kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеурочная деятельность "РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"»


  1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной обще - развивающей программы.


Введение.

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), положениями Трудового кодекса РФ.


    1. Пояснительная записка.


Направленностьестественно - научная, ориентированная на решение разных типов задач, постановку эксперимента,  работу с дополнительными источниками информации, в том числе электронными. Он способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности.

Педагогическая целесообразность: Занятия кружка способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.

Актуальность программы: Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.

Отличительной особенностью программы является использование информационных технологий, стимулирующих познавательную и образовательную деятельность, активность, инициативность.

Состав групп постоянный. Занятия проводятся в групповой форме. Форма обучения – очная. Формы организации деятельности: групповая; индивидуально-групповая, при которой некоторые члены объединения непосредственно на групповых занятиях реализуют индивидуальные образовательные маршруты. Существенная часть работы выполняется учащимися в составе малых групп.

При включении обучающихся во все формы работы педагог должен ориентировать школьников не на скорость выполнения работы, а на качество ее выполнения. Индивидуальный темп работы не следует обсуждать и оценивать.

Основными видами работы с обучающимися являются:

- лабораторные работы, наблюдения и исследования;

- подготовка отчетов по результатам лабораторных работ, наблюдений и исследований,  выполняемых  в школе и дома;

- работа с литературой.

Возможна реализация программы с применением дистанционных технологий:

Онлайн - обучение (синхронные сетевые технологии) и Офлайн - обучение.

Онлайн - обучение:

  • Видеоконференция на платформе ZOOM;

  • Чат (онлайн - консультация);

  • Видео-консультирование.


Офлайн - обучение:

  • Мессенджер WhatsApp;

  • Электронная почта;

  • Ссылки на электронные источники и видеоматериалы по теме занятия;

  • Мастер-классы, презентации.

  • Видео-уроки.


Основной вид деятельности – самообучение при помощи родителей, организуемое посредством взаимодействия, обучающегося с образовательными ресурсами, при этом контакты с другими участниками образовательного процесса минимизированы.


Адресат программы. Данная программа предназначена для детей 14 - 15 лет, для успешной реализации программы создаются учебные группы по 10-15 человек. Занятия делятся на теоретическую и практическую части. В начале года и во втором полугодии с учащимися проводится вводный и повторный инструктаж по правилам поведения в кабинете физики. Так проводятся текущие инструктажи при проведении экспериментов.

Занятия будут проходить в форме бесед, наблюдений за происходящими  явлениями, постановки эксперимента, решения экспериментальных задач,  конструирования приборов, демонстрационных опытов, презентаций, будет включать в себе проектную деятельность.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих принципах:

- занимательность;

- научность;

- сознательность и активность;

- наглядность;

- доступность;

- связь теории с практикой;

- индивидуальный подход к учащимся;

- преемственность.

Уровень программы – ознакомительный.

Объем программы – 34 часа.

Продолжительность обучения – 9 месяцев, с сентября по май.

Форма обучения – очная, очно-заочная, очно-дистанционная, заочная («допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» ФЗ № 273, г.2, ст.17, п.4).

Режим занятий:

Занятия проводятся – 1 раз в неделю по 1 часу.

Длительность занятия – 45 минут.

Общее количество часов в год – 34 часа.

В дистанционном режиме: 1 раз в неделю 30 минут.



    1. Цели и задачи программы.


Цель программы: создать условия для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и потребностями; развить устойчивый интерес к физике и решению физических задач; формировать представления о приемах и методах решения физи­ческих задач повышенной сложности; обеспечить дополнительную поддержку учащихся для сдачи ОГЭ по физике.


Задачи:


Обучающие:

- знакомство с минимальными сведениями о понятии «задача», с представлением о значении задач в жизни, науке, технике, с различными сторонами работы с задачами;

- знакомство учащихся с расчетными математическими методами, развитие навыка конкретного расчета;

- формировать умения комплексного применения знаний;

- овладение методами решения задач повышенной сложности по разделам «Механика», «Тепловые явления», «Электрические явления».

Воспитательные:

- воспитание убежденности в возможности познания законов природы;

- формирование коммуникативных умений: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве;

- воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

Развивающие:

- развивать познавательную активность и учебную самостоятельность;

- совершенствовать практические умения и навыки;

- развитие творческих способностей;

- формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы.


Программа «Решение олимпиадных задач по физике» является ознакомительной и дает возможность продолжить обучение по программе «Решение олимпиадных задач по физике»» базового уровня.



1.3. Содержание программы.


Наименование разделов

Всего часов

Количество часов

учебных занятий

Форма аттестации/ контроля

теория

практика

1.

Физическая задача. Классификация задач.

3

2

1

беседа учителя,

зна­комство с различными задачниками

2.

Стандартные ситуации физики и процесс переработки информации

2

1

1

Практикум по решению задач

3.

Поиск решений задач по физике

4

2

2

Беседа, практикум, зна­комство с различными задачниками, выступление учеников

4.

Механические явления. Задачи по кинематике

6

2

4

Практикум по решению задач

индивидуальная и коллективная работа

5.

Тепловые явления. Задачи на энергообмен

6

1

5

Практикум по решению задач

коллективная постановка экспериментальных за­дач

индивидуальная и коллективная работа по составле­нию задач

6.

Электрические явления и постоянный электрический ток.

6

2

4

Практикум по решению задач

коллективная постановка экспериментальных за­дач

индивидуальная и коллективная работа по составле­нию задач

конкурс на составление лучшей задачи

7.

Задачи с использованием компьютерного моделирования

4

-

4

Работа с компьютерными моделями

Дистанционная интернет-олимпиада по физике

8.

Итоговая работа

2

-

2

Проверка сформированности умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск решения задач по физике

9.

Защита Портфолио

1

-

1

Выставка грамот, защита самой интересной и красивой задачи


ИТОГО:

34

10

24



Содержание учебно-тематического плана:


1. Введение. Что важнее «Как?» или «Почему?» Физическая задача. Классификация задач. (3ч)

Теория (2ч) Умение считать. Оценки по порядку величины. Состав физической задачи. Значение задач в обучении и жизни. Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения.

Практика (1ч) Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач.

2. Стандартные ситуации физики и процесс переработки информации (2 ч) Теория (1ч) Понятие стандартной ситуации. Дерево признаков. «Узелки на память» и их виды. Представление о физической величине, законе, явлении. Наглядный образ, модель.

Практика (1ч) Стандартные ситуации кинематики, гидродинамики, статики и гидростатики.

3. Поиск решений задач по физике (4ч)

Теория (2ч) Стратегия поиска решений задач по физике. Деление задачи на подзадачи. Замена исходной задачи эквивалентной, переформулирование и перемоделирование.

План решения задачи. Использование вычислительной техники для расчетов.

Практика (2ч) Типичные ошибки при решении и оформлении решения физической задачи. Различные приемы и способы решения.

4. Механические явления (6ч)

Теория (2ч) Относительность механического движения. Принцип независимости движений.

Практика (4ч) Знакомство с примерами решения олимпиадных задач на расчет движения. Графические задачи. Движение тел под действием сил: тяжести, упругости, трения.

5. Тепловые явления. Задачи на энергообмен (6ч)

Теория (1ч) Уравнение теплового баланса. Классификация задач на энергообмен.

Практика (5ч) Задачи на обмен энергии одного вида. Задачи на обмен энергии разного вида, т.е. задачи на превращение энергии одного вида в энергию другого вида. Анализ условия задач. Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, качественных задач. Знакомство с примерами решения олимпиадных задач на тепловые явления.

6. Задачи на электрические явления и постоянный электрический ток (6ч)

Теория (2ч) Характеристика решения задач: общее и разное. Приемы и примеры решения.

Практика (4ч) Решение качественных экспериментальных задач с использованием электрометра. Задачи на расчет электрического сопротивления проводников. Задачи разных видов на описание электрических цепей постоянного тока с помощью закона Ома для замкнутой цепи. Расчет задач на смешанное соединение проводников. Расчет электрических цепей. Постановка и решение фронтальных экспериментальных задач на определение показаний приборов при изменении сопротивления тех или иных участков цепи, на определение сопротивлений участков цепи и т.д. Экспериментальные олимпиадные задачи на «черный ящик».

7. Задачи с использованием компьютерного моделирования (4ч)

Практика (4ч) Компьютерные модели. Способы определения значения величин. Тестирование. Практикумы.

8. Итоговая работа (2ч)

Практика (2ч) Проверка сформированности умственных операций, управляющих, контролирующих и исполняющих поиск решения задач


В качестве диагностических материалов используются проверочные тесты по каждой теме и тренировочные работы по школьному курсу физики в целом.


1.4. Планируемые результаты.

Обучающие:

- самореализация учащихся в овладении методами решения задач повышенной сложности по разделам «Механика», «Тепловые явления», «Электрические явления»;

- наличие познавательного интереса к изучению физики как науки;

- наличие умений комплексного применения знаний;

- наличие знаний у учащихся в углубленном изучении предмета.

Воспитательные:

- развита убежденность в возможности познания законов природы;

- развито уважение к творцам науки и техники.

- сформированы коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, работать в сотрудничестве

Развивающие:

- развита познавательная активность и учебная самостоятельность;

- развиты практические умения и навыки;

- развиты творческие способности;

- сформированы у учащихся активность и самостоятельность, инициатива.



2. Комплекс организационно-педагогических условий.


2.1. Условия реализации программы.

Педагог, реализующий данную программу, должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика».

Основное оборудование:

  • 1 тетрадь в клетку

  • Простой карандаш

  • Ручка

  • Линейка

  • Калькулятор непрограммируемый

  • Наглядный материал (плакаты, карточки и т.д.)


Для реализации данной программы в режиме дистанционного обучения необходим: компьютер или сотовый телефон с подключением к сети интернет и соответствующее программное обеспечение для реализации телекоммуникационной связи педагога с обучающимися.


2.2. Форма аттестации.

Способом контроля над успешностью реализации программы является проведение итоговой аттестации в виде контрольного урока, согласно пройденным темам. В результате учащиеся получают оценку: -, +, ++, +++.


Оценка «+++» выставляется при исчерпывающем выполнении поставленной задачи, за безупречное исполнение задания, в том случае, если задание исполнено ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме, выявлено свободное владение материалом, объем знаний соответствует программным требованиям.


Оценка «++» выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение задания, в том случае, когда учащимся демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение, однако допущены неточности. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность выполненного задания. Учащийся в целом показал понимание материала.


Оценка «+» выставляется при демонстрировании достаточного минимума в исполнении поставленной задачи, когда учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение элементов задания. Требования выполнены с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение, учащийся показывает недостаточное владение материалом.


Оценка «-» выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи, выставляется за грубые ошибки и плохое владение материалом.


2.3. Оценочные материалы.


- тестирование, наблюдение, выполнение задания.


2.4. Методические материалы.

Изложение теоретических вопросов должно проводится с максимальным использованием средств наглядности (демонстрационный эксперимент, таблицы, учебные видеофильмы). Рассказ учителя сопровождается цветными иллюстрациями, плакатами. Большинство тем дополняется показом презентаций и видеофильмов.

Для проверки знаний и закрепления пройденного материала проводятся практические занятия с использованием различного дидактического материала.


3.Список литературы.


Нормативные документы:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  1. Рыбалёва И.А. «Проектирование и экспертирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: требования и возможность вариативности» - учебно-методическое пособие; Краснодар: Просвещение-Юг, 2019. – 138 с.

  2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

  3. Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий от 20 марта 2020 г. Министерство просвещения РФ.



Интернет ресурсы:

1.Мессенджер WhatsApp.

2.Платформа ZOOM.

Литература для учителя


  1. Абросимов Б.Ф. Истоки успешного поиска решений задач физики // Физическое образование в вузах, 2004, Т. 10, № 4, с. 17-30.

  2. Абросимов Б.Ф. Мысленные эксперименты как метод по­иска решений задач физики. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997. - с. 86-87.

  3. Абросимов Б.Ф. Типичные ключевые ошибки при реше­нии задач физики // Современные технологии обучения в про­фессиональной подготовке студентов технического вуза: Тезисы докладов межвузовской научно-методической конференции. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 1997..

  4. Абросимов Б.Ф. Физика. Способы и методы поиска решения задач: учебно-методическое пособие/ Б.Ф.Абросимов. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 287.

  5. Вайзер ГА. О методах мыслительной деятельности уча­щихся при решении физических задач // Вопросы алгоритмизации и программированного обучения; Вып. 2 / Под ред. Л.Н. Ланда - М.: Педагогика, 1973. - с. 201-220.

  6. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1976.

  7. Ефименко В.Ф. Методологические вопросы школьного курса физики. - М.: Педагогика, 1976.- 224 с.

  8. Извозчиков В.А., Слуцкий А.М. Решение задач по физике на компьютере: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.

  9. Князев А.А.Материалы курса «Олимпиадный материал в повседневной работе преподавателя физики»: лекции 1-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.

  10. Подольный Р.С.Нечто по имени ничто. - М.:Знание, 1983.- 192 с.

  11. Савченко Н.Е. Задачи по физике с анализом их реше­ния. - М.: Просвещение, 1996.

  12. Фиргтг Е.В. Руководство к решению задач по курсу об­щей физики. - М.: Высшая школа, 1978.

  13. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М.: Педагогика, 1977.

  14. Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать зада­чи. - М.: Просвещение, 1989.

  15. Фронтальные лабораторные работы по физике в 7-11 классах общеобразовательных учреждениях: Кн. для учителя / В.А. Буров, Ю.И. Дик, Б.С. Зворыкин и др.; под ред. В.А. Бурова, Г.Г. Никифорова. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. – 368 с.

  16. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987. - 161с.

  17. Шоломий К.М. Алгоритмизация процесса выбора формул при решении физических задач // Проблемы программированно­го обучения по физике и математике. - Владимир: Гос. пединсти­тут. П.И. Лебедева - Полянского, 1973. - С. 44-50.

  18. Журналы «Физика в школе», «Наука и жизнь», «Потенциал», Газета «Приложение к Первому сентября. Физика»



Литература для учащихся
  1. Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике: Пособие для учащихся. — Изд. 5-е, перераб. - М.: Просвеще­ние, 1981.- 206с.

  2. Физика. Всероссийские олимпиады. – С.М. Козел, В.П. Слободянина. – М.: Прсвещение, 2008-2010. (Серия «Пять колец»)

  3. Сборник решения задач с решениями и ответами. Часть II.Молекулярная физика и термодинамика: для учащихся 9-11 классов, абитуриентов и студентов младших курсов/ под ред А.Н. Долгова. – М.: МИФИ, 2001. – 108с.

  4. КовтуновичМ.Г.Домашний эксперимент по физике . Дидактический материал для 8 кл

  5. Гомоюнов К.К., Кесамаллы М.Ф., Кесамаллы Ф.П. и др. Толковый словарь школьника по физике: Учеб. пособие для средней школы / под общей ред. К.К. Гомоюнова.- серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб.: изд-во «Специальная литература», изд-во «Лань», 1999. – 384 с.

  6. Физика/ Джонни Т. Денис; пер. с английского А. Расторгуева.- М.: АСТ: Астрель, 2007. (Увлекательное введение в физику старшеклассников и первокурсников колледжей. Исчерпывающие объяснения сложных идей. Простые решения проблем, требующих математического описания)

  7. Сборник задач по физике: 7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 8 класс», «Физика, 9класс»/ А.В. Перышкин.- М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  8. Степанова Г.Н.Сборники задач по физике 7-9 кл. –М.: Вента-Граф, 2002.

  9. Физика. Задачник 9-11 классы. /О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов, А.Р.Зильберман. - М.: Дрофа, 2003.

  10. Журналы «Наука и жизнь», «Потенциал», «Квант».

  11. Сборники олимпиадных задач.



Литература родителей:

1. Физика. Всероссийские олимпиады. – С.М. Козел, В.П. Слободянина. – М.: Прсвещение, 2008-2010. (Серия «Пять колец»)

2. Журналы «Физика в школе», «Наука и жизнь», «Потенциал», Газета «Приложение к Первому сентября. Физика»

3. Сборник решения задач с решениями и ответами. Часть II.Молекулярная физика и термодинамика: для учащихся 9-11 классов, абитуриентов и студентов младших курсов/ под ред А.Н. Долгова. – М.: МИФИ, 2001. – 108с.

4. Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11 кл. Практикум; Открытая физика 1.1 (Долгопрудный, ФИЗИКОН).



Интернет-ресурсы.

  1. Видеозадачник по физике. Ч. 1, 2. – Электрон. Дан. – Казань: AsimetrixCorporation. Системные требования: ОС Windows – 95/98/2000/XP/NT процессор Pentium-400 или равной производительности; ОЗУ 32 мегабайт; 8× скоростной привод CD-ROM; звуковая карта.

  2. Видеозадачник по физике. Ч. 3. – Казань: AsimetrixCorporation. Системные требования: ОС Windows – 95/98/2000/XP/NT процессор Pentium-400 или равной производительности; ОЗУ 32 мегабайт; 8× скоростной привод CD-ROM; звуковая карта.

  3. Экспериментальные задачи лабораторного физического практикума. – Казань: AsimetrixCorporation. Системные требования: ОС Windows – 95/98/2000/XP/NT процессор Pentium-400 или равной производительности; ОЗУ 32 мегабайт; 8× скоростной привод CD-ROM; звуковая карта.



13




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеурочная деятельность "РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ"

Автор: Малюк Татьяна Анатольевна

Дата: 07.05.2024

Номер свидетельства: 650128

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный математик" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-iunyi-matiematik"
    ["file_id"] => string(6) "116985"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412677618"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеурочная деятельность. Программа кружка "Весёлая математика" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-proghramma-kruzhka-viesiolaia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "173198"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423936079"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства