Учитель физики МБОУ «СОШ с УИОП» г.Грайворона Четверикова Л.В.
Тема урока: «Испарение и конденсация. Насыщенный пар»
Этап урока | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) | Обеспечение |
Оргмомент | 1 | Создает эмоциональный настрой детей на урок | Рисует и «отсекает» свои проблемы | Прием «Клубок» | | Создание учебного настроения | Бумага для изображения своих проблем |
Целеполагание. Актуализация знаний учащихся | 3 | Предлагает ответить на проблемные вопросы, которые помогут с определением темы и целей урока. Почему, выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод? Вспомните, как скорость движения молекул зависит от температуры? и т.п. | Отвечает на вопросы учителя. «Вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ | Интерактивная беседа с элементами проблемного обучения. Прием «Мозговой штурм» | Навыки целеполагания, планирования деятельности. Самооценка, умение вносить коррективы. | Совместно формулируют тему урока, цели, задачи. Мотивация, настрой на достижение результатов. Повторение изученного материала. | Интерактивная доска.
Презентация (сл.1-2) |
Формирование новых знаний | 15 | Вводит новые понятия «испарение» и «конденсация». Организует работу учащихся с интерактивными моделями. Ставит проблемные вопросы. Помогает выявить причинно-следственные связи в образовании насыщенного пара. Вводит новые понятия «влажность воздуха». Демонстрирует принцип действия приборов | Воспринимает информацию учителя, осмысливает значимость предлагаемого к изучению материала для себя. Работает у доски с интерактивными моделями. Концентрирует своё внимание на задании. Размышляет. Анализирует. Делает вывод по этому виду работы. | Интерактивная беседа с постановкой проблемных вопросов. Моделирование Сравнение. Демонстрация приборов. | Умение осуществлять анализ объектов. Преобразование информации из одной формы в другую. Умение оформлять свои мысли в письменной форме. | Освоение учебной информации на уровне «знания». Освоение отдельных терминов, понятий, высказываний. Освоение этой же учебной информации на уровне «понимания». |
Интерактивная доска. ЦОР (сл.2-8) Презентация (сл.3-5) Демонстрационные приборы (психрометр, гигрометр) |
Динамическая пауза | 1 | Организует этап физической разрядки | Выполняет упражнения | Игровой метод | Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке | Снятие мышечного и умственного напряжения | Музыкальное сопровождение. Презентация «Физкультминутка» |
Этап самостоятельной работы | 9 | Организует деятельность учащихся в группах. Контролирует выполнение экспериментальной работы «Исследование факторов, влияющих на скорость испарения». Побуждает к высказыванию своего мнения. | Выполняет задания по карточкам. Проводит эксперимент. Слушает высказывания сверстников. Формулирует выводы. Записывает выводы в тетрадь. | Прием «Учимся вместе»
Обобщение выводов | Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Осознанное построение речевого высказывания. Умение оформлять свои мысли в письменной форме. | Умеет выполнять инструкции. Умеет работать в группе. Развивает речь, письмо, память. Умеет обобщать выводы. | Лабораторное оборудование (Стекло предметное, стаканы с горячей и холодной водой, масло растительное, кусочек ваты, термометры) Дидактические карточки с заданиями. |
Формирование навыков и умений | 8 | Организует индивидуальную практическую работу учащихся «Измерение влажности воздуха в классе» с использованием психрометрической таблицы.
Предлагает решить качественные задачи. | Отрабатывает навыки пользования психрометрической таблицей, психрометром. | Прием «Вопрос-ответ» | Умение решать проблемы. Способность самооценки своих действий. | Активация новых знаний. Освоение учебной информации на уровне «умения». | Раздаточный материал «Психрометрическая таблица». Лабораторное оборудование психрометр. Интерактивная доска. |
Подведение итогов, рефлексия | 2 | Возвращает учащихся к первоначальным записям – предположениям. Подводит итоги урока, организует беседу, связывая результаты урока с его целями. | Оценивает свое понимание материала. Соотносит «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Вносит изменения, дополнения. | Прием «Кластер» | Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД, умение вносить коррективы | Удовлетворение от проделанной работы, понимание того, что усвоено, а что ещё нужно усвоить | Интерактивная доска. ЦОР (сл. В) |
Информация о домашнем задании | 1 | Объясняет домашнее задание. п.16-17, вопросы Дает творческие (доклад) и практические задания на основе изученной информации. | Задает вопросы, выбирает уровень домашнего задания | Дифференциация заданий, применение творческих заданий. | Формирование самостоятельности в выборе уровня задания | Задание записано в дневник | Презентация (сл.7) |
МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ДАННОМ УРОКЕ: |
Описание технологии и методики моей работы | Использование на этапах урока | Достигаемые результаты |
Технология критического мышления Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление – это способность ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. | Прием «Мозговой штурм» на этапе актуализации знаний. Прием «Кластер» на этапе рефлексии. Графическая систематизация материала в кластеры. | Умение работать с информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. |
Технология обучения в сотрудничестве Цель – развитие способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся. Педагогика сотрудничества основана на принципах: взаимозависимость членов группы; личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи группы; совместная учебно-познавательная деятельность в группе; | Прием «Учимся вместе» при выполнении экспериментальной работы. Класс разбивается на разнородные по уровню обучения группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение материала. | Ученик осознает ответственность и за свои успехи, и за успехи своих товарищей. Члены команды оказываются взаимосвязанными и взаимозависимыми и при этом достаточно самостоятельными в овладении материалом и решении задач. Вырабатывается способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Совместная работа учащихся выполняется под руководством и контролем учителя, но без его непосредственного участия. |
Проблемно-исследовательские технологии Отправной точкой процесса ученического познания в проблемном обучении является создаваемая проблемная ситуация и формулируемая на ее основе учебная проблема. Проблемная ситуация вызывает у учащихся познавательную потребность в приобретении знаний, направляет их мысли на объект познания. Так создаются условия для целенаправленного и мотивированного усвоения учащимися нового материала. | Способ создания проблемной ситуации на данном уроке: побуждение учащихся к выдвижению гипотез и предварительных выводов. Использован на этапах актуализации знаний и получения новых знаний. | Работа по формированию познавательной самостоятельности учащихся через технологию проблемного обучения позволяет учащимся самостоятельно открывать субъективно новые знания, развивает все компоненты учебной деятельности, творческие способности, воспитывает инициативную личность, обеспечивает более качественное усвоение знаний. |
Технология уровневой дифференциации Дифференциация обучения – это создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета их особенностей. Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение. В любой системе обучения присутствует дифференцированный подход. Поэтому технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. | На уроках стараюсь создать условия, при которых каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности. Каждый ученик, опираясь на свой субъективный опыт, возможности, степень усвоения изученной темы, выбирает уровень домашней работы. | Данная технология помогает ученикам поставить перед собой цель, и определить каких результатов они ожидают от обучения. Создание на уроке оптимальных условий для умственного развития каждого ученика. Создание условий для формирования и развития творческой активности учащихся с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей. |
Метод проектов Главной отличительной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, которая соответствует его личным интересам. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. | Я применяю следующую схему: базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание; переход к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу физика; выполнение проектов, желательно имеющих практическое значение; проверка презентаций, представление лучших проектов классу, родителям. | В ходе выполнения проекта учащиеся вовлекаются в процесс систематизации информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого. Применение проектной деятельности на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал, формирует самостоятельность и инициативность школьников. При парной или групповой работе над проектом затрагиваются и человеческие отношения – терпимость друг к другу, толерантность. |
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики открывает широкие возможности для построения учебного процесса, учитывающего индивидуальные возможности и склонности обучающихся, их включения в самостоятельную исследовательскую деятельность, что, в свою очередь, способствует созданию условий для максимальной реализации каждого. | Для вовлечения в активную учебную деятельность на разных этапах урока использую: интерактивную доску, коллекции ЦОР в сети Интернет, авторскую презентацию, авторский флипчарт. | Повышение эффективности образовательного процесса; возможность моделировать объекты и явления; возможность научить школьников применять компьютерную технику для решения учебных и трудовых задач; повышение мотивации к учению за счет привлекательности компьютера, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; развитие наглядно-образного мышления, моторных и вербальных коммуникативных навыков учащихся; формирование навыков работы с информацией. |
Здоровьесберегающие технологии При проведении уроков соблюдаю основные правила: соответствие обучения возрастным особенностям; доброжелательное отношение к учащимся; работа с акцентом на ситуацию успеха; соблюдение требований к объему учебной нагрузки; рациональное чередование видов учебной деятельности; проведение физкультминуток; соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим). | Сохраняется психологический комфорт на уроке, достигается успешность учащихся в учебной деятельности, снижается утомляемость учеников, прививаются навыки здорового образа жизни. |