Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках физики как средство повышения качества образования»
Исследовательская деятельность учащихся как средство повышения качества знаний по физике.
Камалутдинова Г.А.
Учитель физики
Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
М.В.Ломоносов .
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
В настоящее время основной целью образования является не передача учащимся знаний в готовом виде, а вовлечении их в процесс добывания знаний, что, в свою очередь, позволяет учить детей самостоятельно мыслить, ставить цели, выдвигать гипотезы, выбирать соответствующие методы, то есть проводить исследования и осваивать метод исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся – это такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом.
Этапы исследовательской деятельности:
постановка проблемы
ознакомление с литературой
овладение методикой исследования
сбор собственного материала
анализ , обобщение
выводы
Формы исследовательской работы:
демонстрационный эксперимент во время объяснения нового материала, уроки-исследования , лабораторные работы, домашние эксперименты, экспериментальные задачи , научно-практические конференции и т.д.
Задачи:
- развитие интереса к физике
- повышение качества знаний по физике
- привлечение учеников к исследовательской деятельности
- воспитание творческой инициативы, умения работать в коллективе, ответственного отношения к порученному делу.
- содействие в профессиональной ориентации;
- развитие у учеников целеустремленности
- учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу ;
Урок - исследование Тема: Архимедова сила
Архимед ( 287-212 гг. до н.э.)
Гипотеза:
Выталкивающая сила зависит:
от объёма погружённого тела,
его веса (массы),
плотности жидкости,
глубины погружения,
плотности тела,
формы тела.
Опыт 1: зависимость архимедовой силы от объема тела
Опыт 2: зависимость архимедовой силы от массы тела
Опыт 3: зависимость архимедовой силы от плотности жидкости
Опыт 4: зависимость архимедовой силы от глубины погружения
Опыт 5: зависимость архимедовой силы от плотности тела
Опыт 6: зависимость архимедовой силы от формы тела
Вывод
Выталкивающая сила
не зависит:
его веса (массы),
глубины погружения,
плотности тела,
формы тела.
Выталкивающая силазависит:
от объёма погружённого тела,
плотности жидкости,
Закон Архимеда:
Сила, выталкивающая целиком погружённое в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.
Экспериментальные исследования важны учащимся, которые изучают физику не только на повышенном, но и базовом уровне, поскольку владение исследовательской компетентностью актуально для каждого человека. В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''.
Плюсы исследовательского метода:
Повышается учебная и познавательная мотивация.
В классе повышается обучаемость , эффективность усвоения знаний.