Современные образовательные технологии на уроках физики
Современные образовательные технологии на уроках физики
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках физики»
Современные образовательные технологии на уроках физики
Молодина Светлана Владимировна
учитель физики и математики
МОАУ СОШ с. Светиловки
2015 г.
«Главная цель обучения и воспитания «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу.»
К.Д. Ушинский.
«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.»
А. Дистервег.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Что же такое педагогическая технология?
• Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса.
• Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.
• Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:
v Информационно – коммуникационная технология
v Технология развития критического мышления
v Проектная технология
v Технология развивающего обучения
v Здоровьесберегающие технологии
v Технология проблемного обучения
v Игровые технологии
v Модульная технология
v Технология мастерских
v Кейс – технология
v Технология интегрированного обучения
v Педагогика сотрудничества.
v Технологии уровневой дифференциации
v Групповые технологии.
v Традиционные технологии (классно-урочная система).
Технология критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.
2 . Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.
3 . Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4 . Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
5 . Критическое мышление – мышление социальное.
Цель данной технологии:развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основа ТРКМ –
трехфазная структура:
вызов
осмысление
рефлексия
Задачи фазы вызова( пробуждение интереса к предмету)
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Задачи фазы реализации смысла –(осмысление материала во времени работы над ним)
Помочь соотнести старые знания с новыми
Помочь активно воспринимать изучаемый материал (в основном самостоятельно)
Задачи фазы рефлексии–(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
Теоретическая основа.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
( англ.critical thinking ) — система суждений , которая
используется для анализа вещей и событий с
формулированием обоснованных выводов
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
отправная точка для развития творческого мышления
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
Основные методические приемы развития критического мышления
§ Прием «Кластер»,
§ таблица,
§ учебно-мозговой штурм,
§ интеллектуальная разминка,
§ зигзаг,
§ зигзаг -2,
§ прием «Инсерт»,
§ Эссе,
§ Приём «Корзина идей»,
§ Приём «Составление синквейнов»,
§ метод контрольных вопросов,
§ Приём «Знаю../Хочу узнать.…/Узнал…»,
§ Круги по воде,
§ ролевой проект,
§ да - нет,
§ приём «Чтение с остановками».
Метод «Инсерт»
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Источники информации
Речь учителя, текст, дем. эксперимент, таблицы, схемы , видео материал и т.д.
Инсерт – маркировка текста по мере его чтения (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления).
«V»,- уже знал
«+»,- новое
« - «, - думал иначе
«?» - не понял, есть вопросы.
Прием «Кластер»
Процедура знакомства с синквейном:
1. Объяснить правила написания синквейна.
2. Привести пример синквейна.
3. Задать тему синквейна.
4. Определить время на данный вид работы.
5. Обсудить варианты синквейнов учеников.
Составление синквейна:
1-я строкаодно существительное – ключевое слово темы.
2-я строкадва прилагательных, относящихся к ключевому слову.
3-я строкатри глагола, характеризующих действие предмета.
4-я строкафраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.
5-я строкаодно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.
Пример 1:Урок по физике в 9 классе сприменением приёмов технологии «Критического мышления»Тема: «Источники звука. Звуковые колебания».