Использование Интернет - ресурсов при организации учебного процесса
Использование Интернет - ресурсов при организации учебного процесса
Основная цель современной школы и учителя – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, и как следствие, развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках.
Решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е. организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии, в частности, это цифровые и электронные образовательные ресурсы.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование Интернет - ресурсов при организации учебного процесса »
Клюшина Жанна Викторовна,
учитель физики МБОУ СОШ №37,
г. Шахты Ростовской области
Использование цифровых образовательных ресурсов при организации учебного процесса по физике
Учитывая, что основная цель современной школы и учителя – создание условий для самореализации личности и удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, последние два года проводила педагогическое исследование по теме: «Развитие творческой познавательной активности учащихся на уроках физики средствами современных информационно-коммуникационных технологий».
Считаю, что решать проблему развития познавательной активности учащихся, т.е. организацию обучения на активной основе, через деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом, эффективно позволяют новые информационные технологии, в частности, это цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Но необходимо, отметить, что невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить виртуальные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Применение электронных образовательных ресурсов дает мне возможность более глубоко осветить теоретический вопрос, помогает учащимся вникнуть более детально в физические процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей.
В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Успешно учиться и учить в современной школе помогают электронные образовательные ресурсы.
Электронные образовательные ресурсы позволяют решить задачи:
- индивидуализации и дифференциации обучения;
- стимулирования разнообразной творческой деятельности учащихся;
- воспитания навыков самоконтроля, привычки к рефлексии;
- изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Вопросы изучения и исследования:
Использование ЦОР и ЭОР для организации домашней самостоятельной работы учащихся для закрепления и углубления знаний.
Использование ЦОР и ЭОР для организации домашнего эксперимента, как необходимого условия формирования познавательных интересов через организацию учебно - познавательной деятельности обучающихся.
Возможности применения ЭОР по уровню деятельности следующие:
Уровень
деятельности
Примеры действий
учителя
Примеры действий
учащихся
Пассивный
Показ рисунков и фотографий из мультимедийных курсов
Чтение с экрана текста из мультимедийных курсов
Показ интерактивных моделей и задание учащимся вопросов
Просмотр интерактивных моделей и ответы на вопросы учителя
Деятельностный
Работа с интерактивными моделями в рамках выполнения лабораторных работ
Выполнение лабораторных работ
Организация тестирования
Выполнение тестовых заданий и решение задач
Творческий
Задания учащимся по интерактивным моделям и моделирующим средам в творческом виде
Самостоятельное исследование
Создание учащимися нового продукта – интеллектуального, познавательного характера
Типы ЭОР, используемых при подготовке и проведении различных типов уроков
Тип урока
Цель урока
Типы ЭОР
ЭОР
ЦОР
Изучение нового материала
формирование первичного представления или системы представлений (в зависимости от сложности изучаемого объекта) о физическом объекте или явлении;
- все типы информационных модулей;
- практические модули определенных типов: лабораторная работа; работа с интерактивными моделями;
- анимации;
- параметризованные модели-задачи;
- демонстрационные модели;
Закрепление знаний и формирование умений
первичное усвоение изученных элементов содержания.
Основной вид деятельности – воспроизведение формулировок и выполнение заданий по образцу.
- практические модули:
практикумы, включающие решение простейших задач по теме;
- виртуальные практикумы;
- интерактивные задачи по физике;
Применения знаний и умений на практике
формирование умения использовать полученные знания и умения для решения проблем;
- практические модули: практикумы, включающие в себя решение задач, лабораторные работы;
- интерактивные лабораторные работы по физике;
- интерактивные задачи по физике;
- модули для коллективной работы;
Обобщения и систематизации знаний
включение изученных знаний и умений в систему ранее изученных физических фактов;
- информационные;
- комбинированные;
- практические: исследовательские работы; решение задач разного уровня сложности, в том числе повышенного;
- описание опытов, лабораторных работ по физике, выходящих за пределы школьной программы;
- наборы задач повышенной сложности;
Организация контроля
установление уровня усвоения учащимися знаний, умений и навыков по теме; установление путей коррекции достигнутого уровня знаний и умений;
контрольные разных типов;
тесты по физике;
Работа с ЭОР легко вписывается в традиционный урок и позволяет учителю организовывать следующие виды учебной деятельности:
1)для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками;
2)обучающие программы для самостоятельной работы школьников;
3)для диагностики и контроля их знаний;
4) во внеурочной деятельности, творческих заданиях и проектной деятельности.
Способствует формированию компетенций:
1)изучение нового материала;
2) поиск информации;
3) обработка информации;
4) адаптация к окружающей среде, необходимых не только физике, но и других предметах.
Качество знаний при этом заметно возрастает, что позволяет говорить о рациональном использовании новых форм, методов и технологий в учебном процессе.
Использование ЭОР раскрывает перспективы использования активно- деятельностных форм обучения, и тем самым изменения ролей учителя и ученика.
Ссылки на методические материалы и виртуальные лабораторные работы
2) http://www. ict. edu. ru (Портал «Информационно-коммуникативные технологии в образовании»);
3)http://www. microsoft. com/Rus/Education/PiL/Default. mspx (Партнерство в образовании. Информационный портал Microsoft для образовательных учреждений);
4)http://www. fsu-expert. ru (Общественно-государственная экспертиза учебников. Федеральный совет по учебникам МОН РФ);
5)http://fiz.1september. ru/ (Электронная версия газеты «Физика»);
6)http://archive.1september. ru/fiz/ (Газета “1 сентября”: материалы по физике. Подборка публикаций по преподаванию физики в школе. Архив с 1997 г.);
7)http://www. physbook. ru/ (Электронный учебник по физике);