Просмотр содержимого документа
«Практические работы по физике 7 класс»
Практическая работа № 1
Тема: «Определение цены деления шкалы приборов»
Цель работы: Научиться применять технику определения цены деления шкалы прибора.
Оборудование: три измерительных прибора (линейка ученическая, термометр, мензурка и т.д.), карточки с картинками приборов.
Теория:
Правило определения цены деления прибора.
1) Найти на шкале прибора два рядом стоящие числа, от большего отнять меньшее.
2) Посчитать число делений между выбранными числами.
3) Разделить разность чисел на количество делений между ними.
Ход работы:
1. Повторить правило нахождения цены деления прибора.
2. Используя правило определить цену деления приборов.
3. Результаты записать в таблицу.
4. Написать вывод.
Таблица:
№ п/п
Название прибора
Цена деления (ед.измер)
Дополнительное задание : Определить температуру в классе, время, давление с учетом цены деления приборов.
Практическая работа № 2
Тема: «Относительность движения. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости».
Цель работы: Сравнить равномерное и неравномерное движение. Найти для одного и того же тела различные системы отсчета. Определить скорость движения тела. Переводить произвольные единицы измерения в основные.
Равномерное движение это то, при котором за равные промежутки времени тело проходит одинаковый путь.
Неравномерное движение это то, при котором за равные промежутки времени тело проходит неодинаковый путь.
Абсолютного покоя и абсолютного движения в природе не существует. Для одного и того же тела всегда можно найти такую систему обсчета относительно которой тело движется, и такую систему отсчета относительно которой – покоится.
Скорость характеризует быстроту движения тела. Рассчитывается по формуле:v=S/ț.
Основные единицы измерения скорости: м/с.
Ход работы:
1. Используя легкоподвижные тележку и прикладывая к ней постоянную силу, наблюдать равномерное движение.
2. Используя легкоподвижные тележку и прикладывая к ней переменную силу, наблюдать неравномерное движение.
3. Во время движения тележки с бруском, найти такое тело отсчета относительно которого брусок движется, и такое тело отсчета относительно которого находится в покое.
4. Измерить расстояние, которое проехала тележка.
5. Измерить время, в течение которого тележка проехала данное расстояние.
6. Рассчитать скорость.
7. Отчет оформить в виде таблицы.
8. Написать вывод.
Таблица:
№ п/п
Расстояние, s (м)
Время, ț (с)
Скорость, v (м/с)
Скорость, v (км/ч)
Дополнительное задание: Привести пример об относительности движения.
Практическая работа № 3
Тема: «Путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении»
Цель работы: Повторить понятия путь, перемещение, координату из курсов математики и географии. Определить координату тела при равномерном прямолинейном движении.
Оборудование: Виртуальная демонстрация движущегося тела по кривой линии, по прямой линии, измерительные ленты.
Теория:
Путь – это длина траектории движения.
Перемещение – это кратчайшее расстояние между начальной и конечной точкой движения.
Координату тела движущегося прямолинейно и равномерно можно рассчитать по формуле: х=х₀+s или s=х₀+v·ț
1.На каком расстоянии находился танк, если пуля, выпущенная солдатом из противотанкового ружья со скоростью 3600 км/ч, настигла его через 0,5 с?
2.Найди скорость, если путь, пройденным телом за 3 мин., равен 5,4 км.
3.На одну кочку длиной 60 см Колобок поднимался равномерно 25 секунд, а скатывался с той же кочки со скоростью 25 см/с. С какой средней скоростью двигался колобок?
Практическая работа № 3
Тема: «Путь, перемещение и координата тела при прямолинейном равномерном движении»
Цель работы: Повторить понятия путь, перемещение, координату из курсов математики и географии. Определить координату тела при равномерном прямолинейном движении.
Оборудование: Виртуальная демонстрация движущегося тела по кривой линии, по прямой линии, измерительные ленты.
Теория:
Путь – это длина траектории движения.
Перемещение – это кратчайшее расстояние между начальной и конечной точкой движения.
Координату тела движущегося прямолинейно и равномерно можно рассчитать по формуле: х=х₀+s или s=х₀+v·ț
Ход работы:
1. Повторить понятие перемещение ,путь и координату.
2.Зарисовать графически путь и перемещение движущегося тела.
3.Повторить правило и формулы определения координаты тела в любой точке траектории при равномерном прямолинейном движении.
4. Решить задачи:
1)Велосипедист, движущийся по прямой дороге со скоростью 12 км/ч, проехал мимо наблюдателя с севера на юг. Где был велосипедист 2 ч на север? Где он окажется через 1,5 ч.?
2) Тело движется равномерно и прямолинейно, траектория его движения АВ показана на оси ОХ. Масштаб: 1 деление – 10 см. Определите координаты тела в начале и в конце движения.
А В
ОХ
3) Эксперементальная задача: Считая началом координат входную дверь в кабинет определить свое место распложение.
4. Написать вывод.
Практическая работа № 4
Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»
Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Сила тяжести. Вес тела. Невесомость».
Оборудование: Карточки задания.
Теория:
1) Сила тяжести - сила, с которой Земля действует на все тела. Приложена к телу и направлена вертикально вниз.
2) Вес- сила, с которой тело действует на опору или подвес.
3) Невесомость- нет опоры , нет подвеса.
4) Перегрузка- возникает с нарастающей скоростью по вертикали вверх.
Реши задачи:
1) Масса листика , сорвавшегося с березы 0,1 гр, а масса кота Яшки, размечтавшегося о птичках и сорвавшегося с той же самой березы 10 кг. Во сколько раз силы тяжести , действующая на планирующий листик меньше силы тяжести , действующего на кота?
2) Зная свою массу, определи вес своего тела.
3) Перестала ли действовать сила тяжести на Вовочку, который уже долетел с крыши до поверхности планеты Земля.
4) На обеденном столе в тарелке , обложенный со всех сторон солеными огурчиками, лежит каравай хлеба массой 3 кг. Вычислите действующую силу тяжести на каравай и опишите как вес каравая действует на огурчики.
5) Изобразить графически силу тяжести, вес действующие на тела.
Практическая работа № 5
Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»
Цель работы: Научиться применять «Закон Гука»при решении задач.
Оборудование: Карточки задания
Теория:
1)Закон Гука – сила упругости, возникающая при упругих деформациях , прямо пропорциональные численному значению изменения длины
2) При последовательном и параллельном соединении пружин жесткость меняется.
К
Кк
К
Реши задачи:
1) Под действием силы 20 Н пружина растянулась на 12 см. Какая сила растянет пружину на 15 см.
2) Найдите жесткость пружины, которая под действием силы 10 Н удлинилась на 10 см.
3) Почему стальной шарик хорошо отскакивает от камня и плохо отскакивает от асфальта?
4) При прополке посевов вручную сорняки не следует выдергивать из земли слишком быстро. Почему?
5) Как заставить гирю в 10Н растягивать пружину динамометра с силой большей 10Н?
6) Имеется несколько динамометров , рассчитанных на измерение силы до 4Н. Как с помощью этих приборов измерить вес тела более 4Н?
Практическая работа № 6
Тема: «Силы в механике»
Цель работы: Научиться определять силы тяжести, упругости, трения с помощью динамометра и знать различия между ними.
2) Сила тяжести - сила, с которой Земля действует на все тела. Приложена к телу и направлена вертикально вниз.
3) Сила упругости - сила, возникающая при упругих деформациях , прямо пропорциональная численному значению изменения длины
4) Сила трения - сила, которая возникает при движении одного тела по поверхности другого.
Ход работы:
1.Измерить силу тяжести брусков.
2.Измерить силу упругости брусков.
3. Измерить силу трения брусков.
Таблица :
№
(дерево по дереву)
(дерево по металлу)
(дерево по шершавой плоскости)
1
2
3
Практическая работа № 7
Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»
Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Давление».
Оборудование: Карточки задания.
Теория:
1) Давление – это отношение силы к площади, на которую в перпендикулярном направлении действует сила.
2) Формула расчета давления твердых тел: р=F/S.
3) Закон Паскаля: Давление жидкостями и газами передается во все стороны одинаково.
4) Давление жидкости и газа, вызванное действием силы тяжести определяется по формуле: р=рgh
Реши задачи:
1. Сила 100 Н действует на площадь 200см². Определите давление.
2. Окружающий нас воздух оказывает на все тела давления. Какая сила действует на поверхность стола, размеры которого 60см х 80см? (атмосферное давление 105Па)
3. Как изменится давление столбика жидкости на Луне по сравнению с Землей; на Марсе?
4. Определите давление на глубине 0,6 м в воде, керосине, ртути.
5. Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку?
Ответы: 1) 5кПа, 2) 48кН, 3) на луне и марсе давление меньше, чем на земле, 4) 6кПа, 4,8кПа, 81,6кПа, 5) да,увеличится.
Практическая работа № 8
Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»
Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Архимедова сила. Условия плавания тел. Ареометры».
Оборудование: Карточки задания.
Теория:
1) На тело, погруженное в жидкость (газ), действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная по модулю весу жидкости (газа), которую вытесняет данное тело – это формулировка закона Архимеда.
2) Формула для расчета выталкивающей силы, действующей на тело погруженное в жидкость или газ: F=pVg.
3) Условия плавания тел:
- если сила тяжести больше архимедовой силы, то тело тонет и оседает на дне;
- если сила тяжести, действующая на тело, точно равна по абсолютной величине архимедовой силе, то тело будет в равновесии внутри жидкости;
- когда архимедова сила больше силы тяжести, тело всплывает на поверхность воды, но при этом часть тела обычно остается погруженной в жидкость.
4) Ареометр – прибор для измерения плотности жидкости.
Реши задачи:
1. Будет ли плавать на поверхности воды тело массой 350 кг и объемом 0,4 м³?
2. Деревянный брусок в форме параллелепипеда плавает на поверхности воды. Глубина погруженной части бруска равна 4 см, над поверхностью воды выходит часть бруска высотой 1 см. найдите плотность дерева.
3. Определите, из какого материала изготовлено старинное изделие, если его вес в воздухе составляет 170 Н, а в воде – 150Н.
4. Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
5.Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
Практическая работа № 9
Тема: «Проверка закона Архимеда»
Цель работы: Сравнить вес тела в воздухе и в жидкости.
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, динамометр, стакан толстостенный, измерительный цилиндр, несколько тел с подвязанными петлями из ниток, сосуд с водой.
Теория:
1) На тело, погруженное в жидкость (газ), действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная по модулю весу жидкости (газа), которую вытесняет данное тело – это формулировка закона Архимеда.
2) Формула для расчета выталкивающей силы, действующей на тело погруженное в жидкость или газ: F=pVg.
Ход работы:
1. С помощью измерительного цилиндра измерьте объем тела.
2. Закрепите в штативе динамометр, подвести с помощью нитяной петли тело к крючку динамометра и найдите вес тела в воздухе.
3. Подставьте под тело стакан с водой и опустите муфту с лапкой и динамометром, пока все тело не окажется в воде. Найдите вес тела в воде и вычислите значение выталкивающей силы.
4. Зная объем тела и плотность воды, проверьте, равна ли выталкивающая сила весу вытесненной жидкости.
5. Проделайте опыт с другим телом. Результаты опытов запишите в таблицу.
Таблица:
№ п/п
Испытуемое тело
Объем тела V, см³
Вес тела в воздухе Р, Н
Вес тела в воде Р, Н
Выталкивающая сила F, H
Вес вытесненной жидкости Р, Н
1
2
Дополнительное задание:
1.Два персонажа народной сказки отрицательный и положительный, поочередно погружались в три жидкости: в вареную воду, в студеную воду и молоко. В каком случае выталкивающая сила была больше?
2. Где больше вес имеет солидный карась, в родном озере или на чужой сковородке?
Практическая работа № 10
Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»
Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Работа. Мощность. Энергия»
Оборудование: Карточки задания.
Теория:
1) Работа – это физическая величина равная произведению силы приложенной к телу на перемещение под действием этой силы.
2) Если тело совершило работу, значит, тело обладает энергии.
3) Виды механической энергии: Кинетическая – энергия движения и потенциальная – энергия взаимодействия.
4) Формула расчета кинетической энергии:
5) Формулы расчета потенциальной энергии: mgh;
6) Мощность – это величина показывающая быстроту выполнения работы.
Реши задачи:
1. Пока Петины друзья занимались общественно-полезным трудом Петя масса которого 35 кг, залез на самую верхушку березы, высота которой 12 м. Какую механическую работу совершил Петя.
2. Мощность четырехлетней Гульмиры равна 100 Вт. Какую работу она не на секунду не останавливаясь и не умолкая, совершит за 30 с?
3. Семиклассник Марат расталкивая в школьном буфете первоклассников за 1 мин. Совершил работу, равную 4200 Дж. Какова мощность семиклассника неудержимо рвущегося к еде.
4. Мальчик отвез на санках сестренку в детский сад, а затем вернулся домой той же дорогой с порожними санками. Одинаковую или различную силу прикладывал он к веревке санок на пути в сад и домой. Ответ обоснуйте. Сравните работы совершенные мальчиком на пути туда и обратно.
5. В яму глубиной 1 м за 10 с падает 10 одинаковых мальчиков. Средняя плотность мальчика 1000 кг/м³, объем каждого мальчика 0, 004м³. Какова кинетическая энергия мальчиков в момент приземления.
Цель работы: Определить коэффициент полезного действия рычага.
Оборудование: динамометр, рычаг, набор грузов, линейка ученическая, штатив с лапкой и муфтой.
Теория:
1) Рычаг – это твердое тело, которое вращается вокруг неподвижной точки опоры.
2) Рычаг находится в равновесии, если сумма моментов сил, действующих по часовой стрелке равна сумме моментов сил действующих против часовой стрелки.
3) Момент сил – это произведение силы на плечо.
4) Плечо – кратчайшее расстояние от оси вращения до линии действия силы.
Задача:
Одна агрессивная сила хотела оккупировать рычаг, но в этот момент с другой стороны рычага подоспела миротворческая. Миротворческая сила в 200 Н. имела плечо 4 м., агрессивная сила имела плечо 2 м. Вычислите моменты этих двух сил, и скажите кто победит, когда одна сила начнет действовать по часовой стрелке, а другая - против?
Ход работы:
1. Закрепить рычаг на штативе.
2. Определить вес груза с помощью динамометра и подвесить его на одно из плеч рычага, рукой придерживая второе плечо, добиваясь равновесия рычага.
3. Измерить расстояние от стола до груза.
4. С помощью динамометра прикрепленного ко второму плечу поднять груз на 5 см.
5. Определить показание динамометра.
6. Измерить расстояние, на которое опустилось второе плечо.
7. Рассчитать полезную работу по формуле ·g
8. Рассчитать полную работу по формуле
9. Рассчитать КПД по формуле
10. Заполните таблицу и сделайте вывод.
Таблица:
№ п/п
Р, Н
,м
F, Н
,м
, %
1
2
3
Дополнительное задание: Предложите способы увеличения КПД рычага.
Практическая работа № 12
Тема: «Решение качественных и вычислительных задач»
Цель работы: Научиться применять знания при решении задач по теме «Взаимодействие тел. Движение. Давление. Работа, мощность, энергия».
Оборудование: Карточки задания.
Реши задачи:
1. Петя ехал к бабушке на электричке и всю дорогу издевались над ним две неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался – дергал назад. Что это за хулиганские явления и может ли транспортная милиция с ними справиться?
2. Автомобиль первую половину пути проехал со скоростью 50 км/ч, а вторую половину пути со скоростью 40 км/ч. Найти среднюю скорость на всем пути.
3. Масса дяди Бори 79 кг., площадь пола, которую занимают ноги д.Бори равно 0,02 м². Определите давление, которое д.Боря окажет на стельки собственных ботинок, когда он их оденет.
4. Какую массу имело тело, заброшенное на крышу дома, высотой 15 м. и обладающей потенциальной энергией 300 Дж.
5. Какой мощностью обладает водопад, если ежесекундно падает 8000 м³ воды. Высота водопада 15 м.
6. К уравновешенному рычагу приложены две силы равные 1Н и 2Н. При каком условии сохранится равновесие рычага.