kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Современные образовательные технологии на уроках физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Современные образовательные технологии на уроках физики»

Современные образовательные технологии на уроках физики   Молодина Светлана Владимировна учитель физики и математики МОАУ СОШ с. Светиловки 2015 г.

Современные образовательные технологии на уроках физики

Молодина Светлана Владимировна

учитель физики и математики

МОАУ СОШ с. Светиловки

2015 г.

«Главная цель обучения и воспитания «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу.»  К.Д. Ушинский. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.»  А. Дистервег.

«Главная цель обучения и воспитания «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу.»

К.Д. Ушинский.

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.»

А. Дистервег.

     Особенность  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .   Поставленная задача требует внедрение в современную школу  системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса,  который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.  Что же такое педагогическая технология?
  •      Особенность  федеральных государственных образовательных стандартов общего образования  - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .
  •   Поставленная задача требует внедрение в современную школу  системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса,  который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
  • Что же такое педагогическая технология?
•             Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса. •          Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. •          Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

•             Совокупность приёмов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов   педагогической   деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми      обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного        процесса.

•          Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса.

•          Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).

Возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.       

Возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка.       

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии: v    Информационно – коммуникационная технология v    Технология развития критического мышления v    Проектная технология v    Технология развивающего обучения v    Здоровьесберегающие технологии   v    Технология проблемного обучения v    Игровые технологии v    Модульная технология v    Технология мастерских v    Кейс – технология v    Технология интегрированного обучения v    Педагогика сотрудничества.  v    Технологии уровневой дифференциации  v    Групповые технологии.  v    Традиционные технологии (классно-урочная система).

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

v    Информационно – коммуникационная технология

v    Технология развития критического мышления

v    Проектная технология

v    Технология развивающего обучения

v    Здоровьесберегающие технологии  

v    Технология проблемного обучения

v    Игровые технологии

v    Модульная технология

v    Технология мастерских

v    Кейс – технология

v    Технология интегрированного обучения

v    Педагогика сотрудничества. 

v    Технологии уровневой дифференциации 

v    Групповые технологии. 

v    Традиционные технологии (классно-урочная система).

Технология критического мышления         Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. 1.       Критическое мышление – мышление самостоятельное. 2 .      Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. 3 .      Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. 4 .      Критическое мышление основано на убедительной аргументации. 5 .        Критическое мышление – мышление социальное.

Технология критического мышления

      Критическое мышление – это способность анализировать информацию с помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям.

1.       Критическое мышление – мышление самостоятельное.

2 .      Информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

3 .      Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.

4 .      Критическое мышление основано на убедительной аргументации.

5 .        Критическое мышление – мышление социальное.

Цель данной технологии:     развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Цель данной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основа ТРКМ – трехфазная структура:  вызов осмысление  рефлексия

Основа ТРКМ –

трехфазная структура:

вызов

осмысление

рефлексия

Задачи фазы вызова   ( пробуждение интереса к предмету)

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Задачи фазы реализации смысла –  (осмысление материала во времени работы над ним)

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)

  • Помочь соотнести старые знания с новыми
  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал (в основном самостоятельно)
Задачи фазы рефлексии –  (обобщение материала, подведение итогов)

Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение итогов)

  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал
Теоретическая основа.   КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ – ( англ.   critical thinking ) — система суждений , которая  используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. отправная точка для развития творческого мышления   Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

Теоретическая основа.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –

( англ.   critical thinking ) — система суждений , которая

используется для анализа вещей и событий с

формулированием обоснованных выводов

  • это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
  • отправная точка для развития творческого мышления

Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить

Основные методические приемы развития критического мышления §        Прием «Кластер», §         таблица, §        учебно-мозговой штурм, §        интеллектуальная разминка, §        зигзаг, §        зигзаг -2, §        прием «Инсерт», §        Эссе, §        Приём «Корзина идей», §        Приём «Составление синквейнов», §        метод контрольных вопросов, §         Приём «Знаю../Хочу узнать.…/Узнал…», §        Круги по воде, §        ролевой проект, §         да - нет, §         приём «Чтение с остановками».

Основные методические приемы развития критического мышления

§        Прием «Кластер»,

§         таблица,

§        учебно-мозговой штурм,

§        интеллектуальная разминка,

§        зигзаг,

§        зигзаг -2,

§        прием «Инсерт»,

§        Эссе,

§        Приём «Корзина идей»,

§        Приём «Составление синквейнов»,

§        метод контрольных вопросов,

§         Приём «Знаю../Хочу узнать.…/Узнал…»,

§        Круги по воде,

§        ролевой проект,

§         да - нет,

§         приём «Чтение с остановками».

Метод  «Инсерт»   Знаю  Хочу узнать  Узнал Источники информации Речь учителя, текст, дем. эксперимент, таблицы, схемы , видео материал и т.д.

Метод  «Инсерт» 

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Источники информации

Речь учителя, текст, дем. эксперимент, таблицы, схемы , видео материал и т.д.

Инсерт – маркировка текста по мере его чтения (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления). «V»,- уже знал «+»,- новое « - «, - думал иначе «?» - не понял, есть вопросы.

Инсерт – маркировка текста по мере его чтения (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления).

«V»,- уже знал

«+»,- новое

« - «, - думал иначе

«?» - не понял, есть вопросы.

Прием «Кластер»

Прием «Кластер»

Процедура знакомства с синквейном: 1. Объяснить правила написания синквейна. 2. Привести пример синквейна. 3. Задать тему синквейна. 4. Определить время на данный вид работы. 5. Обсудить варианты синквейнов учеников.

Процедура знакомства с синквейном:

1. Объяснить правила написания синквейна.

2. Привести пример синквейна.

3. Задать тему синквейна.

4. Определить время на данный вид работы.

5. Обсудить варианты синквейнов учеников.

Составление синквейна: 1-я строка одно существительное – ключевое слово темы. 2-я строка два прилагательных, относящихся к ключевому слову. 3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета. 4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету. 5-я строка одно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Составление синквейна:

1-я строка одно существительное – ключевое слово темы.

2-я строка два прилагательных, относящихся к ключевому слову.

3-я строка три глагола, характеризующих действие предмета.

4-я строка фраза из четырёх значимых слов, выражающая отношение к предмету.

5-я строка одно слово – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы.

Пример 1:  Урок по физике в 9 классе с  применением приёмов технологии «Критического мышления»  Тема: «Источники звука. Звуковые колебания».                  Ключевые слова урока: источники звука; камертон; звуковая волна; звук; слышимый звук; неслышимый звук;. (Ключевые слова и таблица записаны на доске; обсуждение и заполнение таблицы). - Оцените ещё раз что знаете и что хотите узнать. Этап Действия учителя Вызов Действия учеников Что же такое звук? Знаю  Хочу узнать  Что вы знаете о звуке? Заполнение таблицы Узнал  Можно в виде вопросов  Что хотите узнать?

Пример 1: Урок по физике в 9 классе с применением приёмов технологии «Критического мышления» Тема: «Источники звука. Звуковые колебания».

  • Ключевые слова урока: источники звука; камертон; звуковая волна; звук; слышимый звук; неслышимый звук;.
  • (Ключевые слова и таблица записаны на доске; обсуждение и заполнение таблицы).
  • - Оцените ещё раз что знаете и что хотите узнать.

Этап

Действия учителя

Вызов

Действия учеников

Что же такое звук?

Знаю

Хочу узнать

Что вы знаете о звуке?

Заполнение таблицы

Узнал

Можно в виде вопросов

Что хотите узнать?

(стадия рефлексии): колеблются с определенной частотой, с этой же частотой передаются звуковые колебания в среде. Итоги урока: ( рефлексия) сначала обсуждение в парах или классом по каждому ключ слову: проанализировать что знали , хотели узнать и узнали на уроке. Заполните таблицу.  Что вы узнали о источниках звука:    А теперь составим синквейн.  «Звук красивый, мелодичный колеблется, звучит, распространяется из массы материала получен был урок песня». Источники звука Искусственные магнитофон музыкальные инструменты шумы моторов Естественные голос человека звуки животных шум моря

(стадия рефлексии):

  • колеблются с определенной частотой, с этой же частотой передаются звуковые колебания в среде.
  • Итоги урока: ( рефлексия) сначала обсуждение в парах или классом по каждому ключ слову: проанализировать что знали , хотели узнать и узнали на уроке.
  • Заполните таблицу.
  • Что вы узнали о источниках звука:

А теперь составим синквейн.

«Звук

красивый, мелодичный

колеблется, звучит, распространяется

из массы материала получен был урок

песня».

Источники звука

Искусственные

магнитофон

музыкальные

инструменты

шумы моторов

Естественные

голос человека

звуки животных

шум моря


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Современные образовательные технологии на уроках физики

Автор: Молодина Светлана Владимировна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313375

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "статья на тему "Применение современных образовательных технологий на уроках физики" "
    ["seo_title"] => string(95) "stat-ia-na-tiemu-primienieniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "168337"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423223266"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Использование современных образовательных технологий на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(71) "ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_urokakh_fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "531974"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1576410746"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Использование современных образовательных технологий на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(79) "ispol-zovaniie-sovriemiennykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "286352"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454329601"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Защита опыта "Современные образовательные технологии на уроках физики и подготовка к ЕГЭ""
    ["seo_title"] => string(80) "zashchita_opyta_sovriemiennyie_obrazovatiel_nyie_tiekhnologhii_na_urokakh_fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "351958"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477337215"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Использование современных образовательных технологий на уроках физики и химии"
    ["seo_title"] => string(80) "ispolzovanie_sovremennykh_obrazovatelnykh_tekhnologii_na_urokakh_fiziki_i_khimii"
    ["file_id"] => string(6) "637395"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1695963058"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства