kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Биофизика в современной жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка предназначена для ведения факультатива в 10 классе. Цель разработки - научить учащихся решать задачи по физике с использованием знаний из других предметов, расширить кругозор.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Биофизика в современной жизни»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»


Кафедра общей физики







Тематическое планирование дополнительного курса «Биофизика»

для учреждений среднего (полного) общего образования.









Автор: студент гр. Ф-113

Пфау Владислав Сергеевич;

Руководитель:

д.физ-мат.наук Журавлев

Юрий Николаевич.









Кемерово

2014 г.

Пояснительная записка.


Характерной чертой нашего времени является взаимное проникновение отдельных наук, образование комплексных наук и их бурное развитие.

Биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы, поэтому я считаю, что чрезвычайно важно ознакомить учащихся с основными тенденциями развития современной науки и заложить в них фундамент для восприятия новых идей. Также немаловажным является создание в представлении учащихся общей картины мира, в его единстве и многообразии свойств живой и неживой природы.

Установление межпредметных связей между физикой и биологией даёт большие возможности для формирования материалистических убеждений. Учащиеся привыкают иллюстрировать законы физики не только примерами из техники, но и примерами из окружающей их природы живых организмов. С другой стороны, рассматривая жизнедеятельность растительных и животных организмов, они используют физические закономерности, физических аналогий.

Занятия по программе данного курса помогут приобрести знания более прочные и углубленные по некоторым темам, пробудит интерес к физике, а также поможет в дальнейшем учащимся сделать выбор профессии, согласуясь со своими склонностями и желаниями



Цели курса:


-внушить охоту и воспитать вкус к изучению биофизики;

- ознакомить учащихся с физическими методами исследования и

воздействия, которые находят широкое применение в биологии и

медицине:

- показать нестандартные пути использования физических знаний в

повседневной жизни.

Задачи курса.


Образовательные:

-расширять и углублять знания по физике;

-формировать биофизические знания и умения в повседневной жизни.


Развивающие:

-развивать умение научного познания через исследовательскую работу;

-развивать умение анализировать и устанавливать причинно–следственные

связи;

-развивать интерес учащихся к изучению физики;

-пробуждать познавательную потребность к окружающей среде.


Образовательные:

-способствовать расширению кругозора учащихся;

- воспитывать адекватное отношение к критике со стороны других:

-воспитывать культуру общения ученик – ученик и ученик – учитель.















Тематическое планирование.


п\п

Содержание программы

Кол-во часов

Форма проведения

Результат

1

Вводное занятие: о целях и задачах курса, роль биофизики в современном мире.

1

Лекция.

конспект

2

Раздел
«Биофизика в механике»

7

 

 

 

«Сила трения в организме животных»

1

Лекция с элементами беседы.

Конспект.

 

«Полёт в мире живой природы»

1

Лекция с элементами беседы.

Доклады. Конспект.

 

«Реактивное движение в мире живой природы»

1

Лекция с элементами беседы. Решение задач.

Коспект. Опыт с воздушным шариком.

 

«Сила Архимеда в мире живой природы»

1

Беседа.Работа в группах.

Опыт Архимеда (анимация).

 

«Строительная техника в мире живой природы»

1

Беседа.Работа в группах.

Коспект.

 

Исследование «Измерение
сил: тяжести, веса и мускульной силы руки».

1

Практикум.

Изготовление карточек. Составление таблицы показателей.

 

Итоговое занятие раздела.

1

Контроль.

Отчет с выводами о проделанной работе.

3

Раздел «Молекулярная биофизика»

8

 

 

 

«Диффузия в растительном мире»

1

Лекция с элементами беседы.

Коспект

 

«Дыхание. Кессонная болезнь и причины её возникновения»

1

Лекция с элементами беседы.

Доклады. Конспект.

 

«Испарение в жизни живых организмов»

1

Лекция.

Конспект.

 

«Закон сохранения и превращения энергии»

1

Лекция. Решение задач.

Конспект.

 

«Защита биосферы»

1

Беседа.Работа в группах.

Доклады.

 

Исследование «Измерение
давления: атмосферного
и кровяного».

1

Практикум.

Отчёт.

 

Исследование «Измерение температуры и её изменение».
в различных участках тела».

1

Практикум.

Отчёт.

 

Итоговое занятие раздела.

1

Контроль.

Отчет с выводами о проделанной работе.

4

Раздел «Биофизика при изучении колебаний и звуковых волн»

6

 

 

 

«Биоритмы, звуковые волны»

1

Лекция с элементами беседы.

Конспект.

 

«Биоакустика рыб, как животные определяют направление звука»

1

Лекция. Работа в группах.

Конспект.

 

«Слуховой аппарат человека»

1

Беседа.

Доклады.

 

«Эхо в мире живой природы»

1

Беседа.

Доклады.

 

«Звуки в природе и технике»

1

Решение задач.

 

 

Итоговое занятие раздела.

1

Контроль.

Отчет с выводами о проделанной работе.

5

Раздел «Биофизика при изучении электромагнитных волн и колебаний».

5

 

 

 

«Электрические явления в живой природе».

2

Лекция. Решение задач.

Конспект.

 

«Магнитные волны и их влияние на человека».

1

Беседа.Работа в группах.

Сообщения.

 

«Электротерапия».

1

Беседа. Решение задач.

Доклады.

 

Итоговое занятие раздела.

1

Контроль.

Отчет с выводами о проделанной работе.

6.

Раздел «Оптика в биофизике».

4

 

 

 

«Оптика в мире животных и человека».

1

Лекция.

Конспект.

 

«Оптика в анатомии».

1

Беседа. Решение задач.

Доклады.

 

Исследование «Изучение оптической системы глаза и приборов: микроскопа, лупы, бинокля, очков».

1

Практикум.

Отчет с выводами о проделанной работе.

 

Итоговое занятие раздела.

1

Контроль.

Отчет с выводами о проделанной работе.

7

Биофизика для человека.

1

Решение задач.

Конспект.

8

Значение биофизики в повседневной жизни.

1

Беседа

Доклады.

9

Итоговое занятие курса.

1

Контроль.

Отчет.














Формы контроля:

  • фронтальные опросы;

  • самостоятельные работы;

  • тесты;

  • практические работы;

  • лабораторные работы;

  • подготовка материала для портфолио;

  • доклады.


Требования к уровню подготовки учащихся.


Учащийся должен знать:

  • методы научного познания,

  • следующие понятия: биофизика, аэродинамика, реактивный движитель, эхолокация и эхо, газовая эмболия, порог слышимости, порог болевого ощущения, биоритмы.


Учащийся должен уметь:

  • применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения биофизических понятий и законов;

  • ориентироваться в учебниках, работать с дополнительной и справочной литературой;

  • читать графики, диаграммы, схемы;

  • анализировать и отбирать материал для творческого отчёта;

  • решать качественные задачи практической направленности;

  • проводить наблюдения за живыми организмами в их естественной среде обитания;

  • пользоваться лабораторным оборудованием для проведения экспериментов и опытов.



Список литературы для учащихся.

1. Герасимов И.И. «Биосфера Земли» - М., Педагогика, 1976

2. Зарембо Л.К. «Школьникам о современной физике»- М., Просвещение, 1990

3. Малис С.А. «Книга для чтения по зоологии» - М., Просвещение, 1986

4. Соколов В.Е. «Жизнь животных», том 4, «Рыбы»,- М., Просвещение, 1989

5. Соколов В.Е. «Жизнь животных», том 7, «Млекопитающие»,- М., Просвещение, 1989

6.Чуянов В.А.»Энциклопедический словарь юного физика», - М., Педагогика, 1984
































Список использованной литературы.


1. Анфилов Г.Б. Физика и музыка: Для средней школы. М.: Детгиз, 1970.

2. Вавилов С.И. Глаз и Солнце (О свете, Солнце и зрении). 9-е изд. М.:Наука, 1976.

3. Зигуненко С.Н. Сумма биотехнологий // Твоя профессия. М.: Знание, 1988. № 10. С. 23-35.

4. Инструмент века // Наука в твоей профессии. М.: Знание, 1980. № 6. С. 27-34.

5. Карцев В.П. Новеллы о физике. М.: Знание, 1975.

6. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики: Кн. для учителя. Из опыта работы. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988.

7. Кок У.Е. Видимый звук. М.: Мир, 1974.

8. Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. М.: Просвещение, 1991.

9. Мезенцев В.А. Энциклопедия чудес. Обычное и необычное. 2-е изд. М.: Знание, 1983. Т. 1.

10. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю.И. Дика, И.К. Турышева. М.: Просвещение, 1987.

11. Перышкин А.В., Чемакин В.П. Факультативный курс физики. 7 класс: Пособие для уч. М.: Просвещение, 1980.

12. Тарасов Л.В. Физика в природе: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1988.

13. Физики изучают жизнь // Твоя профессия. М.: Знание, 1983. № 2. С. 14-28.

14. Журавлев Ю.Н. Курс лекций «Биофизика. Смешение наук». Изд. КемГУ, 2014.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Биофизика в современной жизни

Автор: Пфау Владислав Сергеевич

Дата: 17.08.2016

Номер свидетельства: 339634

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Презентация по теме "Мобильные телефоны в нашей жизни" "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-po-tiemie-mobil-nyie-tieliefony-v-nashiei-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "159695"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421937495"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Биология – наука о жизни.  Жизнь-вид движения материи. Методы изучения биологии. Значение биологии. "
    ["seo_title"] => string(108) "biologhiia-nauka-o-zhizni-zhizn-vid-dvizhieniia-matierii-mietody-izuchieniia-biologhii-znachieniie-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "104743"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402755396"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация по биологии "Влияние шума на организм человека" 8 класс "
    ["seo_title"] => string(77) "priezientatsiia-po-biologhii-vliianiie-shuma-na-orghanizm-chielovieka-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "110952"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406821596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства