество (духи, спирт), вата, лист бумаги, стакан с горячей и холодной водой, кристаллики марганцовки10Измерение силы трения, определение зависимости от других величинОпределить зависимость силы трения от массы тела и от материала поверхностиДеревянный брусок, динамометр, набор грузов, учебник.11Наблюдение взаимодействия наэлектризованных телНаблюдение взаимодействия наэлектризованных тел.Штатив с муфтой и лапкой, карандаш, пластмассовая ручка, полиэтиленовая пленка, кусок шелка, линейка и бумага.12Расчет давления воды на рыбку в аквариуме на разной глубинеОпределить давления воды на рыбку в аквариуме на разной глубине.Аквариум с рыбкой, линейка.13Выяснить условия плавания тел в водеСравнить плотности погруженных тел с плотностью водыСтакан с водой, стальной, латунный и пробковый шарики, таблица плотностей.14Вычисление скорости движения бруска по поверхности столаОпределить скорость движения бруска по поверхности стола.Деревянный брусок, неподвижный блок, нить, набор грузов, линейка.15Определение скорости замерзания горячей и холодной водыСравнить скорость замерзания горячей и холодной водыПластмассовые бутылки с холодной и с горячей водой, термометр.

Во многом занятия внеурочной деятельности являются пропедевтикой для изучения базового курса физики. На практических работах возникает естественный интерес к сложной науке, стирается психологический барьер перед изучением теоретического материала в старших классах [5]. Кроме того, занятия экспериментальной физикой в ходе внеурочной деятельности способствуют освоению обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, формированию компетенции школьников самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность, организовывать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками, что является одним из основных требований к результатам образовательной деятельности, которые выдвигает ФГОС.

Библиографический список

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.)/ Приказ Министерства образования и науки РФ от 17декабря 2010 г. ? 1897

  2. Наука измерять. Программа внеурочной деятельности по физике 6 класс. Развитие исследовательских способностей обучающихся/ авт.-сост. Н.Г.Рюмкина. - Волгоград: Учитель,2016.- 43 с.

  3. Гуревич А.Е. Введение в естественно-научные предметы. Естествознание. Физика. Химия. 5-6 кл.: учеб для общеобразоват. учреждений/ А.Е.Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. - М.: Дрофа, 2012. – 191,[1] с.: ил.

  4. Творческая физика. 5-9 классы. Познавательные игры. Оригинальные фокусы и опыты. Занимательные вопросы/ авт.-сост. В.И. Круковер .- Волгоград : Учитель.- 71 с.

  5. Степанова Г.Н. Раннее обучение физике. Физика в школе. Научно-метод. журнал ?4, 2007




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Агалакова Валентина Юрьевна

Дата: 27.01.2019

Номер свидетельства: 497361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Внеурочное занятие. Создание коллективного исследовательского проекта на тему: "Влияние условий окружающей среды на проращивание семян фасоли". "
    ["seo_title"] => string(166) "vnieurochnoie-zaniatiie-sozdaniie-kolliektivnogho-issliedovatiel-skogho-proiekta-na-tiemu-vliianiie-uslovii-okruzhaiushchiei-sriedy-na-prorashchivaniie-siemian-fasoli"
    ["file_id"] => string(6) "124310"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414680380"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Реализация введения ФГОС НОО "
    ["seo_title"] => string(34) "riealizatsiia-vviedieniia-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "165140"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422777171"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ""
    ["seo_title"] => string(125) "stat-ia-innovatsionnyie-piedagogichieskiie-tiekhnologii-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-matiematichieskogo-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "110216"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405694505"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства