kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики в 8 классе по теме "Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 8 классе № 1,2 по теме "Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии". 

Цели урока: повторить понятия энергия, потенциальная и кинетическая энергия, рассмотреть особенности движения молекул, связь между температурой тела и скоростью движения его молекул.Ввести понятие внутренняя энергия. Выяснить, какими способами можно изменить внутреннюю энергию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе по теме "Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии" »

Урок №2 Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

Урок №2

Тепловое движение.

Внутренняя энергия.

Способы изменения внутренней энергии.

Физические явления, связанные с изменением температуры, называются тепловыми.  Примеры тепловых явлений:

Физические явления, связанные с изменением температуры, называются тепловыми.

Примеры тепловых явлений:

  • нагревание и охлаждение
  • плавление и кристаллизация
  • парообразование (кипение и испарение) и конденсация
  • горение
  • тепловое расширение
Температура - – это физическая величина, характеризующая различную степень нагретости тела.  Температуру измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.

Температура -это физическая величина, характеризующая различную степень нагретости тела.

Температуру измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.

Закономерности протекания многих физических явлений зависят от температуры. Известно, например, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее, при низкой – медленнее. Следовательно, скорость движения молекул и температура связаны между собой. Температура тела зависит от скорости движения молекул . При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, при понижении – уменьшается .
  • Закономерности протекания многих физических явлений зависят от температуры.
  • Известно, например, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее, при низкой – медленнее.
  • Следовательно, скорость движения молекул и температура связаны между собой.
  • Температура тела зависит от скорости движения молекул .
  • При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, при понижении – уменьшается .

ТЕПЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

ТЕПЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

  • Все молекулы любого вещества непрерывно и беспорядочно (хаотически) движутся.
  • Движение молекул в разных телах происходит по-разному. Молекулы газов беспорядочно движутся с большими скоростями (сотни м/с) по всему объему газа. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга, изменяя величину и направление скоростей. Молекулы жидкости колеблются около равновесных положений ( т.к. расположены почти вплотную друг к другу) и сравнительно редко перескакивают из одного равновесного положения в другое. Движение молекул в жидкостях является менее свободным, чем в газах, но более свободным, чем в твердых телах. В твердых телах частицы колеблются около положения равновесия. С ростом температуры скорость частиц увеличивается, поэтому хаотическое движение частиц принято называть тепловым.
Понятие температуры неприменимо к отдельной молекуле. О температуре можно говорить лишь в том случае, если имеется достаточно большая совокупность частиц. Количество атомов и молекул в окружающих нас телах велико. Так, например, в 1 см воды содержится ~ 3 * 10 молекул. Каждая из молекул участвует в тепловом движении, поэтому с изменением теплового движения изменяется и состояние тела, его свойства.
  • Понятие температуры неприменимо к отдельной молекуле. О температуре можно говорить лишь в том случае, если имеется достаточно большая совокупность частиц.
  • Количество атомов и молекул в окружающих нас телах велико. Так, например, в 1 см воды содержится ~ 3 * 10 молекул.
  • Каждая из молекул участвует в тепловом движении, поэтому с изменением теплового движения изменяется и состояние тела, его свойства.
Температура тела находится в тесной связи со средней кинетической энергией молекул. Чем выше температура тела, тем больше средняя кинетическая энергия его молекул . При понижении температуры тела средняя кинетическая энергия его молекул уменьшается.
  • Температура тела находится в тесной связи со средней кинетической энергией молекул.
  • Чем выше температура тела, тем больше средняя кинетическая энергия его молекул . При понижении температуры тела средняя кинетическая энергия его молекул уменьшается.
Известно, что существует 2 вида механической энергии: кинетическая энергия и потенциальная энергия. Кинетическая энергия – это энергия, которой обладают все движущиеся тела. Кинетическая энергия зависит от массы и скорости тела. Потенциальная  энергия – это энергия, которой тела обладают вследствие взаимодействия с другими телами. Потенциальная энергия определяется взаимным расположением взаимодействующих тел тли отдельных его частей. Кинетическая и потенциальная энергия – это два вида механической энергии, они могут превращаться друг в друга.
  • Известно, что существует 2 вида механической энергии: кинетическая энергия и потенциальная энергия.
  • Кинетическая энергия – это энергия, которой обладают все движущиеся тела. Кинетическая энергия зависит от массы и скорости тела.
  • Потенциальная энергия – это энергия, которой тела обладают вследствие взаимодействия с другими телами. Потенциальная энергия определяется взаимным расположением взаимодействующих тел тли отдельных его частей.
  • Кинетическая и потенциальная энергия – это два вида механической энергии, они могут превращаться друг в друга.

кинетическая энергия увеличивается. Высота подъема уменьшается = потенциальная энергия уменьшается. Происходит превращение потенциальной энергии в кинетическую. Когда шар ударится о плиту и остановится: Механическая энергия превратилась в другую форму энергии. Кинетическая и потенциальная энергия относительно плиты равны нулю." width="640"

Свинцовый шар, лежащий на свинцовой плите, поднимем и опустим.

  • При падении :
  • Скорость шара увеличивается = кинетическая энергия увеличивается.
  • Высота подъема уменьшается = потенциальная энергия уменьшается.

Происходит превращение потенциальной энергии в кинетическую.

  • Когда шар ударится о плиту и остановится:

Механическая энергия превратилась в

другую форму энергии.

Кинетическая и потенциальная энергия

относительно плиты равны нулю.

изменилось взаимное расположение молекул свинца = изменилась потенциальная энергия молекул свинца Шар и плита после удара нагрелись = изменилась скорость молекул свинца = изменилась кинетическая энергия молекул свинца." width="640"
  • Шар и плита после удара деформировались = изменилось взаимное расположение молекул свинца = изменилась потенциальная энергия молекул свинца
  • Шар и плита после удара нагрелись = изменилась скорость молекул свинца = изменилась кинетическая энергия молекул свинца.

Следовательно, механическая энергия,

которой обладал шар в начале опыта, перешла

в энергию молекул.

Все тела состоят из молекул, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом.  Они обладают одновременно кинетической и потенциальной энергией.  Эти энергии и составляют внутреннюю энергию тела.
  • Все тела состоят из молекул, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом.
  • Они обладают одновременно кинетической и потенциальной энергией.
  • Эти энергии и составляют внутреннюю энергию тела.
Внутренняя энергия - это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.  Внутренняя энергия характеризует тепловое состояние тела. Внутренняя энергия зависит от температуры и агрегатного состояния вещества ( взаимного расположения молекул). Внутренняя энергия не зависит
  • Внутренняя энергия - это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
  • Внутренняя энергия характеризует тепловое состояние тела.
  • Внутренняя энергия зависит от температуры и агрегатного состояния вещества ( взаимного расположения молекул).
  • Внутренняя энергия не зависит ни от механического движения тела, ни от положения тела относительно других тел.
  • Внутренняя энергия не может быть равной нулю и достаточно велика, так как в теле содержится огромное число молекул.
  • Если взять обыкновенную спичку, то в ней содержится такое значение внутренней энергии, что хватило чтобы земной шар расколоть пополам.
  • Или, например, при понижении температуры земного шара всего на один градус выделилась бы энергия, примерно в миллиард раз превосходящая вырабатываемую ежегодно всеми электростанциями мира.
Внутреннюю энергию тела можно изменять. Сделайте около 50 интенсивных ударов молотком по  железному предмету. Проверьте на ощупь изменение температуры металла и молотка. Объясните явление. Положите монету на кусок деревянной доски  и энергично потрите ее, прижимая к поверхности,  в течение нескольких минут. Руками проверьте, как изменилась температура монеты. Объясните результат. Возьмите резиновую ленту, связанную кольцом,  приложите ленту ко лбу и запомните ее температуру. Удерживая резину пальцами руки, несколько  раз энергично растяните и в растянутом виде  снова прижмите ко лбу. Сделайте вывод о температуре и причинах, вызвавших изменение. Вывод:  При совершении работы над телом его внутренняя энергия увеличивается.

Внутреннюю энергию тела можно изменять.

Сделайте около 50 интенсивных ударов молотком по

железному предмету. Проверьте на ощупь изменение

температуры металла и молотка. Объясните явление.

Положите монету на кусок деревянной доски

и энергично потрите ее, прижимая к поверхности,

в течение нескольких минут. Руками проверьте,

как изменилась температура монеты.

Объясните результат.

Возьмите резиновую ленту, связанную кольцом,

приложите ленту ко лбу и запомните ее температуру.

Удерживая резину пальцами руки, несколько

раз энергично растяните и в растянутом виде

снова прижмите ко лбу. Сделайте вывод о температуре

и причинах, вызвавших изменение.

Вывод: При совершении работы над телом

его внутренняя энергия увеличивается.

Если кусок алюминиевой проволоки расклепать на наковальне или быстро изгибать в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается. Объясните явление.  Измерьте домашним термометром температуру воды,  налитой в банку или бутылку. Плотно закройте сосуд  и 10–15 мин интенсивно встряхивайте его,  после чего вновь измерьте температуру.  Чтобы исключить передачу тепла от рук,  наденьте варежки или заверните сосуд в полотенце.  Какой способ изменения внутренней энергии вы  использовали? Поясните. Молоток нагревается и когда им бьют по наковальне.   Вывод:
  • Если кусок алюминиевой проволоки расклепать на наковальне или быстро изгибать в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается. Объясните явление.
  • Измерьте домашним термометром температуру воды,

налитой в банку или бутылку. Плотно закройте сосуд

и 10–15 мин интенсивно встряхивайте его,

после чего вновь измерьте температуру.

Чтобы исключить передачу тепла от рук,

наденьте варежки или заверните сосуд в полотенце.

Какой способ изменения внутренней энергии вы

использовали? Поясните.

  • Молоток нагревается и когда им бьют по наковальне.

Вывод: При совершении работы над телом его внутренняя энергия увеличивается.

Возьмите новый целый полиэтиленовый пакет. Ополосните пакет внутри горячей водой так, чтобы остались капли. Герметично привяжите его к наконечнику велосипедного насоса или большой резиновой груши. Энергично накачайте воздух в пакет, чтобы он лопнул. В воздухе появится туман. Объясните наблюдаемое явление. Вывод:
  • Возьмите новый целый полиэтиленовый пакет. Ополосните пакет внутри горячей водой так, чтобы остались капли. Герметично привяжите его к наконечнику велосипедного насоса или большой резиновой груши. Энергично накачайте воздух в пакет, чтобы он лопнул. В воздухе появится туман. Объясните наблюдаемое явление.

Вывод: Если работа совершается над телом , его внутренняя энергия увеличивается . Если работу совершает само тело , его внутренняя энергия уменьшается.

" ВОЗДУШНОЕ ОГНИВО"

  • Если положить в цилиндр с поршнем кусочек ваты и резко опустить ( вдвинуть) поршень, то вата воспламенится ! Над воздухом внутри поршня совершается работа - уменьшается его объем.

Это приводит к увеличению внутренней энергии воздуха и его температура возрастает, что и приводит к возгоранию ваты.

Внутреннюю энергию тел можно изменить путем теплопередачи. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом называется теплопередачей.
  • Внутреннюю энергию тел можно изменить путем теплопередачи.
  • Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом называется теплопередачей.
Вопросы для закрепления:

Вопросы для закрепления:

  • Какие тепловые явления Вы знаете?
  • Что характеризует температура?
  • Как связана температура со скоростью движения его молекул?
  • Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах?
  • Какую энергию называют внутренней энергией тела?
  • От чего зависит внутренняя энергия тела?
  • От чего не зависит внутренняя энергия тела?
  • Назовите способы изменения внутренней энергии.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • && 1-3;
  • вопросы на стр.7
  • вопросы 5-6 стр. 10
  • Дополнительно: вопросы 1-4 с.10
  • задание 1 с.10, вопросы 1,2 с.7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капустина Валентина Ивановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема: «Способы изменения внутренней энергии тела». "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-sposoby-izmienieniia-vnutrienniei-enierghii-tiela"
    ["file_id"] => string(6) "101383"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402415818"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект + презентация урока Физики Тепловые двигатели "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-priezientatsiia-uroka-fiziki-tieplovyie-dvighatieli"
    ["file_id"] => string(6) "141898"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418205500"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "урок физики "
    ["seo_title"] => string(11) "urok-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "127706"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415364468"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Физика, 8 класс "Законы термодинамики" "
    ["seo_title"] => string(36) "fizika-8-klass-zakony-tiermodinamiki"
    ["file_id"] => string(6) "160542"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422080565"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "«Тепловые двигатели» в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(34) "tieplovyie-dvighatieli-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "305821"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457985704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1510 руб.
2520 руб.
1250 руб.
2090 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1410 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства