kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок физики в 8 классе по теме "Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок физики в 8 классе № 1,2 по теме "Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии". 

Цели урока: повторить понятия энергия, потенциальная и кинетическая энергия, рассмотреть особенности движения молекул, связь между температурой тела и скоростью движения его молекул.Ввести понятие внутренняя энергия. Выяснить, какими способами можно изменить внутреннюю энергию

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок физики в 8 классе по теме "Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии" »

Урок №2 Тепловое движение. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии.

Урок №2

Тепловое движение.

Внутренняя энергия.

Способы изменения внутренней энергии.

Физические явления, связанные с изменением температуры, называются тепловыми.  Примеры тепловых явлений:

Физические явления, связанные с изменением температуры, называются тепловыми.

Примеры тепловых явлений:

  • нагревание и охлаждение
  • плавление и кристаллизация
  • парообразование (кипение и испарение) и конденсация
  • горение
  • тепловое расширение
Температура - – это физическая величина, характеризующая различную степень нагретости тела.  Температуру измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.

Температура -это физическая величина, характеризующая различную степень нагретости тела.

Температуру измеряют с помощью термометра и выражают в градусах Цельсия.

Закономерности протекания многих физических явлений зависят от температуры. Известно, например, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее, при низкой – медленнее. Следовательно, скорость движения молекул и температура связаны между собой. Температура тела зависит от скорости движения молекул . При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, при понижении – уменьшается .
  • Закономерности протекания многих физических явлений зависят от температуры.
  • Известно, например, что диффузия при более высокой температуре происходит быстрее, при низкой – медленнее.
  • Следовательно, скорость движения молекул и температура связаны между собой.
  • Температура тела зависит от скорости движения молекул .
  • При повышении температуры скорость движения молекул увеличивается, при понижении – уменьшается .

ТЕПЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

ТЕПЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ

  • Все молекулы любого вещества непрерывно и беспорядочно (хаотически) движутся.
  • Движение молекул в разных телах происходит по-разному. Молекулы газов беспорядочно движутся с большими скоростями (сотни м/с) по всему объему газа. Сталкиваясь, они отскакивают друг от друга, изменяя величину и направление скоростей. Молекулы жидкости колеблются около равновесных положений ( т.к. расположены почти вплотную друг к другу) и сравнительно редко перескакивают из одного равновесного положения в другое. Движение молекул в жидкостях является менее свободным, чем в газах, но более свободным, чем в твердых телах. В твердых телах частицы колеблются около положения равновесия. С ростом температуры скорость частиц увеличивается, поэтому хаотическое движение частиц принято называть тепловым.
Понятие температуры неприменимо к отдельной молекуле. О температуре можно говорить лишь в том случае, если имеется достаточно большая совокупность частиц. Количество атомов и молекул в окружающих нас телах велико. Так, например, в 1 см воды содержится ~ 3 * 10 молекул. Каждая из молекул участвует в тепловом движении, поэтому с изменением теплового движения изменяется и состояние тела, его свойства.
  • Понятие температуры неприменимо к отдельной молекуле. О температуре можно говорить лишь в том случае, если имеется достаточно большая совокупность частиц.
  • Количество атомов и молекул в окружающих нас телах велико. Так, например, в 1 см воды содержится ~ 3 * 10 молекул.
  • Каждая из молекул участвует в тепловом движении, поэтому с изменением теплового движения изменяется и состояние тела, его свойства.
Температура тела находится в тесной связи со средней кинетической энергией молекул. Чем выше температура тела, тем больше средняя кинетическая энергия его молекул . При понижении температуры тела средняя кинетическая энергия его молекул уменьшается.
  • Температура тела находится в тесной связи со средней кинетической энергией молекул.
  • Чем выше температура тела, тем больше средняя кинетическая энергия его молекул . При понижении температуры тела средняя кинетическая энергия его молекул уменьшается.
Известно, что существует 2 вида механической энергии: кинетическая энергия и потенциальная энергия. Кинетическая энергия – это энергия, которой обладают все движущиеся тела. Кинетическая энергия зависит от массы и скорости тела. Потенциальная  энергия – это энергия, которой тела обладают вследствие взаимодействия с другими телами. Потенциальная энергия определяется взаимным расположением взаимодействующих тел тли отдельных его частей. Кинетическая и потенциальная энергия – это два вида механической энергии, они могут превращаться друг в друга.
  • Известно, что существует 2 вида механической энергии: кинетическая энергия и потенциальная энергия.
  • Кинетическая энергия – это энергия, которой обладают все движущиеся тела. Кинетическая энергия зависит от массы и скорости тела.
  • Потенциальная энергия – это энергия, которой тела обладают вследствие взаимодействия с другими телами. Потенциальная энергия определяется взаимным расположением взаимодействующих тел тли отдельных его частей.
  • Кинетическая и потенциальная энергия – это два вида механической энергии, они могут превращаться друг в друга.

кинетическая энергия увеличивается. Высота подъема уменьшается = потенциальная энергия уменьшается. Происходит превращение потенциальной энергии в кинетическую. Когда шар ударится о плиту и остановится: Механическая энергия превратилась в другую форму энергии. Кинетическая и потенциальная энергия относительно плиты равны нулю." width="640"

Свинцовый шар, лежащий на свинцовой плите, поднимем и опустим.

  • При падении :
  • Скорость шара увеличивается = кинетическая энергия увеличивается.
  • Высота подъема уменьшается = потенциальная энергия уменьшается.

Происходит превращение потенциальной энергии в кинетическую.

  • Когда шар ударится о плиту и остановится:

Механическая энергия превратилась в

другую форму энергии.

Кинетическая и потенциальная энергия

относительно плиты равны нулю.

изменилось взаимное расположение молекул свинца = изменилась потенциальная энергия молекул свинца Шар и плита после удара нагрелись = изменилась скорость молекул свинца = изменилась кинетическая энергия молекул свинца." width="640"
  • Шар и плита после удара деформировались = изменилось взаимное расположение молекул свинца = изменилась потенциальная энергия молекул свинца
  • Шар и плита после удара нагрелись = изменилась скорость молекул свинца = изменилась кинетическая энергия молекул свинца.

Следовательно, механическая энергия,

которой обладал шар в начале опыта, перешла

в энергию молекул.

Все тела состоят из молекул, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом.  Они обладают одновременно кинетической и потенциальной энергией.  Эти энергии и составляют внутреннюю энергию тела.
  • Все тела состоят из молекул, которые непрерывно движутся и взаимодействуют друг с другом.
  • Они обладают одновременно кинетической и потенциальной энергией.
  • Эти энергии и составляют внутреннюю энергию тела.
Внутренняя энергия - это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.  Внутренняя энергия характеризует тепловое состояние тела. Внутренняя энергия зависит от температуры и агрегатного состояния вещества ( взаимного расположения молекул). Внутренняя энергия не зависит
  • Внутренняя энергия - это энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело.
  • Внутренняя энергия характеризует тепловое состояние тела.
  • Внутренняя энергия зависит от температуры и агрегатного состояния вещества ( взаимного расположения молекул).
  • Внутренняя энергия не зависит ни от механического движения тела, ни от положения тела относительно других тел.
  • Внутренняя энергия не может быть равной нулю и достаточно велика, так как в теле содержится огромное число молекул.
  • Если взять обыкновенную спичку, то в ней содержится такое значение внутренней энергии, что хватило чтобы земной шар расколоть пополам.
  • Или, например, при понижении температуры земного шара всего на один градус выделилась бы энергия, примерно в миллиард раз превосходящая вырабатываемую ежегодно всеми электростанциями мира.
Внутреннюю энергию тела можно изменять. Сделайте около 50 интенсивных ударов молотком по  железному предмету. Проверьте на ощупь изменение температуры металла и молотка. Объясните явление. Положите монету на кусок деревянной доски  и энергично потрите ее, прижимая к поверхности,  в течение нескольких минут. Руками проверьте, как изменилась температура монеты. Объясните результат. Возьмите резиновую ленту, связанную кольцом,  приложите ленту ко лбу и запомните ее температуру. Удерживая резину пальцами руки, несколько  раз энергично растяните и в растянутом виде  снова прижмите ко лбу. Сделайте вывод о температуре и причинах, вызвавших изменение. Вывод:  При совершении работы над телом его внутренняя энергия увеличивается.

Внутреннюю энергию тела можно изменять.

Сделайте около 50 интенсивных ударов молотком по

железному предмету. Проверьте на ощупь изменение

температуры металла и молотка. Объясните явление.

Положите монету на кусок деревянной доски

и энергично потрите ее, прижимая к поверхности,

в течение нескольких минут. Руками проверьте,

как изменилась температура монеты.

Объясните результат.

Возьмите резиновую ленту, связанную кольцом,

приложите ленту ко лбу и запомните ее температуру.

Удерживая резину пальцами руки, несколько

раз энергично растяните и в растянутом виде

снова прижмите ко лбу. Сделайте вывод о температуре

и причинах, вызвавших изменение.

Вывод: При совершении работы над телом

его внутренняя энергия увеличивается.

Если кусок алюминиевой проволоки расклепать на наковальне или быстро изгибать в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается. Объясните явление.  Измерьте домашним термометром температуру воды,  налитой в банку или бутылку. Плотно закройте сосуд  и 10–15 мин интенсивно встряхивайте его,  после чего вновь измерьте температуру.  Чтобы исключить передачу тепла от рук,  наденьте варежки или заверните сосуд в полотенце.  Какой способ изменения внутренней энергии вы  использовали? Поясните. Молоток нагревается и когда им бьют по наковальне.   Вывод:
  • Если кусок алюминиевой проволоки расклепать на наковальне или быстро изгибать в одном и том же месте то в одну, то в другую сторону, то это место сильно нагревается. Объясните явление.
  • Измерьте домашним термометром температуру воды,

налитой в банку или бутылку. Плотно закройте сосуд

и 10–15 мин интенсивно встряхивайте его,

после чего вновь измерьте температуру.

Чтобы исключить передачу тепла от рук,

наденьте варежки или заверните сосуд в полотенце.

Какой способ изменения внутренней энергии вы

использовали? Поясните.

  • Молоток нагревается и когда им бьют по наковальне.

Вывод: При совершении работы над телом его внутренняя энергия увеличивается.

Возьмите новый целый полиэтиленовый пакет. Ополосните пакет внутри горячей водой так, чтобы остались капли. Герметично привяжите его к наконечнику велосипедного насоса или большой резиновой груши. Энергично накачайте воздух в пакет, чтобы он лопнул. В воздухе появится туман. Объясните наблюдаемое явление. Вывод:
  • Возьмите новый целый полиэтиленовый пакет. Ополосните пакет внутри горячей водой так, чтобы остались капли. Герметично привяжите его к наконечнику велосипедного насоса или большой резиновой груши. Энергично накачайте воздух в пакет, чтобы он лопнул. В воздухе появится туман. Объясните наблюдаемое явление.

Вывод: Если работа совершается над телом , его внутренняя энергия увеличивается . Если работу совершает само тело , его внутренняя энергия уменьшается.

" ВОЗДУШНОЕ ОГНИВО"

  • Если положить в цилиндр с поршнем кусочек ваты и резко опустить ( вдвинуть) поршень, то вата воспламенится ! Над воздухом внутри поршня совершается работа - уменьшается его объем.

Это приводит к увеличению внутренней энергии воздуха и его температура возрастает, что и приводит к возгоранию ваты.

Внутреннюю энергию тел можно изменить путем теплопередачи. Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом называется теплопередачей.
  • Внутреннюю энергию тел можно изменить путем теплопередачи.
  • Процесс изменения внутренней энергии без совершения работы над телом называется теплопередачей.
Вопросы для закрепления:

Вопросы для закрепления:

  • Какие тепловые явления Вы знаете?
  • Что характеризует температура?
  • Как связана температура со скоростью движения его молекул?
  • Чем отличается движение молекул в газах, жидкостях и твердых телах?
  • Какую энергию называют внутренней энергией тела?
  • От чего зависит внутренняя энергия тела?
  • От чего не зависит внутренняя энергия тела?
  • Назовите способы изменения внутренней энергии.
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • && 1-3;
  • вопросы на стр.7
  • вопросы 5-6 стр. 10
  • Дополнительно: вопросы 1-4 с.10
  • задание 1 с.10, вопросы 1,2 с.7


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Капустина Валентина Ивановна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152681

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема: «Способы изменения внутренней энергии тела». "
    ["seo_title"] => string(55) "tiema-sposoby-izmienieniia-vnutrienniei-enierghii-tiela"
    ["file_id"] => string(6) "101383"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402415818"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект + презентация урока Физики Тепловые двигатели "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-priezientatsiia-uroka-fiziki-tieplovyie-dvighatieli"
    ["file_id"] => string(6) "141898"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418205500"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(22) "урок физики "
    ["seo_title"] => string(11) "urok-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "127706"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415364468"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Физика, 8 класс "Законы термодинамики" "
    ["seo_title"] => string(36) "fizika-8-klass-zakony-tiermodinamiki"
    ["file_id"] => string(6) "160542"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422080565"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "«Тепловые двигатели» в 8 классе"
    ["seo_title"] => string(34) "tieplovyie-dvighatieli-v-8-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "305821"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457985704"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства