kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ: «СТРОЕНИЕ АТОМА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс-8                                                                                                                                        Тема урока:  «Строение атома» (урок №3 по теме «Электрические явления»).

Технология: технология уровневой дифференциации обучения.

Тип урока:   урок изучения нового материала

 Вид урока: лекция с элементами фронтальной эвристической беседы с  

 применением  компьютерной презентации.

 Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и  

 атомного ядра; дать  представление о научных экспериментах, которые привели к  

 построению планетарной модели атома; учить применять полученные знания на  

 практике: научить пользоваться Периодической системой  химических элементов  Менделеева  для определения состава атома; реализовать межпредметные связи физика- химия; расширить кругозор учащихся.

Просмотр содержимого документа
«УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ: «СТРОЕНИЕ АТОМА» »

Урок физики в 8 классе Строение атома Учитель: Капустина В.И., МБОУ «Зудиловская средняя общеобразовательная школа»

Урок физики в 8 классе

Строение атома

Учитель: Капустина В.И.,

МБОУ «Зудиловская средняя

общеобразовательная школа»

Повторение ОРО. Самоконтроль. Объясните, что означают понятия:   ОРО Индивидуальное д/з Электрический заряд § 25 Электризация § 25 2 рода зарядов § 26 Взаимодействие зарядов § 26 Электроскоп Электрометр § 27 § 27 Делимость электрического заряда § 29 Электрон § 29 Проводники § 27 Диэлектрики § 27 Изоляторы § 27 Запишите  индивидуальное домашнее задание :  повторить параграфы учебника,  в которых раскрываются понятия, вызывающие у вас, пока еще, затруднения

Повторение ОРО. Самоконтроль.

Объясните, что означают понятия:

ОРО

Индивидуальное д/з

Электрический заряд

§ 25

Электризация

§ 25

2 рода зарядов

§ 26

Взаимодействие зарядов

§ 26

Электроскоп

Электрометр

§ 27

§ 27

Делимость электрического заряда

§ 29

Электрон

§ 29

Проводники

§ 27

Диэлектрики

§ 27

Изоляторы

§ 27

Запишите индивидуальное домашнее задание : повторить параграфы учебника,

в которых раскрываются понятия, вызывающие у вас, пока еще, затруднения

Постановка цели урока. По структурно- логической схеме изучения сущности физического  явления продолжим дальнейшее знакомство с электрическими явлениями: Вещество ? Гипотеза Факты Модель ? Следствия ? Эксперимент Из чего состоят все вещества? Из чего состоят молекулы? Где находятся электроны? Имеют ли атомы заряд7 Тогда какие еще частицы должны находиться внутри атомов?  Назовите известные Вам факты,  относящиеся к электрическим явлениям.  Сформулируйте гипотезы, выдвигаемые  нами для объяснения наблюдаемых  электрических явлений.

Постановка цели урока.

По структурно- логической схеме

изучения сущности физического

явления продолжим дальнейшее

знакомство с электрическими

явлениями:

Вещество

?

Гипотеза

Факты

Модель

?

Следствия

?

Эксперимент

  • Из чего состоят все вещества?
  • Из чего состоят молекулы?
  • Где находятся электроны?
  • Имеют ли атомы заряд7
  • Тогда какие еще частицы

должны находиться внутри атомов?

  • Назовите известные Вам факты,

относящиеся к электрическим явлениям.

  • Сформулируйте гипотезы, выдвигаемые

нами для объяснения наблюдаемых

электрических явлений.

  • Составим схему строения вещества.
Модель атома Томсона 1903г. - Дж.Дж.Томсон выдвинул гипотезу о том, что электрон находится внутри атома.  Но атом в целом нейтральный, поэтому ученый предположил, что отрицательные электроны окружены в атоме положительно заряженным веществом. Атом,  по мысли Дж. Томсона, очень похож на

Модель атома Томсона

1903г. - Дж.Дж.Томсон выдвинул гипотезу о том, что электрон находится внутри атома. Но атом в целом нейтральный, поэтому ученый предположил, что отрицательные

электроны окружены в атоме положительно заряженным веществом. Атом,

по мысли Дж. Томсона, очень похож на "пудинг с изюмом", где "каша" –

положительно заряженное вещество атома., а электроны- " изюм" в ней.

«Истина – это то, что выдерживает проверку опытом»

А. Эйнштейн

Опыт Резерфорда по определению строения атома Золото было выбрано как очень пластичный материал, из которого можно получить фольгу толщиной практически в один атомный слой.

Опыт Резерфорда по определению строения атома

Золото было выбрано как очень пластичный

материал, из которого можно получить фольгу

толщиной практически в один атомный слой.

Некоторые альфа-частицы проходили сквозь фольгу, образуя на экране размытое пятно, а следы от других альфа-частиц были зафиксированы на боковых экранах. ! ?

Некоторые альфа-частицы проходили

сквозь фольгу, образуя на экране размытое

пятно, а следы от других альфа-частиц

были зафиксированы на боковых экранах.

!

?

Опыт показал, что положительный заряд атома сконцентрирован в очень  малом объеме - ядре, а между ядрами атомов существуют большие промежутки. Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии с его опытами.

Опыт показал, что положительный заряд атома сконцентрирован в очень

малом объеме - ядре, а между ядрами атомов существуют большие промежутки.

Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии

с его опытами.

Планетарная модель атома Резерфорда

Планетарная модель атома Резерфорда

В 1911г. - Резерфорд предложил современную ядерную (планетарную) модель строения атома Резерфорд установил, что: Атом имеет в центре ядро, размеры которого во много раз меньше размеров самого атома Вокруг ядра по орбитам движутся электроны. Почти вся масса атома сконцентрирована в его ядре. Суммарный отрицательный заряд всех электронов равен суммарному положительному заряду ядра атома и компенсирует его.
  • В 1911г. - Резерфорд предложил современную ядерную (планетарную) модель строения атома
  • Резерфорд установил, что:
  • Атом имеет в центре ядро, размеры которого во много раз меньше размеров самого атома
  • Вокруг ядра по орбитам движутся электроны.
  • Почти вся масса атома сконцентрирована в его ядре.
  • Суммарный отрицательный заряд всех электронов равен суммарному положительному заряду ядра атома и компенсирует его.

R ядра = 10 м

+

-

R атома = 10 м

В 1911 г., спустя месяц после создания Резерфордом ядерной  модели атома нидерландский физик Антониус Ван ден Брук выдвинул гипотезу, согласно которой порядковый номер элемента в периодической таблице равен числу электронов в атоме и, следовательно, положительному заряду ядра атома (

В 1911 г., спустя месяц после создания Резерфордом ядерной  модели атома нидерландский физик Антониус Ван ден Брук выдвинул гипотезу, согласно которой порядковый номер элемента в периодической таблице равен числу электронов в атоме и, следовательно, положительному заряду ядра атома ("Nature", 20 июня 1911).

1870 г. - 1926 г.

Номер химического

элемента в таблице

Д.И. Менделеева

Заряд ядра атома

Число электронов

в атоме

=

=

Задание  а) с помощью периодической таблицы химических элементов определите заряд ядра атомов следующих элементов: Н, Не, Li , В, Be  б) определить число электронов в атомах этих химических элементов.  в) зарисовать схему атомов Н, Не, Li  ( на ближайшей к ядру орбите может быть не более 2-х электронов)

Задание а) с помощью периодической таблицы химических элементов определите заряд ядра атомов следующих элементов: Н, Не, Li , В, Be б) определить число электронов в атомах этих химических элементов. в) зарисовать схему атомов Н, Не, Li ( на ближайшей к ядру орбите может быть не более 2-х электронов)

Строение атомного ядра В 1919 году Резерфорд осуществил первое искусственное расщепление атомного ядра, экспериментально доказав, что в состав атомного ядра входят положительно заряженные частицы. Их назвали протонами . Заряд протона по модулю равнялся заряду электрона. Но эти частицы имеют положительный заряд и массу приблизительно в 1840 раз больше, чем масса электрона.  След ядра 8 О 17

Строение атомного ядра

В 1919 году Резерфорд осуществил первое искусственное расщепление атомного ядра, экспериментально доказав, что в состав атомного ядра входят положительно заряженные частицы. Их назвали протонами . Заряд протона по модулю равнялся заряду электрона. Но эти частицы имеют положительный заряд и массу приблизительно в 1840 раз больше, чем масса электрона.

След ядра 8 О 17

Ирен

Жолио-Кюри (1897-1956)

Фредерик Жолио-Кюри (1900-1958)

В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвал нейтроном. Масса нейтрона приблизительно в 1840 раз

превосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.

  • В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвал нейтроном. Масса нейтрона приблизительно в 1840 раз превосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.
  • В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвал нейтроном. Масса нейтрона приблизительно в 1840 раз превосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.
  • В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвал нейтроном. Масса нейтрона приблизительно в 1840 раз превосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.
  • В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвал нейтроном. Масса нейтрона приблизительно в 1840 раз превосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.

Джон Чедвик

(1920-1998)

Строение атомного ядра Советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий физик В. Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра: ядра состоят из элементарных частиц двух сортов: протонов и нейтронов. Вернер Карл Гейзенберг (1901-1976) Дмитрий Дмитриевич Иваненко (1904-1994)

Строение атомного ядра

Советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий физик

В. Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра: ядра состоят из элементарных частиц двух сортов: протонов и нейтронов.

Вернер Карл

Гейзенберг

(1901-1976)

Дмитрий Дмитриевич Иваненко

(1904-1994)

  • Число протонов в ядре равняется числу электронов в атомной оболочке, так как атом в целом нейтрален.
  • Протон и нейтрон – нуклоны -частицы, из которых состоит атомное ядро.
Обозначение атомных ядер

Обозначение атомных ядер

  • Z- заряд ядра
  • А – массовое число
  • Х – символ химического элемента
Конспект по теме «Строение атома»   Обязательный уровень   Вещество 10 м Нейтрон Молекулы Электрон - Атомы n + n n + n n 10 м + + Ядро Электроны n n - - Нейтроны n Протоны p Протон - Свободный электрон проводник

Конспект по теме «Строение атома» Обязательный уровень

Вещество

10 м

Нейтрон

Молекулы

Электрон

-

Атомы

n

+

n

n

+

n

n

10 м

+

+

Ядро

Электроны

n

n

-

-

Нейтроны n

Протоны p

Протон

-

Свободный электрон проводник

В 1912 году была разгадана еще одна из тайн атома. Резерфорд совместно с английским ученым Содди обнаружили, что существуют химические элементы, у которых могут быть атомы разного сорта, с совершенно одинаковыми химическими свойствами и химическим путем никак не различимы, но отличающиеся по физическим свойствам. Оказалось, что эти атомы отличаются числом нейтронов в ядрах. Атомные ядра одного и того же химического элемента с одинаковым числом протонов, но различным числом нейтронов, называют изотопами. Большинство элементов в природе - смесь изотопов. Изотопы занимают одну и ту же клетку в таблице Д.И. Менделеева и химическим путем не разделимы.
  • В 1912 году была разгадана еще одна из тайн атома. Резерфорд совместно с английским ученым Содди обнаружили, что существуют химические элементы, у которых могут быть атомы разного сорта, с совершенно одинаковыми химическими свойствами и химическим путем никак не различимы, но отличающиеся по физическим свойствам. Оказалось, что эти атомы отличаются числом нейтронов в ядрах.
  • Атомные ядра одного и того же химического элемента с одинаковым числом протонов, но различным числом нейтронов, называют изотопами.
  • Большинство элементов в природе - смесь изотопов. Изотопы занимают одну и ту же клетку в таблице Д.И. Менделеева и химическим путем не разделимы.

Фредерик Со́дди 

(1877 — 1956)

Дополнительный уровень

Дополнительный уровень

Какие частицы называют нуклонами? Чему равны заряд и масса протона? Чему равны заряд и масса нейтрона?
  • Какие частицы называют нуклонами?
  • Чему равны заряд и масса протона?
  • Чему равны заряд и масса нейтрона?

Характеристики нуклонов

Протон ( p )

Электрический заряд

Нейтрон ( n )

1,6 *10 -19 Кл

Масса

1,6726*10 -27 кг

0

Масса в m e

1,6749*10 -27 кг

1836

1839

ОРО ( Обязательные результаты обучения)  № требования Формулировка требований 2. Номер задания в зачете  Знать: Домашнее  задание 1)строение атома 2)заряд и массу электрона, протона, нейтрона 3) что такое ион  Уметь: 1) объяснять, почему атом в целом нейтрален 2)определять заряд ядра и число электронов в атоме химического элемента (по таблице Д.И.Менделеева)  3 Обязательно : § 30, вопросы к § 30, упр. 11 стр.69 Дополнительно: № 1211 – 1221  (В.И.Лукашик, Е.И. Иванова. Сборник задач по физике)

ОРО ( Обязательные результаты обучения)

№ требования

Формулировка требований

2.

Номер

задания

в зачете

Знать:

Домашнее

задание

1)строение атома

2)заряд и массу электрона, протона, нейтрона

3) что такое ион

Уметь:

1) объяснять, почему атом в целом нейтрален

2)определять заряд ядра и число электронов в атоме химического элемента (по таблице Д.И.Менделеева)

3

Обязательно :

§ 30, вопросы к § 30, упр. 11 стр.69

Дополнительно:

№ 1211 – 1221 (В.И.Лукашик,

Е.И. Иванова. Сборник задач по физике)

Домашнее задание:   Обязательно : § 30, вопросы к § 30, упр. 11 стр.69  Дополнительно: № 1211 – 1221 (В.И.Лукашик, Е.И. Иванова. Сборник задач по физике)

Домашнее задание:

  • Обязательно :

§ 30, вопросы к § 30, упр. 11 стр.69

  • Дополнительно:

№ 1211 – 1221 (В.И.Лукашик,

Е.И. Иванова. Сборник задач по физике)

Значение открытия строения атома

Значение открытия строения атома

  • Значение открытия планетарной модели атома Резерфорда огромно. Как писал замечательный немецкий ученый Макс Планк: «Из идеи движения электронов, подобно движению планет, возникла атомная физика».
  • Количество протонов и нейтронов в ядре строго указывает, какой это элемент , каковы его физические и химические свойства .
  • Иначе говоря, такой «банк данных» обладает огромной предсказательной силой .
  • Знание строения атома позволяет объяснять известные электрические явления и предсказывать некоторые другие электрические явления .
Заключение Атом скрывает в себе еще много тайн. Например, неизвестно, как выглядит электрон, его масса мала и находится он где-то внутри атома. Считается, что это наименьший отрицательный заряд, меньше которого еще никому наблюдать не удавалось. Вы, возможно, слышали о кварках с электрическими зарядами, составляющими 1/3 и 2/3 от заряда электрона, но в свободном состоянии их никто не наблюдал, поэтому электроны считаются самыми малыми частицами в атоме. «Быть может эти электроны Миры, где 5 материков? Искусство, знанья, войны, троны И память сорока веков! Еще, быть может, каждый атом – Вселенная, где сто планет, Там все, что есть в объеме сжатом,  Но также то, чего здесь нет.»  ( В.Я. Брюсов) Впереди у человечества много новых  открытий, и, как сказал Валерий Брюсов: «Исканием тайн дух человека жил».

Заключение

Атом скрывает в себе еще много тайн. Например, неизвестно, как выглядит

электрон, его масса мала и находится он где-то внутри атома.

Считается, что это наименьший отрицательный заряд, меньше которого еще

никому наблюдать не удавалось. Вы, возможно, слышали о кварках

с электрическими зарядами, составляющими 1/3 и 2/3 от заряда электрона,

но в свободном состоянии их никто не наблюдал, поэтому электроны

считаются самыми малыми частицами в атоме.

«Быть может эти электроны

Миры, где 5 материков?

Искусство, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

Еще, быть может, каждый атом –

Вселенная, где сто планет,

Там все, что есть в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.»

( В.Я. Брюсов)

Впереди у человечества много новых

открытий, и, как сказал Валерий Брюсов:

«Исканием тайн дух человека жил».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
УРОК ФИЗИКИ ПО ТЕМЕ: «СТРОЕНИЕ АТОМА»

Автор: Капустина Валентина Ивановна

Дата: 28.12.2014

Номер свидетельства: 148474

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект интегрированного  урока на тему: "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "157271"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421578788"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока по теме "Строение атома" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-tiemie-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "129225"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415647713"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока физики по теме Строение атома и атомного ядра в 11 классе"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_fiziki_po_tiemie_stroieniie_atoma_i_atomnogho_iadra_v_11_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "394393"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487691934"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Интегрированный урок по физике и химии. Строение атома "
    ["seo_title"] => string(59) "intieghrirovannyi-urok-po-fizikie-i-khimii-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "192580"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427473222"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Презентация для урока физики "Строение атома""
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiia-dlia-uroka-fiziki-stroieniie-atoma"
    ["file_id"] => string(6) "255340"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447917214"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства