Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Парцинская основная общеобразовательная школа»
Зубово-Полянского муниципального района
Республики Мордовия
Рассмотрена
На заседании МС МБОУ «Парцинская ООШ»
Протокол №____от_________________20___г.
Руководитель МС: __________/Лемясева Н.Н./
Утверждено
Директор МБОУ «Парцинская ООШ»
______________/Балашова М.А./
Приказ №______от___________20___г.
Рабочая учебная программа
элективного курса
по физике
для 7 класса
(Составитель: Гангаев А.А.)
2018 год
1. Пояснительная записка
Программа составлена для реализации концепции предпрофильного и профильного обучения. Она также имеет актуальность в условиях введения ФГОС основного общего образования, поскольку направлена на развитие у учащихся классов проектно-исследовательских умений на основе деятельностного подхода в обучении и нацелена на организацию внеурочной деятельности учащихся. Программа помогает развивать и совершенствовать исследовательские навыки в решении теоретических и экспериментальных задач. Курс общеразвивающей программы дополнительного образования может быть рекомендован для развития творческого потенциала учащихся естественного научного профиля по физике.
Курс внеурочной деятельности «Физика в экспериментах и задачах» нацелен на эксперимент, наблюдение физических явлений, моделирование, проектирование и изобретательство, это все те функции, которые необходимы для качественного усвоения предмета физики, и что не осуществляется в учебном курсе «Физика» в силу малого количества учебных часов.
Актуальность.
Потребность в формировании нестандартного подхода к решению задач и практических заданий вызвана современными подходами к организации обучения учащихся.
В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение на занятиях исследовательских методов, развитие навыков планирования и структурирования этапов выполнения задания, проектно - исследовательская деятельность. Актуальным является повышение интереса учащихся к экспериментированию. Эти подходы могут быть использованы и на обучение решению олимпиадных задач.
Разработанная программа создает условия для ликвидации перегрузки школьников и обеспечения условий для развития их познавательных и творческих способностей при сохранении фундаментальности физического образования и усиления его практической направленности.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней учтены требования ФГОС и она адаптирована к новым современным условиям. Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам внеурочной деятельности учащихся формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.
Программа рассматривает работу с учащимися как образовательный курс, способствующий развитию навыков проектной, исследовательской деятельности учащихся в работу включены аналитическая работа – планирование экспериментов, мини исследований в работе с учащимися, решение задач повышенной сложности. Практическая работа учащихся включает - выполнение наблюдений, лабораторных опытов, проведения исследования, изобретательство. Также включены самостоятельная работа по оформлению проектов, подготовка работы к презентации, в ходе которой учитель дает консультации по ходу проведения исследования, оформления работы, подготовка выступления по защите проекта.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.
2. Содержание учебного предмета
1.Особенности физических наблюдений (3 часа)
Основные виды исследования. Роль эксперимента в науке. Измерения физических величин: масса, время, путь, сила.
2. Механические явления (5 часов)
Механическое движение. Скорость движения. Относительность механического движения. Средняя скорость.
Лабораторные опыты:
«Наблюдение относительности движения»,
3. Взаимодействие тел (15 часов)
К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Действие рождает противодействие. Всемирное тяготение. Деформация. Сила упругости. Сила трения. Условия равновесия тел. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.
Лабораторные опыты:
«Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения. Определения центра масс тела», «Различные виды деформации: растяжение, изгиб, сдвиг, кручение», «Измерение силы трения, определения причин от которых зависит сила трения (силы нормального давления, неровности поверхности)», «Определение давления. Способы уменьшения и увеличения давления», «Поведение жидкости в сообщающихся сосудах», «Измерение выталкивающей силы», «Определение условий плавания подводной лодки».
4. Простые механизмы (4 часа)
Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная поверхность. Момент сил. Условие равновесия рычага. Механическая работа. Золотое правило механики.
Лабораторные опыты:
«Определение механической работы», «Применение условия равновесия рычага для определения массы тела, плотности, силы трения»
5. Этапы исследования. Подготовка защиты исследования (8 часов)
Этапы практического исследования: наблюдение, актуальность, гипотеза, цель, задачи, план практического исследования, вывод. Подготовка доклада исследования Защита исследований
Примечание.
1.Часы 5 раздела «Этапы исследования. Подготовка защиты исследования» могут проводится по мере необходимости. Если на каком-либо этапе курса ученик заинтересовался проблемой по данной теме. Определился с темой для исследования или проекта, то рационально провести теоретическую подготовку и рассмотреть этапы исследования, спланировать исследовательскую работу. Дальнейшую работу ученик проводит самостоятельно, получая на занятиях консультации.
3. Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Теория
Практика
1
Особенности физических наблюдений
3
1
2
2
Механические явления
5
2
3
3
Взаимодействие тел
15
8
7
4
Простые механизмы
4
3
1
5
Практическое исследование
8
3
5
ИТОГО:
35
17
18
4. Календарно – тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Дата
план
факт
Особенности физических наблюдений (3 часа)
1
Основные виды исследования
1
Иметь представления как по плану написать рецензию, отзыв, доклад. Знать по какому плану поводится практическое исследование.
2
Роль эксперимента в науке
1
Знать этапы исследования. Уметь по плану написать рецензию, отзыв, доклад.
3
Измерения физических величин
1
Уметь без измерительных цилиндров проградуировать мензурку. Найти правильные стороны параллелепипеда объемом 50 см3 и с его помощью проградуировать цилиндр.
Механические явления (5 часов)
4
Механическое движение. Скорость движения
1
Знать понятия траектория, путь, перемещение, различные виды движения. Уметь находить скорость равномерного прямолинейного движения. Иметь представления равномерного прямолинейного движения в природе.
5
Относительность механического движения
1
Знать, как определить скорость сближения (относительную скорость)
6
Решение задач по теме: «Относительность движения»
1
Уметь находить относительную скорость, путь, время в выбранной системе отсчета.
7
Средняя скорость
1
Определение средней скорости, если время или путь неизвестен, для нескольких участков пути.
8
Решение задач
1
Знать формулу скорости сближения, средней скорости. Уметь находить скорость, путь и время при любых условиях задачи.
Взаимодействие тел (15 часов)
9
К чему приводит действие одного тела на другое? Силы
1
Иметь представление что, изменение скорости и формы тела возможно только при действии на него других тел. Сила – мера действия.
10
Действие рождает противодействие
1
Иметь представление 3 закона Ньютона, проявление этого закона. Знать примеры проявления действия и противодействия сил на примере реактивного движения.
11
Всемирное тяготение
1
Знать проявление закона всемирного тяготения в природе и технике, зависимость силы тяжести от масс тел. Исторический факт открытия закона тяготения И. Ньютоном.
12
Деформация. Сила упругости
1
Знать виды деформации, закон Гука.
13
Измерение силы. Сила трения
1
Уметь определять цену деления прибора, использовать динамометр для определения сил
14
Условия равновесия тел
1
Знать при каких условиях тело находится в покое или движется прямолинейно равномерно.
15
Силы в природе
1
Знать силу тяжести, трения, упругости и проявление этих сил.
16
Давление
1
Иметь представление как действует сила давления. Разницу между давлением и силой давления. Знать формулу силы давления. Уметь находить давление твердых тел и силу давления.
17
Задачи на вычисление давления
1
Знать формулу силы давления. Уметь находить давление твердых тел и силу давления.
18
Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.
1
Знать закон Паскаля, гидростатическое и полное давление жидкости. Понимать принцип действия закона в жидкостях и газах.
19
Сообщающиеся сосуды
1
Знать закон сообщающихся сосудов. Уметь применять его для разнородных жидкостей.
Иметь представления применения закона сообщающихся сосудов.
20
Архимедова сила
1
Знать формулу силы Архимеда, Направление ее действия, способы измерения силы Архимеда.
21
Лабораторный опыт «Отчего зависит выталкивающая сила?»
1
Уметь найти зависимость силы Архимеда от объема погруженной части тела, от плотности жидкости.
22
Изучение архимедовой силы
1
Знать условия плавания тел. Понимать применимость 3 закона Ньютона.
23
Решение задач
1
Знать формулу давления жидкости, Архимедовой силы. Уметь применять законы: сообщающихся сосудов, 3 закона Ньютона.
Простые механизмы (4 часа)
24
Простые механизмы. Условие равновесия рычага.
1
Понимать, что, используя простой механизм, получаем выигрыш в силе, но проигрываем в расстоянии. Знать закон равновесия рычага, блок подвижный или не подвижный, что подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза
25
Лабораторный опыт «Применение условия равновесия рычага для определения массы тела, плотности, силы трения»
1
Знать алгоритм решения задач на условие равновесия рычага. Закон равновесия рычага. Уметь определять плечо приложенных сил.
26
Вычислительные задачи с применением условия равновесия рычага.
1
Знать алгоритм решения задач на условие равновесия рычага. Закон равновесия рычага. Уметь определять плечо приложенных сил.
27
Механическая работа. Решение задач на механическую работу
1
Знать определительную формулу механической работы. Понимать что, работа зависит от приложенной силы, и перемещения, которое совершает тело под действием этой силы.
Этапы исследования. Подготовка защиты исследования (8 часов)
28
Этапы практического исследования
1
Иметь представления плана, по которому проводят практическое исследование.
29
Этапы практического исследования.
1
Иметь представления плана, по которому проводят практическое исследование.
30
Практическое мини исследование
1
Проводить по плану теоретическое исследование предложенного текста.
31
Практическое мини исследование
1
Проводить по плану теоретическое исследование предложенного текста.
32
Практическое мини исследование
1
Проводить по плану теоретическое исследование предложенного текста.
33
Подготовка доклада исследования
1
Иметь представление как подготовить защиту исследования. Уметь составить рассказ выступления
34
Защита исследований
1
Выступать, представлять исследование через наглядные демонстрации
35
Защита исследований
1
Выступать, представлять исследование через наглядные демонстрации
5. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Обучающиеся должны научится видеть проблему в наблюдаемых явлениях, используя практический опыт и имеющиеся знания получать результат. В случае недостатка информации добыть необходимые знания для достижения поставленной цели, что позволит поднять качество понимания физических законов. Это способствует осознанию практических исследований. Основная часть работы в рамках курса основывается на практическую работу учащихся. Это позволяет учащимся вести качественно эксперимент, планировать его, использовать практический навык в практическом исследовании.
Учащиеся должны понимать:
Роль фундаментальных опытов в развитии физики
Место эксперимента в структуре физического знания
Различать цель, результат и значение конкретного опыта
Учащиеся должны уметь:
Выполнять определенные исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей
Делать схемы опытных установок
Выполнять зарисовки физических опытов
Демонстрировать и объяснять опыты
Анализировать и сопоставлять полученные данные
Грамотно выбирать масштаб осей при построении графиков
Прогнозировать результат опыта
Предсказывать изменение физических величин при изменении начальных условий
Искать и отбирать информацию, конспектировать ее
Использовать и анализировать табличные данные
Привлекать справочный технический материал (схемы, таблицы, графики)
Сопоставлять полученные результаты с достигаемыми на практике
Готовить сообщения и доклады
Выступать с сообщениями и докладами
Участвовать в дискуссии
Подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал