Цель урока: 1.Ознакомить учащихся с характерными признаками прямолинейного движения. Применение знаний при решении задач повышенной сложности.
2. Развивать логику и память.
3. Воспитывать целеустремленность.
Тип урока: комбинированный
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Повторение.
1. Скорость прямолинейного равномерного движения
Простейший вид механического движения - равномерное прямолинейное движение. С этим видом движения учащиеся уже знакомы из курса физики и математики предыдущих классов.
Ø Прямолинейное равномерное движение - это такое движение, когда материальная точка за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.
Одной из основных кинематических характеристик движения является скорость:
Перемещение в случае прямолинейного равномерного движения
Единица скорости в СИ - 1 м/с.
Ø 1 м/с равна скорости такого прямолинейного равномерного движения, при котором материальная точка за 1 с перемещается на расстояние 1 м.
3. Уравнение для координаты в случае прямолинейного равномерного движения
Основная задача механики заключается в умении определять положение (координату) тела, что движется, в любой момент времени.
Воспользуемся уравнением для координаты тела, движущегося: x = x0 + sx. Поскольку для прямолинейного равномерного движения sx = xt, то в этом случае уравнение для координаты будет иметь вид:
С помощью этой формулы, зная начальное положение тела (х0), скорость и направление движения тела (проекцию скорости x), можно определить положение тела в любой момент времени, т.е. решить основную задачу механики.
Если начальная координата тела равна нулю (х0 = 0), то уравнение для координаты имеет следующий вид:
Вопрос к ученикам во время изложения нового материала
1. Приведите примеры прямолинейного равномерного движения.
2. Показывает скорость тела в случае прямолинейного равномерного движения?
3. Можно ли утверждать, что тело движется прямолинейно равномерно, если оно:
а) каждую секунду проходит путь, равный 1 м;
б) движется вдоль прямой в одном направлении и за каждую секунду проходит путь 2 м?
4. Какая скорость больше: 1 м/с или 3 км/ч.?
3.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1). Тренируемся решать задачи
1. Какие формулы вообще не могут описывать реальное движение?
а) s = 5 - 2t;
б) = 5 - 2t;
в) х = 5 - 2t;
г) l = 5 - 2t.
Задача 1
Половину пути велосипедист проехал со скоростью 15 км/ч. Далее половину оставшегося времени движения он ехал со скоростью 6 км/ч, а затем до конца пути шел пешком со скоростью 4 км/ч. Определить среднюю скорость велосипедиста на всем пути в км/ч.
Дано: ; ; ; ; ;
Найти:
Решение
Средняя скорость равна отношению общего пути к сумме промежутков времени:
Так как по условию , то:
Время на первом участке равно:
Из условия известно, что:
Так как , ,
то:
Следовательно, время на втором участке равно:
Подставим в формулу средней скорости выражение для времени на втором участке:
В преобразованное выражение для средней скорости подставляем значение времени на первом участке:
Подставляем в данное выражение данные из условия:
Ответ: .
5.Итог урока
Домашнее задание
Задача: Эскалатор метро поднимает неподвижно стоящего на нем пассажира в течение 60 с. По неподвижному эскалатору пассажир поднимается в три раза дольше. Сколько времени будет подниматься пассажир по движущемуся эскалатору?
Утверждаю: Класс : 10 «Б»
Дата:___________ Урок №12
Тема: Движение тела под действием силы трения.
Цель урока: 1.Организовать деятельность учащихся по актуализации и расширению знаний.
2.Организовать деятельность учащихся по первичному закреплению полученных знаний.
3.Содействовать развитию у учащихся общеучебных умений и навыков.
ХОД УРОКА
Человек знает физику, если он умеет решать задачи. Э.Ферми
1. Орг.момент
2. Фронтальная работа с классом«Силы в природе» (5 мин.)
Что такое сила тяжести? Направление? Формула расчета сила тяжести.
Что такое сила упругости? Направление? Формула расчета силы упругости.
Что такое сила трения? Направление? Формула расчета силы трения.
Какое движение называется равномерным? Чему равно ускорение?
Какое движение называется равноускоренным? Направление ускорения?
Какое движение называется равнозамедленным? Направление ускорения?
Формулировка второго закона Ньютона.
Запись второго закона Ньютона в векторном виде.
3. Объяснение нового материала, основанное на дидактическом материале в презентации «Методика решения задач по динамике» (13 мин.) (Приложение 1)
– Прямолинейное движение тела (слайд 6) – Равномерное, равноускоренное движение (слайд 7) – Равнозамедленное движение под действием силы, направленной под углом к горизонту (слайд 8) – Тело прижато к опоре (слайд 9)
Обрабатываются навыки изображения сил, ускорения, запись второго закона Ньютона в векторном виде, навыки нахождения проекции сил, запись основного управления динамики в векторном виде и для проекции на оси координат. Далее учитель знакомит ребят с алгоритмом решения задач на второй закон Ньютона.
Ученики должны записать алгоритм в рабочую тетрадь в кратком виде:
Алгоритм решения задач по динамике
Краткая запись условия; СИ.
Чертеж. Направление сил, ускорения.
Выбрать СК.
Запись второго закона Ньютона в векторном виде.
Запись второго закона Ньютона в проекциях на оси X и Y.
Решить систему уравнений.
Проверить числовой ответ на соответствие к задаче и записать его.
5. Закрепление (13 мин.)
Решение задачи №250 по сборнику задач (Автор А.П. Рымкевич) (слайд 10). Запись решения учащиеся переписывают в рабочую тетрадь. Если класс быстро усваивает алгоритм решения задач, учитель предлагает решить самостоятельно задачу №263. Первое правильное решение оценивается на «Отлично» и открывается решение задачи на слайде 11.
Движение тела по наклонной плоскости (слайд 12)
Напоминание о тригонометрических величинах. Запись на доске формул тригонометрических функций:
равноускоренное, равнозамедленное движение (слайд 13)
равномерное движение, соскальзывание (слайд 14).
Рассматривается решение задачи №288 (первой части по алгоритму) Ученики переписывают решение в общем виде, без подстановки данных известных величин. Устно, без записи в тетрадь рассматривается решение 2-й части задачи по алгоритму в общем виде. Если класс хорошо подготовлен, то можно решение 2-й части задачи №288 дать на самостоятельную работу. Оценить первое правильное решение на «отлично» и открыть слайд с решением задачи или сканировать решение и вывести на экран.
6. Заключение (3 мин.)
– Повторить фронтально с учащимися пункты алгоритма решения задач. – Повторить общность логики рассуждений при решении задач, вычленить шаги из которых складывается метод решения.
7. Задание на дом (1 мин.)
Знание алгоритма!
«удовлетворительно» – №250;
«хорошо» – №263, №288;
«отлично» – №283, №274.
Утверждаю: Класс : 10 «Б»
Дата:___________ Урок №13
Тема: Движение тела под действием нескольких сил.
Цели урока:
Совершенствовать умения решать задачи на применение законов Ньютона при движении тела под действием нескольких сил с использованием алгоритма. Показать общий подход к решению задач с разными видами движения.
Развивать умение запоминать, сохранять и воспроизводить информацию; умение строить ответ в научном стиле с использованием физических терминов.
Развивать интерес к предмету путем применения рациональных способов решения задач; умения работать в заданном темпе и оценивать свою деятельность.
Ход урока:
1.Орг.момент.
- Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности.
Повторение базовых знаний и умений
Рассматривается задача первого типа: Движение по горизонтальнойповерхности.
Учитель зачитывает условие задачи, молча, решает её полностью у доски. Дети молча выполняют задание учителя.
№271 – Рымкевич
Выполняется задание по алгоритму. Повторяются этапы алгоритма.
1 часть
Работа в группах (класс делится на команды численностью по четыре человека, в течении 15-20 минут учащиеся решают предложенные задачи. По истечении времени проводится проверка решенных задач. Задачи, которые вызвали затруднение, решаются на доске.)
1. Электровоз железнодорожного состава развивает максимальную силу тяги 600 кН. Какое ускорение он сообщит составу массой 3000 т, если коэффициент сопротивления равен 0,004.
2. Автомобиль, имея скорость 54 км/ч, начинает тормозить. Определите время торможения и тормозной путь, если коэффициент трения равен 0,1.
3. На гладком столе лежат два бруска с массами 400 г и 600 г, связанных нитью. К одному из них приложена горизонтальная сила 2 Н. Определите силу натяжения нити, если сила приложена : а) к первому бруску; б) ко второму бруску.
4. На столе лежит деревянный брусок массой 2 кг, к которому привязана нить, перекинутая через блок. К другому концу нити подвешен груз массой 850 г. Коэффициент трения бруска о стол 0.4. Определите силу упругости нити.
2 часть
Самостоятельная работа
1. Автомобиль массой 10т, трогаясь с места, проходит первые 20 м за 10 с. Найдите силу тяги, если коэффициент сопротивления равен 0,06.
2. Брусок массой 500 г скользит равномерно по деревянной площадке под действием силы тяги, равной 2,5 Н. Чему равен коэффициент трения бруска о дерево?
3.Тело массой 2 кг скользит по горизонтальной поверхности под действием груза массой 0.5 кг, прикрепленного к концу шнура, привязанного к телу и перекинутого через неподвижный блок. Система движется с ускорением 1.5 м/с2. Определите коэффициент трения между телом и поверхностью.
Домашнее задание.
Ребенок массой 20 кг, скатившись с горы на санках, проехал по горизонтальной поверхности до остановки 15 м за 10 с. Чему равен коэффициент трения полозьев санок о снег? Чему равна сила трения при движении санок?
Груз массой 200 г движется по горизонтальному столу под действием силы упругости привязанной к нему нити. Нить перекинута через неподвижный блок. На нити висит груз массой 300 г. Определите силу упругости нити, если коэффициент трения 0.25.
Спасибо за работу!
Утверждаю: Класс : 10 «Б»
Дата:___________ Урок №14
Тема: Закон сохранения импульса.
Цели урока:
образовательные:закрепление понятий “импульс тела”, “импульс силы”; умения применять их к анализу явления взаимодействия тел в простейших случаях; добиться усвоения учащимися формулировки и вывода закона сохранения импульса;
развивающие:формировать умения анализировать, устанавливать связи между элементами содержания ранее изученного материала по основам механики, навыки поисковой познавательной деятельности, способность к самоанализу;
воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся, вызвать желание постоянно пополнять свои знания; поддерживать интерес к предмету.
Ход урока:
1.Орг.момент
- Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности.
2.Повторение базовых знаний и умений
1) Что называется импульсом тела ?
2) Назовите единицы измерения импульса тела в СИ?
4) В чем заключается закон сохранения импульса?
5) При каких условиях выполняется этот закон?
6) Какую систему называют замкнутой?
7) Почему происходит отдача при выстреле из ружья?
Вспомните как читается 2 закон Ньютона?
5. 3.Решение задач(10мин.)
№ 323 (Рымкевич).
Два неупругих тела, массы которых 2 и 6 кг, движутся навстечу друг другу со скоростями 2 м/с каждое. С какой скоростью и в каком направлении будут двигаться эти тела после удара?
Учитель комментирует рисунок к задаче.
4.Физический диктант
Вариант 1
Вариант 2
Задания
Найдите первоначальный импульс тела, если его масса 2кг.
Найдите импульс тела в конце 5 секунды.
Найдите изменение импульса за всё время наблюдения.
Найдите суммарный импульс системы, состоящей из двух шаров.
Каков характер движения тела на участке 0-1 и 1-2?
Ответы
4 кг м/с
12 кг м/с
6 кг м/с
9 кг м/с
6 кг м/с
8 кг м/с
равнозамедленное
равномерное
5.Итоги урока.
- обобщение.
- дом.задание: разбор тестов ЕНТ 2013
Утверждаю: Класс : 10 «Б»
Дата:___________ Урок №15
Тема: Основы динамики.
Расчет величин характеризующих молекулы.
Цели урока:
обучающие
обобщить и углубить знания по теме « Основы МКТ и теории о строении вещества»
привести в систему знания учащихся о МКТ тепловых явлений
углубить навыки решения расчетных задач в рамках учебной темы
развивающие
развитие логического мышления, умение применять полученные знания на практике
воспитывающие
воспитывать аккуратность, трудолюбие, точность и четкость при ответах на вопросы;
воспитание эстетического отношения к природе и окружающему миру
Тип урока: закрепление материала
Ход урока:
1.Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
2. Актуализация знаний.
а)Беседа по вопросам (повторение материала)
Какие физические явления относят к тепловым?
Что называется тепловым движением?
Какие параметры мы называем макроскопическими, а какие микроскопическими?
Перечислите основные положения МКТ
Перечислите доказательства существования молекул
Какие явления доказывают, что молекулы движутся?
Приведите примеры доказывающие, что между молекулами есть силы притяжения и отталкивания
На каких расстояниях действуют силы притяжения, отталкивания между молекулами?
Какие вы знаете агрегатные стояния вещества? Изменяются ли сами частицы вещества?
3. Закрепление материала.
Решить задачи:
Определить массу молекулы аммиака (NH3) mo =2,7*10-26кг
Сколько молекул содержится в кислороде массой 0,16 кг? N = 3*1024
Какой объём занимают 100 моль ртути? V = 1,5*10-3м3 = 1,5 л
Найти число атомов в алюминиевом предмете массой 135 г. N = 3*1024
Подсчитать число молекул, содержащихся 1 кг углекислого газа; найти массу одной молекулы. N = 1,37*1025 mо =7,3*10-26кг
- разбор тестов ЕНТ 2015 год.
V. Домашнее задание:
Чему равна относительная молярная масса воды?
Сколько молекул в двух молях воды?
Чему равно количество вещества в литре воды?
Итог урока
Утверждаю: Класс : 10 «Б»
Дата:___________ Урок №16
Тема: Основное уравнение МКТ идеального газа.
Цели:
Обучающие: познакомить с понятием идеального газа, вывести основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.
Развивающие:
развивать способности анализировать увиденное, логическое мышление и творческое воображение учащихся;
учить устанавливать причинно-следственные связи в изучаемых явлениях, формулировать эмпирические закономерности.
Воспитывающие: воспитывать ответственное отношение к учебе, положительное отношение к предмету физики.
Ход урока:
1.Организационный момент (мотивация учебной деятельности)
2. Актуализация знаний.
Рассмотрим параметры идеального газа. Они делятся на две группы:
Параметры идеального газа
То есть микропараметры описывают состояние отдельно взятой частицы (микротела), а макропараметры – состояние всей порции газа (макротела). Запишем теперь соотношение, связывающее одни параметры с другими, или же основное уравнение МКТ:
Здесь: - средняя скорость движения частиц;
Определение. – концентрация частиц газа – количество частиц, приходящихся на единицу объёма; ; единица измерения – .
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
Вспомнить некоторые формулы из более ранних разделов физики:
3. Закрепление изученного материала. Решение задачи
№1
В ампуле содержится водород (Н2). Определите давление газа, если его концентрация равна 2· 1022 м -3 , а средняя квадратичнаяскорость движения молекул водорода 500 м/с.
№2
Прежде чем начинать записывать какие-либо формулы, нам нужно уяснить два момента, фигурирующие в условии задачи. Первое – это то, что мы считаем воздух, который является смесью газов, неким псевдогазом с собственными молекулами. И второе – это то, что условие здесь нам подаётся в виде словосочетания «нормальные условия». Значения величин, которые будут нужны нам для подсчётов, мы возьмём из табличных данных: давление при нормальных условиях равно атмосферному давлению и обозначается , плотность воздуха при нормальных условиях .
Эту задачу следует решать, используя основное уравнение МКТ:
№3
4. Разбор тестов ЕНТ 2015
5.Итог урока
Утверждаю: Класс : 10 «Б»
Дата:___________ Урок №17
Тема: Температура – мера средней кинетической энергии молекул
Цели:
Закрепить понятие термодинамических параметров, термодинамического процесса, температуры, термометра.
Развивать умение логически излагать свои мысли.
Воспитывать интерес в изучении материала.
Тип урока: Закрепление ЗУН
Ход урока:
Организационный момент: приветствие, проверка наличия учащихся в классе.
Актуализация знаний:
Опрос:
- Какие основные МКТ вы знаете?
- Какое движение – броуновским?
- От каких факторов зависит интенсивность броуновского движения?
- Что вы понимаете под диффузией?
- Что вы знаете о размерах молекул?
- Как можно вычислить диаметр молекулы?
- Как можно рассчитать число молекул в теле?
- Как определить массу молекул?
- Для чего была введена относительная молярная масса вещества?
2. Физический диктант:
1. Единица измерения энергии?
2. Единица измерения массы?
3. Единица измерения скорости?
4. Единица измерения температуры?
5. Чему равна постоянная Авогадро?
6. Единица измерения диаметра молекулы?
7. Единица измерения числа молекул?
8. Единица измерения молярной массы.
Обобщаю ответы учащихся.
Изучение нового материала:
Под термодинамическими параметрами понимают физические величины, которые характеризуют свойства макротела (макросистем) в целом. К ним относятся: давление газа, объем, температура.
Термодинамический процесс представляет собой явление изменения какого – то термопараметра или переход системы из одного состояния в другое.
К микротелам относятся: объем молекулы (атома), масса молекулы, скорость молекулы, концентрация числа молекул.
Температура:
Особое место в молекулярной физике, в термодинамике в частности, занимает такая физическая величина, - температура.
Вещества, которые используются для измерения температуры тел, - термодинамическими.
На современном этапе из многообразия температурных шкал, на практике используются следующие три:
Шкала Фаренгейта.
Сообщение учащихся о Фаренгейте.
0F – температура особо холодной зимы 1709 г.
23 F- температура таяния льда
98F- температура человеческого тела
212F- температура кипения воды.
Шкала Реомюра
Сообщение учащихся о Реомюре.
0 Р – температура таяния льда
80 Р – температура кипение льда
Шкала Цельсия
Сообщение учащихся о Цельсии.
0 С – температура таяния льда
100С – кипение воды.
Шкала абсолютных температур
Сообщение учащихся о Кельвине.
0К – абсолютный нуль температуры.
Т = т+273
т=273-Т
Термометры.
Жидкостный термометр (ртуть: температура от -38до 2600С; глицерин: от – 50 до 1000С) – тепловое расширение.
Термопара (температура от -269 до 23000 С).
Термисторы (зависимость сопротивления от температуры).
Манометрические (зависимость давления от температуры).
Газовые термометры – тепловое расширение.
Акустические, магнитные и др.
Рассмотрим основные виды термометров:
Спиртовые или ртутные
Газовые
Электрические
Пирометры
Закрепление материала:
1. Выразите в К: 27С, -175С, 100С, 0С
Выразите в С: 4К, 180К, 310К, 420К.
2.Найдите среднюю кинетическую энергию поступательного движения молекул указанных газов в указанных условиях. (слайд 21)
Ситуация
Формула
Вычисления
Ответ
1.Ксенон при температуре 2500 С
2.Азот при температуре 1000 С
3.Гелий при температуре 500 С
4.Водяной пар при температуре 150 С
5.Кислород при давлении 100 кПа
6.Водород при температуре 170 С
•Находить давление газа в указанных ситуациях (слайд 22)
Ситуация
Формула
Вычисления
Ответ
1)Температура 00С, концентрация 3•1023м-3
2)Температура 1 К, концентрация 2•1021м-3
3) Температура 250С, концентрация 3•1020 м-3
4)Температура – 150С, концентрация 4•1019 м-3
5)1моль газа находится в баллоне вместимостью 0,1 м3 при температуре 1 К
6)моль газа находится в баллоне вместимостью 2 л при температуре 150 С
7)В сосуде размером 10*20*30 см находится водород массой 0,1 кг при температуре 200С
8)В сосуд вместимостью 2 л поместили 2 моля кислорода при температуре -500С
9)В цилиндрический сосуд высотой 1,5 м диаметром основания 50 см поместили 5 молей азота
10)Пары ртути в количестве 1018 молекул находятся в баллоне ртутной лампы объемом 3 •10-5 м3 при температуре 300 К