kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути формирования универсальных учебных действий на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе "Пути формирования универсальных учебных действий на уроках физики" кратко рассмотрены способы формирования ууд при проведении фронтальных экспериментов, классных и домашних лабораторных работ. Приведены примеры лабораторных работ и экспериментов. Домашние лабораторные работы выполняются с простым оборудованием, которое можно найти дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути формирования универсальных учебных действий на уроках физики»

Пути формирования универсальных учебных действий

при изучении физики. Хабецкая Н.И., учитель физики высшей категории

МБОУ СОШ № 12 г. о. Самара


Современная школа призвана давать востребованные в реальной жизни знания. В эпоху становления экономики значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала.

Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Результатом образовательного процесса становятся не только привычные академические знания и умения, но и интегральные способы деятельности, позволяющие учащимся использовать знания и умения не в чётко ограниченном кругу типовых учебных задач, а на широком поле жизненных ситуаций. Ребенок больше не получает информацию из одного учебника и от одного учителя. Источники информации многочисленны и многообразны, поэтому важно научить ребёнка технологии получения знаний, работе с источниками информации. Цель образования в условиях модернизации российского образования (“Образовательная политика России на современном этапе”) – развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности (учение понимается как процесс развития личности: личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие). Сформированные универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Поэтому в настоящее время в качестве главных результатов надо выделить не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия. Задача педагога организовать условия, в которых УУД формируются наиболее эффективно, не «вопреки, а благодаря»... методике преподавания предмета.

В составе основных УУД выделяют: личностные (самоопределение,

смыслообразование, нравственно-этическая ориентация); регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция, оценка, саморегуляция); познавательные (общеучебные, знаково-символические, информационные, логические); коммуникативные (инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией).

Раскрытие предметного материала перед учащимися, проведение с учениками лабораторных работ, как в классе, так и самостоятельного эксперимента или наблюдения дома, организация индивидуальных и групповых работ в классе, а также и при подготовке домашних заданий, составление кратких сообщений и докладов, различные внеурочные занятия по физике, в том числе исследовательские и конструкторские проекты, решение различных физических задач, - все это и многое другое в комплексе позволяет сформировать у учащихся все группы УУД.

Рассмотрю несколько примеров формирования УУД при изучении физики, которая позволяет развивать регулятивные, познавательные, личностные и коммуникативные УУД при выполнении лабораторных работ, при выполнении домашних экспериментов, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

В математических классах физика изучается с 5 класса. Обучение проходит по УМК Е.А. Гуревича, Д.А. Исаева, Л.С. Понтак. Физика. Химия. 5-6 классы. Учащиеся познают, как устроен мир, как связаны между собой явления природы. Много практических работ как непосредственно на уроке, так и дома. При выполнении таких заданий ребятам необходимо самостоятельно организовать свою деятельность, иногда используя пошаговую инструкцию для выполнения работы, а порой и самим полностью распланировать свою работу, сделав вывод.

Домашние экспериментальные задания (5 кл.): 1. «Измерьте объем яблока или картофелины». Оборудование: тарелка, мерный стакан (банка или бутылка известной емкости), яблоко или картофелина, линейка. Ваши действия: 1. _________ 2. ___________ 3. ____________ 4. _____________ . .. V = -----------------.

2. Проведите опыт. Оборудование: тарелка, кусочек пенопласта, расческа или пластиковая линейка, кусочек шерстяной ткани. Ход работы: Налейте в тарелку воду. Опустите в воду «кораблик» (кусочек пенопласта). Наэлектризуйте расческу (линейку). Поднесите (не касаясь), расческу к «кораблику». Опишите и объясните наблюдаемое явление: _____________________________________.

В старших классах при проведении лабораторного практикума, например, по механике (Определение скорости снаряда при помощи баллистического пистолета. Изучение прямолинейного равноускоренного движения. Сравнение импульса упругости пружины с изменением импульса снаряда и др.) учащиеся получают только название лабораторной работы и список оборудования, которым они могут воспользоваться, работают в группах. Деятельность учащихся включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, измерение, представление и обобщение результатов, расчет погрешностей измерений. После выполнения работы происходит публичная защита, где доказывается целесообразность выбранного эксперимента, преимущества обработки полученной информации. В конечном итоге формируется экспериментальный метод познания физических явлений.

Работа над проектом позволяет развивать не только регулятивные действия, но способствует и развитию коммуникативных и познавательных действий. Учебный проект – это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, которая включает: поиск информации, анализ и обобщение собранного материала; выработку гипотез собственных исследований; социально значимую практическую деятельность по результатам исследований (изготовленные учащимися приборы, которые используются учителем в процессе преподавания физики), отражающих личностно-индивидуальную позицию. Учащиеся самостоятельно доказывают актуальность рассматриваемого вопроса, ставят цель, намечают задачи её достижения. Например, ученик 7 кл. сконструировал электрический фильтр, работая над проектом «Роль диффузии в природе», с которым выступал на городской научно-практической конференции учащихся. Цель работы: изучить явление диффузии и её влияние на жизнедеятельность человека, животных и растений. Актуальность работы заключается в том, что вопросы здоровья людей и экологии являются самыми важными для общества, а они тесно связаны с явлением диффузии. Гипотеза: явление диффузии является одним из главных общих условий жизнедеятельности человека, растений и животных. Для доказательства гипотезы были поставлены следующие задачи: изучить явление диффузии в живой и неживой природе в различных источниках информации; провести исследование материала о явлении диффузии в растительной среде и мире животных, а также определить степень значимости явления диффузии для организмов растений и животных. Данные задачи решались с помощью нескольких теоретических методов, а именно: анализ и обработка материала о значимости явления диффузии в жизни человека, растительной среде и мире животных; сравнение значимости явления диффузии для растений и животных; обобщение данных, полученных в ходе исследования, по значимости; явления диффузии для растений и животных. Формируется умение выражать смысл физических явлений различными средствами (рисунки, символы, схемы, графики, знаки).

Проект «Восприятие цвета» (работа ученицы 9 кл.). Цель работы: выяснить, каким образом человек воспринимает цвет, и как цвет влияет на жизнь человека. Объект исследования: восприятие цвета человеком. Исследуя данную тему, ученица должна была решить следующие задачи: изучить историю цвета и его характеристики; рассмотреть строение человеческого глаза; выяснить, как человек воспринимает цвета и сочетания различных цветов; влияние цвета на восприятие человеком окружающей среды.

Используя проектную деятельность, можно проводить обобщающие уроки по крупным темам, уроки конструирования или использование элементов конструирования, можно выполнять краткосрочные проекты. Проекты во внеурочной деятельности реализуются индивидуально или в группе. В этом случае и формирование групп осуществляется «по желанию». Работа в них протекает в более благоприятной, комфортной обстановке, поэтому сам процесс группового взаимодействия осуществляется легче.

Одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы по физике является формирование смыслового чтения. Для формирования этого навыка начала использовать работу с Google документами. Учащиеся получают задания, для выполнения которого требуется строго определенное время. При составлении таких заданий планируется не только развитие познавательных и регулятивных действий, но и развитие личностных УУД таких, как наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Персональный компьютер на уроке следует рассматривать как современное техническое средство обучения, помогающее учителю решать задачи активизации познавательной деятельности и развития нестандартного творческого мышления учащихся.

Творческие задания для учащихся создание слайдов презентаций (опорных конспектов) к учебным темам. Работа над ними позволяет не только глубже понять материал, но и развивать личностные результаты, такие как внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка, дополнительные умения пользователя (задания такого рода с удовольствием выполняют ребята, для которых изучение предмета не является очень успешным). Основными компьютерными технологиями на уроках физики условно можно назвать: компьютерное моделирование; проведение модельных лабораторных работ; использование гипертекстовый (контекстно-связанных) учебных пособий; контроль знаний, тестирование.

В своей статье я кратко рассмотрела возможности формирования и развития УУД на уроках физики. Добиться хороших результатов при реализации Федеральных государственных образовательных стандартов можно только при использовании современных образовательных технологий. Инновационные технологии в работе учителя среднего и старшего звена дают возможность: повысить уровень профессионализма, обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика; выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем, с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом. Для того чтобы реализовать ФГОС надо выбирать такие формы изучения предмета, в основе которых лежит системно-деятельностный подход.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пути формирования универсальных учебных действий на уроках физики

Автор: Хабецкая Надежда Ивановна

Дата: 09.01.2016

Номер свидетельства: 274211

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Пути формирования универсальных учебных действий на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(73) "puti-formirovaniia-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "274210"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452346774"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Формирование УУД на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(31) "formirovaniieuudnaurokakhfiziki"
    ["file_id"] => string(6) "271973"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451870788"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Формирование УУД на уроках физики согласно ФГОС"
    ["seo_title"] => string(44) "formirovaniieuudnaurokakhfizikisoghlasnofgos"
    ["file_id"] => string(6) "271974"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451870895"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Доклад "Формирование экологической культуры на уроках химии и биологии""
    ["seo_title"] => string(67) "dokladformirovaniieekologhichieskoikulturynaurokakhkhimiiibiologhii"
    ["file_id"] => string(6) "265711"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450014919"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Развитие и формирование УУД на уроках физики "
    ["seo_title"] => string(47) "razvitiie-i-formirovaniie-uud-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "133715"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416571263"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства