1. Целеполагание и мотивация.
Учитель: Давайте вспомним фрагмент мультфильма «Приключение капитана Врунгеля», в котором команда яхты «Беда» лечила кита.
- Что произошло с китом?
- Кит заболел?
- А как команда яхты «Беда» лечила кита?
- Ставила банки, горчичники, давала лекарства.
- Сегодня на уроке мы выясним на каком физическом явлении основывается постановка медицинских банок. Объясняя этот процесс, мы приоткроем тайну удивительного и важного физического явления которое является темой нашего урока.
Тема урока: Атмосфера Земли. Атмосферное давление (ученики записывают тему в тетрадь). (Слайд 1)
Цель урока: Обобщить и расширить знания, полученные на уроках географии о строении атмосферы, сформировать представление об атмосферном давлении, роли атмосферного давления в жизни человека и животных.
Учитель: Ребята давайте оценим, с каким багажом знаний вы пришли на урок. Выберите тот багаж, который соответствует вашим знаниям по данной теме. (Слайд 2)
2. Повторение изученного материала.
1) Для начала давайте вспомним, что такое атмосфера (газовая оболочка Земли) и каково же строение атмосферы?
По своему строению атмосфера напоминает многоэтажный дом, в котором пять этажей. (Слайд 3)
Учитель: Помните ли вы, как называется каждый этаж? Давайте вспомним вместе?
Первый этаж – это ТРОПОСФЕРА. Тропосфера простирается до 16 км. В ней образуются облака, дождь, снег, град, ветер. Ее называют фабрикой погоды.
Второй этаж – СТРАТОСФЕРА (до 50 км). Здесь царство стужи до – 400С. В стратосфере образуются перламутровые облака.
Третий этаж – МЕЗОСФЕРА (до 80 км). В этом слое находится озон который защищает все живое на Земле от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей Солнца., образуются серебристые облака.
Четвертый этаж – ТЕРМОСФЕРА (до 150 км). Здесь невиданная жара: 1000-2000 0С. Здесь начинается полярное сияние.
Пятый этаж – ЭКЗОСФЕРА (от 150 км и выше). Это внешняя оболочка атмосферы, ее называют слоем рассеяния.
Вывод: Атмосфера простирается на тысячу и более километров в высоту. Резкой границы не имеет, с высотой плотность воздуха уменьшается.
3. Изложение нового материала.
Учитель: Мы с вами вспомнили, что такое атмосфера, а теперь мы выясним с вами, что такое атмосферное давление.
Атмосфера удерживается около Земли силой тяготения и оказывает «давление» на все тела, которые на ней находятся.
Учитель: Как вы думаете, что произошло бы с атмосферой Земли, если бы не было силы земного притяжения?
- Она бы улетела.
Учитель: А сейчас выясним, имеет ли воздух массу? (учебник стр. 97, § 40, рис. 115)
Вывод: имеет.
Учитель: верхние слои атмосферы давят на нижние, и это приводит к возникновению давления, которое назвали атмосферным. Определение: атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой Земли на все находящиеся на ней предметы.
Учитель: давайте на опытах проследим действие атмосферного давления.
- Вантуз.
- Вода в перевернутом стакане.
- Яйцо в бутылке.
Значение атмосферного давления в жизни человека и животных:
Учитель: Как вы думаете, что общего между лягушкой и комнатной мухой? (Слайд 4)
- У них есть крошечные присоски, благодаря которым они могут держаться на оконном стекле. В присосках создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.
Если остается время
Учитель: Вы когда-нибудь задумывались над тем, как мы дышим?
(Слайд 5)