Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа - давление»
Значение давленияв жизни человека
Выполнил:
Ученик 7 «а» класса
Гаврилов Данил
Руководитель:
Учитель физики
Сергеева В.В.
Содержание:
Введение.
Актуальность.
Цель.
Задачи.
Понятие давления.
Давление и сила давления
Давление на глубине
Передача давления жидкостями и газами
Исследования
Исследование № 1
Исследование № 2
Исследование № 3
Давление в природе и технике
Атмосферное давление в живой природе
Использование давления в жизни
Интересные факты
Выводы
Список литературы
Введение:
Мне очень нравится ходить на прогулки в зимний лес. Мне стало интересно: почему можно проваливаться в сугроб, стоя без лыж, а на лыжах можно скользить по любым снежным горкам. Дома, садясь на жёсткий табурет, не возможно просидеть очень долго, а на мягком кресле можно сидеть часами. Почему?
Разглядывая различные машины, я обратил внимание на различные размеры колёс. Почему у большегрузных машин и вездеходов шины очень широкие?
Ответы на все эти и другие вопросы я надеюсь получить в ходе своего исследования.
Актуальность:
На уроках физики мы изучили давление и нам стало интересно, какую роль играет давление в жизни человека.
Цель нашей работы :
Исследование практического применения давления в жизни человека и живой природы.
Новизна данной работы: расчёт давления экспериментальным путём.
ЗАДАЧИ:
1. Изучить понятие давления с физической точки зрения.
2. Знакомство с популярной и занимательной литературой по данной теме.
3. Рассмотреть случаи практического применения давления в жизни человека и живой природы.
давление человека в различных ситуациях; давление жидкости на дно сосудов; давление твёрдого тела на опору.
давление человека в различных ситуациях;
давление жидкости на дно сосудов;
давление твёрдого тела на опору.
Понятие давления.
Давление и сила давления
Давлением называют отношение силы, действующей на поверхность тела, к площади этой поверхности:
P = F ; где P – давление, F – сила, S – площадь.
S
Давление показывает, какая сила действует на единицу площади поверхности тела. Единица измерения давления – паскаль (Па). Давление в один Паскаль оказывает сила в один ньютон на площадь в один квадратный метр: 1 Па = 1 Н/1м².
Силу, которая создаёт давление на какую-либо поверхность, называют силой давления.
F = P * S.
Чтобы уменьшить давление, достаточно увеличить площадь, на которую действует сила. Например, увеличивая площадь нижней части фундамента, тем самым уменьшают давление дома на грунт. У тракторов большая опорная площадь гусениц, поэтому, несмотря на значительный вес, их давление на грунт не так велико: эти машины могут проходить даже по топким болотистым почвам.
В случаях, когда необходимо увеличить давление, уменьшают площадь поверхности (при этом сила давления остаётся той же). Так, для увеличения давления затачивают колющие и режущие инструменты – ножницы, ножи, иглы, кусачки.
Давление на глубине
Водолаз в лёгком снаряжении может погрузиться в воду на глубину примерно до 80 метров. При необходимости более глубокого погружения применяют специальные скафандры, а также используют батискафы. Они защищают человека от громадного давления, действующего на тело, погруженного на глубину.
Давление на глубине вычисляется по формуле: P= p∙h∙g
Исследование №1
Цель эксперимента: убедиться что давление на снег на лыжах меньше, чем без них.
Процесс исследования
Для того, чтобы рассчитать давление человека, которое он оказывает,
стоя на лыжах воспользуемся формулой: P = Fт
S
Моя масса равна 60 килограммов. Зная, что сила тяжести рассчитывается по формуле: Fт = m*g, мы получаем, что сила тяжести равна 600 ньютонам.
Размеры лыжи a=1,6м, b=0,04 м, то S1=1,6*0,04=0,064(м ²) (Это площадь одной лыжи, а у нас их две). В результате конечная расчетная формула будет иметь следующий вид: P= m*g
2*S
2*S
P1= 600 =4688Па
2*0,064
Теперь рассчитаем давление, которое я оказываю, стоя на полу. Вычислим размеры подошвы обуви a=26см, b=7,5 см, получаем S2=0,26м * 0,075м= =0,0195м² (это площадь одной подошвы, у нас их две). В результате конечная расчетная формула будет иметь следующий вид:
P2= 600 = 15385Па
2*0,0195
S2 в 3,3 раза. Вывод: Во сколько раз увеличиваем площадь опоры, во столько же раз уменьшается давление, которое мы создаем на опору." width="640"
В результате полученных вычислений выяснили – давление на лыжах равно 4688, а давление без лыж на опору 15385 Па.
Р1
В результате полученных вычислений площадь лыж равна 0,128м², а площадь подошвы равна 0,039 м².
S1S2 в 3,3 раза.
Вывод:
Во сколько раз увеличиваем площадь опоры, во столько же раз уменьшается давление, которое мы создаем на опору.
Исследование №2
Цель эксперимента: рассчитать как меняется давление сумки на плечи
Процесс исследования
Нам необходимо это сделать для того, чтобы выяснить, какую сумку лучше покупать, чтобы шея и плечи не болели при ходьбе? В каком из случаев будет оказываться меньшее давление?
Измерим площадь лямок сумки с толстыми лямками и с тонкими. Размеры лямок первой сумки 10см * 5 см. Размеры лямок 2 сумки 1 см * 10 см. Для расчетов воспользуемся следующей формулой:
P= mg
S
Найдём площади лямок:
S1=0,005 м² S2=0,001 м²
Взвесим сумки с одинаковым весом, допустим m=10 кг
Выполним необходимые расчёты.
P1 = 10*10 =20 кПа P2= 10*10 = 100 кПа
0,005 0,001
S2 (0,001м²) Нужно покупать сумки с более широкими лямками во избежание боли в шеи и плечах." width="640"
Вывод:
Рассмотрев зависимость давления от площади опоры, приходим к выводу: во сколько раз увеличиваем площадь опоры, во столько же раз уменьшается давление, которое мы создаем на опору.
P1 (20 кПа)
S1 (0,005м²) S2 (0,001м²)
Нужно покупать сумки с более широкими лямками во избежание боли в шеи и плечах.
Исследование №3
Цель эксперимента: рассчитать давление жидкости в сосудах разной формы
Процесс исследования
В жизни мы встречаемся с сосудами различной формы: банки разных размеров, бутылки, кастрюли, кружки. Рассчитаем, какое давление на дно сосудов разной формы оказывает столб воды.
Нальём в пятилитровую и полуторалитровую бутылку полтора литра воды и рассчитаем давление жидкости на дно сосудов. Высота столба жидкости в банках различная. В пятилитровой бутылке равна 9 см, а полуторалитровой 27 см.
Расчетная формула для нахождения давления в жидкости:
Р = ρ*g*h ρ = 1000 кг/м3 (плотность воды)
h1=0,09 м h2=0,27 м
Давление на дно пятилитровой бутылки: Р1=900Па
Давление на дно полуторалитровой бутылки: Р2=2700Па
h1 (0,09 м)
P1 (900 Па)
Вывод:
В результате эксперимента мы выяснили, что одинаковое количество воды оказывает различное давление на дно сосудов и напрямую зависит только от высоты столба жидкости.
Давление в природе и технике
Атмосферное давление в живой природе
Д ревесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создаётся разряжение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.
Слон использует атмосферное давление всякий раз, когда хочет пить. Шея у него короткая, и он не может нагнуть голову в воду, а опускает только хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой, тогда слон изгибает его и выливает воду в рот.
Засасывающее действие болота объясняется тем, что при поднятии ноги под ней образуется разряжённое пространство. Перевес атмосферного давления в этом случае может достигать 1000Н на площадь ноги взрослого человека. Однако копыта парнокопытных животных при вытаскивании из трясины пропускают воздух через свой разрез в образовавшееся разряжённое пространство. Давление сверху и снизу копыта выравнивается, и нога вынимается без особого труда.
Использование давления в жизни
Втыкая иглу или булавку в ткань, мы создаём давление около 100МПа.
Искусственное понижение или повышение атмосферного давления в специальных помещениях – барокамерах – используют в лечебных целях. Одним из методов баротерапии (греч. «терапия» - лечение) является постановка стеклянных медицинских банок в домашних условиях.
Интересные факты
Почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, тоже деревянном, нисколько не жестко?
Нетрудно догадаться. Сиденье простого табурета плоско; наше тело соприкасается с ним лишь по небольшой поверхности, на которой и сосредоточивается вся тяжесть туловища. У стула же сиденье вогнутое; оно соприкасается с телом по большой поверхности; по этой поверхности и распределяется вес туловища: на единицу поверхности приходится меньший груз, меньшее давление.
Как мы пьём?
Неужели и над этим можно задуматься? Конечно. Мы приставляем стакан или ложку с жидкостью ко рту и «втягиваем» в себя их содержимое. Вот это-то простое «втягивание» жидкости, к которому мы так привыкли, и надо объяснить. Почему, в самом деле, жидкость устремляется к нам в рот? Что её увлекает? Причина такова: при питье мы расширяем грудную клетку и тем разрежаем воздух во рту; под давлением наружного воздуха жидкость устремляется в то пространство, где давление меньше, и таким образом проникает в наш рот.
Итак, строго говоря, мы пьём не только ртом, но и лёгкими; ведь расширение лёгких – причина того, что жидкость устремляется в наш рот.
Выводы:
В ходе выполненной работы я узнал понятие «Давления» с физической точки зрения. Рассмотрел его применение в различных жизненных ситуациях, в природе и технике. Узнал значимость этого понятия для животного мира, рассмотрел случаи практического применения давления в жизни человека и живой природы. Рассчитал:
давление человека в различных ситуациях; давление жидкости на дно сосудов; давление твёрдого тела на опору;
давление человека в различных ситуациях; давление жидкости на дно сосудов; давление твёрдого тела на опору;
давление человека в различных ситуациях;
давление жидкости на дно сосудов;
давление твёрдого тела на опору;
В результате исследований были получены следующие выводы:
В результате исследований были получены следующие выводы:
В результате исследований были получены следующие выводы:
В твёрдых телах давление можно уменьшить, увеличив площадь опоры.
В жидкостях и газах давление напрямую зависит от высоты столба жидкости или газа .
Список литературы:
1. Перышкин А.В. Физика. – М.: Дрофа, 2010
2. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике – Ярославль, Академия развития, 2011
3. Кириллова И.Г. Книга для чтения по физике – М.: Просвещение, 2009
4. Береговая Г.Т. космос – землянам. – М.: Мол.гвардия, 2013. – 191с., ил. – (Эврика).
5. Ланина И.Я. не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 2011. – 223с.: ил.
6. Колтун М.М. Мир физики: (для ст. шк. возраста); ил – М.: Просвещение, 2008.-176с:ил.