Формирование информационных компетенций на уроках физики
Формирование информационных компетенций на уроках физики
Материалы, созданные учащимся для уроков с использованием компьютерных технологий, способствуют формированию информационной компетентности у обучающихся. Такая деятельность развивает способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование информационных компетенций на уроках физики »
Зверева Ольга Владимировна
Преподаватель физики и информатики
ГБОУ СПО «Строгановский колледж»
Формирование информационных компетенций на уроках физики
Главными задачами современного образования являются повышение качества образования и развитие творческих способностей учащихся.
Современное представление о качественном образовании включает в себя необходимый элемент свободного владения информационными технологиями, и компьютер воспринимается как предмет необходимости.
Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий. По данной теме опубликованы статьи как в профессиональных периодических изданиях [1], так и на сайтах педагогических сообществ [5]. (слайд № 2)
Наш собственный опыт сотрудничества преподавателей физики и информатики показал, что проведение уроков с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционной системой обучения. Использование типовых приложений пакета Microsoft Office: Word, Excel, Power Point, Access в работе учителя дает богатые возможности для подготовки к урокам и их проведению.
Самая естественная форма работы преподавателя - урок. Рассмотрим некоторые способы применения информационных технологий в обучении на уроках физики разного типа.
Так для уроков изучения нового учебного материала мною используются готовые цифровые образовательные ресурсы[6] (слайд №3) и собственные презентации. Изображение на экране дополняет слова преподавателя. При изучении общих понятий, явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова преподавателя, а изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему. (слайд № 4,5)
На уроках контроля и оценки уровня усвоения учебного материала используются как готовые тесты,[3,4] так и собственные разработки.
В кабинете физики нашего колледжа собраны тесты по всем темам курса физики как для самоконтроля, так и проверки знаний.
При проведении комбинированных уроков используются в той или иной комбинации все основные структурные элементы: повторение пройденного материала (электронный учебник, презентации учащихся), контроль знаний (тесты, диктанты), практические задания на компьютере и др.
Материалы, созданные учащимся для уроков с использованием компьютерных технологий, способствуют формированию информационной компетентности у обучающихся. Такая деятельность развивает способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Презентация и статья «Влияние электромагнитных полей, излучаемых мобильными телефонами, на организм человека» созданная учащимся 78 гр. Волеговым А. приняла участие во внутриколледжной конференции, в Х краевой научно-практической конференции, в проекте «Алые паруса» для одаренных детей в социальной сети работников образования. Презентация «Поиск информации в сети Интернет», созданная учащимся 87 гр. Шалимовым Т. опубликована на web - ресурсе «Методическая копилка учителя информатики». (слайд №6)
Внеклассные мероприятия по физике включают в себя игровые и информационные технологии, так была проведена игра-путешествие по естествознанию среди 1-2 курсов учащихся колледжа, где применение компьютера сделало мероприятие более зрелищным.
Практический этап урока следует проводить в форме виртуальных лабораторных работ с использованием флэш-роликов [2]. Виртуализация некоторых процессов с использованием анимации направлена на формирование у учащихся наглядно-образного мышления, более эффективное усвоение учебного материала, помогая решить проблему недостатка или отсутствия лабораторного оборудования в кабинете физики. (слайд №7)
Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению. Интерактивные обучающие программы,[7] основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение учащихся, обладающих различными способностями и возможностями, формировать культуру учебной деятельности обучаемого и обучающего.
Литература:
1. Издательский дом «Первое сентября», http://festival.1september.ru.
2. Ресурсы Интернет портала единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.
3. Репетитор по физике, «КиМ», 2009г.
4. Регельман В.И. http://physics-regelman.com/
5. Сеть творческих учителей России. http://www.it-n.ru
6. Физика, библиотека наглядных пособий, 7 – 11 классы, «Дрофа», 2008 г.
7. Уроки Кирилла и Мефодия, физика 10, 11 классы, 2007г