Физика – наука экспериментальная. Современные информационные технологии позволяют создавать модели различных физических объектов, явлений и процессов и отображать их на экране ПК с возможностью изменять параметры.
В связи с этим под учебным физическим экспериментом сейчас понимается не только традиционный демонстрационный и лабораторный эксперимент, но и чисто компьютерный, виртуальный: демонстрационный,моделирующий, графический, вычислительный с использованием виртуальных измерительных приборов, позволяющих использовать звуковую карту компьютера в качестве лабораторного генератора сигналов и пакет программ для моделирования абсолютно упругих и абсолютно неупругих соударений, задавая разные значения скорости, массы взаимодействующих тел, проследить за движением тел до и после их соударения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виртуальный физический эксперимент »
Виртуальный физический эксперимент
Учитель физики МАОУ «Лицей № 36» г.Саратов
Лушкова Татьяна Борисовна
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Физика – наука экспериментальная. Современные информационные технологии позволяют создавать модели различных физических объектов, явлений и процессов и отображать их на экране ПК с возможностью изменять параметры.
В связи с этим под учебным физическим экспериментом сейчас понимается не только традиционный демонстрационный и лабораторный эксперимент, но и чисто компьютерный, виртуальный.
Виды виртуальных экспериментов
1
Демонстрационный
2
Моделирующий
Графический
3
Вычислительный
4
Виртуальные приборы
Виртуальный звуковой генератор
Используются со звуковой картой компьютера
Виртуальный двухканальный
осциллограф
Аналайзер
Виртуальный звуковой генератор
Это программа, позволяющая использовать
звуковую карту компьютера в качестве лабораторного генератора сигнала. Генератор используется для настройки усилителей, для исследования частотных характеристик , для проведения различных физических экспериментов.
Частота сигнала может изменяться от 1
до 22 050 Гц с дискретностью
1 Гц.
Программа бесплатная, находится на сайте
http://safonnikov.name/projects/show.php?p=fr
Валентин Сафонников . Звуковой генератор.
Виртуальный двухканальный осциллограф
Виртуальный осциллограф «Радио Мастер»(Версия 1.0) позволяет исследовать переменные напряжения в звуковом диапазоне частот: от 30 Гц до 20 кГц по двум каналам с амплитудой от нескольких милливольт до десятков вольт. Преимущества: он позволяет определять амплитуду сигналов и запоминать осциллограммы в графических файлах. Недостатки: невозможность увидеть и измерить постоянную составляющую сигналов. Программа бесплатная, находится на белорусском электронном портале http://
www.radioradar.net/files.html?cid=537
Виртуальный аналайзер PAS Analysis Center
Это профессиональная программа, позволяющая использовать
звуковую карту компьютера для анализа звукового сигнала в режиме реального времени. Первое из окон - Spectrum Analyzer , анализатор спектра. Следующее окно -Oscilloscope (осциллограф). Он показывает форму волны в случае звука, а в общем случае изменение напряжения (или тока в зависимости от подключения) анализируемого сигнала. И последнее окно - Spectrogram . Это фактически перевернутый спектр, растянутый по времени. Амплитуда (уровень) здесь отображается цветом.
Программа бесплатная.
Демонстрационный виртуальныйэксперимент по механике
Демонстрационный пакет программ по механическим волнам
включает в себя демонстрационные программы по образованию продольных и поперечных волн, отражению, интерференции, дифракции, определению скорости механических волн и волновой локации. Можно изменять скорость волны, период колебаний частиц в волне, амплитуду колебания и размеры промежутков между частицами. Программа «Механические волны» размещена на сайте
www.physics-computer.by.ru/virt-fe/pk-demo.htm
Моделирующий виртуальныйэксперимент
Использование моделей в учебном процессе повышает наглядность и научно-теоретический уровень изложения
материала. На немецком сайте http://www.walter-fendt.de/ph14e/index.html
программа Elastic and Inelastic Collision, позволяет моделировать абсолютно
упругие и абсолютно неупругие соударения, задавая разные значения скорости, массы взаимодействующих тел, проследить за движением тел до и после их соударения.
Графический виртуальныйэксперимент
С помощью программы PrGr_rnd.exe, созданной Антоном Млинником , размещенной на сайте http://www.physics-computer.by.ru/virt-fe.htm
позволяет по графику проекции скорости тела за три секунды равномерного движения, который генерируется случайным образом, выяснить: откуда, куда и как движется тело в течение первого, второго и третьего промежутков времени своего движения, а затем построить графики координаты и пути.
Вычислительный виртуальныйэксперимент
Вычислительный виртуальный эксперимент во многом аналогичен обычному – это и планирование экспериментов, и создание экспериментальной установки, и выполнение контрольных испытаний.
Пакет Model Vision Studium 3.2 Free (MVS 3.2) предназначен для автоматизации основных этапов вычислительного эксперимента: построения математической модели исследуемого объекта, исследования свойств модели и представления результатов в удобной для анализа форме.
Физические конструкторы
Физические конструкторы (один из видов компьютерного физического эксперимента) предоставляют учителю большие возможности в моделировании различных физических процессов. Электронный конструктор СБОРКА предназначается для изучения законов постоянного тока. Автор программы – Д.А. Слинкин, преподаватель информатики Шадринского государственного педагогического института. Программа бесплатная находится на сайте http://shadrinsk.zaural.ru/~sda/project1/index.html
ОМС
Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС) - объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. Для воспроизведения учебного модуля на компьютере требуется предварительно установить специальный программный продукт – ОМС-плеер , который можно скачать с сайта регионального представительства ФЦИОР http://srtv.fcior.edu.ru/methods.page .
То, что мы знаем, - ограниченно, а то, чего мы не знаем, - бесконечно»