Использование Интернет-ресурсов на различных этапах организации и проведения уроков информатики
Использование Интернет-ресурсов на различных этапах организации и проведения уроков информатики
Актуальность рассматривается на современном этапе информатизации общества, где в глобальной сети Интернет находится большое количество различных ресурсов, многие из которых можно и необходимо использовать в обучении. При этом для учителя важно наличие методических рекомендаций по использованию информационных ресурсов Интернет на различных этапах учебного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные Интернет-ресурсы в настоящее время играют важнейшую роль в учебном процессе и являются частью инновационных педагогических технологий, которые наряду с традиционными технологиями призваны эффективно осуществлять процесс обучения.
Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в школе.
Актуальность рассматривается на современном этапе информатизации общества, где в глобальной сети Интернет находится большое количество различных ресурсов, многие из которых можно и необходимо использовать в обучении. При этом для учителя важно наличие методических рекомендаций по использованию информационных ресурсов Интернет на различных этапах учебного процесса.
Современное качественное обучение информатике невозможно представить без систематического использования ресурсов Интернет как учителем, так и учениками на всех этапах учебного процесса, однако рекомендации в комплексе для ученика и учителя для поэтапного использования ресурсов Интернет в обучении, к сожалению, не разработаны или неполные (касаются не всех этапов учебного процесса), а поэтапное использование Интернет-ресурсов по информатике, согласно разработанным рекомендациям, позволит повысить качество обучения информатике в школе.
Цель – разработка методических рекомендаций поэтапного использования ресурсов Интернет при обучении информатике с сопровождением в виде web-сайта и электронного учебного пособия.
Задачи:
Обосновать необходимость использования Интернет-ресурсов при обучении школьному курсу информатики;
Разработать рекомендации по отбору и применению Интернет-ресурсов на различных этапах обучения школьному курсу информатики.
Экспериментально проверить эффективность методических рекомендаций, разработать электронное учебное пособие для учителя, сайт, ориентированный на обучающихся.
Методы исследования:
Теоретические методы (изучение литературы, существующих методов, отбор информационных ресурсов Интернет, анализ образовательных ресурсов Интернет )
Эмпирические методы (проведение и анализ уроков с использованием образовательных Интернет-ресурсов, анкетирование, тестирование, разработка сайта, электронного учебного пособия);
Практическая значимость исследование заключается в разработке методических рекомендаций, позволяющих повысить качество обучения информатике в школе, создание собственных рабочих программ, поурочных планирований.
Технология использования средств ИКТ в предметном обучении: этапы урока, средства, показатели результативности.
Тесты, опросы с презентацией, задания с интерактивной доской, электронные рецензии, анализ заранее проверенного домашнего задания
выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок;
обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися;
формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще;
использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы
Этап всесторонней проверки знаний.
проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;
рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях;
активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Презентация, видеоролик, показ демонстрации, задание в интернете
качество ответов учащихся на следующих этапах урока;
активное участие класса в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.
Этап закрепления новых знаний.
Тесты, тренажеры, электронные учебники, задания в Интернете, электронные практические и лабораторные работы
Выявление результатов урока.
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Презентация, рассылка д/з по почте, в электронных дневниках и журналах, в социальной сети, выдача материалов на дом: дидактические пособия, тренажеры, электронные учебники Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников, подготовит восприятие нового материала;
Правильно организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из необходимости в увлекательную и полезную с точки зрения самообразования ученика работу;
Сделает последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее и интереснее;
Гармонично свяжет несколько уроков в единую систему;
Сделает приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратит знания в инструмент познания;
Может помочь в сплочении классного коллектива.
Методические приемы использования ресурсов Сети учениками на уроке при изучении новой темы:
поиск информации в Интернете;
составление плана-конспекта по тексту;
анализ текста и составление схемы или таблицы;
составление вопросов к тексту;
поиск ответов на вопросы, поставленные учителем;
поиск нужной цитаты, стихотворения или другого произведения;
прослушивание музыкальных произведений;
разучивание песни под фонограмму из Интернета;
просмотр и обсуждение видеофрагмента;
просмотр и обсуждение презентации;
работа с картинами, выставленными в Сети;
поиск статистических данных и их анализ.
Кроме поиска информации по заданию учителя, можно предложить и другой вид работы с ресурсам Сети, более сложный. Давая список Web-сайтов, которые надо посетить, педагог может попросить учеников познакомиться с представленной там информацией и дать оценку сайтам, с точки зрения качества представленной информации. Этот вид задания требует не просто нахождения информации, но и принятия решения, высказывания своего мнения и его обоснования.
Сфера деятельности учащихся в этом случае следующая:
оценка Web-сайта, определение качества и правдоподобности информации;
использование справочных изданий;
сравнение одних и тех же тем по разным источникам;
использование различных исследовательских стратегий, систем поиска информации в соответствии со стоящими задачами;
систематизация работы, написание исследовательского заключения;
корректная ссылка на использованные источники.
Контроль знаний:
использование тестов с самопроверкой;
сетевые викторины.
Работа над проектом.
Учащиеся могут подобрать для проекта информацию в сети по проблеме, которая подлежит в данный период времени обсуждению, исследованию. При работе над проектом задействуются практически самые разнообразные возможности и ресурсы Интернет: виртуальные библиотеки, виртуальные музеи, различные информационные образовательные серверы; сайты средств массовой информации; энциклопедии и справочники. Участие в телеконференциях и чате.
Необходимость живого общения с реальными партнерами обращает его участников к возможностям телеконференций, чат-технологий. Можно организовать общение в чате с какими- либо специалистами, если у них установлен Интернет. Использование электронной почты.
Самостоятельное выполнение практического задания, контрольной работы, теста с последующей отправкой на электронный адрес учителя.
Дифференцированная работа на уроке.
Сильные ученики могут составить сообщение (доклад), презентацию, используя информация из Интернета. Слабые ученики могут выбрать более легкую информацию и составить к ней вопросы
Выбор в Интернете и выполнение разноуровневых тестов.
Все больше и больше школ России оснащаются компьютерными классами. Работа на компьютерах и использование средств глобальных коммуникаций может помочь учащимся гармонично жить и работать в информационном обществе, глубже и разнообразнее познавать окружающий мир и эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал.
Для того чтобы эффективность обучения с помощью компьютеров была достигнута, необходимо поставить задачи, для чего именно эти компьютеры приобретаются, произвести серьезный анализ загрузки техники. Факт многочасового простоя техники в школе - самая обычная ситуация на сегодняшний день. Также для школ характерен неадекватный задачам выбор техники и программного обеспечения.
В связи с использованием новых Интернет-технологий возможен пересмотр и изменения целей, содержания обучения, возрастает роль интегрированных знаний. Потребуются новые условия организации занятий, которые не будут замыкаться в рамках классно-урочной системы. При обучении подростков работе с информационными технологиями используются как традиционные методы - беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере, дополняя использованием различных наглядных пособий - таблиц, плакатов, так и различные новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе и с партнерами, автономное обучение и т.д., которые нельзя будет ограничивать пределами кабинетной системы, которая неизбежно претерпит определенные изменения. Форма организации учебного процесса практически индивидуальная, занятия проводятся в малых группах, каждый учащийся сидит за персональным компьютером. Общение детей в малых группах часто носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей, природного потенциала. Опыт показывает, что уже делается попытка интеграции имеющегося в Сети материала в учебные предметы, создание веб-квестов как результатов коллективной поисковой и образовательной деятельности учащихся, наполнение Интернета содержанием образовательного плана и привлечение подростков к работе в квестах.
Недостатки и проблемы - отсутствие четко отработанных методик, недостаточное техническое оснащение, загруженность учителей, трудность придерживаться временных рамок, внедрение Интернет-технологии в строгую поурочную систему. Поэтому, особую роль играют методические приемы, а также позиция преподавателя по организации деятельности всех этапов обучения: введение школьников в интерактивную среду, постановка проблемных ситуаций, формирование мотивов деятельности и развитие познавательных интересов, творческого мышления и воображения учащихся, роли интегрированных знаний и медиаобразовательных умений, социальной и общественной направленности, осознание учащимися необходимости получения знаний, учет особенностей группы. Универсальных решений на все случаи жизни нет, и многое зависит от преподавателя. Сумеет ли он заинтересовать школьников, мотивировать работу, учитывая их психологические и возрастные особенности, привлечь к работе других школьников в Сети, направить их в определенное образовательное русло и грамотно распространить опыт.