kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая направленность преподавания физики при подготовке к егэ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Принцип практической направленности - принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой) является одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них УУД, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. 

Методологическая основа стандартов – системно-деятельностный подход, который предполагает переход:

  • … от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность преподавания физики при подготовке к егэ»

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Григорьева Наталья Николаевна

учитель физики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»

Принцип практической направленности - принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой) является одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время.

Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них УУД, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности. 

Методологическая основа стандартов – системно-деятельностный подход, который предполагает переход:

  • … от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.

Нельзя не согласиться здесь со словами психолога и основателя теории деятельности А.Н. Леонтьева «Задача - есть цель, данная в определенных условиях» [1].

Практическая направленность преподавания физики выражается:

В формировании у учащихся умений наблюдать и объяснять различные явления и процессы, происходящие в окружающем мире; в приобретении учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни; в использовании не менее 30% всех уроков для отработки учебного материала путём решения задач, выполнения лабораторных работ, повторения и обобщения материала. В использовании современных педагогических технологий позволяющих, организовать активную исследовательско-познавательную деятельность. В наполнении содержания познавательных задач практико-ориентирующим материалом.

Направления деятельности

Урочная деятельность (проблемные уроки, семинары, фронтальные эксперименты и лабораторные занятия [3], моделирование).

Внеурочная деятельность (элективный курс «Экспериментальная физика в школе и дома» [2], кружок «Домашняя лаборатория» [4], Спец курс «Физика в задачах и экспериментах» [5], создание и реализация проектов, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях, экскурсии, домашние наблюдения и эксперименты)

Физика такая наука, которая создана для исследований, поэтому даже придумывать ничего не надо, нужно только определить проблему и учащиеся на уроке сами подберут вопросы для изучения, определят поиск решения проблемы и самореализуются.

Методики и формы

Насколько можно верить пирамиде эффективности обучения интерактивные методы всегда срабатывают. Они влияют не только на сознание ученика, но и на его чувства. 

Активные методы: Дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями. Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы. Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования. Ассоциативные – опора на ассоциативное мышление. Игровые – моделирование и рассмотрение реальных или вымышленных ситуаций. Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному. Проектные – не накопление знаний, главная цель, а овладение способами деятельности.

Формы воплощения: Творческие задания; работа в малых группах; обучающие образовательные игры; экскурсии, виртуальные экскурсии; обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный метод, дискуссия; разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений.

У выпускников, ориентированных на технический профиль обучения главная цель сдать ЕГЭ по физике, а затем уже успешно осваивать выбранную профессию, поэтому заглянем в спецификацию КИМ ЕГЭ 2021 по физике (см. таблицу Распределение заданий по видам умений и способам действий)

Таблица 3

Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Вся работа

Часть 1

Часть 2

Требования 1.1-1.3 Знать понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов

11

11

-

Требования 2.1-2.4 Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел (включая космические объекты), результаты экспериментов ... приводить примеры пра­ктического использования физических знаний

11

11

-

Требование 2.5 Отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента и т.д.

2

2

-

Требование 2.6 Уметь применять полученные знания при решении физических задач

8

-

8

Требования 3.1-3.2 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

0-1

0-1



32

24

8

Из данной таблицы следует, что 11+2+(0-1) =13-14 баллов из 32 приходятся на задания основанные на опытах и наблюдениях в повседневной жизни, то есть практическую направленность. Таким образом практическая направленность в обучении физике, дает огромный шанс в приближении поставленной цели: сдать ЕГЭ по физике.


Список литературы

  1. А. Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1972. 

  2. Пластинкина О. А. Экспериментальная физика в школе и дома (МОУ «СОШ № 50» г. Саратов).

  3. Физика. 7,8,9,10,11 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. Астахова Т.В., Губанов В.В.- 3-е изд. Лицей: Саратов.2019

  4. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5-6 класс / Е. М. Шулежко, А. Т. Шулежко. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  5. Физика: наблюдение, эксперимент, моделирование. Элективный курс. Сорокин А.В. и др. М.: 2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Практическая направленность преподавания физики при подготовке к егэ

Автор: Григорьева Наталья Николаевна

Дата: 28.06.2021

Номер свидетельства: 584202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Выступление на методсовете на тему "О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(99) "vystuplieniie-na-mietodsovietie-na-tiemu-o-niekotorykh-aktual-nykh-probliemakh-v-obuchienii-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "236669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444135185"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ работы ШМО учителей физико-математических наук за 2014-2015 уч. г."
    ["seo_title"] => string(70) "analizrabotyshmouchitielieifizikomatiematichieskikhnaukza20142015uchgh"
    ["file_id"] => string(6) "282734"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453730918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства