Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных средств и методов обучения физике»
Использование интерактивных средств и методов обучения физике
Интерактивные методы применяются в образовании давно. В том числе и в нашей стране. В начале ХХ века в России широко практиковались проектный, лабораторно – бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии и практики.
Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Следовательно, под интерактивным обучением понимается обучение, которое происходит во взаимодействии всех обучающихся и преподавателя.
При интерактивном обучении активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Роль преподавателя при организации и регулировании учебно – воспитательного процесса заключается в подготовке необходимых заданий, вопросов или тем для обсуждения в группах, контроле времени и порядка выполнения намеченного плана работы, консультировании и разъяснении сложных терминов, помощи в случае серьезных затруднений.
Взаимодействие учащихся между собой позволяет раскрываться их индивидуальности. В ходе совместной работы им приходится обмениваться знаниями, идеями, опытом, различными способами деятельности. Интерактивные средства и методы, как нельзя лучше подходят при обучении физике. Индивидуальная, парная и групповая работа, проектная работа, работа с документами и различными источниками информации способствуют вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний. Эти же задачи решают:
Использование интерактивных средств обучения позволяет обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение учебного материала; исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников; способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.
Одна из эффективных форм интерактивного обучения физике – групповая. Для каждой группы необходимо подобрать специальное задание. Основное требование к заданию состоит в том, что оно должно быть направлено на изучение нового, то есть содержать элемент неизвестности и иметь несколько подходов.
Приведу примеры практических заданий, которые выполняли группы в 2013 – 2014 учебном году:
Выяснить, как измениться скорость остывания воды в сосуде, если на поверхность воды налить тонкий слой масла, молока.
Опытным путем определить процентное содержание соли в морской воде.
Изучить зависимость коэффициента трения скольжения от массы, площади соприкасающихся поверхностей, состояния поверхностей, природы материала, угла наклона поверхности, скорости движения.
Выяснить, какая часть энергии потеряется при ударе мяча о землю; как потери энергии зависят от размера и материала, из которого изготовлены мячи.
Выяснить, как зависит конечная температура воды, взятой при температуре 100 º С, от времени разбавления ее холодной водой.
Провести исследование зимних видов спорта, для которых важным является закон сохранения импульса. По результатам подготовить презентацию. Показать презентацию в группе.
Провести исследование видов спорта, которые начинались на снегу, а теперь проводятся на специальных ледяных трассах. Какие физические законы особенно важны для победы? По итогам подготовить презентацию и показать в группе
Описать несколько вечных двигателей и объяснить, почему они не могут работать. По материалам подготовить презентацию.
Понятно, чтобы выполнить поставленные задачи, учащиеся должны владеть определенными знаниями и умениями, уметь сформулировать цель, выработать алгоритм действий, найти необходимые материалы, оборудование, приборы. По результатам исследований учащиеся составляют отчет, содержащий таблицы, графики. И обязательно формулируют вывод. При этом преподаватель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания. В результате создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.
Интерактивное обучение позволяет активизировать учащихся с гуманитарной направленностью. Для них организуется проектная и исследовательская деятельность. Таким учащимся предлагались следующие проекты:
Настоящее и будущее применения солнечной энергии на КМВ.
Настоящее и будущее ветроэнергетики.
Полет В. В. Терешковой.
Физика и кулинария.
Молекулярная кулинария.
Гордость России (социальный проект).
Выполнение моделей или макетов.
Проект «Настоящее и будущее применения солнечной энергии на КМВ» был отмечен 2 местом на международном конкурсе исследовательских проектов студентов. Модели и макеты, также, неоднократно получали призы на конкурсах, различного уровня.
Ежегодно учащиеся выполняют и реферативные работы, результаты которых представляют на ежегодной апрельской конференции «Вселенная – Земля – Жизнь».
Активно выполняются творческие задания:
Эссе «Как физика изменит нашу жизнь».
Сочинение «Мир без сил».
«Сказочная Физика» (один из законов физики, изложенный в виде сказки)
Рисунки, поделки на космическую тематику.
Анализируя результаты деятельности учащихся, можно утверждать, что в результате этой деятельности происходит:
развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического, абстрактного мышления;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
формирование прочных знаний и умений;
развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в своих группах;
воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
воспитание целеустремлённости и высокая степень мотивации учебной деятельности.
Но кроме очевидных положительных сторон интерактивного обучения, у него есть и недостатки. Одни из основных недостатков, по моему мнению, это – строгий лимит учащихся и большое количество времени. Если использовать некоторые из методов интерактивного обучения в стандартной группе учащихся, то возникают проблемы с дисциплиной. Также, для того, чтобы справиться с поставленной задачей учащиеся должны иметь определенный уровень подготовленности. Иначе вопрос может быть освещен поверхностно.
Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает учащемуся не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Список литературы и интернет - источников
Активная школа: теория, практика, перспективы. Под редакцией А. Зеленцовой, К. Спесли, С Шехтера. Совет по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, фонд «Сивита». М., 2005.
Маркова А. К. и др. формирование мотивации учения: Книга для учителя. М. Просвещение, 1990.
Е. А. Реутова. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе (Методические рекомендации), Новосибирск, 2012