Преподавание учебного предмета «Физика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году осуществляется в соответствии с областным базисным учебным планом (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997). На обучение физике в 7-9 классах основной школы предусматривается не менее 2 часов в неделю (210 часов за 3 года). В 10-11 классах обучение может быть организовано на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на обучение физике выделяется не менее 2 часов в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне не менее 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10-11 классах).
На любой ступени и при любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, образовательное учреждение может увеличить число часов на изучение физики посредством предоставления возможности выбора элективных курсов.
При большом числе учащихся, желающих изучать физику на профильном уровне, образовательное учреждение имеет право увеличить количество часов в неделю на изучение физики, за счет часов вариативной части учебного плана. Содержание учебного материала, дополняющего программу профильного уровня, не регламентируется.
Наиболее приоритетным направлением работы методических объединений учителей физики в 2011-2012 учебном году должно стать совершенствование методической деятельности учителя по внедрению федеральных государственных стандартов нового поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. N 1897. Цели и образовательные результаты представлены в нем на нескольких уровнях метапредметном, личностном и предметном.
Обновленное содержание учебного предмета «Физика» основной школы представлено на сайте http://standart.edu.ru/ и в сборниках:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения);
Примерные программы основного общего образования, физика. Естествознание. М.: Просвещение, 2009. ‑ 80 с. – (Стандарты второго поколения).
Преподавание учебного предмета «Физика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году должно осуществляться по учебникам в соответствии c приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776). Ознакомиться с полным содержанием приказа можно в следующих официальных источниках:
«Вестник образования» - официальное издание Минобрнауки;
официальный сайт Минобрнауки России www.mon.gov.ru;
сайт общественно-государственной экспертизы в образовании http://fsu-expert.ru .
При выборе методического обеспечения необходимо учитывать сформированность учебно-методических комплектов по физике, востребованных в образовательных учреждениях Челябинской области.
Для основной школы:
УМК Грачева А.В. включает программу, учебники для 7, 8 и 9 классов, по две рабочих тетради для каждого класса;
УМК Громова С.В. включает программу, учебники для 7, 8 и 9 классов, рабочие тетради для каждого класса, контрольные работы, книга для учителя;
УМК Кабардина О.Ф. включает учебники и книги для учителя для каждого класса;
УМК Перышкина А.В. включает учебники для 7, 8 и 9 классов, рабочие тетради для 7 и 8 классов, тесты, дидактические материалы, тематическое и поурочное планирование к учебникам для 7, 8 и 9 классов;
УМК под ред. Пинского А.А. включает программу, учебники для 7, 8 и 9 классов, тетради для лабораторных работ для каждого класса;
УМК Пурышевой Н.С. включает программу, для каждого класса: учебники, рабочие тетради, тематическое и поурочное планирование, мультимедийной приложение к учебникам и электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике»;
УМК Степановой Г.Н. включает программу, учебники и рабочие тетради для каждого класса, сборник задач для 7-9 класса;
УМК Фадеевой А.А. включает программу, книгу для учителя, для каждого класса учебник, рабочую тетрадь и карточки задания;
УМК Шахмаева Н.М. включает программу с поурочным планированием, для каждого класса учебник, рабочую тетрадь, задачник и методику преподавания физики.
Для средней (полной) школы:
УМК Генденштейна Л.Э. для 10 и 11 классов включает учебники, задачники, методические материалы, самостоятельные работы, тетради для лабораторных работ, тематические контрольные работы;
УМК Мякишева Г.Я. (издательство «Просвещение») включает программу, учебники, тетради для лабораторных работ, поурочное планирование, электронное приложении к учебникам, поурочные разработки, сборник задач, контроль знаний, умений и навыков, опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике для 10 класса;
УМК Пурышевой Н.С. для 10 и 11 классов включает программу, учебники, рабочие тетради и электронные учебное издание «Лабораторные работы по физике» для каждого класса;
УМК Тихомировой С.А. включает программу и тематическое планирование, учебники для 10 и 11 классов, рабочие тетради, методику преподавания физики;
УМК под ред. Богданова К.Ю.включает учебники для 10 и 11 классов, книгу для учителя;
УМК под ред. Мякишева Г.Я. (издательство «Дрофа») пять учебников по разделам курса физики, тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации по использованию учебников;
УМК Касьянова В.А. включает программу, учебники, тетради для лабораторных работ, тесты для проверки знаний учащихся.
УМК под ред. Пинского А.А. для 10-11 классов включает программу и учебники;
УМК Степановой Г.Н. включает программу и учебники.
Решение об использовании учебно-методических комплектов принимается в общеобразовательном учреждении и основывается на том, что предметная линия рассчитана в основной школе на три года (7-9 класс) и в средней школе на два года (10-11 класс) и переход с одного учебно-методического комплекта на другой, в этот период недопустим.
Преподавание учебного предмета «Физика» в 2011-2012 учебном году в основной и средней (полной) школе продолжает осуществляться по образовательным стандартам (2004 г.), которые направлены на реализацию принципа личностно - ориентированного обучения.
Для более эффективного обучения учащихся работе с информацией физического содержания необходимо усилить работу с учебником, включая в различные этапы урока и домашнюю работу учащихся разнообразные задания на понимание и преобразование информации. При планировании тематических контрольных работ целесообразно проводить их предварительный анализ и коррекцию, учитывая необходимость проверки не только элементов содержания, но и видов деятельности.
При подготовке тематического планирования целесообразно провести анализ всех возможных для реализации лабораторных работ и опытов. Целостный взгляд на всю практическую часть программы курса физики позволит оптимально распределить время на работу учащихся с реальным лабораторным оборудованием. В процессе выполнения практических работ учащиеся должны освоить алгоритмы выполнения большинства типов экспериментальных заданий.
При планировании учебного процесса в средней (полной) школе целесообразно обратить внимание на следующие моменты.
Выполнять все лабораторные работы и работ физического практикума. В экзаменационной работе задания с реальным оборудованием заменены на задания по фотографиям, которые используются в вопросах на узнавание какого-либо физического явления, на определение свойств явлений, применение формул или законов, решение расчетных задач на основании приведенной на фотографии экспериментальной установки. При выполнении заданий по фотографиям учащиеся должны узнавать изображенные на фотографии измерительные приборы и оборудование, уметь снимать показания измерительных приборов, представлять себе протекание зафиксированных на фотографиях явлений и опытов.
При проведении лабораторных работ рекомендуется обратить внимание на формирование следующих умений: построение графиков и определение по ним значений физических величин, запись результатов измерений и вычислений с учетом погрешности измерений и необходимым округлением, анализ результатов опыта и формулировка выводов по результатам, заданным в виде таблицы или графика.
2. Важным аспектом изучения предмета «Физика» является проведение в классе демонстрационных экспериментов, на основании которых строится объяснение теоретического материала. Учащиеся должны свободно соотносить рисунок или схему эксперимента с изученным физическим явлением или законом, объяснять ход эксперимента и формулировать выводы.
3. Уделять достаточное внимание устным ответам и решению качественных задач. При этом необходимо добиваться полного правильного ответа, включающего последовательное связное обоснование с указанием на изученные закономерности.
4. При обучении учащихся умению решать расчетные задачи нужно формировать обобщенное умение решать задачи, при этом учить анализировать описанные в задаче явления и процессы и строить физическую модель.
К направлениям методической работы объединений учителей физики старших классов может быть отнесено подробное знакомство с общими результатами образовательной подготовки выпускников, перечнем тем, требующих особого внимания при планировании учебного процесса, направлениями совершенствования предмета, примерами типичных ошибок учащихся при выполнении экзаменационной работы, рекомендациями по использования в системе работы учителя системы оценивания образовательных достижений учащихся, апробированной в рамках ЕГЭ.
Освоение курса физики в целом, а также экспериментальной составляющей метода познания, возможно только при комплексном использовании демонстрационного эксперимента и самостоятельных исследований. Содержание курса физики в основной школе, а также на двух уровнях обучения в средней (полной) школе имеет общее фундаментальное ядро. Курс физики основной школы – база изучения на уровне явлений и целого ряда физических законов, в средней (полной) школе расширяется круг исследуемых явлений, добавляются некоторые законы, их техническое применение, изучение осуществляется на базе физических теорий, более разнообразными оказываются формы самостоятельного эксперимента. Другим направлением перестройки учебного эксперимента является педагогическая технология совместных исследований учителя и учащихся. Для реализации таких технологий необходима адекватная новым требованиям учебная техника.
Оптимальный состав оборудования кабинета физики, обеспечивающий изучение физики в средней школе на экспериментальной основе, может быть сформирован на базе перечня оборудования кабинета физики основной школы как дополнение к нему. Рекомендации по оснащению кабинета физики для основной и средней (полной) школы в рамках подготовки к стандарту второго поколения опубликованы в методическом журнале «Физика в школе» №4, 2010 г. (Приложение 1).
Экспериментальные умения учащихся определяют и уровень подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников. Так как физика - в основном экспериментальная наука, то вопросы, связанные с идеями, подготовкой, проведением, обработкой результатов и результатами экспериментов органично входят в экзаменационную работу. В первую часть экзаменационной работы включаются вопросы, проверяющие основные знания и умения, приобретенные учащимися при выполнении ими лабораторных работ, наблюдений физических опытов, знакомстве с историей физических экспериментов.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона «Об образовании» от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение учащимися результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. В этой же статье указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
Таким образом, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных программ. При разработке рабочей программы необходимо опираться на письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Рекомендации по разработке рабочих программ по физике представлены в Приложении 12 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2010 г. №103/3073.
Внеклассная работа по предмету составляет часть школьного учебно-воспитательного процесса и является важным средством развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей, способностей овладевать новыми знаниями, коммуникативных умений, умения работать в коллективе, а также практического применение знаний полученных на уроках в практической деятельности. Олимпиады по физике составляют большую часть внеклассной работы. Учащимся предлагается участвовать как в очных, так и дистанционных этапах олимпиад. Список рекомендуемой литературы, для подготовки учащихся к олимпиадам представлен в приложении 2.
При организации процесса обучения необходимо учитывать изменения в структуре и содержании заданий экзаменационной работы по физике на государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы. При проведении тематического контроля знаний рекомендуется:
включать задания нового вида ‑ множественный выбор (выбор двух правильных ответов из предложенного перечня);
увеличивать долю заданий, предполагающих обработку и представление информации в различном виде (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм) и качественных вопросов на проверку знания физических величин, понимания явлений, смысла физических законов;
проверять понимание учащимися физических законов и следствий.
На сайте ФИПИ размещены нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ (тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов).
Шахматова В.В.
(351)264-0151
Приложение 1
Рекомендации по оснащению кабинета физики
Перечень оборудования
Раздел I
Демонстрационное оборудование
Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения большинства изучаемых в соответствии с программами явлений, процессов и законов. Это возможно при оптимальном сочетании аналоговых, цифровых и компьютерных средств наблюдения, анализа измерительной информации, а также прямых и косвенных измерений.
Такое сочетание позволит обеспечить количественное изучение законов, что в значительной степени увеличивает возможности по организации деятельностного подхода при использовании демонстрационного эксперимента.
Формирование перечня демонстрационного оборудования в старшей школе осуществляется по аналогии с лабораторным оборудованием с учетом содержания программы и перечня демонстраций.
Например, на базовом уровне изучения механики к рекомендованному для основной школы оборудованию необходимо добавить комплект по акустике, позволяющий пронаблюдать интерференцию и дифракцию звука, а с помощью компьютерной измерительной системы — измерить скорость звука. Для профильного уровня к этому необходим еще комплект по вращению, позволяющий исследовать явление резонанса, свойства неинерциальных систем отсчета, пронаблюдать закон сохранения момента импульса, на количественном уровне проанализировать применение второго закона динамики для тела, движущегося по окружности.
Набор по исследованию движения жидкости позволяет проиллюстрировать действие законов сохранения в гидродинамике.
Демонстрационное оборудование по молекулярной физике, содержащееся в перечне для основной школы, в целом обеспечивает постановку демонстраций при изучении на базовом уровне. Целесообразно лишь дополнить его аналоговым комплектом для изучения изопроцессов и СD с записью реального броуновского движения.
При изучении физики на профильном уровне необходим набор для исследования изопроцессов и адиабатного процесса, позволяющий с использованием компьютерной измерительной системы получить графическую интерпретацию этих процессов. Также на профильном и углубленном уровнях целесообразно иметь полный комплект для наблюдения и исследования броуновского движения.
В электродинамике использование осциллографической приставки и звукового генератора позволяет пронаблюдать и исследовать все электрические цепи переменного тока и резонанс, а набор по полупроводникам позволяет исследовать вольтамперные характеристики диода и транзистора и режимы работы последнего.
Набор по току в газах позволяет исследовать тлеющий разряд, а комплект по току в вакууме — все свойства термоэлектронной эмиссии.
Для экспериментальной поддержки изучения оптики необходим комплект по волновой оптике. Также необходим набор «Счетчик излучения» и целесообразен прибор по измерению постоянной Планка на основе измерения напряжения зажигания лазера.
Важное значение имеет материальное обеспечение астрономического образования.
Первый путь – это использование возможностей астрокомлекса, второй – включение в лабораторный практикум работ с астрономическим содержанием.
Ниже приведен перечень демонстрационного оборудования. Для удобства использования в него включено оборудование и для основной школы. Проведен отбор оборудования по уровням изучения физики. Знаком (Н) обозначены новые разработки, которые ставятся на серийное производство.
1. Демонстрационный комплекс кабинета физики
№ п/п | Наименование учебного оборудования | Основная школа (7—9 кл.) | Средняя школа (10—11 кл.) | Примечание |
Уровни |
Базовый | Профильный |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1.1. Оборудование рабочей зоны учителя |
1 | Демонстрационный стол и компьютеризированное рабочее место учителя | + | + | + | Компьютер на рабочем месте учителя обеспечивает работу интерактивного комплекса, а также используется как средство измерения в целом ряде демонстрационных комплектов. Мощность (400 или 1200 Вт) щита комплекта электроснабжения определяется числом лабораторных столов. Доска должна иметь стальное покрытие, т. к. значительная часть демонстрационного оборудования размещается на доске с использованием магнитных держателей |
2 | Комплект электроснабжения кабинета физики | + | + | + |
3 | Доска классная настенная трехэлементная, с металлическим покрытием | + | + | + |
4 | Комплект инструментов для работы у доски | + | + | + |
5 | Интерактивная доска | + | + | + |
6 | Мультимедийный проектор | + | + | + |
7 | Графопроектор | + | + | + |
1.2. Демонстрационное оборудование общего назначения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
8 | Генератор звуковой частоты с индикатором частоты | + | + | + | Цифровая индикация частоты для учебного генератора — необходимое дидактическое требование. Блок питания обеспечивает питание электрических цепей постоянного и переменного тока при постановке демонстрационных экспериментов. |
9 | Насос воздушный ручной | + | — | — | Источник высокого напряжения обеспечивает на выходе получение зарядов разных знаков*. Прибор «Воздушный стол» моделирует движение молекул, броуновское движение, явление диффузии |
10 | Блок питания (24—30) В, регулируемый, максимальная сила тока (6—10) А | + | + | + | |
11 | Высоковольтный двухполярный источник регулируемого напряжения 0...30 кВ с индикатором напряжения и разрядником | | + | + | |
12 | Аквариум демонстрационный | + | + | + | Аквариум должен иметь форму прямоугольного параллелепипеда, в противном случае возникают оптические искажения демонстрируемых объектов. |
13 | Груз наборный на 1 кг | + | + | + | |
14 | Тарелка вакуумная с колпаком | + | + | + | |
15 | Насос вакуумный | + | + | + | Целесообразно иметь вакуумный насос с электроприводом. |
16 | Штатив демонстрационный физический | + | + | + | |
17 | Прибор «Воздушный стол» с проектором и воздуходувкой (Н) | — | + | + | |
18 | Комплект посуды и принадлежностей к ней | + | + | + | |
19 | Набор инструментов и расходных материалов | + | + | + | |
20 | Столики подъемные | + | + | + | |
21 | Комплекты тематических таблиц: либо на бумажной основе, либо интерактивные, либо на СD | + | + | + | |
1.3. Измерительный комплекс кабинета физики |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
22 | Компьютерный измерительный блок с набором датчиков | + | + | + | Измерительный комплекс кабинета физики строится на основе принципа оптимального сочетания аналоговых, цифровых и компьютерных средств измерения. В основной школе по электродинамике достаточны измерители тока и напряжения, согласованные с комплектом «Электричество 1». Компьютерный измерительный блок имеет набор датчиков (температуры, давления, влажности, ионизирующего излучения, магнитного поля, а также оптоэлектрический датчик), осциллографическую приставку, секундомер, согласованный с блоком. |
В основной школе вместо высоковольтного источника достаточно иметь электрофорную машину.
Отдельные приборы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
40 | Ведерко Архимеда | + | — | — | Система оборудования, в которой отсутствуют компьютерные средства для количественного исследования движения, не является оптимальной. Вместе с тем отсутствие аналоговых приборов и способов изучения явлений, особенно для основной школы, недопустимо. |
41 | Камертоны на резонирующих ящиках с молоточком | + | + | — |
42 | Набор тел равной массы и равного объема | + | — | — |
43 | Прибор для демонстрации давления в жидкости | + | — | — |
44 | Прибор для демонстрации атмосферного давления | + | — | — |
45 | Прибор «Гидростатический парадокс» (Н) | + | — | — |
46 | Прибор для демонстрации закона Бернулли (Н) | — | — | + |
47 | Прибор для демонстрации течения вязкой жидкости (Н) | — | — | + |
48 | Прибор для демонстрации скорости струи жидкости от высоты столба (Н) | + | — | — | |
49 | Прибор для демонстрации условий плавания тел (Н) | + | — | — | |
Целесообразно всегда, когда это возможно, начинать исследование явлении и процессов с их наблюдения с использованием простых, наглядных и понятных ученикам способов и лишь затем переходить к использованию цифровых и компьютерных средств анализа и исследования |
50 | Призма наклоняющаяся с отвесом | + | — | — |
51 | Рычаг демонстрационный | + | — | — |
52 | Сосуды сообщающиеся | + | — | — |
53 | Стакан отливной | + | — | — |
54 | Цилиндр с отпадающим дном (Н) | + | — | — |
55 | Трибометр демонстрационный | + | + | + |
56 | Шар Паскаля | + | — | — |
57 | Трубка вакуумная | + | + | + |
58 | Шар для взвешивания воздуха | + | — | — |
59 | Прибор для исследования соударений (Н) | + | + | + | |
60 | Приборы для исследования колебаний: | | | | |
запись колебаний | + | + | — |
вынужденные колебания | + | + | + |
резонанс автоколебания | — | — | + |
61 | Набор пружин для демонстрации волнового движения (Н) | + | + | + |
62 | Машина волновая (кинематический прибор, устройство, модель для иллюстрации процесса распространения волн и фазовых соотношений) | + | + | + |
63 | Набор подвижных и неподвижных блоков | + | — | — | |
|
1.5. Демонстрационное оборудование по молекулярной физике и термодинамике |
Универсальные тематические наборы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
64 | Набор демонстрационный «Тепловые явления» на базе компьютерного измерительного блока | + | + | + | |
65 | Набор демонстрационный «Газовые законы и свойства насыщенных паров» на базе компьютерного измерительного блока | | | + | |
Отдельные приборы |
66 | Прибор для изучения газовых законов с мановакуумметром | + | + | — | Набор для исследования броуновского движения поставляется в двух модификациях. Одна из них — СD с записью реального броуновского движения, трека одной из частиц и моделью урока по изучению броуновского движения. Вторая модификация — комплект на базе цифрового микроскопа для исследования броуновского движения. Компьютерные способы анализа тепловых явлений должны дополняться их наблюдением с использованием простого оборудования. Это особенно относится к основной школе |
67 | Набор для демонстрации броуновского движения | + | + | + |
68 | Прибор для демонстрации теплопроводности | + | — | — |
69 | Трубка для демонстрации конвекции в жидкости | + | — | — |
70 | Цилиндры свинцовые с винтовым прессом | + | — | — |
71 | Шар с кольцом . | — | + | + |
72 | Огниво воздушное | + | + | + |
73 | Действующая модель паровой машины (Н) | + | — | — |
74 | Кинематические модели тепловых двигателей | + | — | — |
75 | Теплоприемники (пара) | + | — | — |
76 | Прибор для моделирования распределения Максвелла (Н) | — | — | + |
77 | Прибор для моделирования давления газа (Н) | — | + | + | |
78 | Прибор для наблюдения капиллярных явлений | + | — | + | |
1.6. Демонстрационное оборудование по электродинамике |
Универсальные тематические наборы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
79 | Набор для исследования цепей постоянного тока («Электричество-1») | + | + | + | Набор «Электричество-1» обеспечивает постановку основных демонстрации по электродинамике стационарного поля и постоянных токов. В качестве системы измерений используются цифровые измерители силы тока и напряжения. Для работы с набором «Электричество-3» можно пользоваться цифровыми измерителями тока и напряжения, но с использованием компьютерного измерительного блока с осциллографической приставкой становится возможным графическое исследование цепей переменного тока. В комплектах «Электричество-1—4» оптимально сочетаются эргономичность и наглядность за счет использования магнитных держателей элементов, поэтому необходимы доска со стальным покрытием или стальной лист |
80 | Набор для изучения тока в полупроводниках («Электричество-2») | — | — | + |
81 | Набор для изучения цепей переменного тока («Электричество-3») | — | — | + |
82 | Набор для изучения тока в вакууме (« Электричество - 4») | — | — | + |
83 | Электрометры с принадлежностями | + | + | + |
84 | Трансформатор универсальный | — | — | + |
85 | Набор для исследования электромагнитных колебаний | — | — | + |
86 | Комплекты для изучения свойств электромагнитных волн: на базе генератора 430 МГц ИК-диапазона | | + | + |
87 | Демонстрационно-лабораторный комплект для изучения принципов радиопередачи и радиоприема, согласованный с фронтальным набором для сборки радиоприемников | + | + | + |
88 | Комплект по телеметрии и принципам передачи информации (Н) | — | — | + | |
Отдельные приборы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
89 | Набор для демонстрации спектров электрических полей | — | + | + | Для создания достаточной системы оборудования по электродинамике на базе комплектов «Электричество-1—4» их необходимо дополнить отдельными приборами, перечисленными в перечне. Тематические наборы и отдельные приборы позволяют сформировать систему оборудования для экспериментальной поддержки изучения электродинамики. При этом необходимо учитывать, что некоторые единицы оборудования в определенной мере взаимозаменяемы |
90 | Набор для демонстрации спектров магнитных полей | + | + | + |
91 | Султаны электрические | + | — | — |
92 | Конденсатор переменной емкости | — | — | + |
93 | Конденсатор разборный | — | — | + |
94 | Маятники электростатические | + | — | — |
95 | Палочки из стекла и эбонита | + | + | + |
96 | Прибор для демонстрации взаимодействия параллельных токов (Н) | + | + | + |
97 | Прибор для исследования движения пучка электронов в электрическом и магнитном полях (Н) | — | — | + |
98 | Набор для демонстрации устройства и действия электровакуумных приборов | — | — | + | |
99 | Звонок электрический | + | — | — | |
100 | Набор магнитов | + | + | + | |
101 | Набор по передаче электрической энергии | — | + | + | |
102 | Стрелки магнитные на штативах | + | + | + | |
103 | Модели магнитного поля постоянного магнита | + | — | — | |
104 | Набор для исследования магнитных свойств вещества | — | — | + | |
105 | Набор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле | + | + | + | |
106 | Машина электрическая обратимая | + | — | + | |
107 | Электромагнит разборный | + | — | — | |
108 | Комплект катушек для исследования явления электромагнитной индукции с использованием светодиодного гальванометра | + | + | + | |
109 | Прибор для демонстрации правила Ленца | + | + | + | |
110 | Прибор для изучения тока в газах (трубка с двумя электродами) (Н) | — | — | + | |
111 | Прибор для изучения зависимости сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала (Н) | + | + | | |
1.7. Демонстрационное оборудование по оптике и квантовой физике |
Универсальные наборы и комплекты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
112 | Набор демонстрационный «Геометрическая оптика» | + | + | + | До начала реализации национального проекта «Образование» система оборудования кабинета физики по оптике базировалась на приборах, производство которых в настоящее время прекращено. В современных условиях все перечисленное оборудование по оптике, представленное в разделе, полностью поддерживает преподавание раздела на экспериментальной основе. |
113 | Набор по оптике на скамье (Н) | + | + | + |
114 | Набор демонстрационный «Волновая оптика» | — | + | + |
115 | Набор демонстрационный «Определение постоянной Планка» | — | — | + |
116 | Набор спектральных трубок, в состав которых входят три трубки — одна из них с водородом — и источник для их зажигания | + | + | + |
117 | Прибор для сложения цветов спектра (Н) | + | + | + | Восстановлено производство комплекта по исследованию внешнего фотоэффекта. Набор «Определение постоянной Планка» рекомендуется использовать при углубленном уровне изучения физики, потому что способ исследования основан на закономерностях зонной теории твердых тел |
118 | Набор для исследования спектров излучения и поглощения (Н) | — | — | + |
119 | Датчик ионизирующего излучения (счетчик Гейгера) | + | + | + |
120 | Комплект для демонстрации внешнего фотоэффекта (Н) | + | + | + |
121 | Набор для исследования внешнего фотоэффекта и измерения постоянной Планка (Н) | — | — | + |
Раздел II
Оборудование для самостоятельного эксперимента
В примерной программе основной школы, а также на базовом уровне старшей школы предусмотрена только фронтальная форма организации самостоятельного эксперимента.
На профильном уровне старшей школы к ним добавляются лабораторный практикум и самостоятельные творческие задания.
2.1. Фронтальное оборудование
Состав фронтальных тематических комплектов по механике, молекулярной физике, электродинамике и оптике основной школы полностью обеспечивает проведение фронтальных работ на базовом уровне старшей школы.
При профильном уровне изучения физики тематические фронтальные комплекты основной школы должны быть расширены дополнительным оборудованием, состав которого определяется формируемыми экспериментальными умениями, перечнем лабораторных работ, а также способом их организации (фронтальный, практикум). Перечислим дополнительное оборудование для фронтального эксперимента, которое необходимо иметь в кабинете наряду с тематическими комплектами, с целью создания оптимальных условий для достижения требований Стандарта второго поколения.
Оборудование общего назначения
Весы электронные лабораторные. Для основной школы и старшей школы при базовом уровне изучения физики достаточен источник (или два источника) с двумя выходами: постоянного, стабилизированного, регулируемого 0—5 В, 2 А и переменного тока с регулируемым выходом 0—5 В, 1 А. При профильном и углубленном уровнях изучения физики дополнительно целесообразен лабораторный источник с регулируемым выходом по напряжению (0—5 В) и по частоте (50—500 Гц) и со встроенными цифровыми измерителями постоянного и переменного тока с независимыми входами.
Механика
Динамометр с пределом измерения 1 Н с ценой деления 0,02 Н/дел; набор пружин различной жесткости: 25 Н/м, 15 Н/м; брусок для исследования независимости силы трения от площади опоры.
Молекулярная физика (Н)
Тематический комплект по молекулярной физике, распространенный в настоящее время, не является, с нашей точки зрения, оптимальным. Поэтому целесообразно дать характеристику состава такого набора полностью.
Комплект предназначен для проведения следующих работ при изучении тепловых явлений: конструирование и градуирование термометра; построение графика зависимости температуры холодной и температуры горячей воды от времени при теплообмене между ними, а также остывающей горячей воды от времени, измерение удельной теплоемкости; исследование уравнения теплового баланса при смешивании холодной и горячей воды; исследование мощности двухсекционного электрического нагревателя; наблюдение плавления кристаллических и аморфных веществ; измерение абсолютной и относительной влажности и определение точки росы; исследование изотермического процесса; исследование изохорного процесса; определение работы по сжатию газа графическим способом; исследование деформации резинового образца.
Набор составляют следующие элементы и устройства: калориметр; термометр (2 шт.); термометрическая трубка на основании с миллиметровой шкалой; набор металлических тел цилиндрической формы с крючком диаметром 25 мм в составе: стальное — высотой 40 мм, латунное — высотой 40 мм, алюминиевые — высотой 20 мм, 40 мм, 60 мм; двухсекционный нагреватель; прибор (устройство) для исследования деформации резины; манометр стрелочный с баллоном от шприца и соединительными трубками; набор веществ для исследования фазовых переходов; прибор для изучения изопроцессов на базе цифрового измерителя давления и температуры; стаканчик емкостью 150 мл; набор капиллярных трубок разного диаметра.
Электричество
Радиоприемник модульного типа, в том числе согласованный с радиопередатчиком набора по изучению принципов радиосвязи; разборная модель электродвигателя; модель двигатель-генераторной установки с редуктором; лампочка 12 В/21 Вт для исследования границ применимости закона Ома; панель с высокоомной проволокой для измерения удельного сопротивления; дополнительные резисторы.
Оптика (Н)
Целесообразен переход на новую модификацию комплекта по оптике с более мощным световым потоком, который интегрирует два способа оптических систем: с использованием оптической скамьи и лучевого моделирования на цилиндрических моделях.
Необходимо расширить состав комплекта для наблюдения волновых явлений, включив в него: спектроскоп однотрубный для наблюдения спектров; фронтальный набор для наблюдения дифракции, интерференции и дисперсии; а также специальный осветитель для измерения длин световых волн разного цвета. Другой вариант — два комплекта по оптике: один — по геометрической, другой — по волновой.
Квантовая физика (Н)
Комплект предназначен для исследования линейчатых спектров, фонового радиоактивного излучения, изучения треков заряженных частиц в магнитном поле, треков их взаимодействия. В состав комплекта входят: источник света с линейчатым спектром; спектроскоп; дозиметр для фронтальных работ; набор фотографий треков заряженных частиц.
2.2. Лабораторный практикум
При организации практикума можно использовать фронтальное оборудование, комплекты «ЕГЭ-лаборатория», отдельные наборы. Наиболее удобны специальные тематические комплекты для практикума.
В данных рекомендациях приведена номенклатура работ практикума «Учтех-прибор», концепция и содержания которого были обсуждены и одобрены на Марафоне учебных предметов в апреле 2009 г., а также лабораторией физического образования ИСМО РАО*.
2.2.1. Оборудование общего назначения
1. Генератор функциональный
Генератор предназначен для получения гармонических и периодических напряжений треугольной и прямоугольной формы до 100 кГц в лабораторных работах практикума при исследовании акустических явлений, электрических цепей переменного тока с активной и реактивной нагрузками.
2. Источник питания для практикума
Источник питания предназначен для получения регулируемого постоянного
и переменного, а также стабилизированного напряжений в лабораторных работах физического практикума. Напряжение питания — переменное, 12 В. Потребляемая мощность — 40 Вт. Максимальная сила тока в нагрузке на выходах переменного тока и нестабилизированного постоянного — 3А. Эти напряжения регулируются от 0 до 12 В с шагом 2 В. Стабилизированное напряжение — 9 В, максимальная сила тока в нагрузке — 1 А
Ноутбук со специальным программным обеспечением, компьютерным измерительным блоком, датчики.
Мультиметры
При проведении практикума целесообразно использовать мультиметры М9808 и ДТ-21. Оба мультиметра, как и любые другие, измеряют постоянные и переменные силы токов и напряжения, электрическое сопротивление. Вместе с тем М9808 измеряет индуктивность, емкость, частоту переменного напряжения и температуру, а ДТ-21 позволяет также измерить влажность, освещенность, громкость звука и температуру.
5. Научные калькуляторы ЕХ-82Е8 Особенность калькулятора: одновременное отображение на дисплее введенного математического выражения и результата вычисления, редактирование введенных математических выражений, естественное отображение на дисплее чисел и натуральное представление результата.
Калькулятор РХ-85Е8 позволяет ввести математическое выражение исследуемой функции и представить в табличной форме результаты вычисления координат соответствующих точек. Позволяет проводить вычисление значений всех функций, встречающихся в школьном курсе физики, проводить вычисление производных и численное интегрирование. Калькулятор позволяет вычислить границы случайных погрешностей, возникающих при выполнении целого ряда лабораторных работ практикума.
2.2.2. Тематические комплекты (Н)
1) КОМПЛЕКТ ПО МЕХАНИКЕ
Группы работ с комплектом по механике
Блок «Движение тел»
Кинематика
Исследование кинематических закономерностей; изучение различных видов движения; движение тела, брошенного горизонтально (прямое и косвенное измерение скорости v0).
Динамика
Движение тел под действием силы трения.
Движение по наклонной плоскости.
Движение системы связанных тел.
Движение по окружности под действием сил упругости и тяжести.
Законы сохранения
Движение тел под действием силы упругости и тяжести.
Изменение энергии под действием силы трения.
Оценка импульса и энергии по тормозному пути.
Вращательное движение твердого тела
Скатывание тел с различными моментами инерции с наклонной плоскости.
Закон сохранения механической энергии с учетом энергии вращения.
Основной закон динамики вращательного движения.
Блок «Статика»
Условия равновесия тел: кронштейны, блоки и их системы.
Преобразование моментов.
Применение законов статики: исследование модели подъемного крана.
Блок «Колебания и волны»
Исследование свободных и вынужденных колебаний. Резонанс.
Измерение скорости звука различными способами.
2) КОМПЛЕКТ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКЕ
Группы работ с комплектом по молекулярной физике
Изучение броуновского движения. Оценка постоянной Авогадро.
Исследование уравнения состояния и его следствий: газовые законы, определение абсолютного нуля.
Исследование свойств твердых тел: диаграмма растяжения проволоки, измерение модуля Юнга, моделирование плотных упаковок.
Термодинамика: сравнение удельных теплоемкостей жидкостей.
3) КОМПЛЕКТ ПО ЭЛЕКТРОДИНАМИКЕ
Группы работ с комплектом по электродинамике
Измерение емкости конденсатора.
Зарядка и разрядка конденсаторов.
Исследование вольт-амперных характеристик полупроводниковых приборов.
Цепи постоянного тока.
Измерение индукции магнитного поля.
Изучение вакуумного диода и триода.
Цепи переменного тока.
Исследование трансформатора и выпрямителя.
Исследование линии электропередач.
Измерение мощности на валу.
Исследование принципов радиопередачи и радиоприема.
4) КОМПЛЕКТ ПО ОПТИКЕ И КВАНТОВОЙ ФИЗИКЕ
Группы работ с комплектом
Исследование линз и их систем.
Измерение длин волн разного диапазона видимой части спектра.
Наблюдение дифракции на одной и двух щелях и оценка длины световой волны.
Измерение радиоактивного фона и работа с дозиметром.
Исследование внешнего фотоэффекта и измерение постоянной Планка.
5) РАБОТЫ ПО АСТРОФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО ПЛАНЕТАРИЯ
Движение планет и законы Кеплера.
Измерение скорости света астрономическим способом.
Исследование двойных звезд.
Исследование движения звезд по их спектрам.
Оценка Солнечной постоянной.
2.3. Оборудование для проектной, исследовательской экспериментальной деятельности: тематические комплекты на базе ноутбука с измерительным интерфейсом, датчиками и дополнительным оборудованием, согласованным, с фронтальными комплектами и комплектами для практикума.
Для основной и старшей школы на базовом уровне комплекты с использованием ноутбуков целесообразно применять для проектной деятельности, при изучении физики на профильном и углубленном уровнях эти комплекты могут быть использованы при проведении некоторых фронтальных работ, работ физического практикума.
Раздел III Оборудование муниципальных диагностических центров (МДЦ)
В рамках Государственной аттестации в форме ЕГЭ разработана технология проверки экспериментальных умений выпускников на базе кабинетов физики, оборудованных комплектами оборудования «ЕГЭ-лаборатория».
3.1. Комплект «ЕГЭ-лаборатория» по механике
Комплект «ЕГЭ-лаборатория» по механике состоит из комплексного набора оборудования по механике и мини-набора по молекулярной физике, электродинамике и оптике.
Данный комплект позволяет определить уровень освоения экспериментальных умений ученика по всем разделам физики. На базовом и повышенном уровнях это можно сделать по разделам: «Молекулярная физика», «Электродинамика» и «Оптика», с использованием оборудования мини-набора. На высоком уровне — по разделу «Механика» с использованием оборудования комплексного набора.
3.2. Комплект «ЕГЭ-лаборатория» по молекулярной физике
Комплект «ЕГЭ-лаборатория» по молекулярной физике состоит из комплексного набора оборудования по молекулярной физике и мини-набора по механике, электродинамике и оптике.
Данный комплект позволяет определить уровень освоения экспериментальных умений ученика по всем разделам физики. На базовом и повышенном уровнях это можно сделать по разделам: «Механика», «Электродинамика» и «Оптика» с использованием оборудования мини-набора. На высоком уровне — по разделу «Молекулярная физика» с использованием оборудования комплексного набора.
3.3. Комплект «ЕГЭ-лаборатория» по электродинамике
Комплект «ЕГЭ-лаборатория» по электродинамике состоит из комплексного набора оборудования по электродинамике и мини-набора по механике, молекулярной физике и оптике.
Данный комплект позволяет определить уровень освоения экспериментальных умений ученика по всем разделам физики. На базовом и повышенном уровнях это можно сделать по разделам: «Механика», «Молекулярная физика» и «Оптика» с использованием оборудования мини-набора. На высоком уровне — по разделу «Электродинамика», с использованием оборудования комплексного набора.
3.4. Комплект «ЕГЭ-лаборатория» по оптике
Комплект «ЕГЭ-лаборатория» по оптике состоит из комплексного набора оборудования по оптике и мини-набора по механике, молекулярной физике и электродинамике.
Данный комплект позволяет определить уровень освоения экспериментальных умений ученика по всем разделам физики. На базовом и повышенном уровнях это можно сделать по разделам: «Механика», «Молекулярная физика» и «Электродинамика» с использованием оборудования мини-набора. На высоком уровне — по разделу «Оптика» с использованием оборудования комплексного набора
Приложение 2
Список рекомендуемой литературы, для подготовки учащихся к олимпиаде по физике.
Интернет-ресурсы
http://www.physolymp.fml31.ru Челябинск, физ. мат. лицей № 31
http://physolymp.spb.ru Санкт-Петербург
http://potential.org.ru Журнал «Потенциал»
http://www.dgap.mipt.ru МФТИ, Факультет общей и прикладной физики
Учебники и учебные пособия для учащихся
Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Механика. — Физматлит, 2004.
Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Электродинамика. Оптика. — Физматлит, 2004.
Бутиков Е.И., Кондратьев А.С. Физика: Строение и свойства вещества. — Физматлит, 2004.
Кикоин А.К., Кикоин И.К., Шамаш С.Я., Эвенчик Э.Е. Физика: Учебник для 10 класса школ (классов) с углубленным изучением физики. — М.: Просвещение, 2004.
Мякишев Г.Я. Учебник для углубленного изучения физики. Механика. 9 класс. — М.: Дрофа, 2006.
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика. Молекулярная физика. Термодинамика: 10 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2008.
Мякишев Г.Я., Синяков А.З., Слободсков Б.А. Физика: Электродинамика: 10-11 классы: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Колебания и волны. 11 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.
Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика: Оптика. Квантовая физика. 11 класс: Учебник для углубленного изучения физики. — М.: Дрофа, 2006.
Физика: Учебник для 10 класса школ и классов с углубленным изучением физики /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007.
Физика: Учебник для 11 класса школ и классов с углубленным изучением физики. /Под редакцией А.А. Пинского, О.Ф. Кабардина. — М.: Просвещение, 2007.
Чижов Г.А., Ханнанов Н.К. Физика, 10 класс. Учебник для классов с углубленным изучением физики. — М.: Дрофа, 2004.
Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9-11 классы. — М.: Вербум — М, 2001.
Дж. Сквайрс., Практическая физика. — М.: Издательство Мир, 1971.
Сборники задач и заданий по физике
Баканина, Л.П., Белонучкин, В.Е., Козел С.М. Сборник задач по физике для 10-11 классов с углубленным изучением физики /Под редакцией С.М.Козелла, М. : Вербум — М, 2003.
Всероссийские олимпиады по физике. 1992-2004/Научные редакторы: С.М.Козел, В.П. Слободянин. М. : Вербум — М, 2005.
Задачи по физике / Под редакцией О.Я.Савченко, — М.; Наука,1988.
Задачи по физике / Под редакцией О.Я.Савченко, — Новосибирск; Новосибирский государственный университет. 2008.
Козел, С.М., Коровин, В.А., Орлов, В.А., Иоголевич, И.А., Слободянин, В.П.. ФИЗИКА 10-11 классы. Сборник задач и заданий с ответами и решениями. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.; Мнемозина, 2004.
Гольдфарб, Н.И. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2007.
Кабардин, О.Ф., Орлов В.А., Зильберман А.Р. Физика: Задачник: 9-11 классы: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Дрофа, 2004.
Кабардин, О.Ф., Орлов В.А. Международные физические олимпиады школьников /Под редакцией В.Г.Разумовского. — М.: Наука, 1985.
А.С.Кондратьев, В.М.Уздин. Физика. Сборник задач, — М.: Физматлит, 2005.
Пинский, А.А. Задачи по физике. — М.: Наука, 2004.
Слободецкий И.Ш., Орлов В.А. Всесоюзные олимпиады по физике: Пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1982.
Черноуцан, А.И. Физика. Задачи с ответами и решениями — М .: Высшая школа, 2008.
Манида, C.Н. Физика. Решение задач повышенной сложности. Издательство С.-Петербургского университета, 2004.