kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Парцинская основная общеобразовательная школа»

Зубово-Полянского муниципального района

Республики Мордовия


Рассмотрена

На заседании МС МБОУ «Парцинская ООШ»

Протокол №____от_________________20___г.

Руководитель МС: __________/Лемясева Н.Н./





Утверждено

Директор МБОУ «Парцинская ООШ»

______________/Балашова М.А./

Приказ №______от___________20___г.














Рабочая учебная программа

элективного курса

по физике

для 7 класса



(Составитель: Гангаев А.А.)





















2018 год

1. Пояснительная записка

Программа составлена для реализации концепции предпрофильного и профильного обучения. Она также имеет актуальность в условиях введения ФГОС основного общего образования, поскольку направлена на развитие у учащихся классов проектно-исследовательских умений на основе деятельностного подхода в обучении и нацелена на организацию внеурочной деятельности учащихся. Программа помогает развивать и совершенствовать исследовательские навыки в решении теоретических и экспериментальных задач. Курс общеразвивающей программы дополнительного образования может быть рекомендован для развития творческого потенциала учащихся естественного научного профиля по физике.

Курс внеурочной деятельности «Физика в экспериментах и задачах» нацелен на эксперимент, наблюдение физических явлений, моделирование, проектирование и изобретательство, это все те функции, которые необходимы для качественного усвоения предмета физики, и что не осуществляется в учебном курсе «Физика» в силу малого количества учебных часов.

Актуальность.

Потребность в формировании нестандартного подхода к решению задач и практических заданий вызвана современными подходами к организации обучения учащихся.

В работе со школьниками на первое место выходит самостоятельная деятельность учащихся, применение на занятиях исследовательских методов, развитие навыков планирования и структурирования этапов выполнения задания, проектно - исследовательская деятельность. Актуальным является повышение интереса учащихся к экспериментированию. Эти подходы могут быть использованы и на обучение решению олимпиадных задач.

Разработанная программа создает условия для ликвидации перегрузки школьников и обеспечения условий для развития их познавательных и творческих способностей при сохранении фундаментальности физического образования и усиления его практической направленности.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней учтены требования ФГОС и она адаптирована к новым современным условиям. Актуальность и значимость рабочей программы определена требованиями к новым результатам внеурочной деятельности учащихся формированию универсальных учебных действий, заложенных в основе стандартов второго поколения.

Программа рассматривает работу с учащимися как образовательный курс, способствующий развитию навыков проектной, исследовательской деятельности учащихся в работу включены аналитическая работа – планирование экспериментов, мини исследований в работе с учащимися, решение задач повышенной сложности. Практическая работа учащихся включает - выполнение наблюдений, лабораторных опытов, проведения исследования, изобретательство. Также включены самостоятельная работа по оформлению проектов, подготовка работы к презентации, в ходе которой учитель дает консультации по ходу проведения исследования, оформления работы, подготовка выступления по защите проекта.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.





























































2. Содержание учебного предмета

1.Особенности физических наблюдений (3 часа)

Основные виды исследования. Роль эксперимента в науке. Измерения физических величин: масса, время, путь, сила.

2. Механические явления (5 часов)

Механическое движение. Скорость движения. Относительность механического движения. Средняя скорость.

Лабораторные опыты:

«Наблюдение относительности движения»,

3. Взаимодействие тел (15 часов)

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы. Действие рождает противодействие. Всемирное тяготение. Деформация. Сила упругости. Сила трения. Условия равновесия тел. Давление. Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине. Сообщающиеся сосуды. Архимедова сила.

Лабораторные опыты:

«Зависимость результата действия силы от ее значения, направления, точки приложения. Определения центра масс тела», «Различные виды деформации: растяжение, изгиб, сдвиг, кручение», «Измерение силы трения, определения причин от которых зависит сила трения (силы нормального давления, неровности поверхности)», «Определение давления. Способы уменьшения и увеличения давления», «Поведение жидкости в сообщающихся сосудах», «Измерение выталкивающей силы», «Определение условий плавания подводной лодки».

4. Простые механизмы (4 часа)

Простые механизмы: рычаг, блок, наклонная поверхность. Момент сил. Условие равновесия рычага. Механическая работа. Золотое правило механики.

Лабораторные опыты:

«Определение механической работы», «Применение условия равновесия рычага для определения массы тела, плотности, силы трения»

5. Этапы исследования. Подготовка защиты исследования (8 часов)

Этапы практического исследования: наблюдение, актуальность, гипотеза, цель, задачи, план практического исследования, вывод. Подготовка доклада исследования Защита исследований

Примечание.

1.Часы 5 раздела «Этапы исследования. Подготовка защиты исследования» могут проводится по мере необходимости. Если на каком-либо этапе курса ученик заинтересовался проблемой по данной теме. Определился с темой для исследования или проекта, то рационально провести теоретическую подготовку и рассмотреть этапы исследования, спланировать исследовательскую работу. Дальнейшую работу ученик проводит самостоятельно, получая на занятиях консультации.





3. Тематическое планирование



Тема


Количество часов


Теория


Практика

1

Особенности физических наблюдений


3

1

2

2

Механические явления


5

2

3

3

Взаимодействие тел


15

8

7

4

Простые механизмы


4

3

1

5

Практическое исследование


8

3

5


ИТОГО:

35

17

18

























4. Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

Особенности физических наблюдений (3 часа)

1

Основные виды исследования

1

Иметь представления как по плану написать рецензию, отзыв, доклад. Знать по какому плану поводится практическое исследование.



2

Роль эксперимента в науке

1

Знать этапы исследования. Уметь по плану написать рецензию, отзыв, доклад.



3

Измерения физических величин

1

Уметь без измерительных цилиндров проградуировать мензурку. Найти правильные стороны параллелепипеда объемом 50 см3 и с его помощью проградуировать цилиндр.



Механические явления (5 часов)

4

Механическое движение. Скорость движения

1

Знать понятия траектория, путь, перемещение, различные виды движения. Уметь находить скорость равномерного прямолинейного движения. Иметь представления равномерного прямолинейного движения в природе.



5

Относительность механического движения

1

Знать, как определить скорость сближения (относительную скорость)



6

Решение задач по теме: «Относительность движения»

1

Уметь находить относительную скорость, путь, время в выбранной системе отсчета.



7

Средняя скорость

1

Определение средней скорости, если время или путь неизвестен, для нескольких участков пути.



8

Решение задач

1

Знать формулу скорости сближения, средней скорости. Уметь находить скорость, путь и время при любых условиях задачи.



Взаимодействие тел (15 часов)

9

К чему приводит действие одного тела на другое? Силы

1

Иметь представление что, изменение скорости и формы тела возможно только при действии на него других тел. Сила – мера действия.



10

Действие рождает противодействие

1

Иметь представление 3 закона Ньютона, проявление этого закона. Знать примеры проявления действия и противодействия сил на примере реактивного движения.



11

Всемирное тяготение

1

Знать проявление закона всемирного тяготения в природе и технике, зависимость силы тяжести от масс тел. Исторический факт открытия закона тяготения И. Ньютоном.



12

Деформация. Сила упругости

1

Знать виды деформации, закон Гука.



13

Измерение силы. Сила трения

1

Уметь определять цену деления прибора, использовать динамометр для определения сил



14

Условия равновесия тел

1

Знать при каких условиях тело находится в покое или движется прямолинейно равномерно.



15

Силы в природе

1

Знать силу тяжести, трения, упругости и проявление этих сил.



16

Давление

1

Иметь представление как действует сила давления. Разницу между давлением и силой давления. Знать формулу силы давления. Уметь находить давление твердых тел и силу давления.



17

Задачи на вычисление давления

1

Знать формулу силы давления. Уметь находить давление твердых тел и силу давления.



18

Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.

1

Знать закон Паскаля, гидростатическое и полное давление жидкости. Понимать принцип действия закона в жидкостях и газах.



19

Сообщающиеся сосуды

1

Знать закон сообщающихся сосудов. Уметь применять его для разнородных жидкостей.

Иметь представления применения закона сообщающихся сосудов.



20

Архимедова сила

1

Знать формулу силы Архимеда, Направление ее действия, способы измерения силы Архимеда.



21

Лабораторный опыт «Отчего зависит выталкивающая сила?»

1

Уметь найти зависимость силы Архимеда от объема погруженной части тела, от плотности жидкости.



22

Изучение архимедовой силы

1

Знать условия плавания тел. Понимать применимость 3 закона Ньютона.



23

Решение задач

1

Знать формулу давления жидкости, Архимедовой силы. Уметь применять законы: сообщающихся сосудов, 3 закона Ньютона.



Простые механизмы (4 часа)

24

Простые механизмы. Условие равновесия рычага.

1

Понимать, что, используя простой механизм, получаем выигрыш в силе, но проигрываем в расстоянии. Знать закон равновесия рычага, блок подвижный или не подвижный, что подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза



25

Лабораторный опыт «Применение условия равновесия рычага для определения массы тела, плотности, силы трения»

1

Знать алгоритм решения задач на условие равновесия рычага. Закон равновесия рычага. Уметь определять плечо приложенных сил.



26

Вычислительные задачи с применением условия равновесия рычага.

1

Знать алгоритм решения задач на условие равновесия рычага. Закон равновесия рычага. Уметь определять плечо приложенных сил.



27

Механическая работа. Решение задач на механическую работу

1

Знать определительную формулу механической работы. Понимать что, работа зависит от приложенной силы, и перемещения, которое совершает тело под действием этой силы.



Этапы исследования. Подготовка защиты исследования (8 часов)

28

Этапы практического исследования

1

Иметь представления плана, по которому проводят практическое исследование.



29

Этапы практического исследования.

1

Иметь представления плана, по которому проводят практическое исследование.



30

Практическое мини исследование

1

Проводить по плану теоретическое исследование предложенного текста.



31

Практическое мини исследование

1

Проводить по плану теоретическое исследование предложенного текста.



32

Практическое мини исследование

1

Проводить по плану теоретическое исследование предложенного текста.



33

Подготовка доклада исследования

1

Иметь представление как подготовить защиту исследования. Уметь составить рассказ выступления



34

Защита исследований

1

Выступать, представлять исследование через наглядные демонстрации



35

Защита исследований

1

Выступать, представлять исследование через наглядные демонстрации





5. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся должны научится видеть проблему в наблюдаемых явлениях, используя практический опыт и имеющиеся знания получать результат. В случае недостатка информации добыть необходимые знания для достижения поставленной цели, что позволит поднять качество понимания физических законов. Это способствует осознанию практических исследований. Основная часть работы в рамках курса основывается на практическую работу учащихся. Это позволяет учащимся вести качественно эксперимент, планировать его, использовать практический навык в практическом исследовании.

Учащиеся должны понимать:

  • Роль фундаментальных опытов в развитии физики

  • Место эксперимента в структуре физического знания

  • Различать цель, результат и значение конкретного опыта

Учащиеся должны уметь:

  • Выполнять определенные исследования с использованием физических приборов и компьютерных моделей

  • Делать схемы опытных установок

  • Выполнять зарисовки физических опытов

  • Демонстрировать и объяснять опыты

  • Анализировать и сопоставлять полученные данные

  • Грамотно выбирать масштаб осей при построении графиков

  • Прогнозировать результат опыта

  • Предсказывать изменение физических величин при изменении начальных условий

  • Искать и отбирать информацию, конспектировать ее

  • Использовать и анализировать табличные данные

  • Привлекать справочный технический материал (схемы, таблицы, графики)

  • Сопоставлять полученные результаты с достигаемыми на практике

  • Готовить сообщения и доклады

  • Выступать с сообщениями и докладами

  • Участвовать в дискуссии

  • Подбирать к докладам и рефератам иллюстративный материал

  • Оформлять сообщения и доклады в письменном виде








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Рабочая учебная программа элективного курса по физике для 7 класса

Автор: Гангаев Александр Алексеевич

Дата: 12.05.2019

Номер свидетельства: 509853

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа элективного курса "Электродинамика" (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-eliektrodinamika-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "284121"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453917247"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Элективный курс "Физика. Химия". "
    ["seo_title"] => string(31) "eliektivnyi-kurs-fizika-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "130417"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415896650"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ХИМИЯ В ЗАДАЧАХ", 11 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-programma-eliektivnogo-kursa-khimiia-v-zadachakh-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "225452"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439658539"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Рабочая программа элективного курса по физике для учащихся 7 класса "Физика в задачах и экспериментах" "
    ["seo_title"] => string(118) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-po-fizikie-dlia-uchashchikhsia-7-klassa-fizika-v-zadachakh-i-ekspierimientakh"
    ["file_id"] => string(6) "162721"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422382160"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства