которые высказываются на уроке учителем, и готовит к самостоятельному проведению
фронтальных лабораторных робот( схема
Практические умения и навыки приобретаются в ходе проведения
ученического эксперимента, потому демонстрационный эксперимент необходимо
дополнять фронтальными лабораторными работами и физическим практикумом.
Второй этап. Фронтальные лабораторные работы– вид практических работ,
которые выполняются в процессе изучения дисциплины, когда все учащиеся
одновременно выполняют одинаковый эксперимент, используя одинаковое оборудование.
Третий этап - завершающий. Физический практикум - практическая работа,
которая выполняется учащимися в завершение предыдущих разделов курса, на более
сложном оборудовании, с большей частью самостоятельности, чем на фронтальных
При выполнении работ физического практикума происходит повторение,
углубление, расширение, обобщение и систематизация знаний по разным темам курса
Все вышеуказанные основные виды физического эксперимента должны быть
обязательно дополнены экспериментом:
– с использованием компьютера,
– экспериментальными заданиями,
– домашними экспериментальными работами.
Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие её параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью.
Домашняя экспериментальная деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых учащимися самостоятельно в домашних условиях, используя изготовленные ими самими приборы, с целью удовлетворения познавательных потребностей (интереса) и в соответствии с логикой мыслительных процессов.
В отличие от задания, экспериментальная задача подразумевает использование полученных в ходе измерений данных для нахождения других величин косвенным путем. В экспериментальной задаче конкретные установки, эксперимент должны быть органически связаны с задачей. Задача ставится и разрешается при помощи эксперимента и в связи с ним, что и делает её экспериментальной.
Модели в физическом эксперименте
Физи́ческая моде́ль — физическое представление системы, объекта или процесса с целью их исследования, то есть это представление с помощью другого физического, реального объекта, имеющего в том или ином аспекте схожую динамику поведения. Это в то же время означает схожесть (или тождественность) математической модели объекта исследований и объекта-модели. Путём измерения параметров объекта модели исследователи могут получать значения параметров объекта исследований.
К физическим моделям относится широкий набор средств, классическими примерами которых являются:
модель самолёта в аэродинамической трубе для исследования аэродинамических (и иногда термодинамических или иных) свойств самолёта, так как физические процессы в физической модели и объекте исследования имеют одинаковую природу;
аналоговая вычислительная машина — физические процессы в физической модели и объекте исследования имеют разную природу за исключением случаев моделирования процессов в электронных приборах.
Физи́ческое модели́рование — метод экспериментального изучения различных физических объектов или явлений, основанный на использовании модели, имеющей ту же физическую природу, что и изучаемый объект[1].
Метод заключается в создании лабораторной физической модели явления в уменьшенных масштабах и проведении экспериментов на этой модели. Выводы и данные, полученные в этих экспериментах, распространяются затем на явление в реальных масштабах.
Метод применяется при следующих условиях:
Исчерпывающе точного математического описания явления на данном уровне развития науки не существует, или такое описание слишком громоздко и требует для расчётов большого объёма исходных данных, получение которых затруднительно.
Воспроизведение исследуемого физического явления в целях эксперимента в реальных масштабах невозможно, нежелательно или слишком затратно (например, цунами).
Классификации эксперимента
-
феноменологические опыты (когда в качестве цели выступает демонстрация
явления);
-
функциональные (иллюстрация физических закономерностей);
-
модельные (демонстрация разных моделей явления);
-
технические (демонстрация действия измерительного прибора или машины,
построенных на каком-либо физическом принципе).
Т. Н. Шамало выделяет четыре дидактичных формы постановки эксперимента с целью
формирования понятий:
исследовательская,
иллюстративная,
репрезентативная,
Репрезентативная это комбинированная форма или форма сочетания реального
и мысленного экспериментов.
Вероятно можно классифицировать лекционный эксперимент, если в основу
положить формы постановки эксперимента :
проблемный эксперимент;
исследование;
иллюстративный;
реально-мнимый;
мнимый.
фантологическая (мысленный эксперимент).
В любом случае наилучшим в методическом отношении является такое решение,
когда объяснения проводятся параллельно с экспериментом. Объяснение и эксперимент
логично сливаются в один общий неразрывный процесс в виде интересной и
убедительной беседы учителя с учениками.
Классификацию демонстрационного эксперимента.
По месту в учебном процессе:
1)
что предшествует изучению материала;
2)
сопутствующий изучению материала;
3)
что заключает изучение материала.
Под пассивно - иллюстративным понимают такой эксперимент, когда ученики
созерцают его пассивно; он проводится с целью проиллюстрировать явление, даже
несложные зависимости на качественном уровне.
Репродуктивный эксперимент
рассчитан на воссоздание учениками
определенных действий по подробному плану.
Частично - поисковый эксперимент допускает такую его постановку, когда
способ поиска схемы опыта или наблюдения, способы поиска обработки результатов,
изменения условий протекания явления определяет учитель, а сам поиск производят
ученики.
Творческий эксперимент
допускает высокий уровень активности и
самостоятельности учеников при его выполнении. Они самостоятельно планируют его,
подбирают оборудование, собирают экспериментальную установку, проводят наблюдение
и измерение, обрабатывают результат и делают выводы.
измерение, обрабатывают результат и делают выводы.
По методам выполнения и обработки результатов :
1)
качественный эксперимент;
2)
измерительный;
3)
функционально - количественный.
По месту проведения:
1)
в учебной аудитории
2)
в лаборатории;
3)
в домашних условиях;
По времени, которое тратится, для выполнения лабораторного эксперимента :
1)
кратковременные лабораторные опыты;
2)
часовой лабораторный эксперимент;
3)
двухчасовый лабораторный эксперимент;
4)
длительный (от нескольких часов до несколько дней).
Один и тот же опыт или наблюдение можно отнести к разным классификациям
в зависимости от того, с каких позиций мы хотели бы на него посмотреть. Нет
опыта или наблюдения, которое относится только к одной классификации;
Создание проблемных ситуаций на основе лекционного физического эксперимента
Все эксперименты можно разделить на мнимыеи реальные. Тем и другим
обязательно предшествует подготовительная работа, т.е. детальное «обдумывание
эксперимента», которое отличает его от простого наблюдения.
Проблемная ситуация - это ситуация познавательного затруднения,
возникающая при необходимости решить проблему, которая возникает при
необходимости разрешить противоречие между знанием и незнанием.
Три вида противоречий, которые наблюдаются при изучении физики.
К первому из них относятся противоречия между новыми наблюдениями и
невозможностью их объяснения на базе имеющегося знания. Для разрешения таких
противоречий необходимое выдвижение новых положений и моделей, разработка новых
теорий и так далее
Второй вид противоречий возникает в тех случаях, когда объяснение нового факта
возможно в рамках изученной теории, но требует установления принципиально новых
связей, между отдельными характеристиками явления. Решение таких противоречий
углубляет и корректирует знание учеников в пределах известной им модели, теории.
Третий вид противоречий возникает при необходимости объяснить результаты
наблюдения известного явления в новых условиях. В этом случае появляется
интеллектуальное затруднение, связанное с необходимостью применить известные знания
и способы действия в незнакомых условиях. В процессе разрешения таких противоречий
происходит не только дальнейшее углубление знаний, но и формирование новых
интеллектуальных навыков и умений.
а) Демонстрации, которые иллюстрируют явления, которые нельзя объяснить,
используя старые знания. При постановке таких проблемных ситуаций нужно
поддерживать соответствие уровня подготовленности аудитории и сложности
проблем, которые выдвигаются, поскольку проблемная ситуация может
возникнуть лишь в том случае, если ученик способен решить поставленную
задачу, то есть его интеллектуальные возможности должны отвечать уровню
б) Демонстрационные опыты, которые раскрывают новые связи между уже
изученными понятиями и явлениями. В этих опытах специально выделяются
противоречия между ранее известными знаниями и новыми сторонами явления,
чтобы в ходе их дальнейшего анализа углубить и скорректировать знания,
которые в них сформировались во время изучения прошлого материала.
Противоречие двух опытов может стать основой для создания проблемной
ситуации, решение которой приведет к углублению представлений студентов о
явлениях.
Демонстрационные опыты, которые позволяют конкретизировать знание.
Такие опыты позволяют глубже проникнуть в существа процесса, дают
возможность по другому оценить сопутствующие явления. Самым простым
примером эксперимента третьей группы является демонстрация кипения воды
при комнатной температуре под сниженным давлением. Этот опыт показывают в
школе, однако его полезно повторить и в университете при изучении одного из
важнейших термодинамических соотношений - уравнения Клапейрона -
Клаузиуса.
Словарь терминов
Эксперимент – основной метод при изучении физики, он представляет собой исследование какого-либо объекта путем активного воздействия на него в ходе создания новых условий, соответствующих целям эксперимента.
Учебный эксперимент — это воспроизведение с помощью специальных приборов физического явления на уроке в условиях, наиболее удобных для его изучения. Поэтому он служит одновременно источником знаний, методом обучения и видом наглядности.
Физический эксперимент представляет собой не только иллюстрацию тех или иных
явлений и закономерностей: он служит средством доказательства справедливости
различных теоретических положений, способствует выработке убежденности в
познаваемости явлений природы, развивает умения и навыки учащихся
Умения это подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта .
Навык в свою очередь это действие, сформированное путём повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствия поэлементной сознательной регуляции и контроля
Демонстрация-это акция массовой группы или собрания групп людей в поддержку политической или иной причины или людей, участвующих в протесте против причины беспокойства; она часто состоит из хождения в массовом марше и либо начала, либо встречи в назначенном месте, либо митинга, чтобы услышать ораторов.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Фронтальные лабораторные работы - это такие занятия, в которых ученики сами воспроизводят и наблюдают физические явления или проводят измерение физических величин, пользуясь при этом специальным (лабораторным) оборудованием. Слово «фронтальный» означает, что в данном случае все ученики класса проводят одинаковый эксперимент, пользуясь при этом одинаковым оборудованием.
Физический практикум (учебные лабораторные ра-боты по физике) – один из видов учебных занятий при изучении курса физики. Конечная цель лабораторных занятий по физике – за-крепление теоретических знаний, приобретение умений и навыков для проведения физического эксперимента.
Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на ЭВМ, который состоит в том что, по одним параметрам модели вычисляются другие её параметры и на этой основе делаются выводы о свойствах объекта, описываемого математической моделью.
Домашняя экспериментальная деятельность учащихся – это проведение опытов, наблюдений и лабораторных работ, выполняемых учащимися самостоятельно в домашних условиях, используя изготовленные ими самими приборы, с целью удовлетворения познавательных потребностей (интереса) и в соответствии с логикой мыслительных процессов.
Экспериментальные задачи – это задачи по физике, в которых нельзя найти решение без проведения эксперимента.
Функция – это зависимость одной переменной величины от другой. Другими словами, взаимосвязь между величинами.
В физике феноменология-это применение теоретической физики к экспериментальным данным путем количественных предсказаний, основанных на известных теориях.
Дида́ктика (др.-греч. διδακτικός «поучающий») — раздел педагогики и теории образования, изучающий проблемы обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений, навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания образования.
Репрезентати́вность (фр. représentatif — представляющий собой что-либо, показательный, характерный) — соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом.