Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7 класс (ФГОС) »
«Согласовано»
Руководитель МО
___________И.С. Захарова
Протокол № 1
от « 28 » августа 2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № 2»
___________С.В. Белохвостова
«30» августа 2014 г.
«Утверждаю»
Руководитель МОУ «СОШ № 2»
_____________Ю.А. Тихова
Приказ № ______
от «___» августа 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Филипповой Елены Валентиновны,
учителя первой категории,
по физике
в 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классах
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 2
от «30» августа 2014 г.
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Физика вместе с другими предметами (курс «Окружающий мир» начальной школы, физическая география, химия, биология) составляет непрерывный школьный курс естествознания.
Построение логически связанного курса опиралось на следующие идеи и подходы:
– Усиление роли теоретических знаний с максимально возможным снижением веса математических соотношений, подчас усваивающихся формально. Так, в числе первых тем курса физики 7-го класса идут темы «Механическое движение. Силы в природе», «Энергия. Работа. Мощность». Это позволяет ученикам уже на первоначальном этапе изучения физики осваивать и силовые, и энергетические понятия. В курсе физики 8-го класса изучению тепловых двигателей предшествует рассмотрение первого закона термодинамики, тема «Световые явления» начинается с анализа электромагнитной природы света. Использование теоретических знаний для объяснения физических явлений повышает развивающее значение курса физики – ведь школьники приучаются находить причины явлений, что требует существенно большей мыслительной активности, чем запоминание фактического материала.
– Генерализация учебного материала на основе ведущих идей, принципов физики. К примеру, изучение темы «Магнитные явления» в курсе физики 8-го класса завершается рассмотрением явления электромагнитной индукции и явления самоиндукции. Изучение законов геометрической оптики происходит в рамках темы «Световые явления». Единую учебную тему составляют колебательные и волновые процессы различной природы – механические и электромагнитные колебания и волны. Задачам генерализации служит широкое использование обобщенных планов построения ответов и ознакомление учащихся с особенностями различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация).
– Усиление практической направленностии политехнизма курса. С целью предотвращения «мело - драмы» в преподавании физики, формирования и развития познавательного интереса учащихся к предмету преподавание физики ведется с широким привлечением демонстрационного эксперимента, включающего и примеры практического применения физических явлений и законов. Учениками выполняется значительное число фронтальных экспериментов и лабораторных работ, в том числе связанных с изучением технических приборов. Предлагается решение задач с техническими данными, проведение самостоятельных наблюдений учащимися при выполнении ими домашнего задания, организация внеклассного чтения доступной научно-популярной литературы, поиски физико-технической информации в Интернете.
В качестве ведущей методики при реализации данной программы рекомендуется использование проблемного обучения. Это способствует созданию положительной мотивации и интереса к изучению предмета, активизирует обучение. Совместное решение проблемы развивает коммуникабельность, умение работать в коллективе, решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества На уроке введения новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Индивидуальная работа при выполнении домашних заданий в соответствии с выбранной образовательной траекторией (принцип минимума и максимума) развивает способность учащегося самостоятельно мыслить и действовать, нести ответственность за результаты своего труда.
Курс физики в рабочей программе структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в 7-9 классах изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Данная рабочая программа (далее Программа) раскрывает содержание обучения физики учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы. Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- функционального ядра содержания общего образования;
- примерной программы основного общего образования по физике.
Рабочая программа составлена в соответствии с:
-основной образовательной программой МОУ «СОШ № 2 г. Ершова»;
- учебным планом основного общего образования МОУ «СОШ № 2 г. Ершова».
Структура данной программы: пояснительная записка, учебно-тематическое планирование, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы, приложения.
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Примерная программа по физике определяет цели изучения физики в основной школе, содержание тем курса, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, перечень рекомендуемых демонстрационных экспериментов учителя, опытов и лабораторных работ, выполняемых учащимися, а также планируемые результаты обучения физике.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
•развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
•понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними; •формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
•знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
•приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
•формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
•овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
•понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у учащихся в процессе изучения физики, проявляются:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине;
В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса физики могут рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
- способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Ведущие формы и методы обучения. Обучение несёт деятельный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, развития самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Применение на уроках информационно - коммукативных технологий, личностно-ориентированных технологий, проблемного обучения, технологии проектной деятельности.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы, учитывающие современные дидактико – психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет повысить качество обучения за счёт использования информационных технологий; обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы.
Программа составлена с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса Материал в рабочей программе расположен с учетом возрастных возможностей обучающихся.
Виды и формы контроля обучающихся 7-9 классов:
-письменные контрольные работы (самостоятельные работы, контрольные работы, письменные домашние задания)
- письменные лабораторные работы (письменные домашние исследования)
-тестирование
-устный опрос (собеседование)
Формы промежуточной и итоговой аттестации в 7-9 классах следующие:
- диагностическая работа
-контрольная работа
- тест;
- проверочная работа с выборочным ответом;
- публичное выступление по общественно-важным проблемам;
Базисный учебный (образовательный) план на изучение физики в основной школе отводит 2 (общий уровень) учебных часа в неделю в течение каждого года обучения, всего 210 уроков, из них 9 часов отведено на резервное время. Учебное время может быть увеличено до 3 (повышенный уровень) уроков в неделю:
в 7 классе -70 часов (в объеме 2 часа в неделю), последняя неделя отведена для итоговой годовой аттестации
в 8 классе -70 часов (в объеме 2 часа в неделю), последняя неделя отведена для итоговой годовой аттестации
в 9 классе -68 часов (в объеме 2 часа в неделю)
Данная программа реализована в следующих учебниках:
"Физика" 7 класс. Авт.: А.В. Пёрышкин - М. Дрофа, 2013 г.
"Физика" 8 класс. Авт.: А.В. Пёрышкин - М. Дрофа, 2013 г.
"Физика" 9 класс. Авт.: А.В. Пёрышкин Е.М. Гутник - М. Дрофа, 2013 г.
Учебно-тематический план
7 класс
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Всего часов
Количество часов
Планируемые результаты
Теоретические
Практические (лабораторные работы)
Контрольные работы
Раздел 1. «Физика и физические методы изучения природы»
1
Тема 1. «Физика и физические методы изучения природы»
Уметьвыражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
Уметь различать экспериментальный и теоретический способы познания природы;Уметь оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;
Раздел 2. «Механические явления»
2
Тема 2. «Кинематика»
21
16
4
1
Знать смысл физических величин:путь, скорость, масса, сила, плотность, давление;
Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
Знать смысл физических законов:Паскаля, Архимеда и уметьрешать задачи на применение изученных физических законов;
Уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное движение, неравномерное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, объёма; Уметь представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
Уметьрешать задачи на применение изученных физических формул равномерного и неравномерного движения;
Уметь измерять массу и объем тела, плотность твердых тел и жидкостей, атмосферное давление;
Уметь разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов; при введении понятия плотности; опытов, подтверждающих закон Паскаля; существование атмосферного давления и выталкивающей силы.
3
Тема 3. «Динамика»
21
19
1
1
4
Тема 4. «Законы сохранения импульса и механической энергии»
Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; Уметьрешать задачи на применение изученных физических формул кинетической энергии, потенциальной энергии, механической работы, механической мощности;
Уметь оценивать абсолютную погрешность измерения;
Уметь характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы; Уметь характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие энергии;
Уметь на практике применять правило равновесия рычага;
Уметь измерять массу тела; Уметь разрешать учебную проблему: при введении понятия скорости, опытов, подтверждающих закон сохранения энергии;
Раздел 3. «Молекулярная физика и термодинамика»
5
Тема 6. «Строение и свойства вещества»
8
6
1
1
Уметь выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
Уметьописывать и объяснять физические явления: тепловое движение, диффузия, броуновское движение;
Уметь на практике применять зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества; Уметьобосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества;
Уметь характеризовать понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трех состояниях вещества;
Знать смысл физических величин:коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха;
Знать смысл физических законов:сохранения энергии в тепловых процессах;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:температуры, влажности воздуха;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков: температуры остывающего тела от времени;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
Приводить примеры практического использования физических знаний;
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Уметьхарактеризовать понятие теплового движения и абсолютного нуля температур;
Уметьприменять первый закон термодинамики в простейших ситуациях;
Уметьхарактеризовать виды теплообмена и физические процессы, сопровождающиеся изменением внутренней энергии вещества;
Уметь проводить наблюдение процессов нагревания, кристаллизации вещества;
Уметь излагать научную точку зрения по вопросу о принципиальной схеме работы тепловых двигателей и экологических проблемах, обусловленных их применением;
Уметьразрешать учебную проблему при анализе влияния тепловых двигателей на окружающую среду, при рассмотрении устройства калориметра, в процессе изучения процессов кристаллизации, испарения и конденсации;
Уметь учитывать процессы теплообмена (теплоизоляция, система охлаждения автомобиля);
Знать смысл физических величин:электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока;
Знать смысл физических законов:сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца;
Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин:силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков: силы тока от напряжения на участке цепи;
Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
Приводить примеры практического использования физических знаний;
Решать задачи на применение изученных физических законов;
Уметьприменять понятие об электрическом поле для объяснения соответствующих физических процессов;
Уметьизучать зависимостисилы тока в электрической цепи от приложенного напряжения и сопротивления цепи;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире;
Уметь проводить расчеты простейших электрических цепей, электронагревательных приборов, электрических предохранителей;
Уметь проводить классификацию видов механического движения;
Уметь применять в простейших случаях фундаментальные законы механики (законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии);
Уметь изучать взаимодействие тел с целью проверки закона сохранения импульса;
Уметь применять закон сохранения импульса для анализа особенностей реактивного движения,
Уметь разрешать учебную проблему и развивать критичность мышления при анализе криволинейного движения, I закона Ньютона, условия запуска искусственного спутника Земли;
Знать и учитыватьзнания по механике в повседневной жизни (движение на поворотах, тормозной путь, равновесие);Знать смысл физических величин:путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
Знать смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса, механической энергии;
2
Тема 3. «Динамика»
11
10
1
3
Тема 4. Законы сохранения импульса и механической энергии»
Уметь характеризовать основные особенности колебательных и волновых процессов различной природы;
Уметь исследовать зависимости периода колебательной системы от ее параметров (длина нити маятника, масса тела и жесткость пружины в случае колебания тела, прикрепленного к пружине);
Уметь обосновать зависимость возможного типа механических волн и скорости их распространения от свойств среды,
Уметь разрешать учебную проблему и развивать критичность мышления при анализе условий возникновения свободных механических колебаний, при объяснении различия скорости звука в различных средах;
На практике учитывать зависимость громкости и высоты звука от амплитуды и частоты колебаний;
Уметь характеризовать основные особенности колебательных и волновых процессов различной природы;
Уметь исследовать зависимости периода колебательной системы от ее параметров Уметь обосновать зависимость возможного типа электромагнитных волн и скорости их распространения от свойств среды,
Уметь разрешать учебную проблему и развивать критичность мышления при анализе условий возникновения свободных электромагнитных колебаний и волн, при объяснении различия скорости звука в различных средах, необходимости осуществления процессов модуляции и детектирования при радиотелефонной связи;
Уметь излагать ряд положений квантовой физики (гипотеза М. Планка, модель атома Н. Бора, классификация элементарных частиц и фундаментальные взаимодействия). Анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
Уметь проводить наблюдение сплошного спектра и линейчатых спектров.
Уметь проводить анализ шкалы электромагнитных излучений как примера перехода количественных изменений в частоте колебаний в качественные изменения свойств излучений различных диапазонов;
Уметь излагать вопрос классификации элементарных частиц и их участия в различных видах фундаментальных взаимодействий;
Уметь разрешать учебную проблему и развивать критичность мышления при анализе и объяснении факта существования изотопов.
Судить о влиянии радиоактивного излучения на живые организмы, о приемах защиты от излучения и способах его измерения.
Знать смысл физического закона радиоактивного распада; Знать способы защиты от радиоактивных излучений и об их влияние на природу и здоровье человека. Приводитьпримеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Судить о влиянии солнечных и лунных затмений на природные явления на планете Земля.
Знать смысл солнечных и лунных затмений; гелиоцентрической и геоцентрической систем мира
4
Итоговое занятие
1
Итого
68
60
3
4
Итого
208
169
20
12
Содержание тем учебного курса
7-й КЛАСС (70 ч., 2 ч. в неделю)
Раздел 1. «Физика и физические методы изучения природы»
Тема 1. «Физика и физические методы изучения природы»
Что изучает физика. Наблюдения и эксперимент, физические теории. Физические величины и их измерения. Пространственно-временные масштабы мира. Измерительные приборы. Понятие о точности измерения. Абсолютная погрешность. Приемы уменьшения погрешности при измерении малых величин.
Демонстрации
Примеры физических явлений.
Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Раздел 2. «Механические явления»
Тема 2. «Кинематика»
Механическое движение. Относительность движения. Траектория и путь. Скорость. Равномерное движение. Взаимодействие тел. Инертность.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Тема 3. «Динамика»
Масса тела. Единица массы. Измерение массы. Сила. Единица измерения силы. Сила упругости. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Динамометр. Сила трения скольжения. Сила трения покоя. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Давление. Единица измерения давления. Давление газа. Манометр. Закон Паскаля. Применение закона Паскаля на практике. Гидравлический пресс. Давление жидкости. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Архимедова сила. Расчет архимедовой силы. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Модель давления газа.
Металлический манометр.
Зависимость давления газа от его объема и температуры.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Зависимость давления жидкости от ее плотности и высоты столба жидкости.
Сообщающиеся сосуды.
Сравнение высоты столба жидкости в коленах сообщающихся сосудов в случае наполнения их разными жидкостями.
Обнаружение атмосферного давления.
Модель опыта Торричелли.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
Обнаружение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
Обнаружение выталкивающей силы, действующей на тело, находящееся в газе.
Плавание тел.
Воздухоплавание.
Относительность движения.
Инертность тела.
Взаимодействие тел.
Виды деформаций.
Сила упругости.
Сила тяжести.
Сила трения.
Сложение сил.
Лабораторные работы и опыты
Изучение зависимости силы упругости от величины деформации тела.
Изучение зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Изучение силы трения скольжения.
Изучение силы трения покоя.
Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объёма тела.
Определение плотности твердо тела.
Изучение выталкивающей силы.
Тема 4. «Законы сохранения импульса и механической энергии»
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Единица измерения энергии. Превращения энергии. Закон превращения и сохранения энергии. Механическая работа. Единица измерения работы. Механическая мощность. Единица измерения мощности. Простые механизмы. «Золотое правило» механики. Условие равновесия рычага. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации
Зависимость кинетической энергии тела от его массы и скорости.
Зависимость потенциальной энергии упругодеформированного тела от величины деформации и упругих свойств тела.
Зависимость потенциальной энергии тел, взаимодействующих силой тяготения, от массы и высоты подъема тела.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Совершение работы при изменении энергии тела.
Сравнение мощности механизмов.
Простые механизмы (рычаг, неподвижный и подвижный блоки, наклонная плоскость).
Вращающее действие силы.
Лабораторные работы и опыты
Изучение условия равновесия рычага.
Определение КПД наклонной плоскости.
Раздел 3. «Молекулярная физика и термодинамика» Тема 6. «Строение и свойства вещества» Строение вещества. Атомы и молекулы. Электрические силы. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрон. Опыт Резерфорда. Строение атома. Состав атомного ядра. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Температура. Энергия теплового движения частиц вещества и температура. Три состояния вещества. Свойства газов, жидкостей, твердых тел. Плотность вещества. Единица измерения плотности.
Демонстрации
Модели молекул.
Разложение воды.
Электрическое взаимодействие заряженных гильз.
Электрометр.
Модель опыта Резерфорда.
Модель хаотического движения молекул.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель броуновского движения.
Принцип действия термометра.
Сжимаемость газов.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров.
Модели кристаллов.
Лабораторные работы и опыты
Измерение размеров малых тел
8-й КЛАСС (70 ч., 2 ч. в неделю)
Раздел 3. «Молекулярная физика и термодинамика»
Тема 8. «Тепловые явления»
Изменение агрегатных состояний вещества. Тепловое движение. Температура. Абсолютный нуль температуры. Внутренняя энергия и способы ее изменения. Первый закон термодинамики. Виды теплообмена. Теплообмен в природе и технике. Солнце, типы звезд, их характеристики. Горение топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Тепловые двигатели. Принципиальная схема теплового двигателя. КПД теплового двигателя. Применение тепловых двигателей и экологические последствия их работы. Возобновляемые источники энергии. Нагревание и охлаждение вещества. Удельная теплоемкость вещества. Плавление. Кристаллизация. Аморфные тела. Испарение. Конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Удельная теплота плавления. Удельная теплота парообразования.
Демонстрации
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Теплопроводность различных материалов.
Конвекция в жидкостях и газах.
Теплопередача путем излучения.
Калориметр.
Термос.
Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Явление испарения.
Кипение воды.
Кипение воды при пониженном давлении.
Психрометр.
Явления плавления и кристаллизации.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления теплообмена при смешивании воды различной температуры.
Измерение удельной теплоемкости твёрдого тела.
Определение влажности воздуха.
Изучение процесса кристаллизации парафина.
Раздел 4. «Электрические и магнитные явления»
Тема 8. «Электрические явления»
Электрическое взаимодействие. Электризация тел. Закон сохранения электрического заряда. Проводники и изоляторы. Электрическое поле. Конденсаторы. Электрический ток. Амперметр. Электрическая цепь. Сила тока. Электрическое напряжение. Вольтметр. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединение проводников. Мощность и работа тока. Закон Джоуля и Ленца. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители. КПД электронагревателя.
Демонстрации
Электризация тел.
Два рода электрических зарядов.
Устройство и действие электрометра.
Проводники и изоляторы.
Электризация через влияние.
Перенос электрического заряда с одного тела на другое.
Закон сохранения электрического заряда.
Устройство конденсатора.
Энергия заряженного конденсатора.
Источники постоянного тока.
Составление электрической цепи.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала.
Реостат и магазин сопротивлений.
Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.
Измерение силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.
Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.
Демонстрация закона Джоуля и Ленца.
Демонстрация действия предохранителя в электрической цепи.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение электрического взаимодействия тел.
Сборка простейшей электрической цепи.
Изготовление гальванического элемента.
Измерение силы тока.
Измерение напряжения.
Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.
Измерение сопротивления методом амперметра и вольтметра.
Регулировка силы тока реостатом.
Изучение последовательного соединения проводников.
Изучение параллельного соединения проводников.
Измерение работы и мощности электрического тока.
Определение КПД электронагревательного элемента.
Тема 9 «Магнитные явления»
Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель постоянного тока.
Демонстрации
Взаимодействие постоянных магнитов.
Опыт Эрстеда.
Взаимодействие проводников с током.
Модель внутреннего строения ферромагнетиков.
Демонстрация точки Кюри.
Демонстрация действия магнитного поля на движущиеся заряженные частицы.
Действие магнитного поля на проводник с током.
Электромагниты.
Реле.
Модель телеграфа.
Громкоговоритель.
Электродвигатель постоянного тока.
Тема 11. «Оптические явления»
Свойства света. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Оптические приборы. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Дисперсия света.
Демонстрации
Источники света.
Прямолинейное распространение света.
Закон отражения света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Дисперсия белого света.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Ход лучей в собирающей линзе.
Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.
Принцип действия фотоаппарата.
Микроскоп.
Телескоп.
Модель глаза.
Наблюдение интерференции света.
Наблюдение дифракции света.
Дифракционная решетка.
Изучение явления отражения света.
Изучение явления преломления.
Измерение оптической силы линзы.
Лабораторные работы
Получение изображения при помощи линзы
9-й КЛАСС (70 ч., 2 ч. в неделю)
Раздел 2. «Механические явления»
Тема 2. «Кинематика»
Механическое движение. Материальная точка. Система отсчета. Траектория. Путь. Перемещение. Скорость равномерного движения. Неравномерное движение. Ускорение равноускоренного движения. Перемещение тела при равноускоренном движении. Криволинейное движение. Центростремительное ускорение. Период и частота вращения.
Демонстрации
Равноускоренное движение.
Лабораторные работы и опыты
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
Изучение зависимости пути от времени при равномерном иравноускоренном движении.
Определение ускорения равноускоренного движения.
Тема 3. «Динамика»
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. Сила тяжести. Центр тяжести. Ускорение свободного падения. Искусственные спутники Земли. Сила упругости. Закон Гука. Жесткость тела. Вес тела. Невесомость. Сила трения скольжения. Коэффициент трения скольжения. Сила трения покоя. Законы сохранения в механике.
Демонстрации
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Лабораторные работы и опыты
Проверка II закона Ньютона.
Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение жесткости пружины.
Исследование силы трения скольжения. Определение коэффициента трения скольжения.
Тема 4. Законы сохранения импульса и механической энергии»
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Значение закона сохранения импульса. Механическая энергия. Механическая работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия упругой деформации. Потенциальная энергия взаимодействия силой тяготения. Значение закона сохранения механической энергии.
Демонстрации
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Лабораторные работы и опыты
Опытная проверка закона сохранения импульса.
Тема5. «Механические колебания и волны»
Свободные механические колебания и условия их возникновения. Характеристики колебаний. Гармонические колебания. Период колебаний математического маятника и груза на пружине. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания. Применение колебаний на практике. Механические волны. Типы волн. Основные свойства волн. Скорость волн. Длина волны. Звук. Звук в различных средах. Волновые явления. Отражение волн. Явление интерференции волн. Явление дифракции волн. Ультразвук в технике и природе.
Демонстрации
Свободные механические колебания.
Вынужденные механические колебания.
Автоколебания.
Механические волны.
Звуковые колебания.
Волновые явления.
Лабораторные работы и опыты
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от его длины.
Определение ускорения свободного падения.
Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.
Раздел 4. «Электрические и магнитные явления»
Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Переменный ток. Генератор переменного тока. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Трансформатор. Передача электроэнергии. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Практическое применение радиоволн. Принципы радиосвязи. Распространение радиоволн. Радиолокация.
Демонстрации
Колебательный контур.
Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора переменного тока.
Наблюдение осциллограммы переменного тока.
Устройство трансформатора.
Модель линии электропередачи.
Электромагнитные колебания.
Свойства электромагнитных волн.
Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Принципы радиосвязи.
Лабораторные работы и опыты
Изучение явления электромагнитной индукции.
Раздел 5. «Квантовые явления»
Тема 12 «Квантовые явления»
Возникновение квантовой физики. Гипотеза М. Планка. Корпускулярно-волновой дуализм. Строение атома. Квантовая теория Н. Бора. Линейчатые спектры. Спектральный анализ. Протонно-нейтронная модель атомного ядра. Изотопы. Ядерные силы. Энергия связи ядра. Удельная энергия связи ядра. Явление радиоактивности. Закон радиоактивного распада. Период полураспада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Ядерные реакции. Деление урана. Ядерный реактор. Термоядерные реакции. Физическая природа Солнца и звезд. Методы регистрации частиц. Счетчик Гейгера, регистрация ионизирующего излучения. Камера Вильсона. Взаимные превращения элементарных частиц. Античастицы. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные взаимодействия. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Раздел 6. «Строение и эволюция Вселенной»
Тема 13. «Строение и эволюция Вселенной»
Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Состав и строение Солнечной системы. Физическая природа небесных тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы Физическая природа Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной.
Демонстрации
Модель Солнечной системы
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Частными предметными результатами обучения физике в основной школе, на которых основываются общие результаты, являются:
•понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение линейчатого спектра излучения;
•умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
•владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от его длины, объема газа от давления при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла падения света;
•понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца;
•понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
•овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
•умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Учащиеся, проявляющие особый интерес к физике, смогут изучать ее на повышенном уровне с одним дополнительным учебным часом из вариативной части базисного учебного (образовательного) плана по физике.
Личностными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Учиться выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а также близких людей и окружающих.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1-ю, 3-ю и 4-ю линии развития:
– формирование основ научного мировоззрения и физического мышления;
– воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы;
– развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметными результатами изучения курса «Физики» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы.
Работая по предложенному и (или) самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными средствами и дополнительные: справочная литература, физические приборы, компьютер.
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 2-ю, 3-ю, 5-ю линии развития:
– проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов,
– воспитание убежденности в возможности диалектического познания природы,
– применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения предмета «Физика» являются следующие умения:
7-й класс
1-я линия развития. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления.
– различать экспериментальный и теоретический способы познания природы;
– характеризовать механическое движение, взаимодействия и механические силы, понятие энергии, понятие об атомно-молекулярном строении вещества и трех состояниях вещества.
2-я линия развития. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.
– оценивать абсолютную погрешность измерения, применять метод рядов;
– проводить измерение силы тяжести, силы упругости, силы трения; наблюдение превращения энергии, действия простых механизмов, наблюдение зависимости давления газа от его температуры и объема, атмосферного давления, давления столба жидкости в зависимости от плотности жидкости и высоты столба жидкости, наблюдение действия выталкивающей силы и ее измерение.
3-я линия развития. Диалектический метод познания природы.
– оперировать пространственно-временными масштабами мира, сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о ее формировании;
– обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества.
4-я линия развития. Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
- разрешать учебную проблему при введении понятия скорости, плотности, анализе причин возникновения силы упругости и силы трения, опытов, подтверждающих закон сохранения энергии, закон Паскаля, существование атмосферного давления и выталкивающей силы.
5-я линия развития. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
– определять цену деления измерительного прибора;
– измерять массу и объем тела, температуру тела, плотность твердых тел и жидкостей, атмосферное давление;
– на практике применять правило равновесия рычага, зависимость быстроты процесса диффузии от температуры вещества, условие плавания тел.
8-й класс
1-я линия развития. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления.
– характеризовать понятие теплового движения и абсолютного нуля температур;
– применять первый закон термодинамики в простейших ситуациях;
– характеризовать виды теплообмена и физические процессы, сопровождающиеся изменением внутренней энергии вещества;
– применять понятие об электрическом и магнитном полях для объяснения соответствующих физических процессов;
– характеризовать понятие «электрический ток» и процессы, сопровождающие его прохождение в различных средах (металлах, вакууме, электролитах, газах, полупроводниках).
2-я линия развития. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.
– проводить наблюдение процессов нагревания, кристаллизации вещества;
– изучать зависимости силы тока в электрической цепи от приложенного напряжения и сопротивления цепи;
– проводить наблюдение односторонней проводимости полупроводникового диода;
– проводить наблюдение действия проводника с током на стрелку компаса, действия электромагнита и электродвигателя.
3-я линия развития. Диалектический метод познания природы.
– излагать научную точку зрения по вопросу о внутреннем строении звезд, о принципиальной схеме работы тепловых двигателей и экологических проблемах, обусловленных их применением;
– анализировать вопросы, связанные с явлением электромагнитной индукции и явлением самоиндукции.
4-я линия развития. Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
– разрешать учебную проблему при анализе влияния тепловых двигателей на окружающую среду, при рассмотрении устройства калориметра, в процессе изучения процессов кристаллизации, испарения и конденсации, электролиза, закона Джоуля и Ленца, явления электромагнитной индукции.
5-я линия развития. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
– учитывать процессы теплообмена (теплоизоляция, система охлаждения автомобиля),
– проводить расчеты простейших электрических цепей, электронагревательных приборов, электрических предохранителей,
– физически верно осуществлять защиту от атмосферных электрических разрядов,
– ориентироваться на местности при помощи компаса, применять электромагниты, микроэлектродвигатели, громкоговорители.
9 класс
1-я линия развития. Формирование основ научного мировоззрения и физического мышления.
– проводить классификацию видов механического движения;
– применять в простейших случаях фундаментальные законы механики (законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии);
– характеризовать основные особенности колебательных и волновых процессов различной природы;
– приводить примеры, подтверждающие волновой характер распространения света, законы оптики;
– излагать ряд положений квантовой физики (гипотеза М. Планка, модель атома Н. Бора, классификация элементарных частиц и фундаментальные взаимодействия).
2-я линия развития. Проектирование и проведение наблюдения природных явлений с использованием необходимых измерительных приборов.
– изучать зависимости ускорения тела от величины равнодействующей силы, приложенной к телу;
– изучать взаимодействие тел с целью проверки закона сохранения импульса;
– исследовать зависимости периода колебательной системы от ее параметров (длина нити маятника, масса тела и жесткость пружины в случае колебания тела, прикрепленного к пружине);
– проводить наблюдение явления отражения, преломления света и действия линзы,
– проводить наблюдение сплошного спектра и линейчатых спектров.
3-я линия развития. Диалектический метод познания природы.
– применять закон сохранения импульса для анализа особенностей реактивного движения,
– обосновать зависимость возможного типа механических волн и скорости их распространения от свойств среды,
– проводить анализ шкалы электромагнитных излучений как примера перехода количественных изменений в частоте колебаний в качественные изменения свойств излучений различных диапазонов;
– излагать вопрос классификации элементарных частиц и их участия в различных видах фундаментальных взаимодействий.
4-я линия развития. Развитие интеллектуальных и творческих способностей.
– разрешать учебную проблему и развивать критичность мышления при анализе криволинейного движения, I закона Ньютона, условия запуска искусственного спутника Земли, условий возникновения свободных механических колебаний, при объяснении различия скорости звука в различных средах, необходимости осуществления процессов модуляции и детектирования при радиотелефонной связи, при рассмотрении отражения света от шероховатой поверхности, при объяснении факта существования изотопов.
5-я линия развития. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни.
– учитывать знания по механике в повседневной жизни (движение на поворотах, тормозной путь, равновесие);
– на практике учитывать зависимость громкости и высоты звука от амплитуды и частоты колебаний;
– применять знания по оптике с целью сохранения качества зрения и применения зеркал, линз, оптических приборов (фотоаппарат, очки, микроскоп);
– судить о влиянии радиоактивного излучения на живые организмы, о приемах защиты от излучения и способах его измерения.
9класс
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил,I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля—Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК): http:// school collection.edu.ru
3. Цифровые образовательные ресурсы учителя (презентации, иллюстрации и др.)
4. Наглядные пособия
5. Дидактический материал. Плакаты. Тематические таблицы и схемы.
6. Инструменты: физические приборы.
Компьютерное обеспечение уроков
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации настоящей программы.
Программные средства: · операционная система Windows;
Компьютерные диски:
- «Уроки физики Кирилла и Мефодия» (▪DVD диск)
- «Школьный физический эксперимент» (• DVD диск)
Литература
А.В. Пёрышкин Физика 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Пёрышкин. – 11-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
Л.А. Кирик Механика. Давление жидкостей и газов. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровневый дидактический материал).
Сборник задач по физике. 7 - 9 кл. / Составитель В.И. Лукашик. – 7 – е изд. –
М.: Просвещение, 2003 г.
Сборник задач по физике. 7- 9 кл. /Составитель А.В. Пёрышкин, –М.: Экзамен, 2008 г.
А.В. Пёрышкин Физика 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Пёрышкин. – 12-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
Дидактические материалы по физике 8 класс / В.Г. Пайкес, Е.С. Ерюткин, С.Г. Ерюткина Москва «Аркти», 2000 г.
Л.А. Кирик Геометрическая оптика. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровневый дидактический материал)/ «Илекса», «Гимназия» Москва – Харьков, 1998 г.
Сборник задач по физике/ С.И. Кашина, Ю, И, Сезонов – издание третье, стереотипное, Москва «Высшая школа» - 1996 г.
А.В. Пёрышкин Физика 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник – 13-е издание, доработанное – М.: Дрофа, 2008.
Л.А. Кирик Электричество и магнетизм. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровневый дидактический материал)/ «Илекса», «Гимназия» Москва – Харьков, 1998 г.
Л.А. Кирик Волновая оптика. Самостоятельные и контрольные работы (разноуровневый дидактический материал)/ «Илекса», «Гимназия» Москва – Харьков, 1998 г.
Сборник задач по физике/ автор составитель В.А. Коровин, Г.Н. Степанова М.: «Дрофа» 1999.