kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы лекционных демонстраций

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы лекционных демонстраций

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы лекционных демонстраций»

Формы лекционных демонстраций

Фopмa – xapaктepиcтикa зaнимaeмoгo oбъeктoм пpocтpaнcтвa. Ecли oбъeкт дeфopмиpoвaн, тo фopмa мeняeтcя.

Физический учебный эксперимент

- это наблюдение и анализ исследуемых явлений в определенных условиях,

которые позволяют присматривать за ходом явления и воссоздать его всякий раз при

фиксированных условиях.

Основные виды физического эксперимента:

– демонстрационный эксперимент или демонстрация;

– ученический эксперимент (фронтальные лабораторные работы и физический

практикум);

– компьютерный эксперимент;

– домашние экспериментальные работы;

– экспериментальные задачи.

Физический эксперимент проводится поэтапно в следующей последовательности.

Первый этап: демонстрационный эксперимент или демонстрация. Цель

проведения: формирование у учеников первичных практических умений и навыков.

Демонстрация

это физический эксперимент, который представляет собой

физические явления, процессы, закономерности, которые воспринимаются чувственным

восприятием. Демонстрационный эксперимент иллюстрирует теоретические положения,

которые высказываются на уроке учителем, и готовит к самостоятельному проведению

фронтальных лабораторных робот( схема

Практические умения и навыки приобретаются в ходе проведения

ученического эксперимента, потому демонстрационный эксперимент необходимо

дополнять фронтальными лабораторными работами и физическим практикумом.

Второй этап. Фронтальные лабораторные работы– вид практических работ,

которые выполняются в процессе изучения дисциплины, когда все учащиеся

одновременно выполняют одинаковый эксперимент, используя одинаковое оборудование.

Третий этап - завершающий. Физический практикум - практическая работа,

которая выполняется учащимися в завершение предыдущих разделов курса, на более

сложном оборудовании, с большей частью самостоятельности, чем на фронтальных

При выполнении работ физического практикума происходит повторение,

углубление, расширение, обобщение и систематизация знаний по разным темам курса

Все вышеуказанные основные виды физического эксперимента должны быть

обязательно дополнены экспериментом:

– с использованием компьютера,

– экспериментальными заданиями,

– домашними экспериментальными работами.

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие её параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью.

Домашняя экспериментальная деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых учащимися самостоятельно в домашних условиях, используя изготовленные ими самими приборы, с целью удовлетворения познавательных потребностей (интереса) и в соответствии с логикой мыслительных процессов.

В отличие от задания, экспериментальная задача подразумевает использование полученных в ходе измерений данных для нахождения других величин косвенным путем. В экспериментальной задаче конкретные установки, эксперимент должны быть органически связаны с задачей. Задача ставится и разрешается при помощи эксперимента и в связи с ним, что и делает её экспериментальной.

Модели в физическом эксперименте

Физи́ческая моде́ль — физическое представление системы, объекта или процесса с целью их исследования, то есть это представление с помощью другого физического, реального объекта, имеющего в том или ином аспекте схожую динамику поведения. Это в то же время означает схожесть (или тождественность) математической модели объекта исследований и объекта-модели. Путём измерения параметров объекта модели исследователи могут получать значения параметров объекта исследований.



К физическим моделям относится широкий набор средств, классическими примерами которых являются:



модель самолёта в аэродинамической трубе для исследования аэродинамических (и иногда термодинамических или иных) свойств самолёта, так как физические процессы в физической модели и объекте исследования имеют одинаковую природу;

аналоговая вычислительная машина — физические процессы в физической модели и объекте исследования имеют разную природу за исключением случаев моделирования процессов в электронных приборах.

Физи́ческое модели́рование — метод экспериментального изучения различных физических объектов или явлений, основанный на использовании модели, имеющей ту же физическую природу, что и изучаемый объект[1].



Метод заключается в создании лабораторной физической модели явления в уменьшенных масштабах и проведении экспериментов на этой модели. Выводы и данные, полученные в этих экспериментах, распространяются затем на явление в реальных масштабах.



Метод применяется при следующих условиях:



Исчерпывающе точного математического описания явления на данном уровне развития науки не существует, или такое описание слишком громоздко и требует для расчётов большого объёма исходных данных, получение которых затруднительно.

Воспроизведение исследуемого физического явления в целях эксперимента в реальных масштабах невозможно, нежелательно или слишком затратно (например, цунами).

Классификации эксперимента

-

феноменологические опыты (когда в качестве цели выступает демонстрация

явления);

-

функциональные (иллюстрация физических закономерностей);

-

модельные (демонстрация разных моделей явления);

-

технические (демонстрация действия измерительного прибора или машины,

построенных на каком-либо физическом принципе).

Т. Н. Шамало выделяет четыре дидактичных формы постановки эксперимента с целью

формирования понятий:



исследовательская,



иллюстративная,



репрезентативная,

Репрезентативная это комбинированная форма или форма сочетания реального

и мысленного экспериментов.

Вероятно можно классифицировать лекционный эксперимент, если в основу

положить формы постановки эксперимента :

проблемный эксперимент;

исследование;

иллюстративный;

реально-мнимый;

мнимый.

фантологическая (мысленный эксперимент).

В любом случае наилучшим в методическом отношении является такое решение,

когда объяснения проводятся параллельно с экспериментом. Объяснение и эксперимент

логично сливаются в один общий неразрывный процесс в виде интересной и

убедительной беседы учителя с учениками.

Классификацию демонстрационного эксперимента.



По месту в учебном процессе:

1)

что предшествует изучению материала;

2)

сопутствующий изучению материала;

3)

что заключает изучение материала.

Под пассивно - иллюстративным понимают такой эксперимент, когда ученики

созерцают его пассивно; он проводится с целью проиллюстрировать явление, даже

несложные зависимости на качественном уровне.

Репродуктивный эксперимент

рассчитан на воссоздание учениками

определенных действий по подробному плану.

Частично - поисковый эксперимент допускает такую его постановку, когда

способ поиска схемы опыта или наблюдения, способы поиска обработки результатов,

изменения условий протекания явления определяет учитель, а сам поиск производят

ученики.

Творческий эксперимент

допускает высокий уровень активности и

самостоятельности учеников при его выполнении. Они самостоятельно планируют его,

подбирают оборудование, собирают экспериментальную установку, проводят наблюдение

и измерение, обрабатывают результат и делают выводы.

измерение, обрабатывают результат и делают выводы.

По методам выполнения и обработки результатов :

1)

качественный эксперимент;

2)

измерительный;

3)

функционально - количественный.

По месту проведения:

1)

в учебной аудитории

2)

в лаборатории;

3)

в домашних условиях;

По времени, которое тратится, для выполнения лабораторного эксперимента :

1)

кратковременные лабораторные опыты;

2)

часовой лабораторный эксперимент;

3)

двухчасовый лабораторный эксперимент;

4)

длительный (от нескольких часов до несколько дней).

Один и тот же опыт или наблюдение можно отнести к разным классификациям

в зависимости от того, с каких позиций мы хотели бы на него посмотреть. Нет

опыта или наблюдения, которое относится только к одной классификации;

Создание проблемных ситуаций на основе лекционного физического эксперимента

Все эксперименты можно разделить на мнимые и реальные. Тем и другим

обязательно предшествует подготовительная работа, т.е. детальное «обдумывание

эксперимента», которое отличает его от простого наблюдения.

Проблемная ситуация - это ситуация познавательного затруднения,

возникающая при необходимости решить проблему, которая возникает при

необходимости разрешить противоречие между знанием и незнанием.

Три вида противоречий, которые наблюдаются при изучении физики.

К первому из них относятся противоречия между новыми наблюдениями и

невозможностью их объяснения на базе имеющегося знания. Для разрешения таких

противоречий необходимое выдвижение новых положений и моделей, разработка новых

теорий и так далее

Второй вид противоречий возникает в тех случаях, когда объяснение нового факта

возможно в рамках изученной теории, но требует установления принципиально новых

связей, между отдельными характеристиками явления. Решение таких противоречий

углубляет и корректирует знание учеников в пределах известной им модели, теории.

Третий вид противоречий возникает при необходимости объяснить результаты

наблюдения известного явления в новых условиях. В этом случае появляется

интеллектуальное затруднение, связанное с необходимостью применить известные знания

и способы действия в незнакомых условиях. В процессе разрешения таких противоречий

происходит не только дальнейшее углубление знаний, но и формирование новых

интеллектуальных навыков и умений.



а) Демонстрации, которые иллюстрируют явления, которые нельзя объяснить,

используя старые знания. При постановке таких проблемных ситуаций нужно

поддерживать соответствие уровня подготовленности аудитории и сложности

проблем, которые выдвигаются, поскольку проблемная ситуация может

возникнуть лишь в том случае, если ученик способен решить поставленную

задачу, то есть его интеллектуальные возможности должны отвечать уровню

б) Демонстрационные опыты, которые раскрывают новые связи между уже

изученными понятиями и явлениями. В этих опытах специально выделяются

противоречия между ранее известными знаниями и новыми сторонами явления,

чтобы в ходе их дальнейшего анализа углубить и скорректировать знания,

которые в них сформировались во время изучения прошлого материала.

Противоречие двух опытов может стать основой для создания проблемной

ситуации, решение которой приведет к углублению представлений студентов о

явлениях.

Демонстрационные опыты, которые позволяют конкретизировать знание.

Такие опыты позволяют глубже проникнуть в существа процесса, дают

возможность по другому оценить сопутствующие явления. Самым простым

примером эксперимента третьей группы является демонстрация кипения воды

при комнатной температуре под сниженным давлением. Этот опыт показывают в

школе, однако его полезно повторить и в университете при изучении одного из

важнейших термодинамических соотношений - уравнения Клапейрона -

Клаузиуса.

Словарь терминов

Эксперимент – основной метод при изучении физики, он представляет собой исследование какого-либо объекта путем активного воздействия на него в ходе создания новых условий, соответствующих целям эксперимента.

Учебный эксперимент — это воспроизведение с помощью специальных приборов физического явления на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения. Поэтому он служит одновременно источником знаний, методом обучения и видом наглядности.

Физический эксперимент представляет собой не только иллюстрацию тех или иных

явлений и закономерностей: он служит средством доказательства справедливости

различных теоретических положений, способствует выработке убежденности в

познаваемости явлений природы, развивает умения и навыки учащихся

Умения это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта .

Навык в свою очередь это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля

Демонстрация-это акция массовой группы или собрания групп людей в поддержку политической или иной причины или людей, участвующих в протесте против причины беспокойства; она часто состоит из хождения в массовом марше и либо начала, либо встречи в назначенном месте, либо митинга, чтобы услышать ораторов.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Фронтальные лабораторные работы - это такие занятия, в которых ученики сами воспроизводят и наблюдают физические явления или проводят измерение физических величин, пользуясь при этом специальным (лабораторным) оборудованием. Слово «фронтальный» означает, что в данном случае все ученики класса проводят одинаковый эксперимент, пользуясь при этом одинаковым оборудованием.

Физический практикум (учебные лабораторные ра-боты по физике) – один из видов учебных занятий при изучении курса физики. Конечная цель лабораторных занятий по физике – за-крепление теоретических знаний, приобретение умений и навыков для проведения физического эксперимента.

Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие её параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью.

Домашняя экспериментальная деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых учащимися самостоятельно в домашних условиях, используя изготовленные ими самими приборы, с целью удовлетворения познавательных потребностей (интереса) и в соответствии с логикой мыслительных процессов.

Экспериментальные задачи – это задачи по физике, в которых нельзя найти решение без проведения эксперимента.

Функция – это зависимость одной переменной величины от другой. Другими словами, взаимосвязь между величинами.

В физике феноменология-это применение теоретической физики к экспериментальным данным путем количественных предсказаний, основанных на известных теориях.

Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.

Репрезентати́вность (фр. représentatif — представляющий собой что-либо, показательный, характерный) — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.

РЕЗУЛЬТАТИ́ВНЫЙ, - ая, - ое. Являющийся результатом, конечный, итоговый.

Пассивно – иллюстративный –это эксперимент, когда ученики

созерцают его пассивно; он проводится с целью проиллюстрировать явление, даже

несложные зависимости на качественном уровне.

Репродуктивный эксперимент

рассчитан на воссоздание учениками

определенных действий по подробному плану.

Частично - поисковый эксперимент допускает такую его постановку, когда

способ поиска схемы опыта или наблюдения, способы поиска обработки результатов,

изменения условий протекания явления определяет учитель, а сам поиск производят

ученики.

Творческий эксперимент

допускает высокий уровень активности и

самостоятельности учеников при его выполнении. Они самостоятельно планируют его,

подбирают оборудование, собирают экспериментальную установку, проводят наблюдение

и измерение, обрабатывают результат и делают выводы.

измерение, обрабатывают результат и делают выводы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формы лекционных демонстраций

Автор: Максимова Анна Александровна

Дата: 21.12.2022

Номер свидетельства: 621136

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Конспект урока по теме: Клетка" "
    ["seo_title"] => string(33) "konspiekt-uroka-po-tiemie-klietka"
    ["file_id"] => string(6) "166989"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423033712"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Использование информационных технологий в обучени"
    ["seo_title"] => string(57) "ispol_zovaniie_informatsionnykh_tiekhnologhii_v_obuchieni"
    ["file_id"] => string(6) "421767"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497433961"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Использование информационных технологий в обучены"
    ["seo_title"] => string(57) "ispol_zovaniie_informatsionnykh_tiekhnologhii_v_obuchieny"
    ["file_id"] => string(6) "421897"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497506655"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Использование информационных технологий в обученыи"
    ["seo_title"] => string(58) "ispol_zovaniie_informatsionnykh_tiekhnologhii_v_obuchienyi"
    ["file_id"] => string(6) "421941"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1497518389"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1360 руб.
2090 руб.
1640 руб.
2520 руб.
1510 руб.
2320 руб.
1460 руб.
2240 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства