Практическая направленность преподавания физики при подготовке к егэ
Практическая направленность преподавания физики при подготовке к егэ
Принцип практической направленности - принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой) является одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время.
Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них УУД, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности.
Методологическая основа стандартов – системно-деятельностный подход, который предполагает переход:
… от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая направленность преподавания физики при подготовке к егэ»
ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ
Григорьева Наталья Николаевна
учитель физики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Ершова Саратовской области»
Принцип практической направленности - принцип связи обучения с жизнью (или связи учебного материала с практикой) является одним из руководящих принципов дидактики с первых лет существования этой науки и по настоящее время.
Основная цель образования в соответствии с требованиями ФГОС состоит в развитии личности обучающихся посредством формирования у них УУД, создания условий для развития творческих способностей и приобретения опыта деятельности.
Методологическая основа стандартов – системно-деятельностный подход, который предполагает переход:
… от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач.
Нельзя не согласиться здесь со словами психолога и основателя теории деятельности А.Н. Леонтьева «Задача - есть цель, данная в определенных условиях» [1].
Практическая направленность преподавания физики выражается:
В формировании у учащихся умений наблюдать и объяснять различные явления и процессы, происходящие в окружающем мире; в приобретении учащимися знаний и умений, которые потребуются им в будущей жизни; в использовании не менее 30% всех уроков для отработки учебного материала путём решения задач, выполнения лабораторных работ, повторения и обобщения материала. В использовании современных педагогических технологий позволяющих, организовать активную исследовательско-познавательную деятельность. В наполнении содержания познавательных задач практико-ориентирующим материалом.
Направления деятельности
Урочная деятельность (проблемные уроки, семинары, фронтальные эксперименты и лабораторные занятия [3], моделирование).
Внеурочная деятельность (элективный курс «Экспериментальная физика в школе и дома» [2], кружок «Домашняя лаборатория» [4], Спец курс «Физика в задачах и экспериментах» [5], создание и реализация проектов, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях, экскурсии, домашние наблюдения и эксперименты)
Физика такая наука, которая создана для исследований, поэтому даже придумывать ничего не надо, нужно только определить проблему и учащиеся на уроке сами подберут вопросы для изучения, определят поиск решения проблемы и самореализуются.
Методики и формы
Насколько можно верить пирамиде эффективности обучения интерактивные методы всегда срабатывают. Они влияют не только на сознание ученика, но и на его чувства.
Активные методы: Дискуссионные – обсуждение той или иной проблемы, обмен идеями, мнениями. Рефлексивные – самоанализ, осмысление и оценка собственных действий или действий группы. Поисковые – получение определенной информации из разных источников, модель научного исследования. Ассоциативные – опора на ассоциативное мышление. Игровые – моделирование и рассмотрение реальных или вымышленных ситуаций. Аналитические – критическое мышление- дедукция- от частного к общему и индукция – от общего к частному. Проектные – не накопление знаний, главная цель, а овладение способами деятельности.
Формы воплощения: Творческие задания; работа в малых группах; обучающие образовательные игры; экскурсии, виртуальные экскурсии; обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный метод, дискуссия; разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений.
У выпускников, ориентированных на технический профиль обучения главная цель сдать ЕГЭ по физике, а затем уже успешно осваивать выбранную профессию, поэтому заглянем в спецификацию КИМ ЕГЭ 2021 по физике (см. таблицу Распределение заданий по видам умений и способам действий)
Таблица 3
Распределение заданий по видам умений и способам действий
Основные умения и способы действий
Количество заданий
Вся работа
Часть 1
Часть 2
Требования 1.1-1.3 Знать понимать смысл физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов
11
11
-
Требования 2.1-2.4 Уметь описывать и объяснять физические явления и свойства тел (включая космические объекты), результаты экспериментов ... приводить примеры практического использования физических знаний
11
11
-
Требование 2.5 Отличать гипотезы от научной теории, делать выводы на основе эксперимента и т.д.
2
2
-
Требование 2.6 Уметь применять полученные знания при решении физических задач
8
-
8
Требования 3.1-3.2 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
0-1
0-1
32
24
8
Из данной таблицы следует, что 11+2+(0-1) =13-14 баллов из 32 приходятся на задания основанные на опытах и наблюдениях в повседневной жизни, то есть практическую направленность. Таким образом практическая направленность в обучении физике, дает огромный шанс в приближении поставленной цели: сдать ЕГЭ по физике.
Список литературы
А. Н. Леонтьев. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1972.
Пластинкина О. А. Экспериментальная физика в школе и дома (МОУ «СОШ № 50» г. Саратов).