Просмотр содержимого документа
«Развития критического мышления обучающихся на уроках физики»
Развития критического мышления обучающихся
на уроках физики
Анализ практик использования развития критического мышления обучающихся на уроках физики показывает, что возможно активизировать мыслительную деятельность, что проявляется в умении:
самостоятельно формулировать и задавать вопросы;
выделять главное;
делать сравнение;
устанавливать причинно-следственные связи;
делать умозаключения;
видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
иметь собственное отношение к изучаемому материалу.
В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно- ориентированном обучении.
Технология критического мышления предполагает равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. В научных работах выделяются признаки критического и обыденного мышления человека (см. таблицу).
Таблица
Признаки критического и обыденного мышления
Критическое мышление
Обыденное мышление
Оценивающие суждения
Гадательные предположения
Взвешенное суждение
Личное предпочтение
Классификация
Группирование
Допущение
Верование
Формулирование выводов на основе логических умозаключений
Формулирование выводов с опорой на «очевидность» и «здравый смысл»
Понимание принципов
Случайные ассоциации
Построение гипотезы
Предположение (без достаточных оснований)
Предложение мнений с аргументами
Предложение мнений без аргументов
Формирование суждений на основе критериев
Формирование суждений на основе опыта и примеров
Методы преподавания физики способствуют формированию критического мышления обучающихся. Критическое мышление вырабатывается в социальной практике путём действий в реальной обстановке или в моделируемых ситуациях.
Таким образом, развитие критического мышления обучающихся успешно осуществляется на уроках физики в том случае, если преподаватель применяет технологии развития критического мышления, в частности, работу с вопросами: самостоятельно сформулируй, понятно выскажи, аргументировано докажи.
Как известно традиционное преподавание физики зачастую строится на ответах обучающихся, использующих больше свою память, чем своё мышление. В то время как практики использования технологий ориентируют на формулирование вопросов, как основную движущую силу развития критического мышления обучающихся. Мысль развивается при условии, если ответы стимулируют возникновение новых вопросов как показателя развивающегося критического мышления обучающихся.