Использование мультимедийных пособий при изучении физики
Использование мультимедийных пособий при изучении физики
Современное преподавание любого школьного предмета невозможно себе представить без использования различных компьютерных электронных учебников, энциклопедий, учебников-тренажеров, тренажеров различных видов, контролирующих сред для автоматизированного тестирования, пакетов прикладных программ, творческих сред развивающего типа, программ-конструкторов, ресурсов сети Интернет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование мультимедийных пособий при изучении физики »
Доклад на тему «Использование мультимедийных пособий при изучении физики»
Учитель физики муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
"Долгобудская средняя общеобразовательная школа"
Беловского района Курской области Горбачев М.В.
Современное преподавание любого школьного предмета невозможно себе представить без использования различных компьютерных электронных учебников, энциклопедий, учебников-тренажеров, тренажеров различных видов, контролирующих сред для автоматизированного тестирования, пакетов прикладных программ, творческих сред развивающего типа, программ-конструкторов, ресурсов сети Интернет.
Все электронные учебные пособия (ЭУП) можно разделить на следующие классы:
электронные энциклопедии, справочники, учебники (содержащие только изложение материала);
электронные учебники-тренажеры, позволяющие не только узнать изучаемый материал, но и ответить на определенные вопросы и выполнить некоторые упражнения на закрепление материала (объем, качество вопросов и упражнений, возможность пополнения, изменения и создание новых заданий и упражнений зависят от авторов учебного пособия);
контролирующие среды, позволяющие проконтролировать уровень изученного материала (качество также различно);
наиболее желанный, но существенно более редкий вид ЭУП, содержащий все три компонента (как всегда хочется, чтобы это был еще и адаптивный, расширяемый, позволяющий произвольно компоновать имеющийся материал, содержащий не только документальную, но и методическую проработку материала, и, конечно, с элементами искусственного интеллекта для учета индивидуальных особенностей каждого ученика, использующего данное ЭУП);
творческие среды, позволяющие ребенку с самого раннего возраста проявлять и развивать свои уникальные способности при работе над проектами, желательно, мультимедийными (для выявления всего спектра одаренности каждого ребенка), позволяющие не только пассивно получать готовый материал, но и выдвигать свои версии и формировать свои миры.
Мультимедийный урок - это рассказ учителя, правильно выбранный обучающий курс, контроль знаний, правильно спланированные практические задания. Известно, что наиболее эффективный способ преподавания - это наглядная демонстрация и объяснение изучаемого материала одновременно, - "лучше один раз увидеть, чем много раз услышать (прочитать) ". Ученик видит на экране своего компьютера фильм с высококачественным изображением, сопровождаемый пояснениями опытного преподавателя. Это может быть серия статических слайдов, анимационные фильмы, подготовленные при помощи компьютера, материалы, полученные с помощью видеокамеры или цифрового фото, имитация доски с цветными фломастерами, на которой преподаватель рисует схемы, формулы, тексты и т.д. В последнее время на рынке программных продуктов появилось большое количество подобных разработок. Интерактивные и мультимедийные средства можно использовать в следующих вариантах:
Объяснение нового материала.
Основными формами деятельности являются:
подбор текстового и графического материала по теме урока;
создание учебно-дидактической презентации;
создание наглядного раздаточного материала;
создание мульмедийных пособий.
Контроль усвоения пройденного материала
Разработка контрольных и самостоятельных работ. Разработка тестовых заданий. Разработка опорных конспектов.
Дополнительное образование
Организация проектной деятельности учащихся. Повторение материала, решение задач при подготовке к экзаменам. Подготовка материалов для проведения школьных конкурсов и олимпиад.
Внеклассная работа
Это дает свои плоды: работы учеников занимают призовые места в краевых и районных конкурсах.
Закрепление материала.
Применение мультимедийных материалов: объяснение опытов, моделирование физических процессов, явлений.
Организация работы с программированными электронными учебниками, контролирующими программами и программами-практикумами возможна только в режиме обеспечения каждого участника группы персональным компьютером. Именно в этом случае достигается максимальная эффективность использования электронных ресурсов для целей интенсификации обучения и приобщения учащихся к информационным технологиям в ходе обучения физике.
При использовании локальной компьютерной сети открываются совсем новые пути индивидуализации обучения. Учитель может сочетать групповой и индивидуальный режимы работы. Так на уроке, посвященном закреплению материала, одна часть учащихся может выполнять тест по теме прямо на компьютере. Вторая часть при этом самостоятельно меняет режимы компьютерной симуляции и готовится к демонстрации этой компьютерной модели с рассказом о наблюдаемых явлениях и их закономерностях. В ходе их рассказа этот фрагмент уже демонстрируется на все мониторы в режиме отсутствия звукового сопровождения. Третья группа учащихся может собирать таблицу с объектами, в которой представлено использование данного физического явления на практике, и затем выступить перед учащимися, когда уже на все мониторы будет подаваться одно и то же изображение с собранной ими таблицей. Четвертая группа – несколько раз просмотрит видеофрагмент лабораторного эксперимента и попытается реализовать его на демонстрационном столе из блоков, приготовленных учителем.
В случае выбора общеклассной формы проведения занятий полезно использовать различные библиотеки электронных наглядных пособий и созданные на их основе презентации по теме урока. Информационные объекты, входящие в эти библиотеки можно классифицировать по следующим типам.
Видеофрагменты, представляющие собой снятые в школьной лаборатории физические эксперименты, занимательные опыты, современные игрушки (сувениры), в которых наблюдаются эффектные физические явления, и современные технические устройства, используемые в медицине. Видеофрагменты имеют звуковое сопровождение, в котором объясняются принципы действия устройства, излагается элементы содержания курса физики, связанные с происходящим на экране явлением. Возможна остановка фрагмента в ходе просмотра и повторный его просмотр.
Видеофрагменты полезно использовать при недостаточной укомплектованности кабинета физики средствами, позволяющими проводить демонстрационные опыты и эксперименты. Видеофрагменты по месту съемки могут быть разбиты на натурные и лабораторные.
Натурные видеосъемки демонстрируют использование физических принципов в работе современной техники. Такие видеофрагменты без сомнения украсят урок с передачей новой информации учащимся.
Звуковые фрагменты, являющиеся записанными в файл дикторскими комментариями к рассматриваемому физическому процессу или явлению. Их можно проиграть, остановить, перемотать вперед, перемотать назад, поставить на паузу.
Анимации, представляющие собой динамичные иллюстрации теоретических представлений, работы технических устройств или природных явлений. Некоторые из них является короткими фрагментами без звука, которые могут сопровождать рассказ учителя, другие анимации имеют звуковое сопровождение, согласованное с визуальными смысловыми акцентами, и может использоваться для самостоятельного просмотра учащимися с последующим обсуждением.
Компьютерные интерактивные модели, представляющие собой схемы, графики, имитации процессов и экспериментов, задания, игры, исходные параметры которых задаются пользователем, протекание процессов рассчитывается с использованием физических законов. Результат расчетов представляется в виде статичной или динамичной картины. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов.
Фотографии природных явлений, бытовых приборов и приспособлений, экспериментальных установок, технических объектов, портреты ученых. Они призваны проиллюстрировать экспериментальную базу, на которой строятся физические представления и многочисленные технические применения физических явлений, открытых в лаборатории.
Рисунки, которые являются статичными иллюстрациями к текстам сопровождаемых учебников и представляют собой схемы приборов, экспериментальных установок, электрических цепей, образное представление физических величин, символьное изображение протекающих процессов, модельных представлений об их протекании, а также графики зависимостей физических величин от времени, расстояния и т.п., диаграммы, иллюстрирующие взаимосвязь различных физических параметров объектов.
Текстовые фрагменты, представляющие собой определения физических понятий, величин, явлений, формулировки законов и границ их применимости, описания важнейших технических устройств, упоминающихся в школьных учебниках.
Обобщающие таблицы, являющиеся сводом основных понятий и законов, изученных в данной теме. Обобщающие таблицы могут содержать разнообразную информацию: текстовую, графическую, символьную и т.д.
Кроме программной составляющей информатизации учебного процесса при обучении физике немаловажной является роль компьютерного оборудования, которое может быть использовано при проведении таких занятий. При этом спектр современных технических средств, поддерживающих информационные и коммуникационные технологии, достаточно обширен.
В зависимости от целей, возлагаемых учителем для проведения урока, и от формы самого занятия возможно использование различных конфигураций оборудования.
Автономный компьютерный класс и принтер – такая конфигурация оборудования может быть использована учителем при индивидуальной работе с учениками (демонстрация того или иного информационного объекта, показ презентации, проектная деятельность, проведение тренингов, тестов, игровых упражнений на закрепление приобретенных знаний), использование принтера будет полезно при подготовке раздаточного иллюстративного материала и распечатке домашнего задания.
Компьютер и мультимедийный проектор (для усиления учебного эффекта возможно использование интерактивной доски) – учитель может демонстрировать на экране информационные объекты, обеспечивая тем самым предоставление развернутой комбинированной информации с помощью средств мультимедиа. Удобным является использование такой конфигурации при объяснении новой темы или обсуждении пройденного материала, а также при организации устного опроса учащихся или при проведении коллективного тестирования класса по созданным учителем материалам теста.
Компьютерный класс, оснащенный локальной сетью и сканером, имеющий общий доступ в Internet – в процессе работы учитель может предоставлять доступ ученикам к файлам презентаций, информационным ресурсам школьного сервера и сети Internet по изучаемой теме. Использование сканера и различных информационных ресурсов незаменимо при проведении проектной деятельности учащихся. Кроме того, при такой конфигурации оборудования появляются практически неограниченные возможности для информатизации и интенсификации учебного процесса, а именно, учащиеся могут самостоятельно и под руководством учителя проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения.
Автономный компьютерный класс, оснащенный мультимедийным лингафонным комплектом – такая конфигурация оборудования значительно расширяет мультимедийные ресурсы обычного компьютерного класса.
Но, основные усилия разработчиков программных продуктов направлены на разработку обучающих систем, рассчитанных на индивидуальное использование в режиме "Репетитор". Но даже те мультимедийные продукты, которые доступны школе, не имеют методического сопровождения. Ещё более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке, поскольку невозможно изменять и дополнять учебный материал или планировать его по другой схеме.
Преобладающими причинами, затрудняющими использование готовых электронных учебных пособий являются несоответствие содержания и структуры электронного пособия методическим особенностям преподавания конкретного учителя независимо от предмета. Кроме того, опираясь на собственный опыт овладения электронными учебниками и на опыт опрошенных педагогов, можно назвать общие недостатки готовых электронных учебных разработок в аспекте применения их на уроке:
• различный интерфейс электронных пособий, затрудняющий вводный инструктаж учащихся при эксплуатации нового технического средства обучения; • излишне разветвлённая структура пособия, увеличивающая время доступа к нужной информации;
• несетевая версия пособия, вызывающая затруднения в установке и тиражировании пособия на локальные компьютеры.
Поэтому учителю, имеющему возможность использовать мультимедийное оборудование, приходится создавать и собственные разработки видеоуроков, начиная с конспектов и слайдов, заканчивая flash - анимацией и созданием собственных сайтов.
Можно сделать и общие выводы.
Электронные интерактивные доски поддерживают в классе атмосферу оживленного общения и вызывают дискуссии - это существенно помогает при ознакомлении учащихся с новым материалом. С помощью интерактивной доски я смогла всецело завладеть вниманием учеников на уроках и получила возможность общаться с классом, не отходя от доски, продолжая работать с материалом.
Дети и родители утверждают, что образовательный процесс стал более веселым, интересным и увлекательным. Учащиеся обожают работать с электронной интерактивной доской! Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По моим наблюдениям, при использовании электронной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске
. Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети - я испытываю огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все дети без исключения. У них уже есть любимые программы и задания, иногда они просят меня установить именно их. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.