муниципальное общеобразовательное учреждение «липицкая средняя общеобразовательная школа»
«СОГЛАСОВАНО» _____________________ Школьное методическое объединение протокол № 1 От « » августа 2018 г | «СОГЛАСОВАНО» _____________________ « » августа 2018 г Зам. директора УВР Г. А. Юдина | «УТВЕРЖДЕНА» _________________ Приказом директора школы № от « » августа 2018 г. Т. А. Туфекчи |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ФИЗИКА»
для 8 класса
на 2018 - 2019 учебный год
(базовый уровень)
Учитель: Смольянинова Светлана Анатольевна
с. Липицы
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Физика» составлена на основе авторской программы А.В. Перышкина, Н.В. Филонович, Е.М., Е.М. Гутник « Программа основного общего образования. Физика. 7-9 классы», Дрофа, 2013г.
На реализацию данной программы, согласно учебному плану учреждения, отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.
Используемый учебник: Физика: учебник для 8 класса / Перышкин А.В.– М.: «Дрофа», 2014 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Тепловые явления
Учащийся научится:
распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность, конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры кипения от давления;
описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения энергии;
различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические явления
Учащийся научится:
распознавать электрические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое, магнитное).
составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
описывать изученные свойства тел и электрические явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, электрические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического использования физических знаний об электрических явлениях.
решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность тока, формулы расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать знания об электрических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Магнитные явления
Учащийся научится:
распознавать магнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие электрического поля на заряженную частицу.
описывать изученные свойства тел и магнитные явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, магнитные явления и процессы, используя физические законы; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического использования физических знаний о магнитных явлениях
решать задачи, используя физические законы и формулы, связывающие физические величины; на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать знания о магнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов.
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний об магнитных явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи метода оценки.
Световые явления
Учащийся научится:
распознавать световые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и собирающей линзе.
описывать изученные свойства тел и световые явления, используя физические величины: фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами.
анализировать свойства тел, световые явления и процессы, используя физические законы: закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение.
приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях.
решать задачи, используя физические законы (закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Учащийся получит возможность научиться:
использовать знания о световых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о световых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Личностные результаты
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Содержание учебного предмета
Содержание обучения представлено в программе разделами «Тепловые явления», «Электрические явления», Магнитные явления», «Световые явления»
Тепловые явления
Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Психрометр. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Зависимость температуры кипения от давления. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 1″Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры”
Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»
Лабораторная работа № 3 “Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра»
Электрические явления
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. правила безопасности при работе с источниками электрического тока
Лабораторные работы
Лабораторная работа № 4 “Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках”
Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения»
Лабораторная работа № 6 ″Регулирование силы тока реостатом”
Лабораторная работа № 7 “Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра”
Лабораторная работа № 8 “Измерение мощности и работы тока в электрической лампе”
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Световые явления
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.
Лабораторные работы
Лабораторная работа №11“Получение изображения при помощи линзы”
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№п/п | Название тем | Количество отводимых часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 | Тепловые явления | 23 | 2 | 3 |
2 | Электрические явления | 29 | 1 | 5 |
3 | Магнитные явления | 5 | 1 | 2 |
4 | Световые явления | 10 | 1 | 1 |
5 | Повторение | 3 | 1 | - |
ИТОГО | 70 | 6 | 11 |
Календарно-тематическое планирование
№/№ | Наименования разделов/темы уроков | Количество часов | Дата план. | Дата факт. |
Тема 1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (23 часа) | | |
1/1 | Вводный инструктаж по охране труда. Тепловое движение. Внутренняя энергия. | 1 | | |
2/2 | Способы изменения внутренней энергии. | 1 | | |
3/3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. | 1 | | |
4/4 | Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и в технике. | 1 | | |
5/5 | Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. | 1 | | |
6/6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого телом при охлаждении | 1 | | |
7/7 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 1 ″Сравнение количеств теплоты при смешении воды разной температуры” | 1 | | |
8/8 | Решение задач на расчет количества теплоты, нахождение удельной теплоемкости вещества. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | 1 | | |
9/9 | Энергия топлива. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | 1 | | |
10/10 | Обобщающее Повторение по теме «Тепловые явления» | 1 | | |
11/11 | Контрольная работа №1 ″Тепловые явления” | 1 | | |
12/12 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Различные агрегатные состояния вещества. | 1 | | |
13/13 | Плавление и отвердевание кристаллических тел. | 1 | | |
14/14 | Удельная теплота плавления. | 1 | | |
15/15 | Испарение и конденсация. | 1 | | |
16/16 | Относительная влажность воздуха и ее измерение. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 3 “Измерение относительной влажности воздуха с помощью термометра” | 1 | | |
17/17 | Кипение, удельная теплота парообразования | 1 | | |
18/18 | Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах. | 1 | | |
19/19 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | 1 | | |
20/20 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | 1 | | |
21/21 | Повторение темы “Тепловые явления” | 1 | | |
22/22 | Контрольная работа № 2 «Тепловые явления» | 1 | | |
23/23 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщение по теме «Тепловые явления» | 1 | | |
Тема 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (29 часов) | | |
24/1 | Электризация тел. Два рода зарядов. | 1 | | |
25/2 | Электрическое поле. Делимость электрического заряда. | 1 | | |
26/3 | Строение атома. | 1 | | |
27/4 | Объяснение электризации тел. | 1 | | |
28/5 | Электрический ток. Электрические цепи. | 1 | | |
29/6 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. | 1 | | |
30/7 | Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр. | 1 | | |
31/8 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 4 “Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках” | 1 | | |
32/9 | Электрическое напряжение. | 1 | | |
33/10 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения» | 1 | | |
34/11 | Электрическое сопротивление проводников. | 1 | | |
35/12 | Реостаты. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 6 ″Регулирование силы тока реостатом”. | 1 | | |
36/13 | Закон Ома для участка цепи. | 1 | | |
37/14 | Решение задач на закон Ома. | 1 | | |
38/15 | Расчет сопротивления проводников. | 1 | | |
39/16 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 7 “Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра”. | 1 | | |
40/17 | Последовательное соединение проводников. | 1 | | |
41/18 | Параллельное соединение проводников | 1 | | |
42,43/19,20 | Решение задач по теме «Параллельное и последовательное соединения проводников». | 2 | | |
44/21 | Работа и мощность электрического тока | 1 | | |
45/22 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа № 8 “Измерение мощности и работы тока в электрической лампе”. | 1 | | |
46/23 | Конденсатор. | 1 | | |
47/24 | Нагревание проводников электрическим током | 1 | | |
48/25 | Короткое замыкание. Предохранители. | 1 | | |
49,50/26,27 | Решение задач по теме «Электрические явления» | 2 | | |
51/28 | Контрольная работа № 3 “Электрические явления. Электрический ток” | 1 | | |
52/29 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Обобщение знаний по теме «Электрические явления» | 1 | | |
Тема 3. МАГНИТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ (5часов) | | |
53/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | 1 | | |
54/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | 1 | | |
55/3 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | 1 | | |
56/4 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | 1 | | |
57/5 | Контрольная работа №4 по теме «Магнитные явления» | 1 | | |
Тема 4. СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (10 часов) | | |
58/1 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Источники света. Прямолинейное распространение света | 1 | | |
59/2 | Видимое движение светил | 1 | | |
60/3 | Отражение света. Законы отражения. | 1 | | |
61/4 | Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света | 1 | | |
62/5 | Преломление света. Закон преломления света. | 1 | | |
63/6 | Линзы. Изображения, даваемые линзами | 1 | | |
64/7 | Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте. Лабораторная работа №11“Получение изображения при помощи линзы” | 1 | | |
65/8 | Решение задач на построение в линзах. | 1 | | |
66/9 | Контрольная работа № 5 “Световые явления” | 1 | | |
67/10 | Анализ контрольной работы и коррекция УУД. Глаз и зрение. Очки. Фотографический аппарат. | 1 | | |
Тема 4. ПОВТОРЕНИЕ (3 часа) | | |
68/1 | Повторение пройденного за курс физики 8 класса. | 1 | | |
69/2 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
70/3 | Анализ итоговой контрольной работы. Обобщение пройденного материала по физике за курс 8 класса. | 1 | | |
Итого: | | 70 | | |