Просмотр содержимого документа
«Домашние экспериментальные задания как средство повышения познавательной активности учащихся при изучении физики»
ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ
Раскрыто понятие познавательный интерес. Приведены правила составления домашних экспериментальных заданий. Выявлены причины низкого уровня знаний по физике, предложены пути эффективного повышения качества и уровня знаний по физике.
Современные условия, характеризующиеся кардинальными изменениями экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни, выдвигают ответственные задачи перед школой. Для достижения высоких показателей в обучении учащихся, от учителей требуется тщательная подготовка. Поддержание познавательного интереса учащихся на высоком уровне является одной из основных задач, которая обеспечивает условия для качественного усвоения учебного материала. Существенная роль отводится домашним экспериментальным заданиям по физике.
Домашние эспериментальные задания способствуют:
формированию умения наблюдать физические явления в природе и в быту;
формированию умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;
формированию интереса к эксперименту и к изучению физики;
формированию самостоятельности и активности.
Домашние лабораторные работы - самостоятельный эксперимент, который выполняется учащимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.
Основными требованиями для домашнего эксперимента являются:
безопасность при проведении;
минимальные материальные затраты;
простота по выполнению;
иметь ценность в изучении и понимании физики;
легкость последующего контроля учителем;
наличие творческой окраски.
Домашние экспериментальные задания обладают существенными признаками – наличием четкой цели и соответствующем ей результате, которые могут быть обоснованы и выделены в явном виде, характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Мы считаем целесообразным использование домашних экспериментальных заданий. Однако такие задания используются не достаточно. Домашнее экспериментальное задание является сильным стимулом для подержания и развития познавательного интереса. Мы провели исследование для выяснения отношения учащихся к данному виду домашнего задания.
Анкетирование проводилось на базе ГУО «ДуравичскаяСШ». В анкетировании приняло участие 32 ученика 7 -11 класса. При проведении анкетирования была поставлена задача: выявить отношение учащихся к домашним экспериментальным заданиям.
Анализ полученных результатов показал, что учащиеся положительно относятся к домашним экспериментальным заданиям. При этом для учащихся предпочтительнее индивидуальные задания, нежели групповые.
Ответы учащихся на первый и второй вопрос анкеты приведены на рисунках 1 и 2, в третьем и четвертом вопросе, представленном на рисунке 3 и 4, мы предложили выбрать два варианта ответа.
Выводы анкетирование показало:
отсутствие понимания логики предмета физика;
неупорядоченность теоретических и практических знаний;
отсутствие ориентации в теоретических и практических методах, на основе которых можно решить поставленную задачу;
отсутствие знаний о применимости законов, явлений, процессов в быту, науке, технике;
преподаватели редко используют экспериментальные домашние задания из-за больших затрат времени на подготовку качественного эксперимента.
Дальнейшее исследование проблемы применения домашних экспериментальных заданий, говорит о необходимости регулярного применения таких домашних заданий для повышения интереса учащихся к предмету физика, а как следствие и повышения качества знаний по предмету.