kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических и физических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках физики и математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физики»

Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических и физических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках физики и математики.

Познавательные УУД:

  • Осознание, что такое свойства предмета – общие, различные, существенные, несущественные, необходимые, достаточные;

  • моделирование;

  • использование знаково-символической записи математического или физического понятия;

  • овладение приёмами анализа и синтеза объекта и его свойств;

  • использование индуктивного умозаключения;

  • выведение следствий из определения понятия;

  • умение приводить контрпримеры.

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

  • совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)

Личностные УДД:

  • формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

  • формирование математической и физической компетентности.

Регулятивные УУД:

  • умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

  • овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

  • работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению физических понятий.

При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, решением экспериментальных задач, качественных и количественных задач, оказывается комплексной, включающей в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. Формирование перечисленных качеств и их диагностика должна быть постоянно в поле зрения учителя. Решение экспериментальных задач формирует умение проводить наблюдения и описывать их, задавать вопросы и находить ответы на них опытным путем, т.е. планировать проведение простейших опытов, проводить прямые измерения при помощи наиболее часто используемых приборов, представлять результаты измерений в виде таблиц, делать выводы на основе наблюдений, находить простейшие закономерности в протекании явлений и осознанно использовать их в повседневной жизни, соблюдая разумные правила техники безопасности и приблизительно прогнозируя последствия неправильных действий. Оценка успешности  решения задач может быть основана  на следующих критериях:

  • адекватность преобразования текста задачи в графическую модель с представлением условий задачи;

  • адекватность оставления знаковой модели, в которой физическая формула должна соответствовать графической схеме;

  • правильность вычислений;

  • выполнение проверки результатов.

Критериями сформированности у учащегося  произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения:  

  • умение выбирать средства для организации своего поведения; 

  • умение помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; 

  • умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;

  • умение предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки;

  • умение начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; 

  • умение тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению математических и физических понятий. Конкретизируем содержание УУД, которые формируются на уроках физики и математики.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов – всё это требует от педагога грамотного подхода. Не менее важным является использование учителем современных образовательных технологий. Главное, учитель, весь педагогический состав должны в совершенстве владеть методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель-ученик», «ученик-ученик»), уметь определять свои позиции в рамках взаимодействия с учениками.        Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.
5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.
        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.



Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают,  для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат  способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается  память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы  усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

В качестве примера хочу привести программу формирования учебных действий на уроках физики в 7 классе:

Программа формирования универсальных учебных действий по физике в 7 классе


Познавательные умения (на уровне действий)

Структурные единицы умений по физике

Оценка результата

  • Диффузия

  • Взаимодействие молекул

  • Агрегатные состояния вещества и различие в их молекулярном строении

  • Механическое движение и его виды

  • Инерция

  • Взаимодействие тел

  • Явление тяготения

  • Атмосферное давление

  • Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

  • Превращение одного вида механической энергии в другой

1. Понимание и способность объяснять физические явления

Трёхуровневая:

  • низкий

  • средний

  • высокий

  • Определять цену деления измерительного прибора

  • Определять размеры малых тел способом рядов

  • Измерение массы тела на рычажных весах

  • Измерение объёма тела

  • Определение плотности тела

  • Градуирование пружины и измерение сил динамометром

  • Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

  • Определение к.п.д. при подъёме тела по наклонной плоскости

  • Измерение атмосферного давления

  • Определение силы Архимеда


2. Умение проводить измерения и представлять их результаты


  • Зависимость пройденного пути от времени движения

  • Зависимость удлинения пружины от приложенной силы

  • Выяснение условий плавания тела в жидкости

  • Выяснение условия равновесия рычага

3. Владение экспериментальными методами исследования


  • Расчёт скорости, пути и времени движения

  • Расчёт массы и объёма тела по его плотности

  • Закон всемирного тяготения

  • Закон Гука

  • Расчёт сил тяжести, упругости, веса тела, силы трения

  • Закон Паскаля

  • Расчёт давления твёрдых тел, жидкостей и газов

  • Закон Архимеда

  • Решение задач на плавание и воздухоплавание

  • Расчёт работы, мощности, к.п.д. простых механизмов

  • «Золотое правило» механики

  • Закон сохранения энергии

4. Знание основных физических законов и умение применять их на практике и при решении физических задач


  • Водомерное стекло

  • Артезианский колодец

  • Принцип действия шлюзов

  • Барометр-анероид

  • Манометр

  • Жидкостный насос

  • Гидравлический пресс

  • Гидравлические тормоза

  • Рычаги в технике, быту и природе



5.Понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни и способы безопасности при их использовании

Двухуровневая:

  • признак отсутствует (-)

  • признак присутствует (+)




Физика. Модуль 3. Механическое движение


Базовый курс

Продвинутый курс: получат возможность

Примеры видов деятельности по

формированию УУД


Узнают:

  • определения механического движения; траектории;

  • физические величины и их единицы:

путь – скалярная величина;

скорость – векторная величина;

время – скалярная величина;

  • формулы для определения скорости движения тела, пройденного пути и времени движения

Узнать:

  • методы измерения скорости

  • представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков

  • Расчет пути и скорости тела при равномерном прямолинейном движении;

  • Измерение скорости равномерного движения;

  • Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;

  • Определение пути, пройденного телом за данный промежуток времени, и скорости тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени




Научатся:

  • рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении с применением изученных формул

  • измерять скорость равномерного движения

  • определять путь, пройденный за данный промежуток времени, и скорость по графику зависимости пути равномерного движения от времени

  • строить графики зависимости пройденного пути и скорости от времени движения

  • изображать вектор скорости

  • пользоваться таблицами скоростей

  • читать графики зависимости пройденного пути и скорости от времени движения


Научиться:

  • решать задачи повышенной сложности на неравномерное движение (вычисление средней скорости) и относительность движения

  • решать задачи на смекалку

















Карта самооценки и самоконтроля к модулю 3 «Механическое движение»


Необходимо знать

Необходимо уметь

Контрольные вопросы

Примерные задачи

Источники информации

1.Понятия: механическое движение; материальная точка; система отсчёта; траектория; путь; скорость

Определять: относительно каких тел перечисленные тела находятся в покое, а относительно каких – в движении; прямолинейно или криволинейно движутся тела.


1.Что такое механическое движение?

2.Что такое материальная точка?

3.Что такое траектория?

4. Что такое путь?

5.Что такое скорость?

6.Что такое векторная величина?

7.Дайте определение средней скорости.


Базовый уровень:

1. Относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в покое и относительно каких – в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля?

2. Прямолинейно или криволинейно движутся следующие тела: человек на эскалаторе метро; лыжник, прыгающий с трамплина; гиря часов; игла швейной машины; стрелки часов?

Продвинутый уровень:

1. Ветер несёт воздушный шар на север. В какую сторону отклоняется флаг, которым украшен шар?

2.Какую траекторию описывает при движении автомобиля его фара, точка обода колеса, центр колеса относительно:

а) прямолинейного шоссе;

б) центра колеса?


1. Физика. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

А.В. Перышкин.

«Дрофа», М.,2002 г.,

параграфы 13-16, упражнения 3-5

2. Физика. 7 класс. Лабораторные работы. Контрольные задания. Саратов, «Лицей»,2004г., стр.37,38

3.Тесты. Физика.

7 класс, тест №2

Саратов, «Лицей», 2004г

4. А.В. Перышкин Сборник задач по физике 7-9 классы, 2006г.:

а) качественные задачи №63-71;

б) количественные задачи № 72-103;

5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия,

урок №5 «Равномерное и неравномерное движение», фрагменты 2-8, лабораторный практикум 1 «Определение положения точки в системе координат» и

лабораторный практикум 2 «График одномерного перемещения тела для определения видов его движения», примеры решения задач 1 и 2, выводы, итоговый тест.

6.Комплекты компьютерных экспериментов, УМК

«Живая физика»:

а) Живая физика в 7 классе (относительность движения, равномерное и неравномерное движение);

б)основы кинематики

(понятие скорости, постоянная скорость)

7. Мультимедийные наглядные пособия для интерактивной доски (демоверсия, математика, линейная функция)

2.Правило перевода единиц измерения пути и скорости движения в систему СИ

Переходить от основных единиц измерения пути, времени и скорости движения к производным и наоборот.

1. Какие единицы измерения пути и скорости вы знаете?


Базовый уровень:

1.1км/ч=1000м/3600с=5/18м/с 2.420 см/с=4,2м/60с=0,07м/с

3. Скорость зайца 15м/с, а скорость дельфина 18км/ч. Кто из них быстрее?

Продвинутый уровень:

1.Миша бежит со скоростью 18км/ч за Сашей, убегающим от него со скоростью 12м/с. Догонит ли Миша Сашу?

3.Формулу для расчёта скорости, пути и времени движения

Решать задачи на расчёт скорости, пути и времени движения.

1.Запишите формулы, по которым определяются:

а) скорость движения;

б) средняя скорость движения;

в) пройденный путь;

г) время движения.


Базовый уровень:

1.Определить скорость самолёта, который за 0,5ч пролетел расстояние 250км.

2.Найдите время движения, если тело, двигаясь со скоростью 144км/ч, прошло путь 80 км.

3.В течение 30с поезд двигался равномерно со скоростью 72км/ч. Какой путь он прошёл за это время?

Продвинутый уровень:

1.Баба Яга летела в ступе со скоростью 20м/с в течение 5 минут, затем полчаса бежала 2км по лесу, затем переплывала пруд шириной 1000м со скоростью 0,5м/с. С какой средней скоростью она гналась за бедным Иванушкой?

2.Муха села на край грампластинки диаметром 20см, вращающейся со скоростью 33 оборота в минуту и катается с «ветерком». Какова средняя скорость этого «ветерка»?

3.Первую половину пути автомобиль проехал со скоростью 40км/ч, а вторую со скоростью 60км/ч. Найдите среднюю скорость на всём пути.


4.Графическое представление пути и скорости движения.

1.Читать и строить графики зависимостей скорости движения тела и пройденного пути от времени движения

2. Определять по графику скорости путь, пройденный телом за указанное время.


Базовый уровень:

1.Построить графики зависимостей скорости движения тела и пройденного пути от времени движения по условиям и решениям текстовых задач.

2. Прочитать графики:




Продвинутый уровень





16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Формирование универсальных учебных действий на уроках физики

Автор: Насырова Гульнара Жамилевна

Дата: 20.03.2023

Номер свидетельства: 627958

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Пути формирования универсальных учебных действий на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(73) "puti-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "274210"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452346774"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Пути формирования универсальных учебных действий на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(75) "puti-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fiziki-1"
    ["file_id"] => string(6) "274211"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452346781"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "статья "Особенности развития метапредметных универсальных учебных действий младших школьников в контексте ФГОС второго поколения" "
    ["seo_title"] => string(148) "stat-ia-osobiennosti-razvitiia-mietapriedmietnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-mladshikh-shkol-nikov-v-kontiekstie-fgos-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "102816"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402553838"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка на тему: «Формирование личностных УУД на уроках литературы в 6 классе» "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-formirovaniie-lichnostnykh-uud-na-urokakh-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "133861"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416591210"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Формирование УУД на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(31) "formirovaniieuudnaurokakhfiziki"
    ["file_id"] => string(6) "271973"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451870788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства