№ | Кол. час | Дата план | Дата факт | Тема урока | Тип урока | СУМ | Требования к уровню подготовки учащихся | ДЗ | |
МЕХАНИКА (46 часов) | |
Введение (1) | |
1 | 1 | 1.09 | -
| - Что такое механика. Классическая механика Ньютона и границы ее применимости
| Комбинированный урок. Информационно – развивающийся | Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличие от других методов познания. Роль эксперимента и теории. Моделирование физ. явлений и процессов. Научные гипотезы. Физ. тории. Границы применимости законов и теорий. Основные элементы физ. картины мира. Научный методом: научный эксперимент-- физическая гипотеза- модель—физическая теория—эксперимент | Понимать смысл понятия «физическое явление». Основные положения. Знать роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Познакомить с элементами истории физики. Физика - основа естествознания. Познакомить с научным методом: научный эксперимент-- физическая гипотеза- модель—физическая теория— эксперимент. Знать и понимать смысл понятий: «физическое явление», «гипотеза», «закон», «теория»; уметь отличить гипотезы от научных теорий. Показать роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять окружающие явления. Формировать научное мировоззрение. | § 1, 2 | |
Основы кинематики (17 ч) | |
2 | 1 | 3.09 | | - Движение точки и тела. Положение тела в пространстве.
| Комбинированный урок. Информационно – развивающийся | Механическое движение, виды движений, его характеристики. Принцип относительности Галилея. Материальная точка, перемещение, скорость, путь. Связь между кинематическими величинами. Физ. смысл различных видов движения. | Знать основные понятия: закон, теория, вещество, взаимодействие. Смысл физ. величин: скорость, ускорение. Строить график зависимости(х от t)/.Формировать понятия: механическое движение, система отсчёта, траектория, координаты, радиус-вектор, скалярные и векторные величины, перемещение и путь.. Знать различные виды механического движения. Познакомить со способами описания движения. Политехническое воспитание при изучении этих понятий. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации, развивать умение объяснять механическое движение. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации | § 3, 4 | |
3 | 1 | 5.09 | | - Способы описание движения. Система отсчета. Перемещение
| § 5, 6 | |
4 | 1 | 8.09 | | Скорость прямолинейного равномерного движения | § 7 | |
5 | 1 | 10.09 | | Уравнение прямолинейного равномерного движения. | § 8 | |
6 | 1 | 12.09 | | Решение задач. | Урок закрепления знаний | Графическое построение векторов | Графическое построение векторов перемещения по заданной траектории, вектора суммы или разности двух или нескольких векторов; определение составляющих векторов по вектору суммы или Решение задач Пов.П.5-8по вектору разности при заданных направлениях. Расчет модуля перемещения по заданным проекциям | § 7, 8 | |
7 | 1 | 15.09 | | Мгновенная скорость. Сложение скоростей | Комбинированный урок | Понятие скорости, уравнение равномерного движения. Графики прямолинейного движения, мгновенная скорость. | Познакомить с классификацией движений по траектории. Ввести понятие: мгновенная скорость точки, криволинейное движение, инерциальные системы отсчета. Показать направление мгновенной скорости в данной точке траектории | § 9, 10 | |
8 | 1 | 17.09. | | Ускорение. Единица ускорения | Информационно – развивающийся | Прямолинейное равноускоренное движение, уравнение прямолинейного равноускоренного движения. Падение тел в отсутствии сопротивления воздуха. Ускорение свободного падения. | Ввести понятия и знать смысл: ускорение точки, единица ускорения, прямолинейное равноускоренное движение, замедленное движение (для проекции скорости, проекции перемещения, координаты, радиус- вектора). Записывать уравнения движения с постоянным ускорением. Формировать знания, умения, навыки, решая расчётные задачи на определение положения движущейся точки в любой момент времени. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач. Политехническое воспитание. | § 11, 12 | |
9 | 1 | 19.09 | | Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением | § 13, 14 | |
10 | 1 | 22.09 | | Решение задач | § 13, 14 | |
11 | 1 | 24.09 | | Свободное падение тел | § 15 | |
12 | 1 | 26.09 | | Движение с постоянным ускорением свободного падения | § 16 | |
13 | 1 | 29.09 | | Равномерное движение точки по окружности | § 17 | |
14 | 1 | 1.10 | | Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | Урок практику м .Проблемно- поисковый. | Процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы. Знать/ понимать условия движения тел по окружности. Уметь делать выводы на основе экспериментальных данных. Знать формулировку закона сохранения механической энергии | Уметь определить центростремительное ускорение шарика при его равномерном движении по окружности: используя законы кинематики и динамики. Формировать умения и навыки производить измерения, сравнивать результаты и получать выводы о точности измерений, об использовании различных методов исследования для изучения одного и того же явления. | § 17 | |
15 | 1 | 3.10 | | Решение задач. | Урок закрепления знаний | Уметь решать задачи на определение скорости тела и его координаты в любой момент времени по заданным условиям» | Формировать умения и навыки решения разнообразных задач: количественных, графических, экспериментальных | § 3 – 17 | |
16 | 1 | 6.10 | | Движение тел. Поступательное движение | Информационно – развивающийся | Угловое ускорение. Связь между линейными и угловыми характеристиками | Рассмотреть особенности элементов кинематики твердого тела. Установить связь между линейными и угловыми характеристиками Решать простейшие задачи на определение линейной и угловой скорости движения тела. | § 18 | |
17 | 1 | 8.10 | | Вращательное движение твердого тела | § 19 | |
18 | 1 | 10.10 | | Контрольная работа №1 «Основы кинематики» | Урок контроля . Репродуктивный. | Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме | Формировать навыки самостоятельной работы уч-ся, умение применять полученные знания при решении задач. | § 18, 19 | |
Основы динамики (8 ч) | |
19 | 13.10 | | Основное уравнение механики Материальная точка | Комбинированный урок. Информационно – развивающийся Частично – поисковый | Взаимодействие тел в природе. Масса. Сила. Явление инерции. 1-й закон Ньютона. Понятие силы как меры взаимодействия тел. Инерциальные системы отсчёта. 2-ой закон Ньютона. 3-ий закон | Знать-понимать: инерциальная система отсчёта, неинерциальная система отсчета, свободное тело, инертность, масса, 1 закон Ньютона. Показать особую значимость этого закона и его смысл. Ввести понятие силы как количественной меры взаимодействия тел. Знать-понимать второй закон Ньютона и третий закон Ньютона, границы применимости законов Ньютона. Показать на примерах проявление законов в природе Формировать знания, умения, навыки, решая качественные задачи, показать применение этих законов при объяснении движения тел. Разъяснить природу движения с точки зрения Аристотеля, Галилея и Ньютона. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. | § 20, 21 | |
20 | 15.10 | | Первый закон Ньютона | § 22 | |
21 | 17.10 | | Сила. Связь между ускорением и силой. | § 23, 24 | |
22 | 20.10 | | Второй закон Ньютона. Масса | § 25 | |
23 | 22.10 | | Решение задач | § 25 | |
24 | 24.10 | | Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц | § 26, 27 | |
25 | 5.11 | | Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике | Комбинированный урок. Информационно – развивающийся | Относительность механического движения. Принцип относительности Галилелея | Продолжить формирование знаний об относительности движения, доказать, что траектория, перемещение, координаты, скорость - понятия относительные. Показать роль польского учёного Н. Коперника, итальянского учёного Галилео Галилея в формировании мировоззрения об относительности механического движения. Изучить один из самых фундаментальных законов природы - принцип относительности, понимать его смысл. Воспитывать уважение к творцам науки. | § 28 | |
26 | 7.11 | | Решение задач. | Урок закрепления знаний. | Знание законов Ньютона | Уметь решать задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения, силы, а также ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой. | § 28 | |
Силы в природе. (7 ч) | |
27 | 1 | 10.11 | | Силы в природе. Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения | Информационно – развивающийся | Сила тяжести и вес Различие силы тяжести и весу тела: их природа, изображение на чертеже и действие в состоянии невесомости. | Знать-пониматьчетыре типа сил: гравитационные, электромагнитные, ядерные, слабые силы. Понимать причину возникновения силы всемирного тяготения и от чего зависит эта сила, раскрыть смысл закона всемирного тяготения, показать его практическую значимость; равенство инертной и гравитационной масс. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 29 – 31 | |
28 | 1 | 12.11 | | Первая космическая скорость. Решение задач | § 32 | |
29 | 1 | 14.11 | | Сила тяжести и вес. Невесомость | § 33 | |
30 | 1 | 17.11 | | Деформация и силы упругости. Закон Гука | § 34, 35 | |
31 | 1 | 19.11 | | Роль сил трения. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел. | Творчески- репродуктивный | Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения | Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач по этой теме и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 36 – 38 | |
32 | 1 | 21.11 | | Решение задач | § 20 – 38 | |
33 | 1 | 24.11 | | Контрольная работа №2 «Силы в природе» | Репродуктивный | Проверить знания уч- ся. | Повторить и систематизировать знания этих тем. Проверить знания уч-ся по этим темам в форме физического диктанта «Дополни предложения», заполнения обобщающих таблиц, решения задач. | § 36 – 38 | |
Законы сохранения в механике.(9 ч) | |
34 | 1 | 26.11 | | Импульс материальной точки. Другая формулировка второго закона Ньютона | Урок повторения | замкнутая система, импульс материальной точки и импульс силы. Закон сохранения импульса | Знать/понимать смысл понятий: замкнутая система, импульс материальной точки, закона сохранения импульса, его единица и импульс силы, внутренние силы системы, внешние силы по отношению к механической системе. Выяснить направление вектора импульса. Дать новую формулировку 2 закона Ньютона. Уметь формулировать и записывать закон сохранения импульса, этот же закон для абсолютно упругого и неупругого взаимодействий; раскрыть смысл закона сохранения импульса, указать границы применимости. Показать практическую значимость этого закона. Формировать знания, умения, навыки вычислять: скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 39 | |
35 | 1 | 28.11 | | Закон сохранения импульса | § 40 | |
36 | 1 | 1.12 | | Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства | § 41, 42 | |
37 | 1 | 3.12 | | Работа силы. Мощность | Информационно – развивающийся | Работа силы | Знать и понимать смысл физической величины: механическая работа, установить зависимость между мощностью и работой силы, дать графическое представление работы силы. Проанализировать случаи, когда работа положительна, отрицательна или равна нулю. Энергия- движения и взаимодействия, изменение энергии при совершении работы. Формировать умение вычислять работу. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. | § 43, 44 | |
38 | 1 | 5.12 | | Энергия. Кинетическая энергия и ее изменение | Проблем но- поисков ый | Механическая энергия тела: потенциальная и кинетическая. Закон сохранения и превращения энергии в механике. | Ввести понятие полной механической энергии системы. Вывести закон сохранения полной механической системы для замкнутой системы тел, в которой действуют консервативные силы. Знать и понимать закон сохранения механической энергии, раскрыть смысл закона сохранения механической энергии, указать границы применимости этого закона. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи на закон сохранения механической энергии. Показать практическую значимость этого закона. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания законов природы | § 45, 46 | |
39 | 1 | 8.12 | | Работа силы тяжести. Работа силы упругости | § 47, 48 | |
40 | 1 | 10.12 | | Потенциальная энергия | § 49 | |
41 | 1 | 12.12 | | Закон сохранения энергии в механике. Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения | § 50, 51 | |
42 | 1 | 15.12 | | Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | Частично – поисковый. | Уметь описывать и объяснять процессы изменения кинетической и потенциальной энергии тела при совершении работы, Знать формулировку закона сохранения механической энергии. | Формировать навыки измерения уменьшения потенциальной энергии механической системы и увеличения потенциальной энергии упруго деформированной пружины. Экспериментально доказать справедливость закона сохранения полной механической энергии на основе сравнения двух полученных результатов: потенциальная энергия увеличилась и потенциальная энергия уменьшилась. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью уч-ся. Формировать умения: проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы на основе экспериментальных данных. Развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе выполнения ЛР, воспитывать убежденность в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения ЛР | § 50, 51 | |
Статика. (4 ч) | |
43 | 1 | 17.12 | | Равновесие тел | Комбинированный урок. | Статика. Равновесие тел. Твердое тело. Условия равновесия твердого тела | Знать и понимать понятия «твердое тело. Момент силы». Знать условия равновесия абсолютно твердого тела. | § 52 | |
44 | 1 | 19.12 | | Первое условие равновесия твердого тела | § 53 | |
45 | 1 | 22.12 | | Второе условие равновесия твердого тела | § 54 | |
46 | 1 | 24.12 | | Решение задач. | § 52 – 54 | |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА И ТЕРМОДИНАМИКА (20 часов) | |
Молекулярная физика. (12ч) | |
47 | 1 | 26.12 | | Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества | Комбинированный урок. | Тепловое движение. Оценка размеров молекул, броуновского движения. | Познакомить с предметом изучения молекулярной физики- тепловой формой движения материи. Сформулировать основные положения МКТ, дать понятие о размерах молекул, уметь объяснить физические явления на основе представлений о строении вещества. Знать и понимать смысл понятия: тепловые явления, макроскопические тела, тепловое движение молекул, «вещество», «атом, молекула», понимать смысл величин «молярная масса, количества вещества». Формировать умения видеть тепловые явления в природе, объяснить броуновское движение. Раскрыть научное и мировоззренческое значение броуновского движения; установить характер зависимости сил притяжения и отталкивания от расстояния между молекулами. Познакомить со схемой движения броуновской частицы. Показать роль МКТ. в природе и технике. Формировать правильное восприятие окружающего мира. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе приобретения знаний, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в необходимости обосновывать высказываемую позицию. | § 55 – 57 | |
48 | 1 | 12.01 | | Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Строение газообразных, жидких и твердых тел | § 58 – 60 | |
49 | 1 | 14.01 | | Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории. Среднее значение квадрата скорости молекул | § 61, 62 | |
50 | 1 | 16.01 | | Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газа | Информационно - развивающий. | Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа. | Дать понятие об идеальном газе как физической модели разряжённого газа. Выяснить его свойства. Выяснить физический смысл понятия «давление газа» в МКТ. Записать основное уравнение МКТ идеального газа и его знать.. На основе МКТ установить количественную зависимость давления газа от массы одной молекулы и среднего квадрата скорости ее движения. Уметь описывать основные черты модели «идеальный газ»; уметь объяснять давление, создаваемое газом. Показать статистическую закономерность, её особенности и значение в науке. Формировать научное мировоззрение при изучении нового материала этой темы. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. | § 63 | |
51 | 1 | 19.01 | | Температура и тепловое равновесие. Определение температуры | § 64, 65 | |
52 | 1 | 21.01 | | Абсолютная температура. Температура — мера средней кинетической энергии молекул. Измерение скоростей молекул газа | Информационно – развивающийся | Температура, абсолютная температура, тепловое равновесие | Ввести понятия: температура и тепловое равновесие. Дать понятие о термодинамических параметрах; рассмотреть температуру как характеристику состояния теплового равновесия термодинамической системы тел и как меру кинетической энергии молекул газа. Анализировать состояние теплового равновесия вещества. Формировать навыки работы с термометром и формировать умения измерять температуру тела. Формировать правильное восприятие окружающего мира. Знать/ понимать смысл понятия: «абсолютная температура». Смысл постоянной Больцмана; значение температуры тела здорового человека, физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека. Ввести понятия: абсолютный нуль температуры, абсолютная шкала температур, постоянная Больцмана. Выяснить физический смысл постоянной Больцмана и физический смысл абсолютного нуля температуры. Выяснить соотношение между давлением и температурой, измеряемой в градусах по шкале Цельсия и Кельвина. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи по теме «Температура - мера средней кинетической энергии». Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе приобретения знаний, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в необходимости обосновывать высказываемую позицию. Формировать умение вычислять среднюю кинетическую энергию молекул при известной температуре | § 66, 67 | |
53 | 1 | 23.01 | | Уравнение состояния идеального газа | § 68 | |
54 | 1 | 26.01 | | Газовые законы | Информационно – развивающийся | Изотермический, изобарный, изохорный процессы., законы Бойля – Мариотта, Гей – Люссака, Шарля. | Знать изопроцессы и их значение в жизни. Понимать смысл этих законов. | § 69 | |
55 | 1 | 28.01 | | Лабораторная работа № 3 «Экспериментальная проверка закона Гей-Люссака» | Урок- практикум. Творчески- репродуктивный | Знать приборы ЛР. Уметь проводить проверку закона Гей - Люссака». | Формировать умения: опытным путем проверить выполнение закона Гей – Люссака, проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы на основе экспериментальных данных, вычислять относительные и абсолютные погрешности измерений. Развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе выполнения ЛР, воспитывать убежденность в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения ЛР | § 68, 69 | |
56 | 1 | 30.01 | | Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение | Информационно – развивающийся | испарение и конденсация; насыщенный и ненасыщенный пар, критическая температура | Познакомить с моделью реального газа, главным отличием реального газа от идеального. Повторить и углубить знания уч-ся об испарении и конденсации; дать понятие насыщенного и ненасыщенного пара, выяснить свойства насыщенного пара и объяснить их с точки зрения МКТ. Углубить понятие кипение, объяснить процесс с точки зрения МКТ; сформулировать понятие критическая температура. Знать и понимать смысл понятий: кипение, испарение, парциальное давление водяного пара, влажность воздуха: абсолютная и относительная влажность воздуха, понимать их смысл. Точка росы. Изучить устройство и принцип работы приборов для определения влажности воздуха. Показать значение роли влажности в метеорологии, в ткацком, кондитерском и других производствах. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации | § 70, 71 | |
57 | 1 | 2.02 | | Влажность воздуха. Решение задач. | § 72 | |
58 | 1 | 4.02 | | Кристаллические тела. Аморфные тела | Информационно – развивающийся | монокристаллы, поликристаллы, анизотропия, изотропия, аморфные тела. Знать свойств твердых тел. Представление результатов сравнения кристаллических и аморфных тел в виде таблицы. | Знать и понимать различие строения и свойств кристаллических и аморфных тел. Ввести понятия: монокристаллы, поликристаллы, анизотропия, изотропия, аморфные тела. Раскрыть основные свойства кристаллических и аморфных тел. Познакомить с моделями их строения. Повторить виды деформаций и их характеристики. Формировать умения применять в повседневной жизни физические знания о свойствах твёрдых тел. Формировать знания, умения, навыки, решая качественные задачи по этой теме. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания свойств твердых тел, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. Формировать правильное восприятие окружающего мира. | § 73,74 | |
Термодинамика. (8 ч) | |
59 | 1 | 6.02 | | Внутренняя энергия | Проблем но – поисковый. | Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Работа в термодинамике. Закон термодинамики. | Дать термодинамическую трактовку понятия работы газа. Дать расчет работы газа при изобарном расширении. Вывести формулу А= РV. Дать геометрическое истолкование работы. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 75 | |
60 | 1 | 9.02 | | Работа в термодинамике | § 76 | |
61 | 1 | 11.02 | | Количество теплоты | Комбинированный | Количество теплоты. Удельная теплоёмкость, её физический смысл, удельная теплота парообразования. | Знать понятие: теплопередача, количество теплоты как меру изменения внутренней энергии при теплообмене. Ввести понятия, из знать и понимать: удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования. Формировать умения и навыки, рассчитывая количество теплоты при нагревании, парообразовании и конденсации вещества, при плавлении и кристаллизации. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новых ситуациях | § 77 | |
62 | 1 | 13.02 | | Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам | Информационно – развивающийся | Первый закон термодинамики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека. | Повторить понятия «термодинамический процесс». Привести примеры термодинамических процессов: сжатие газа, виды теплопередачи, изопроцессы в газе. Сформулировать и записать первый закон термодинамики; раскрыть смысл этого закона, показать границы применимости первого закона термодинамики, выяснить невозможность создания вечного двигателя. Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам в газе. Политехническое воспитание при изучении этой темы. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. Уметь решать задачи с вычислением количества теплоты, работы и изменения внутренней энергии газа | § 78, 79 | |
63 | 1 | 16.02 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | Знать/понимать смысл, уметь решать задачи на первый закон термодинамики | § 78, 79 | |
64 | 1 | 18.02 | | Необратимость процессов в природе Статистическое истолкование необратимости процессов в природе | Информационно – развивающийся | Необратимость тепловых процессов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки влияния на организм человека. Статистический смысл второго закона термодинамики. Вероятность толкования равновесного состояния системы | Дать понятия: равновесный (неравновесный), самопроизвольный (несамопроизвольный); обратимых и необратимых процессов и, как следствие этого сформулировать второй закон термодинамики в формулировке Клаузиуса, указать статистический смысл второго закона термодинамики; вероятностное толкование равновесного состояния системы. (Указывает направление процессов в природе). Показать необратимость тепловых процессов в природе. Формировать научное мировоззрение при изучении это темы. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 80 - 81 | |
65 | 1 | 20.02 | | Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей | Частично – поисковый. | ДВС. КПД тепловых двигателей. Практическое применение в повседневной жизни физических знаний об охране окружающей среды. Рациональное природопользование и защита окружающей среды. | Знать/понимать принцип действия теплового двигателя, ДВС. Ввести понятие: КПД тепловых двигателей. Политехническое воспитание на примерах практического применения тепловых двигателей, экологическое воспитание на примерах вредного воздействия тепловых двигателей на окружающую среду. Показать роль физики в создании и совершенствовании важнейших технических объектов: тепловых двигателей. Формировать умения вычислять КПД тепловых двигателей. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. | § 82 § 55 – 82 | |
66 | 1 | 25.02 | | Контрольная работа №3 «Термодинамика» | Репродуктивный. | Уметь применять полученные знания и умения при выполнении | Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме. Формировать навыки самостоятельной работы уч-ся, знать и понимать первый и второй законы термодинамики; уметь вычислять работу газа, количество теплоты, изменения внутренней энергии, КПД тепловых двигателей, относительную влажность воздуха, уметь объяснить физические явления и процессы с применением основных положений МКТ | § 81, 82 | |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (33 часа) | |
Электростатика. (16 ч) | |
67 | 1 | 27.02 | | Электрический заряд и элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел | Урок изучения нового материала. | Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле, Электрический ток. | Дать определение термодинамики. Ввести понятие «электрический заряд»- первичное, основное понятие электродинамики, рассматривание как свойство некоторых частиц, определяющее интенсивность электромагнитных взаимодействий. Два рода зарядов в природе. Познакомить с электризацией тел (контактная, через соприкосновение и через влияние). Объяснить электризацию на основе знаний о строении атома и закона сохранения электрического заряда в замкнутой системе частиц. Дать понятие об электростатике. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания законов природы. | § 83 – 85 | |
68 | 1 | 2.03 | | Закон сохранения электрического заряда. | § 86 | |
69 | 1 | 4.03 | | Основной закон электростатики — закон Кулона. Единица электрического заряда | Комбинированный урок. Информационно – развивающийся, творчески репродуктивный | Закон Кулона, единица электрического заряда. Физический смысл закона Кулона. Графическое изображение действия зарядов. Изучение закона Кулона в сравнении с законом всемирного тяготения | Ввести физическую модель- точечный электрический заряд. Изучить закон Кулона - основной закон электростатики, разъяснить физический смысл закона Кулона, показать границы его применимости. Познакомить со свойством кулоновской силы- центральность. Ввести единицу электрического заряда, выяснить физический смысл коэффициента К. Уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи на применение формулы закона Кулона. Расширить кругозор уч-ся. Научить уч-ся применять знания в новой ситуации. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач. | § 87 | |
70 | 1 | 6.03 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | Закон Кулона. Графическое изображение действия зарядов. Изучение закона Кулона в сравнении с законом всемирного тяготения | Уметь вычислять силу кулоновского взаимодействия. | § 88 | |
71 | 1 | 11.03 | | Близкодействие и действие на расстоянии. Электрическое поле | Урок изучения нового материала. Проблем но – поисковый. | Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Равновесие статистических зарядов. Характеристика поля по плану: 1. Существование и экспериментальное доказательство. 2. Источники поля (чем порождаются).№. Как обнаруживается (индикатор поля). 4. Основная характеристика, количественный закон.5. Графическое представление поля (линии поля, их особенности).6. Виды полей ( однородное, неоднородное, потенциальное, не потенциальное). | Выяснить сущность теории дальнодействия и близкодействия. Познакомить с идеей Фарадея об электрическом поле. Формировать понятия: электрическое поле-вид материи, осуществляющий взаимодействие между электрически заряженными частицами; напряжённость поля - силовая характеристика электрического поля, записать формулу напряженности электрического поля. Познакомить с видами полей: однородное, неоднородное. Изучить основные свойства электрического поля. Сделать чертёж, объяснить сущность принципа суперпозиции электрических полей. Ознакомить уч-ся со знаковыми моделями электрических полей и научить пользоваться этими моделями для характеристики электрических полей. Формировать умения распределять линии напряженности, направленных вокруг точечных зарядов, построить экспериментальную картину распределения поля вокруг заряженного шара. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи по теме «Электрическое поле. Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей». Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания электрического поля, использовании этого достижения физики на благо развития человеческой цивилизации | § 89, 90 | |
72 | 1 | 13.03 | | Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей | § 91 | |
73 | 1 | 18.03 | | Решение задач | Творчески репродуктивный. | Уметь решать задачи на расчёт напряжённости электрического поля, принцип суперпозиции. | Формировать знания, умения, навыки, решая задачи по теме «Напряжённость электрического поля. Принцип суперпозиции полей», качественные задания на определение результирующего вектора напряженности. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 91 | |
74 | 1 | 16.03 | | Силовые линии электрического поля. Напряженность поля заряженного шара | Проблем но- поисковый | Проводники и диэлектрики в электрическом поле, поляризация | Факт взаимодействия поля и вещества. Свободные заряды проводников.. Научить уч-ся объяснять с точки зрения электронной теории явления, происходящие в проводниках, помещенных в электрическое поле; описывать и объяснять явление электростатической индукции. Уметь приводить примеры практического применения проводников и диэлектриков. Раскрыть физическую природу диэлектриков с точки зрения электронной теории. | § 92 | |
75 | 1 | 18.03 | | Проводники в электростатическом поле | § 93 | |
76 | 1 | 20.03 | | Диэлектрики в электростатическом поле. Два вида диэлектриков. Поляризация диэлектриков | § 94, 95 | |
77 | 1 | 30.03 | | Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле | Информационно – развивающийся | Потенциал, разность потенциалов, эквипотенциальные поверхности | Познакомить с электростатической потенциальной энергией системы зарядов; с работ при перемещения заряда в однородном электростатическом поле; потенциальной энергией заряда в однородном электростатическом поле. Ввести понятия: потенциал поля, разность потенциалов, эквипотенциальные поверхности. Формировать умения, навыки, решая задачи по теме «Потенциал электростатического поля и разность потенциалов». Развивать познавательные, интеллектуальные и творческие способности в подготовке сообщения по этой теме. | § 96 | |
78 | 1 | 1.04 | | Потенциал электростатического поля и разность потенциалов | § 97 | |
79 | 1 | 3.04 | | Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Эквипотенциальные поверхности | §98 | |
80 | 1 | 6.04 | | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы | Информационно – развивающийся | Конденсаторы. Электроёмкость, единицы электроёмкости. | Ввести понятия: электроемкости системы двух проводников, ее единицы измерения. Заряд конденсатора; понимать смысл величины «электрическая ёмкость». Изучить от чего зависит электроёмкость. Сформировать представление о том, что наличие энергии у электрического поля является признаком материальности электрических полей. Изучить устройство конденсатора, его виды, способы расчета энергии конденсатора. Политехническое воспитание на примерах применения конденсаторов в технике. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные способности в процессе приобретения знаний, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в необходимости обосновывать высказываемую позицию | § 99, 100 | |
81 | 1 | 8.04 | | Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов | § 101 | |
82 | 1 | 10.04 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | Проводники и диэлектрики в электрическом поле, поляризация | Уметь применять полученные знания и умения при решении качественных и расчетных задач по этой теме. | § 101 | |
Законы постоянного тока. (10 ч) | |
83 | 1 | 13.04 | | Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока | Информационно – развивающийся | Условия существования электрического тока Электрический ток. Сила тока. Напряжение, сопротивление. | Знать/ понимать смысл понятий «электрический ток» .Выяснить условия существования электрического тока | § 102, 103 | |
84 | 1 | 15.04 | | Закон Ома для участка цепи. Сопротивление | Проблем но- поисковый | Зависимость силы тока в цепи от сопротивления и напряжения. | Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи | § 104 | |
85 | 1 | 17.04 | | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников | Комбинированный урок. | Схемы электрических цепей. Уметь собирать электрические цепи, ТБ при работе с электрическими приборами. | Познакомить со схемами электрических цепей; вычерчиванием их схем; правилами включения амперметра, вольтметра, омметра в цепь для измерения. Дать определение постоянного электрического тока в цепи, его отличие от переменного тока. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе вычерчивания схем. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения этой работы. | § 105 | |
86 | 1 | 20.04 | | Решение задач. | Творчески репродуктивный. | Уметь решать задачи на расчёт электрических цепей. Построение эквивалентных схем электрических цепей. | Применять метод эквивалентных схем для расчета электрических цепей. Формировать умения, навыки, используя закон Ома при расчете физических величин, характеризующих ток. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 105 | |
87 | 1 | 22.04 | | Лабораторная работа № 4 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников». | Урок практику м Творчески- репродуктивный | Знать приборы ЛР. Уметь собирать схемы различных соединений, проводить измерения величин при последовательном и параллельном соединений проводников. | Формировать навыки сборки цепей последовательного и параллельного соединений проводников; экспериментально доказать справедливость законов соединения проводников. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью уч-ся. Формировать умения: проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы на основе экспериментальных данных. Развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе выполнения ЛР, воспитывать убежденность в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения ЛР | § 102 – 105 | |
88 | 1 | 24.04 | | Работа и мощность постоянного тока | Урок повторения с применением метода решения зада | Работа и мощность электрического тока. | Ввести энергетические характеристики протекания тока в цепи: работа .Записать и сформулировать закон Джоуля- Ленца. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи по этой теме. Формировать навыки работы с текстом. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации | § 106 | |
89 | 1 | 27.04 | | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи | Информационно – развивающийся | Электродвижущая сила. Сторонние силы. Закон Ома для полной цепи. | Выяснить действие сторонних сил в источнике тока. Ввести понятия: электродвижущая сила – характеристика источника тока, сторонние силы; падение напряжения на участке цепи. Вывести и изучить закон Ома для полной цепи с опорой на закон сохранения энергии и закон Джоуля - Ленца, разъяснить содержание этого закона, показать границы его применимости, практическое значение этого закона. Познакомить с явлением короткого замыкания. Формировать знания, умения, навыки, решая задачи на применение формулы закона Ома для полной цепи. Воспитывать уважение к творцам науки | § 107, 108 | |
90 | 1 | 29.04 | | Лабораторная работа № 5 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | Урок- практику м. Творчески репродуктивный | Объяснение, выполнение ЛР. По инструкции | Проверить выполнение закона Ома для полной цепи, измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока. Формировать навыки работы с физическими приборами, навыки сборки цепи. Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельностью уч-ся. Формировать умения: проводить наблюдения, выполнять эксперименты, делать выводы на основе экспериментальных данных. Развивать познавательные интересы и творческие способности в процессе выполнения ЛР, воспитывать убежденность в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения ЛР | § 107, 108 | |
91 | 1 | 4.05 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | Закон Ома для полной цепи | Решение количественных задач на закон Ома для полной цепи и участка цепи | § 102 – 108 | |
92 | 1 | 6.05 | | Контрольная работа № 4 «Законы постоянного тока» | Репродуктивный | Выяснить усвоение учащимися учебного материала этой темы | Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме. Формировать навыки самостоятельной работы по различным видам познавательной деятельности. | § 108 | |
Электрический ток в различных средах. (7ч) | |
93 | 1 | 8.05 | | Электрическая приводимость различных веществ. Электронная приводимость металлов | Комбинированный урок | Электрический ток в металлах. Условия возникновения и существования электрического тока в металлах | Выяснить условия возникновения и существования электрического тока в металлах, познакомить с его вольт - амперной характеристикой. Качественно объяснить закон Ома на основе электронной теории проводимости металлов. Показать возможность построения строгой теории движения электронов металле лишь на основе законов квантовой механики. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач | § 109, 110 | |
94 | 1 | 11.05 | | Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость | Комбинированный урок. | зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Сверхпроводимость | Установить зависимость сопротивления металлического проводника от температуры. Знать и понимать смысл понятий «сверхпроводимость». | § 111, 112 | |
95 | 1 | 13.05 | | Электрический ток в полупроводниках. Электрическая проводимость полупроводников при наличии примесей | Комбинированный урок. | Электронная, дырочная проводимость. Собственная проводимость полупроводников: акцепторные и донорные примеси Условия возникновения и существования электрического тока в полупроводниках. Зависимость электрической проводимости полупроводников от температуры. | Показать положение полупроводниковых веществ в периодической системе химических элементов. Установить зависимость электрической проводимости полупроводников от температуры, освещенности, радиоактивного облучения, механических воздействий и др. Сравнить проводимости полупроводников и проводимости металлов. Познакомить уч-ся с полупроводниками, со строением полупроводников, показать границы применимости полупроводников. Формировать представление о свободных носителях электрического заряда в полупроводниках и о природе электрического тока в чистых полупроводниках с точки зрения электронной теории. Собственная проводимость полупроводников: акцепторные и донорные примеси. Полупроводники р -и п - типов.. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 113, 114 | |
96 | 1 | 15.05 | | Электрический ток через контакт полупроводников р- и n-типов. Транзисторы | Комбинированный урок. | Терморезисторы, фотореле, полупроводниковый диод. | Познакомить уч-ся с терморезисторами, фотореле, полупроводниковым диодом. Политехническое воспитание на примерах применения полупроводниковых приборов. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 115, 116 | |
97 | 1 | 18.05 | | Электрический ток в вакууме. Электронные пучки. Электронно-лучевая трубка | Комбинированный урок | Понятие вакуума. Способами получения свободных носителей заряда в вакууме: термоэлектронная эмиссия, фотоэлектронная эмиссия | Ввести понятие вакуума. Познакомить с несамостоятельной проводимостью вакуума; со способами получения свободных носителей заряда в вакууме: термоэлектронной эмиссией, фотоэлектронной эмиссией. Изучить устройство и принцип работы вакуумного диода, его односторонней проводимости. Политехническое воспитание на примерах применения вакуумного диода для выпрямления переменного тока. Воспитывать убежденность в возможности использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации. | § 117, 118 | |
98 | 1 | 20.05 | | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза | Комбинированный урок | Электролитическая диссоциация, электролиз. Физическая природа электропроводимости жидких проводников (электролитов).Закон Фарадея для электролиза, электрохимический эквивалент. | Жидкости- проводники электрического тока. Растворы и расплавы электролитов (кислот, щелочей, солей). Формировать понятия: электролитическая диссоциация, электролиз, ионная проводимость. Разъяснить физическую природу электропроводимости жидких проводников (электролитов). Сформулировать и записать закон Фарадея для электролиза, вести понятие электрохимического эквивалента. Политехническое воспитание на примерах применения электролиза. Развивать познавательные интересы, изучая эту тему. Воспитывать убежденность в возможности познания явлений природы, использовании достижений физики на благо развития человеческой цивилизации | § 119, 120 | |
99 | 1 | 22.05 | | Электрический ток в газах. Несамостоятельный и самостоятельный разряды. Плазма | Комбинированный урок. | Ионизация газа, несамостоятельный разряд, виды самостоятельного электрического разряда | Уметь описывать условия и процесс протекания электрического тока в газах. Понимать понятие «плазма» | § 121 – 123 | |
Повторение (2 часа) | |
100 | 1 | 25.05 | | Решение задач | Творчески- репродуктивный | | | § 109 – 123 | |
101 | 1 | 27.05 | | Итоговая контрольная работа. | Репродуктивный | Уметь применять полученные знания и умения при выполнении КР | Контроль и оценивание знаний, умений, навыков уч-ся по изученной теме. Формировать навыки самостоятельной работы. | § 123 | |
102-105 | 4 | 29.05 | | Резервные уроки | | | | | |