kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование интерактивных средств и методов обучения физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по использованию интерактивных средств и методов обучения физике

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных средств и методов обучения физике»

Использование интерактивных средств и методов обучения физике

Интерактивные методы применяются в образовании давно. В том числе и в нашей стране. В начале ХХ века в России широко практиковались проектный, лабораторно – бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии и практики.

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» – «взаимный», «act» – «действовать»). Следовательно, под интерактивным обучением понимается обучение, которое происходит во взаимодействии всех обучающихся и преподавателя.

При интерактивном обучении активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. Роль преподавателя при организации и регулировании учебно – воспитательного процесса заключается в подготовке необходимых заданий, вопросов или тем для обсуждения в группах, контроле времени и порядка выполнения намеченного плана работы, консультировании и разъяснении сложных терминов, помощи в случае серьезных затруднений.

Взаимодействие учащихся между собой позволяет раскрываться их индивидуальности. В ходе совместной работы им приходится обмениваться знаниями, идеями, опытом, различными способами деятельности. Интерактивные средства и методы, как нельзя лучше подходят при обучении физике. Индивидуальная, парная и групповая работа, проектная работа, работа с документами и различными источниками информации способствуют вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний. Эти же задачи решают:

• «Мозговой штурм»;

• Мини-лекция;

• Обучающие игры: ролевые, деловые, образовательные;

• Решение ситуационных задач;

• Экскурсии

• Составление задач.

• Написание сказок.

• Написание эссе, докладов и рефератов.

• Рисунки к отдельным темам.

Использование интерактивных средств обучения позволяет обеспечить диалоговый характер обучения, исключить монологическое преподнесение учебного материала; исключить дублирование информации, которая может быть получена учащимися самостоятельно из доступных источников; способствовать отработке в различных формах коммуникативных компетенций учащихся.

Одна из эффективных форм интерактивного обучения физике – групповая. Для каждой группы необходимо подобрать специальное задание. Основное требование к заданию состоит в том, что оно должно быть направлено на изучение нового, то есть содержать элемент неизвестности и иметь несколько подходов.

Приведу примеры практических заданий, которые выполняли группы в 2013 – 2014 учебном году:

  1. Выяснить, как измениться скорость остывания воды в сосуде, если на поверхность воды налить тонкий слой масла, молока.

  2. Опытным путем определить процентное содержание соли в морской воде.

  3. Изучить зависимость коэффициента трения скольжения от массы, площади соприкасающихся поверхностей, состояния поверхностей, природы материала, угла наклона поверхности, скорости движения.

  4. Выяснить, какая часть энергии потеряется при ударе мяча о землю; как потери энергии зависят от размера и материала, из которого изготовлены мячи.

  5. Выяснить, как зависит конечная температура воды, взятой при температуре 100 º С, от времени разбавления ее холодной водой.

  6. Провести исследование зимних видов спорта, для которых важным является закон сохранения импульса. По результатам подготовить презентацию. Показать презентацию в группе.

  7. Провести исследование видов спорта, которые начинались на снегу, а теперь проводятся на специальных ледяных трассах. Какие физические законы особенно важны для победы? По итогам подготовить презентацию и показать в группе

  8. Описать несколько вечных двигателей и объяснить, почему они не могут работать. По материалам подготовить презентацию.

Понятно, чтобы выполнить поставленные задачи, учащиеся должны владеть определенными знаниями и умениями, уметь сформулировать цель, выработать алгоритм действий, найти необходимые материалы, оборудование, приборы. По результатам исследований учащиеся составляют отчет, содержащий таблицы, графики. И обязательно формулируют вывод. При этом преподаватель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания. В результате создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Интерактивное обучение позволяет активизировать учащихся с гуманитарной направленностью. Для них организуется проектная и исследовательская деятельность. Таким учащимся предлагались следующие проекты:

  • Настоящее и будущее применения солнечной энергии на КМВ.

  • Настоящее и будущее ветроэнергетики.

  • Полет В. В. Терешковой.

  • Физика и кулинария.

  • Молекулярная кулинария.

  • Гордость России (социальный проект).

  • Выполнение моделей или макетов.

Проект «Настоящее и будущее применения солнечной энергии на КМВ» был отмечен 2 местом на международном конкурсе исследовательских проектов студентов. Модели и макеты, также, неоднократно получали призы на конкурсах, различного уровня.

Ежегодно учащиеся выполняют и реферативные работы, результаты которых представляют на ежегодной апрельской конференции «Вселенная – Земля – Жизнь».

Активно выполняются творческие задания:

  • Эссе «Как физика изменит нашу жизнь».

  • Сочинение «Мир без сил».

  • «Сказочная Физика» (один из законов физики, изложенный в виде сказки)

  • Рисунки, поделки на космическую тематику.

Анализируя результаты деятельности учащихся, можно утверждать, что в результате этой деятельности происходит:

  • развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

  • формирование аналитического и критического, абстрактного мышления;

  • выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

  • формирование прочных знаний и умений;

  • развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

  • развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

  • развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в своих группах;

  • воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

  • воспитание целеустремлённости и высокая степень мотивации учебной деятельности.

Но кроме очевидных положительных сторон интерактивного обучения, у него есть и недостатки. Одни из основных недостатков, по моему мнению, это – строгий лимит учащихся и большое количество времени. Если использовать некоторые из методов интерактивного обучения в стандартной группе учащихся, то возникают проблемы с дисциплиной. Также, для того, чтобы справиться с поставленной задачей учащиеся должны иметь определенный уровень подготовленности. Иначе вопрос может быть освещен поверхностно.

Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; наблюдательность при восприятии; способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. Интерактивное обучение помогает учащемуся не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.


Список литературы и интернет - источников

  1. Активная школа: теория, практика, перспективы. Под редакцией А. Зеленцовой, К. Спесли, С Шехтера. Совет по международному образованию АСПРЯЛ/АКСЕЛС, фонд «Сивита». М., 2005.

  2. Маркова А. К. и др. формирование мотивации учения: Книга для учителя. М. Просвещение, 1990.

  3. Е. А. Реутова. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе (Методические рекомендации), Новосибирск, 2012

  4. http://www.pandia.ru/816109/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование интерактивных средств и методов обучения физике

Автор: Пономарева Анна Ивановна

Дата: 22.11.2023

Номер свидетельства: 640427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Выступление на методсовете на тему "О НЕКОТОРЫХ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ" "
    ["seo_title"] => string(99) "vystuplieniie-na-mietodsovietie-na-tiemu-o-niekotorykh-aktual-nykh-probliemakh-v-obuchienii-fizikie"
    ["file_id"] => string(6) "236669"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444135185"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodika-proviedieniia-laboratornykh-rabot-po-fizikie-s-ispol-zovaniiem-informatsionnykh-tiekhnologii"
    ["file_id"] => string(6) "234889"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443543730"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Доклад, тема "Использование ИКТ в преподавании физики" "
    ["seo_title"] => string(54) "doklad-tiema-ispol-zovaniie-ikt-v-priepodavanii-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "225040"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439371055"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Элективный курс по физике 11 класс "Прикладная сверхпроводимость" "
    ["seo_title"] => string(67) "eliektivnyi-kurs-po-fizikie-11-klass-prikladnaia-svierkhprovodimost"
    ["file_id"] => string(6) "237075"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444229620"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства