kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Использование интеллект – карт на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод интеллект -карт способствует развитию творчества, преодолению пассивности обучающихся на уроке, повышению качества знаний по предмету физика.  Для создания карт используются цветные карандаши, фломастеры, листы форматом А 4., ластик.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Использование интеллект – карт на уроках физики как средство развития образного мышления учащихся»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Прокудино

Аткарского района Саратовской области













Тема: «Использование

интеллект – карт на уроках физики

как средство развития образного мышления учащихся»















Автор: Курочкина Людмила Геннадьевна

учитель математики и физики


с. Прокудино

2019 г.


Грамотным в будущем будет не тот человек,

который умеет читать.

Это будет человек, который знает,

как научится тому, как следует учиться.

Э. Тоффлер



Сегодня развитие науки и техники происходит все убыстряющимися темпами. Та информация, которую мы в состоянии передать учащимся на уроках, составляет лишь малую долю всего содержания и только малую часть той информации, которая им потребуется в течение их жизни. Информационная перегрузка ослабляет способность думать. Она ведет к серьезным функциональным нарушениям - ослаблению способности к размышлению и действию. Образование должно быть ориентировано на будущее. А будущее требует от человека умения работать с огромным потоком информации. И школа должна дать ученику способы работы с ней. Понятно, что ребёнку усвоить в полном объёме всё многообразие школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить детей мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. По словам К.Д. Ушинского: "Преподавание всякого предмета должно идти таким путем,

чтобы на долю воспитанника оставалось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы».

В этой связи базовыми результатами школьного образования могли бы стать умения учиться и познавать мир, сотрудничать, коммуникатировать, организовывать совместную деятельность, исследовать проблемные ситуации – ставить и решать задачи. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. При переходе к новой модели образования (ФГОС) больший акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Учитель при этом становится координатором и научным руководителем познавательной деятельности школьников. Для перехода учащихся к самостоятельной деятельности необходимы специальные учебные материалы, направленные на обобщение, сравнение и сопоставление знаний, самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию.

Одним из методов структуризации изученного материала, представления новых знаний могут выступить интеллект-карты. По мнению М.Е. Бершадского, профессора кафедры развития образования АПК и ППРО, метод интеллект- карт может вызвать едва ли не революцию в образовании. Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект - карт. Интеллект-карта - эффективный способ ведения записей.

В условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Еще в 1970-е годы донецкий педагог-новатор Виктор Шаталов, преодолевая ожесточенное сопротивление лучшей в мире системы образования, создал фантастически эффективную методику. Чтобы доказать ее состоятельность, он брал в обучение самые тяжелые, неуправляемые классы. Уже через несколько месяцев отъявленные двоечники и хулиганы превращались в отличников и активистов, осваивали школьную программу с троекратным опережением графика, а после выпускного класса – без особых усилий поступали в престижные вузы. 
       Ядро системы Шаталова – метод опорных сигналов или вех. Объясняя учебный материал, Шаталов фиксировал на классной доске основное содержание урока с помощью ключевых слов, дат, географических названий, заключенных в рамки, соединенных стрелками, акцентированных подчеркиваниями и т.п. От обычного конспекта «карточки памяти» Шаталова отличались продуманностью, системностью и лаконичностью. Что характерно, дети учились только во время урока: зачем тратить время на домашние задания, если достаточно взглянуть на карточку – и содержание темы само встает в памяти.
    Система Шаталова обладала единственным недостатком: она не включала в себя четких правил составления карточек. Их качество зависело от интуиции, опыта и знаний учителя. Иными словами, Шаталов в очередной раз поднял преподавание до уровня искусства.

Английским психологом Тони Бьюзеном был систематизирован и начат активно использоваться на практике Метод Интеллект-карт (Mind-maps). Метод Интеллект-карт заключается в умении представить большой объем информации в графическом виде на одном листе с использованием схем, иконок, рисунков, ключевых слов.  Система интеллект-карт, предложенная Тони Бьюзеном, превосходит методику Шаталова только наличием четких правил составления карт. Именно благодаря возможности тиражирования технология Бьюзена получила на Западе широкое распространение. Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов. Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Эффективность использования данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Левое полушарие отвечает за логику, анализ, упорядоченность мыслей. Правое полушарие – за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления.
Интеллект-карты задействуют оба полушария, формируют учебно-познавательные компетенции обучающихся, развивают их мыслительные и творческие способности. Поэтому они являются важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.

Известно, что задачами обучения физике являются формирование у учащихся глубоких, прочных и действенных знаний, основ физики и их практических применений, знаний о методах естественнонаучного познания и структуре научного знания, развитие их мышления.

В процессе своей работы я заметила снижение интереса учащихся к физике. Часто ученики задают неизменный вопрос: «Зачем нам это надо знать и как нам это пригодится в жизни?» Изучая новые образовательные и информационные технологии, применяя некоторые из них на своих уроках, я отметила главный принцип - при реализации новых стандартов, наиболее эффективным, является применение знаний для расширения жизненного опыта. Считаю, что это способствует активному и целенаправленному характеру деятельности учащихся, помогает приобрести глубокие знания и создает привычку пристально вглядываться в жизнь, накапливать знания «про запас».

Психологи отмечают, что знания учащихся более глубокие и прочные, если они прошли систематизацию и обобщение. В связи с этим, организация специальной работы по обобщению и систематизации знаний – это главное направление моей педагогической деятельности.

В процессе систематизации внимание и деятельность учащихся направлены на выделение главного, на объединение множества изолированных фактов в группы, что позволяет упорядочить знания, разгрузить память, более полно охватить и осмыслить информацию.

Отбор учебного материала идет с учетом системы: изучается ряд явлений, связанных между собой, и одновременно с учетом принципа «от простого - к сложному».

Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение информации, а результаты затем используются и подытоживаются в систематизации.

В одном из журналов «Всё для учителя физики» я познакомилась с новой технологией в обучении – это составление интеллект - карт по физике. Изучив более подробно данный метод, я начала применять его в 7 – ом классе. Данная технология может использоваться не только на уроках физики, а всеми учителями предметниками.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Эта технология привлекла меня своей нестандартностью, открыла передо мной большие практические возможности.

Метод интеллект-карт способствует развитию творчества, преодолению пассивности учащихся на уроке, повышению качества знаний по предмету.

Обучение составлению интеллект-карт по физике в процессе моей работы с учащимися происходило постепенно: сначала - анализ уже готового образца карты, затем - совместное составление интеллект-карты, а потом индивидуальная работа дома. Как показал мой опыт, использование этого метода позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а проверку уровня знаний и умений быстрее, а главное - эффективнее для самих обучающихся.

Для более эффективного применения данного метода обучения мы с ребятами изучили все достоинства интеллект – карт, правила и инструкции по их созданию. Обработали полученную информацию из разных источников и выработали краткую инструкцию по созданию интеллект- карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.

  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.

  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет.

  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.

  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.

  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.

  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседним.

В результате работы с интеллект- картами возникло ряд трудностей: неумение отбирать главное и второстепенное; выделять основные мысли; отсутствие связей между темами и подтемами; оформление карты и ее оценка.

На первом этапе ИК составляла сама и подробно объясняла каждое свое действие. На втором этапе составляли ИК вместе с учащимися на уроке, для этого мы находили основную идею, просматривали количество ветвей и их цвета, подбирали ключевые слова, выясняли какие ассоциации они вызывают, а далее они уже оформляли свою работу. На третьем этапе учащиеся работая в группах сами составляли ИК по темам с небольшим объемом информации. Затем они показывали свои работы всему классу и рассказывали подробно о всех своих действиях, о возникших проблемах и о том как они их решали. В процессе работы ученики находили ошибки, исправляли их, продолжали построение ИК… Естественно, что при дальнейшей работе возник вопрос: «Как мы будем их оценивать?». Учащимся было предложено разработать критерии оценивания (которые не исключено будут еще и дополняться новыми).

  • полнота включенной информации;

  • правильность в отборе и распределении информации;

  • наличие образов, ассоциаций, символов;

  • графическое выделение информационных блоков;

  • установление взаимосвязей между блоками.

  • цветное выделение информационных блоков


Интеллект-карта – это графическое представление информации, полученной при мозговой деятельности человека, на листе бумаги или экране дисплея.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать на разных типах и формах урока:

  • изучение нового материала

  • закрепление материала

  • обобщение материала

  • написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы

  • подготовка проекта, презентации

  • аннотирование

  • конспектирование

В основе построения интеллект-карт лежат шесть законов, соблюдение которых в процессе построения интеллект-карты, позволяет наиболее полно и всесторонне представить комплекс ассоциаций, связанных с центральным понятием. Т. Бьюзен делит законы на две группы: законы содержания и оформления; законы структуры.
Законы содержания и оформления формулируются следующим образом:

  • Используйте эмфазу (от греч. emphasis - выразительность).

  • Ассоциируйте.

  • Стремитесь к ясности в выражении мыслей.

  • Вырабатывайте собственный стиль.

Законы структуры сводятся к двум императивам:

  • Соблюдайте иерархию мыслей.

  • Используйте номерную последовательность в изложении мыслей.

Понимая, что приведённые утверждения допускают множественные интерпретации, Т. Бьюзен конкретизирует первые три закона. Для использования эмфазы предлагаются следующие рекомендации:

  • всегда используйте центральный образ;

  • как можно чаще используйте графические образы;

  • для центрального образа используйте три и более цветов;

  • чаще придавайте изображению объём, а также используйте выпуклые буквы;

  • пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально-чувственного восприятия);

  • варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики;

  • стремитесь к оптимальному размещению элементов на интеллект-карте;

  • стремитесь к тому, чтобы расстояние между элементами интеллект карты было соответствующим.

Интеллект - карты можно использовать не только для систематизации и обобщения знаний, но и для запоминания сложного материала, передачи информации,прояснения для себя какого-либо вопроса, а также при подготовке к ЕГЭ и ГИА .

В создании интеллект - карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая. Составляя мыслительные карты, т.е. рисуя мысли, учащиеся демонстрируют индивидуальный способ восприятия, обработки и представления информации. Деятельность становится наблюдаемой, более того, наблюдаемыми становятся и умения, формирующиеся у обучающихся в процессе деятельности. Процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

Очень важное условие в работе с интеллект - картой: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить. Интеллект- карта- это своего рода реклама темы или раздела. Её яркость и красочность привлекает внимание учащихся. Интеллект-карта легко усваивается человеческим мозгом, который мощнее любого компьютера.

Можно однозначно сказать, что использование этого метода способствует:

• обучению (на запоминание ключевой информации тратится меньше времени, но наибольший эффект получается при последующем воспроизведении информации);

• концентрации (особенности карт таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения, и результативность при этом значительно увеличивается, не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания);

• запоминанию (запоминание с использованием ключевых элементов позволяет прицепить к ним как к крючкам все, что надо запомнить, в дальнейшем достаточно потянуть за «крючок», и все вспомнится, у учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором);

• мышлению (мышление становится более чётким и гибким, дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей и активизации творческих способностей);

• мотивации учебной деятельности.

Самый простой, но эффективный способ создания интеллект-карты — это своими руками с помощью большого листа бумаги, фломастеров, цветных карандашей.

Я убеждена, и практика это доказывает, что метод интеллект-карт обладает уникальной особенностью – позволяет обобщать и систематизировать огромные массивы информации, не теряя при этом конкретные элементы этой информации. «Свернутая в клубочек» информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.

Использование инновационных методов в обучении, в частности метода интеллект-карт, оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых он обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Как показал опыт использование таблиц и метода ИК позволяет учителю проводить систематизацию и обобщение знаний динамичнее, а главное – эффективнее для учащихся. В начале работы многие обучающиеся не понимали ее практической значимости. Затем, постепенно обучаясь и совершенствуя свое умение, многие начали составлять ИК для себя, когда это не было обязательным заданием. Таблицы, чаще всего стали использовать при подготовке к ГИА и ЕГЭ, когда информацию в большом объеме нужно повторить быстро и в более сжатой форме. Очень важное условие в работе с ИК и таблицами ими нужно пользоваться систематически, только тогда они помогут учащимся легче учиться, а учителю лучше преподавать.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy.ru;

2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.

3. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2005

4. Интернет : статья Бехтерев С. «Основные принципы работ интеллект- карт»

5.Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» - М. НИИ школьные технологии, 2006 г.

























Рекомендации по составлению и рисованию интеллект- карты даны в приложении 1.

Приложение 1.

Правила построения интеллект-карт.

Главное: Что будем отображать?

  1. Центральный образ - Одно из ключевых понятий в создании интеллект-карт. Он должен быть самым ярким объектом, чётко ставьте задачу, так чтобы при создании центрально образа наиболее «цепляющие», вдохновляющие вас в данный момент цвета и рисунки.

  2. Оформление:

  • От главного образа пошли ваши идеи, выраженные в ветвях рисунка. Начинайте с правого верхнего угла по часовой стрелке.

  • Рисуйте разными цветами, создавая радугу цветов. Любая ассоциация, которая возникла у вас в мозгу мгновенно на любое слово ту и рисуйте. Используя разные утолщения линий.

  • Раскрашивайте. У каждого цвета есть своё значение, причём это очень индивидуально для каждого человека.

  • Используйте ключевые слова, их должно быть немного.

  • Используйте печатные буквы. Они воспринимаются быстрее.

  • Связывайте мысли. Использование связующих ветвей помогает нашему мозгу с максимальной скоростью структурировать информацию и создавать целостный образ.

  • Используйте не более 5-7 ветвей от каждого объекта, так как такую картину сможет воспринимать даже уставший человек, например две ветки.

Иногда рисуя картину, не получается сформулировать их название, оставьте их пустыми.

Картину можно рисовать и на компьютере, но мы будем рисовать их вручную.

Вам потребуется:

  • Чисты белые листы формата А3 или А4



  • Цветные фломастеры и карандаши чем больше цветов, тем лучше

  • Ластик и стикеры.

Приложение 2.

  1. Интеллект- карта по теме: « Тепловые явления».



  1. Интеллект-карта по теме: « Электричество»





  1. Интеллект- карта по теме: « Агрегатные состояния вещества».







  1. Интеллект- карта по теме: « Механические колебания».







  1. Интеллект- карта по теме: « Строение атома».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Курочкина Людмила Геннадьевна

Дата: 27.11.2019

Номер свидетельства: 529020

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) ""Использование интеллект- карт на уроках физики, как средство развития образного мышления учащихся""
    ["seo_title"] => string(80) "ispol_zovaniie_intielliekt_kart_na_urokakh_fiziki_kak_sriedstvo_razvitiia_obrazn"
    ["file_id"] => string(6) "442078"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512379821"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Качественные вопросы по теме Инерция. Приложение. "
    ["seo_title"] => string(59) "kachiestviennyie-voprosy-po-tiemie-iniertsiia-prilozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "231035"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442339564"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства