Класс-8Тема урока: «Строение атома» (урок №3 по теме «Электрические явления»).
Технология: технология уровневой дифференциации обучения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: лекция с элементами фронтальной эвристической беседы с
применением компьютерной презентации.
Цели урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о строении атома и
атомного ядра; дать представление о научных экспериментах, которые привели к
построению планетарной модели атома; учить применять полученные знания на
практике: научить пользоваться Периодической системой химических элементов Менделеева для определения состава атома; реализовать межпредметные связи физика- химия; расширить кругозор учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
в которых раскрываются понятия, вызывающие у вас, пока еще, затруднения
Постановка цели урока.
По структурно- логической схеме
изучения сущности физического
явления продолжим дальнейшее
знакомство с электрическими
явлениями:
Вещество
?
Гипотеза
Факты
Модель
?
Следствия
?
Эксперимент
Из чего состоят все вещества?
Из чего состоят молекулы?
Где находятся электроны?
Имеют ли атомы заряд7
Тогда какие еще частицы
должны находиться внутри атомов?
Назовите известные Вам факты,
относящиеся к электрическим явлениям.
Сформулируйте гипотезы, выдвигаемые
нами для объяснения наблюдаемых
электрических явлений.
Составим схему строения вещества.
Модель атома Томсона
1903г. - Дж.Дж.Томсон выдвинул гипотезу о том, что электрон находится внутри атома. Но атом в целом нейтральный, поэтому ученый предположил, что отрицательные
электроны окружены в атоме положительно заряженным веществом. Атом,
по мысли Дж. Томсона, очень похож на "пудинг с изюмом", где "каша" –
положительно заряженное вещество атома., а электроны- " изюм" в ней.
«Истина – это то, что выдерживает проверку опытом»
А. Эйнштейн
Опыт Резерфорда по определению строения атома
Золото было выбрано как очень пластичный
материал, из которого можно получить фольгу
толщиной практически в один атомный слой.
Некоторые альфа-частицы проходили
сквозь фольгу, образуя на экране размытое
пятно, а следы от других альфа-частиц
были зафиксированы на боковых экранах.
!
?
Опыт показал, что положительный заряд атома сконцентрирован в очень
малом объеме - ядре, а между ядрами атомов существуют большие промежутки.
Резерфорд показал, что модель Томсона находится в противоречии
с его опытами.
Планетарная модель атома Резерфорда
В 1911г. - Резерфорд предложил современную ядерную (планетарную) модель строения атома
Резерфорд установил, что:
Атом имеет в центре ядро, размеры которого во много раз меньше размеров самого атома
Вокруг ядра по орбитам движутся электроны.
Почти вся масса атома сконцентрирована в его ядре.
Суммарный отрицательный заряд всех электронов равен суммарному положительному заряду ядра атома и компенсирует его.
Rядра = 10 м
+
-
Rатома = 10 м
В 1911 г., спустя месяц после создания Резерфордом ядерной модели атома нидерландский физик Антониус Ван ден Брук выдвинул гипотезу, согласно которой порядковый номер элемента в периодической таблице равен числу электронов в атоме и, следовательно, положительному заряду ядра атома ("Nature", 20 июня 1911).
1870 г. - 1926 г.
Номер химического
элемента в таблице
Д.И. Менделеева
Заряд ядра атома
Число электронов
в атоме
=
=
Заданиеа) с помощью периодической таблицы химических элементов определите заряд ядра атомов следующих элементов:Н, Не,Li, В,Beб) определить число электронов в атомах этих химических элементов.в) зарисовать схему атомовН, Не,Li( на ближайшей к ядру орбите может быть не более 2-х электронов)
Строение атомного ядра
В 1919 году Резерфорд осуществил первое искусственное расщепление атомного ядра, экспериментально доказав, что в состав атомного ядра входят положительно заряженные частицы. Их назвали протонами . Заряд протона по модулю равнялся заряду электрона. Но эти частицы имеют положительный заряд и массу приблизительно в 1840 раз больше, чем масса электрона.
След ядра 8 О 17
Ирен
Жолио-Кюри (1897-1956)
Фредерик Жолио-Кюри (1900-1958)
В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвалнейтроном.Масса нейтрона приблизительно в 1840 раз
превосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.
В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвалнейтроном.Масса нейтрона приблизительно в 1840 разпревосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.
В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвалнейтроном.Масса нейтрона приблизительно в 1840 разпревосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.
В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвалнейтроном.Масса нейтрона приблизительно в 1840 разпревосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.
В 1920 году Резерфорд высказал гипотезу о существовании в атомном ядре частиц, не имеющих заряда с массой, близкой к массе протона. В 1932 году английский физик Чедвик обнаружил эту частицу в атомном ядре и назвалнейтроном.Масса нейтрона приблизительно в 1840 разпревосходит массу электрона, т.е. близка к массе протона.
Джон Чедвик
(1920-1998)
Строение атомного ядра
Советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий физик
В. Гейзенберг предложили протонно-нейтронную модель ядра:ядра состоят из элементарных частиц двух сортов: протонов и нейтронов.
Вернер Карл
Гейзенберг
(1901-1976)
Дмитрий Дмитриевич Иваненко
(1904-1994)
Число протонов в ядре равняется числу электронов в атомной оболочке, так как атом в целом нейтрален.
Протон и нейтрон –нуклоны-частицы, из которых состоит атомное ядро.
Обозначение атомных ядер
Z- заряд ядра
А – массовое число
Х – символ химического элемента
Конспект по теме «Строение атома»Обязательный уровень
Вещество
10 м
Нейтрон
Молекулы
Электрон
-
Атомы
n
+
n
n
+
n
n
10 м
+
+
Ядро
Электроны
n
n
-
-
Нейтроныn
Протоны p
Протон
-
Свободный электрон проводник
В 1912 году была разгадана еще одна из тайн атома. Резерфорд совместно с английским ученым Содди обнаружили, что существуют химические элементы, у которых могут быть атомы разного сорта, с совершенно одинаковыми химическими свойствами и химическим путем никак не различимы, но отличающиеся по физическим свойствам. Оказалось, что эти атомы отличаются числом нейтронов в ядрах.
Атомные ядра одного и того же химического элемента с одинаковым числом протонов, но различным числом нейтронов, называют изотопами.
Большинство элементов в природе - смесь изотопов. Изотопы занимают одну и ту же клетку в таблице Д.И. Менделеева и химическим путем не разделимы.
Фредерик Со́дди
(1877 — 1956)
Дополнительный уровень
Какие частицы называют нуклонами?
Чему равны заряд и масса протона?
Чему равны заряд и масса нейтрона?
Характеристики нуклонов
Протон (p)
Электрический заряд
Нейтрон (n)
1,6 *10-19Кл
Масса
1,6726*10-27кг
0
Масса вme
1,6749*10-27кг
1836
1839
ОРО ( Обязательные результаты обучения)
№ требования
Формулировка требований
2.
Номер
задания
в зачете
Знать:
Домашнее
задание
1)строение атома
2)заряд и массу электрона, протона, нейтрона
3) что такое ион
Уметь:
1) объяснять, почему атом в целом нейтрален
2)определять заряд ядра и число электронов в атоме химического элемента (по таблице Д.И.Менделеева)
3
Обязательно:
§ 30, вопросы к § 30, упр. 11 стр.69
Дополнительно:
№ 1211 – 1221 (В.И.Лукашик,
Е.И. Иванова. Сборник задач по физике)
Домашнее задание:
Обязательно:
§ 30, вопросы к § 30, упр. 11 стр.69
Дополнительно:
№ 1211 – 1221 (В.И.Лукашик,
Е.И. Иванова. Сборник задач по физике)
Значение открытия строения атома
Значение открытия планетарной модели атома Резерфорда огромно. Как писал замечательный немецкий ученый Макс Планк: «Из идеи движения электронов, подобно движению планет, возникла атомная физика».
Количество протонов и нейтронов в ядре строго указывает, какой это элемент , каковы его физические и химические свойства .
Иначе говоря, такой «банк данных» обладает огромной предсказательной силой .
Знание строения атома позволяет объяснять известные электрические явления и предсказывать некоторые другие электрические явления .
Заключение
Атом скрывает в себе еще много тайн. Например, неизвестно, как выглядит
электрон, его масса мала и находится он где-то внутри атома.
Считается, что это наименьший отрицательный заряд, меньше которого еще
никому наблюдать не удавалось. Вы, возможно, слышали о кварках
с электрическими зарядами, составляющими 1/3 и 2/3 от заряда электрона,
но в свободном состоянии их никто не наблюдал, поэтому электроны