Рабочая программа по физике 7-9 классы. Основное общее образование 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по физике 7-9 классы. Основное общее образование 2015-2016 учебный год
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому что физика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи. Наряду с математикой, биологией, химией она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика - научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, радиотелеметрия и многие другие отрасли техники развились из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведет к еще более глубокому проникновению достижений физики в различные области техники и производства. В связи с огромным значением физики для естествознания и для развития техники знания физики становятся необходимы каждому человеку современного общества. Сказанным объясняется то большое внимание, которое должно уделяться в современной школе изучению физики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по Физике для обучающихся 7-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федерального компонента государственных образовательных стандартов, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.)
2.Примерной программы по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А.В. Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник 2013 г.)
3.Программы к завершённой предметной линии учебников по физике 7-9 классы (базовый уровень)
- Физика 7 класс. А.В. Перышкин. Издательство «Дрофа» 2012 г.
- Физика 8 класс. А.В. Перышкин. Издательство «Дрофа» 2012 г.
- Физика 9 класс. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Издательство «Дрофа» 2013 г.
1.1 Цели программы:
- познакомить учащихся с целым рядом явлений природы и их научным объяснением;
- сформировать у них убеждение в материальности мира и в неограниченных возможностях познания человеком окружающего мира;
- знакомя учащихся с историей развития физики и техники, сформировать понимание о том, как человек, опираясь на научные знания, преобразует окружающую действительность;
- развивать у учащихся логическое мышление и их познавательные способности через изучение физических теорий и законов, установление причинно- следственных связей между явлениями и применение теоретических знаний к решению конкретных физических задач;
- воспитывать учащихся через знакомство их с деятельностью выдающихся учёных- физиков, а так же с передовым характером науки и техники.
1.2 Задачи программы:
-дать учащимся систему первоначальных знаний по физике;
-дать представление о методах, применяемых в научных исследованиях по физике, способствовать овладению этими методами;
-способствовать развитию физического мышления школьников;
-воспитывать чувство патриотизма и интернационализма;
-осуществлять политехническое образование учащихся, их подготовку к самостоятельному труду и выбору профессии.
1.3 Общая характеристика учебного предмета
Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования школьников, потому чтофизика изучает наиболее общие свойства и законы движения материи. Наряду с математикой, биологией, химией она играет ведущую роль в современном естествознании. Это обусловлено тем, что физические законы, теории и методы исследования имеют решающее значение для всех естественных наук. Физика – научная основа современной техники. Электротехника, автоматика, радиотелеметрия и многие другие отрасли техники развились из соответствующих разделов физики. Дальнейшее развитие науки и техники приведёт к ещё более глубокому проникновению достижений физики в различные области техники и производства.В связи с огромным значением физики для естествознания и для развития техники знания физики становятся необходимы каждому человеку современного общества. Сказанным объясняется то большое внимание, которое должно уделяться в современной школе изучению физики.
Начальный курс физики, несмотря на свою элементарность, должен давать систематизированные знания. При этом условии он полнее удовлетворит потребности учащихся в физических знаниях и лучше подготовит их к изучению физики и других предметов естественно-математического цикла в старших классах.
Физика-наука экспериментальная, поэтому в основу преподавания физики в школе тоже должен быть положен эксперимент. Однако это не означает недооценки роли теории в обучении. Данная программа по физике предусматривает усиление внимания вопросам теории на первой ступени обучения физике.
1.4 Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с рассмотренными выше требованиями программа по физике 7-9 классов включает первоначальные сведения о строении и свойствах вещества, систему первоначальных знаний по механике, теплоте, электричеству, строению атома, геометрической оптике. В каждый раздел включены основные понятия, необходимые для формирования системы знаний, сведения о физических величинах, единицах и способах их измерения.
Программа включает значительный политехнический материал, знакомящий учащихся с физическими основами энергетики, машиностроения, металлургии, транспорта, строительного дела и связи.
Система лабораторных работ (всего 27) и экспериментальных заданий обеспечивает формирование у учащихся практических умений и навыков.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на этапе основного общего образования предусматривает обязательное изучение физики в 7-9 классах в объёме 210 учебных часов из расчёта 2 ч в неделю Таким образом, курс рассчитан на реализацию в объёме 210 часов и 2 урока в неделю.
1.5 Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики проявляется:
- в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
- в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
- в понимании сложности и противоречивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:
- уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
- понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
- потребности в безусловном выполнении правил безопасносного использования веществ в повседневной жизни;
- сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
- правильного использования физической терминологии и символики;
- потребность вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии
- способность открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
1.6 Требования к результатам обучения
Личностные результаты:
- Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убеждённость в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- приобретение ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения.
Метапредметные результаты:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирование, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.
- развитость монологической и диалогической речи.
- овладение эвристическими методами решения проблем;
- участвовать в дискуссиях, кратко и чётко отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимания смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- владение экспериментальными методами исследования;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;
- владение разнообразными способами выполнения расчётов;
- понимание принципа действия технических устройств, встречающихся в повседневной жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки для решения задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
1.7 Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать
- смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоёмкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и энергии, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение , равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление, дисперсию света;
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебания маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
- выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
- контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
- рационального применения простых механизмов;
- оценки безопасности радиационного фона.
1.8 Критерии оценивания знаний учащихся по физике.
Оценка «5» может быть поставлена в том случае, если ученик правильно и достаточно полно показывает знания теоретических вопросов и умение их применять при объяснении явлений природы и процессов в технике и быту и при этом показывает умение отбирать главное для ответа, обосновывать свой ответ, делать выводы и обобщения, умеет пользоваться справочным материалом, таблицами, схемами, умеет рационально решать задачи и объяснять решение.
Оценка «5» может быть поставлена и в том случае, если при ответе был допущен один недочёт (математическая ошибка в расчёте при решении задач или выполнении лабораторной работы), или если была допущена одна не грубая ошибка и самостоятельно и справлена после того, как ученику предложили объяснить или повторить тот материал, в котором был недочёт и негрубая ошибка.
Оценка «4» может быть поставлена в том случае, если ученик отвечает на все вопросы правильно, но раскрывает недостаточно полно, или если ученик допускает одну негрубую ошибку и не может самостоятельно её исправить, или допускает два недочёта, или нерационально решает задачу или выполняет измерения, либо расчёты при выполнении лабораторной работы, или не может самостоятельно отобрать один-два предмета оборудования для выполнения лабораторной работы, но показывает умения отбирать главное в ответе, делает собственные выводы и обобщения.
Оценка «3» может быть поставлена в том случае, если ученик в целом показывает знания формулировок определений, понятий, законов, или формулировок закономерностей и зависимостей физических величин, необходимых для решения задачи или выполнения лабораторной работы но допускает, при этом, две грубые ошибки, или одну грубую, одну негрубую и один недочет, или одну грубую и два-три недочёта, или показывает неумение выбирать главное в ответе и неумение работать с таблицами, схемами или не умеет самостоятельно отобрать необходимое оборудование, нерационально проводит экспериментальную работу, но получает правильные результаты и допускает одну грубую ошибку или одну негрубую и два недочета.
Оценку «2» может быть поставлена в том случае, если ученик не знает основных формул, понятий законов, зависимостей. Не умеет отбирать главное, не умеет решать задачи (или выполнять эксперимент), не умеет анализировать факты, явления и делать выводы из анализа.
Грубыми считаются следующие ошибки:
Незнания определений основных понятий, законов, формул, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.
Незнание наименований единиц измерений.
Неумение выделить в ответе главное.
Неумение применить знания для решения задачи и объяснения физических явлений.
Неумение делать выводы и обобщения.
Неумение читать и строить графики.
Неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт.
Неумение пользоваться справочниками по физике.
Нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента.
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
Неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными.
Ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы.
Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика.
Нерациональный метод решения задачи или не достаточно продуманный план устного ответа.
Неумение решать задачи в общем виде.
Недочетами считаются:
Нерациональные приёмы вычислений и преобразований.
Ошибки в вычислениях.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
1.9 Организация кабинета физики
Организация современного физического кабинета должна рассматриваться в тесной связи с содержанием, организационными формами и методами обучения физике в средней школе.
Согласно строительным нормам типовой кабинет физики состоит из двух помещений: класса-лаборатории и лаборантской.
Оснащение кабинета мебелью производится в соответствии с санитарными нормами утверждёнными Минздравом РФ.
В классе-лаборатории установлено 15 двухместных ученических столов, размещённых в три ряда и регулируемых по высоте. У задней стенки класса расположены шкафы для хранения учебного оборудования. Переднюю часть класса занимает подиум, на котором сосредоточено рабочее место учителя и демонстрационный стол. На передней стенке класса подвешена классная доска, а над ней - проекционный экран. Кабинет оснащён мультимедийным, компьютерным оборудованием. Класс имеет два выхода – в коридор и лаборантскую.
Количество приборов в кабинете физики, по возможности, полностью обеспечивает демонстрационный и фронтальный эксперимент по всему учебному курсу. Имеются в наличии комплекты оборудования по электродинамике для проведения фронтальных лабораторных работ, а так же комплекты приборов «Механика», «Оптика», «Электродинамика» для подготовки и проведения ГИА.
Подробный список оборудования по физике представлен в паспорте кабинета № 102.
Содержание курса.
7 класс
Учебно-тематический план
№
Содержание программного материала
Количество часов
1
Введение.
4
2
Первоначальные сведения о строении вещества
6
3
Взаимодействие тел
22
4
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
26
5
Работа и мощность. Энергия.
12
Итого
70
Практическая часть программы
Количество часов в год
Количество часов по четвертям
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
70
1
ii
iii
iv
1
ii
iii
iv
1
ii
iii
iv
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
Рабочая программа разработана на основе федерального закона об образовании РФ от 29.12.2012 г. и примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В,Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2013
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, 2006. В календарно-тематическом планировании сокращенно - П.)
Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы. Л.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. М., Дрофа 2012.
Материалы для контроля (тесты и т.п.)
Тесты по физике. 7 класс. Л.Е. Марон, Е.А. Марон. М., «Дрофа» 2012.
Методическое пособие с поурочными разработками
Физика 7 класс. Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова. М., Дрофа. 2012.
Список используемой литературы
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».
Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.
Физика- наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Основные методы изучения физики (наблюдения, опыты), их различие. Демонстрации. Скатывание шарика по жёлобу, колебания математического маятника, соприкасающегося со звучащим камертоном, нагревание спирали электрической лампочки током, показ наборов тел и веществ
- Объяснять, описывать физические явления.
- проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики
§1-3
2/2
Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерения.
Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления прибора. Нахождение погрешности измерения.Демонстрации. Измерительные приборы: линейка, мензурка, термометр, секундомер, вольтметр и др. Опыты. Измерение расстояний. Измерение времени между ударами пульса.
- Измерять расстояние, промежутки времени, температуру;
- определять объём жидкости с помощью измерительного цилиндра;
- переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учётом погрешности.
§ 4, 5
3/3
Лабораторная работа № 1.
Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора».
- Находить цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;
- анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;
- работать в группе.
§ 1-5 повторить
4/4
Физика и техника.
Современные достижения науки. Роль физики и учёных нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду. Демонстрации. Современные технические и бытовые приборы
- Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся учёных;
- определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и её достижениях;
- составлять план презентации.
§ 6
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
5/1
Строение вещества. Молекулы.
Представление о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула- мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Демонстрации. Модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, изменение объёма твёрдого тела и жидкости при нагревании.
- схематически изображать молекулы воды и кислорода;
- определять размер малых тел4
- сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;
- объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества.
§ 7-9
6/2
Лабораторная работа № 2.
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».
- Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;
- представлять результаты измерений в виде таблиц;
- выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;
- работать в группе.
§ 7-9 повторить
7/3
Движение молекул
Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела.Демонстрации. Диффузия в жидкостях и газах. Модели строения кристаллических тел, образцы кристаллических тел. Опыты. Выращивание кристаллов поваренной соли.
- Объяснять явление диффузии и зависимость её протекание от температуры тела;
- приводить примеры диффузии в окружающем мире;
- наблюдать процесс образования кристаллов;
- анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;
-проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы.
§ 10
8/4
Взаимодействие молекул.
Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и не смачивания тел. Демонстрации. Разламывания хрупкого тела и соединение его частей, сжатие и выпрямление упругого тела, сцепление твёрдых тел, несмачивание птичьего пера. Опыты. Обнаружение действия сил молекулярного притяжения.
- Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;
§ 11
9/5
Агрегатные состояния вещества.
Агрегатные состояния вещества. Особенности трёх агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твёрдых тел на основе молекулярного строения.Демонстрации. Сохранение жидкостью объёма, заполнение газом всего предоставленного ему объёма, сохранение твёрдым телом формы.
- Доказывать наличие различия в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов;
-приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;
- выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы.
§ 12, 13.
10/6
Контрольная работа
Контрольная работа по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
Взаимодействие тел (23 ч)
11/1
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
Механическое движение - самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения.Демонстрации. Равномерное и неравномерное движение шарика по жёлобу. Относительность механического движения с использованием заводного автомобиля. Траектория движения мела по доске, движение шарика по горизонтальной поверхности.
- Определять траекторию движения тела;
- переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;
- различать равномерное и неравномерное движение;
- доказывать относительность движения тела;
- определять тело, относительно которого происходит движение;
- использовать межпредметные связи физики, географии, математики;
- проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.
§14, 15.
12/2
Скорость. Единицы скорости.
Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач. Демонстрации. Движение заводного автомобиля по горизонтальной поверхности. Измерение скорости равномерного движения воздушного пузырька в трубке с водой.
- Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;
- выражать скорость в км/ч, м/с;
- анализировать таблицу скоростей некоторых тел;
- определять среднюю скорость заводного автомобиля;
- применять знания из курса географии, математики.
§ 16
13/3
Расчёт пути и времени движения.
Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач. Демонстрации. Движение заводного автомобиля.
- Представлять результаты измерений в виде таблиц и графиков;
- определять: путь, за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.
§ 17
14/4
Инерция.
Явление инерции. Проявление инерции в быту и технике. Решение задач. Демонстрации. Движение тележки по гладкой поверхности и поверхности с песком. Насаживание молотка на рукоятку.
- Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;
- приводить примеры проявления инерции в быту;
- объяснять явление инерции;
- проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции; анализировать его и делать выводы.
§ 18
15/5
Взаимодействие тел.
Изменение скорости тел при взаимодействии. Демонстрации. Изменение скорости движения тележек в результате взаимодействия. Движение шарика по наклонному жёлобу и ударяющемуся о такой же неподвижный шарик.
- Описывать явление взаимодействия тел;
- приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости;
- объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы.
§19
16/6
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.
Масса. Масса- мера инертности тела. Инертность- свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. Демонстрации. Гири различной массы. Монеты различного достоинства. Сравнение массы тел по изменению их скорости при взаимодействии. Различные виды весов. Взвешивание монеток на демонстрационных весах.
- Устанавливать зависимость изменения скорости тела от его массы;
- переводить основную единицу массы в т, г, мг;
- работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела.
- различать инерцию и инертность тела.
§ 20, 21.
17/7
Лабораторная работа №3
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»
- Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;
- пользоваться разновесами;
- применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;
- работать в группе
§ 20. 21 повторить
18/8
Плотность вещества.
Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Демонстрации. Сравнение массы тел, имеющих одинаковые объёмы. Сравнение объёма жидкостей одинаковой массы.
- Определять плотность вещества;
- анализировать табличные данные;
- переводить значение плотности из кг/м3; в г/см3;
- применять знания из курса природоведения; математики, биологии
§ 22
19/9
Лабораторная работа №4. Лабораторная работа №5
Определение объёма тела с помощью измерительного цилиндра. Определение плотности твёрдого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. Лабораторная работа №4. «Измерение объёма тела». Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела»
- Измерять объём тела с помощью измерительного цилиндра;
- измерять плотность тела с помощью весов и измерительного цилиндра;
- анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;
- представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;
- работать в группе.
§ 20-22 повторить
20/10
Расчёт массы и объёма тела по его плотности.
Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Определение объёма тела по его массе и плотности. Решение задач. Демонстрации. Измерение объёма деревянного бруска
- Определять массу тела по его объёму и плотности;
- записывать формулы для нахождения массы тела, его объёма и плотности вещества;
- работать с табличными данными.
§ 23
21/11
Решение задач
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».
- Использовать знания из курса математики и физики при расчёте массы тела, его плотности или объёма;
- анализировать результаты, полученные при решении задач.
22/12
Контрольная работа
Контрольная работа по теме «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества».
- Применять знания к решению задач
23/13
Сила
Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила- причина изменения скорости движения. Сила- векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила- мера взаимодействия тел.Демонстрации. Взаимодействие шаров при столкновении. Сжатие упругого тела. Притяжение магнитом стального тела.
- Графически, в масштабе изображать силу и точку её приложения;
- определять зависимость изменение скорости тела от приложенной силы;
- анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы.
§ 24
24/14
Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах.
Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Сила тяжести на других планетах. Демонстрации. Движение тела, брошенного горизонтально. Падение стального шарика в сосуд с песком. Падение стального шарика, подвешенного на нити. Свободное падение тела в трубке Ньютона.
- Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;
- находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;
- выделять особенности планет земной группы и планет – гигантов (различие и общие свойства);
- работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы.
§ 25, 26.
25/15
Сила упругости. Закон Гука.
Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление её действия. Демонстрации. Виды деформации. Измерение силы по деформации пружины. Опыты. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
- Отличать силу упругости от силы тяжести;
- графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление её действия;
- объяснять причину возникновения силы упругости;
- приводить примеры видов деформации, встречающихся в быту.
§ 27
26/16
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела.
Вес тела. Вес тела- векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление его действия. Единицы силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач.
- Графически изображать вес тела и точку его приложения;
- рассчитывать силу тяжести и вес тела;
- находить связь между силой тяжести и массой тела;
- определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести.
§ 28, 29
27/17
Динамометр. Лабораторная работа №6.
Изучение устройства динамометра. Измерение силы с помощью динамометра. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». Демонстрации. Динамометры различных типов. Измерение мускульной силы.
- Градуировать пружину;
- получать шкалу с заданной ценой деления;
- измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;
- различать вес тела и его массу;
- работать в группе.
§ 30
28/18
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил.
Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач. Опыты. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Измерение сил взаимодействия двух тел.
- Экспериментально находить равнодействующую двух сил;
- анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы;
- рассчитывать равнодействующую двух сил.
§ 31
29/19
Сила трения. Трение покоя.
Сила трения. Измерение силы трения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя.Демонстрации. Измерение силы трения при движении бруска по горизонтальной поверхности. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Подшипники.
- Измерять силу трения скольжения;
- называть способы увеличения и уменьшения силы трения;
- применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;
- объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы.
§ 32,33.
30/20
Промежуточный контроль
Контрольная работа за I полугодие
- Применять знания к решению задач
31/21
Трение в природе и технике. Лабораторная работа №7
Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа №7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»
- Объяснять влияние силы трения в быту и технике;
- приводить примеры различных видов трения;
- анализировать, делать выводы;
- измерять силу трения с помощью динамометра.
§ 34.
32/22
Контрольная работа.
Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил».
- Применять знания к решению задач.
33/23
Решение задач
Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил»
- Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач;
- переводить единицы измерения.
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (21 ч )
34/1
Давление. Единицы давления
Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Решение задач. Демонстрации. Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание куска пластилина тонкой проволокой.
- Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;
- вычислять давление по известным массе и объёму;
- переводить основные единицы давления в кПа, гПа;
- проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делать выводы.
§ 35.
35/2
Способы увеличения и уменьшения давления
Выяснение способов изменения давления в быту и технике.
- Приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;
- выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы.
§ 36.
36/3
Давление газа
Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от температуры и объёма.Демонстрации. Давление газа на стенки сосуда.
- Отличать газы по их свойствам от твёрдых тел и жидкостей;
- объяснять давление газа на основе теории строения вещества;
- анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы.
§ 37.
37/4
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.
Различие между твёрдыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля.Демонстрации. Шар Паскаля.
- Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;
- анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результат.
§ 38
38/5
Давление в жидкости и газе. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.
Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Решение задач. Демонстрации. Давление в нутрии жидкости.
- Выводить формулу для расчёта давления жидкости на дно и стенки сосуда;
- работать с текстом учебника;
- составлять план проведения опытов.
§ 39, 40.
39/6
Решение задач.
Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля».
- Решать задачи на расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда.
40/7
Сообщающиеся сосуды.
Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью – на разных уровнях. Устройство и действие шлюза. Демонстрации. Равновесие в сообщающихся сосудах однородной жидкости и жидкостей разной плотности.
- Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;
- проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы.
§ 41.
41/8
Вес воздуха. Атмосферное давление.
Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Демонстрации. Определение массы воздуха.
- Вычислять массу воздуха;
- сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;
- объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;
- проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы;
- применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчёта давления.
§ 42, 43
42/9
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.
Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчёт силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач. Демонстрации. Измерение атмосферного давления. Опыт с магдебургскими полушариями.
- Вычислять атмосферное давление;
- объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;
- наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы.
§ 44
43/10
Барометр – анероид. Атмосферное давление на различных высотах.
Знакомство с работой и устройством барометра – анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач.
Демонстрации. Измерение атмосферного давления барометром – анероидом. Изменение показаний барометра, помещённого под колокол воздушного насоса.
- Измерять атмосферное давление с помощью барометра – анероида;
- объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;
- применять знания из курса биологии, географии.
§ 45, 46
44/11
Манометры
Устройство принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Демонстрации. Устройство принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров.
- Измерять давление с помощью манометра;
- различать манометры по целям использования;
- определять давление с помощью манометра;
§ 47
45/12
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.
Принцип действия гидравлического пресса и поршневого жидкостного насоса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач. Демонстрации. Действие модели гидравлического пресса, схема гидравлического пресса.
- Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;
- работать с текстом учебника.
§ 48, 49.
46/13
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы.Демонстрации. Действие жидкости на погруженное в неё тело. Обнаружение силы, выталкивающей тело из жидкости.
- Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;
- приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;
- применять знания о возникновении выталкивающей силы на практике.
§ 50
47/14
Закон Архимеда
Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач. Демонстрации. Опыт с ведёрком Архимеда.
- Выводить формулу для определения выталкивающей силы;
- рассчитывать силу Архимеда;
- указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;
- работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;
- анализировать опыты с ведёрком Архимеда.
§ 51
48/15
Лабораторная работа №8
Лабораторная работа №8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
- Опытным путём обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в неё тело;
- определять выталкивающую силу;
- работать в группе.
49/16
Плавание тел
Условие плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Демонстрации. Плавание в жидкости тел различных плотностей.
- Объяснять причины плавания тел;
- приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;
- конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;
- применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел
§ 52
50/17
Решение задач
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»
- Рассчитывать силу Архимеда;
- анализировать результаты, полученные при решении задач.
51/18
Лабораторная работа № 9
Лабораторная работа №9 «Выяснение условий плавания тел в жидкости»
- На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;
- работать в группе.
52/19
Плавание судов. Воздухоплавание
Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач. Демонстрации. Плавание кораблика из фольги. Изменение осадки кораблика при увеличения массы груза в нём.
- Объяснять условия плавания судов;
- приводить примеры плавания и воздухоплавания;
- объяснять изменения осадки судна;
- применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания.
§ 53, 54
53/20
Решение задач
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»
- Применять знания из курса математики, географии при решении задач.
§50-54 повторить
54/21
Контрольная работа
Контрольная работа по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел», «Плавание судов. Воздухоплавание»
- Применять знания к решению задач.
Работа и мощность. Энергия. (16 ч )
55/1
Механическая работа. Единицы работы.
Механическая работа, её физический смысл. Единицы работы. Решение задач. Демонстрации. Равномерное движение бруска по горизонтальной поверхности.
- Вычислять механическую работу;
- определять условия, необходимые для совершения механической работы.
§ 55.
56/2
Мощность. Единицы мощности.
Мощность – характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач. Демонстрации. Определение мощность, развиваемой учеником при ходьбе.
- Вычислять мощность по известной работе;
- приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;
- анализировать мощности различных приборов;
- выражать мощность в различных единицах;
- приводить исследование мощности технических устройств, делать выводы.
§ 56
57/3
Простые механизмы. Рычаг.
Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Решение задач. Демонстрация. Исследование условий равновесия рычага.
- Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъём и перемещение груза;
- определять плечо силы;
- решать графические задачи.
§ 57,58
58/4
Момент силы.
Момент силы- физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы Решение качественных задач. Демонстрация. Условие равновесия рычага.
- Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее от модуля силы, и от её плеча;
- работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага.
§ 59
59/5
Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10
Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий равновесия рычага»
- Проверять опытным путём, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии;
- проверять на опыте правило моментов;
- применять знания из курса биологии, математики, технологии;
- работать в группе.
§ 60
60/6
Блоки. Золотое правило механики.
Подвижный и неподвижные блоки - простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть золотого правила механики. Решение задач. Демонстрации. Подвижный и неподвижные блоки
- Работать с текстом учебника;
- анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы;
- Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блока на практике;
- сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков.
§ 61, 62.
61/7
Решение задач.
Решение задач по теме «Условие равновесия рычага»
- применять знания из курса биологии, математики, технологии;
- анализировать результаты, полученные при решении задач.
62/8
Центр тяжести тела.
Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твёрдых тел. Опыт. Нахождение центра тяжести плоского тела.
- Находить центр тяжести плоского тела
- работать с текстом учебника;
- анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы.
§ 63
63/9
Условия равновесия тел.
Статика – раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел. Демонстрации. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел.
- Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;
- приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;
- работать с текстом учебника;
- применять на практике знания об условии равновесия тел.
§ 64
64/10
Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11.
Понятие о полезной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение её КПД. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД наклонной плоскости»
- Опытным путём устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной;
- анализировать КПД различных механизмов;
- работать в группе.
§ 65.
65/11
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землёй, от его массы и высоты подъёма. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии о массы тела и его скорости.
- Приводить примеры тел, обладающих потенциальной и кинетической энергией;
- работать с текстом учебника.
§ 66, 67
66/12
Превращение одного вида механической энергии в другой
Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач.
- Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой, тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;
- работать с текстом учебника.
§ 68.
67/13
Контрольная работа.
Контрольная работа по теме «Работа, мощность и энергия»
- Применять знания к решению задач.
68/14
Повторение. Коррекция знаний.
Повторение пройденного материала.
- применять знания из курса биологии, математики, технологии;
- анализировать результаты, полученные при решении задач.
69/15
Итоговый контроль
Контрольная работа за курс 7 класса.
- Применять знания к решению задач.
70/16
Повторение. Защита исследовательских проектов.
Повторение пройденного материала.
- Демонстрировать презентации;
- выступать с докладами;
- участвовать в обсуждении докладов и презентаций.
Содержание курса.
8 класс
Учебно-тематический план
№
Содержание программного материала
Количество часов
1
Тепловые явления
26
2
Электрические явления
26
3
Магнитные явления
8
4
Световые явления
10
Итого
70
Практическая часть программы
количество часов в год
Количество часов по четвертям
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
70
1
ii
iii
iv
1
ii
iii
iv
1
ii
iii
iv
Перечень учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
Рабочая программа разработана на основе федерального закона об образовании РФ от 29.12.2012 г. и примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В,Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2013
1.Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
2.Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, 2006. В календарно-тематическом планировании сокращенно - П.)
3. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы. Л.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. М., Дрофа 2012.
Материалы для контроля (тесты и т.п.)
Тесты по физике. 7 класс. Л.Е. Марон, Е.А. Марон. М., «Дрофа» 2012.
Знать устройство и объяснять работу электрических приборов
Фронтальный опрос
§55, 56
53/29
Контрольная работа №5
Контроль знаний
Контрольная работа по теме «Работа и мощность электрического тока»
4
Электромагнитные явления (5 ч)
54/1
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
Комбинированный урок
Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии
Знать понятие «магнитное поле» и его физический смысл.
Объяснять графическое изображение магнитного поля прямого тока при помощи магнитных силовых линий
Фронтальный опрос
§ 57, 58
55/2
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»
Урок-практикум
Магнитное поле катушки с током. Электромагниты
Приобретение навыков при работе с оборудованием
Оформление работы, вывод
§59
56/3
Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли
Комбинированный урок
Магнитное поле Земли
Знать понятие магнитного поля. Уметь объяснять наличие магнитного поля Земли и его влияние
Физический диктант
§60, 61
57/4
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Комбинированный урок
Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа №10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)»
Знать устройство электрического двигателя. Уметь объяснить действие магнитного поля на проводник с током
Мини-эксперимент. Оформление работы, вывод
§62
58/5
Контрольная работа по теме: «Электромагнитные явления» №6
Урок оценивания знаний по теме
Применять знания к решению задач
СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (12 ч)
59/1
Источники света. Распространение света
Урок изучения нового материала
Источники света. Распространение света
Знать понятия: источники света. Уметь объяснить прямолинейное распространение света
Физический диктант
§63
60/2
Видимое движение светил.
Урок изучения нового материала
Видимое движение светил. Движение Солнца по эклиптике. Зодиакальные созвездия. Фазы Луны.
Находить полярную звезду в созвездии малой медведицы. Используя подвижную карту звёздного неба, определять положение планет.
§64
61/3
Отражение света. Законы отражения света
Урок изучения нового материала
Отражение света. Законы отражения света
Знать законы отражения света
Тест
§65
62/4
Плоское зеркало
Урок изучения нового материала
Плоское зеркало
Знать понятие «плоское зеркало»
Построение изображений в плоском зеркале
§66
63/5
Преломление света
Урок изучения нового материала
Преломление света
Знать законы преломления света
Работа со схемами и рисунками
§67
64/6
Линзы. Оптическая сила линзы
Урок изучения нового материала
Линзы. Оптическая сила линзы
Знать, что такое линзы. Давать определение и изображать их
Тестирование
§68
65/7
Изображения, даваемые линзой
Урок изучения нового материала
Изображения, даваемые линзой
Уметь строить изображения, даваемые линзой
Построение изображений с помощью линз
§69
66/8
Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы»
Урок-практикум
Получение изображения при помощи линзы
Приобретение навыков при работе с оборудованием. Построение изображений с помощью линз
Оформление работы, вывод
Повторить § 60-61
67/9
Глаз и зрение
Урок изучения нового материала
Строение глаза. Функции отдельных частей глаза. Формирование изображения на сетчатке глаза.
Объяснять восприятие изображения глазом человека.
§70
68/10
Контрольная работа №8 по теме «Световые явления» №7
Урок оценивания знаний по теме
Световые явления
Уметь решать задачи по теме «Световые явления»
Тест
69/11
Итоговый контроль +1
Урок оценивания знаний по основным темам года.
Тест
70/12
Повторение
Повторение пройденного материала
Защита научно исследовательских проектов.
Демонстрировать презентации. Выступать с докладами и участвовать в их обсуждении.
Содержание курса.
9 класс
Учебно-тематический план
№
Содержание программного материала
Количество часов
1
Законы взаимодействия и движения тел
30
2
Механические колебания и волны. Звук.
12
3
Электромагнитные явления.
13
4
Строение атома и атомного ядра.
15
итого
70
Практическая часть программы
Количество часов в год
Количество часов по четвертям
Количество контрольных работ
Количество лабораторных работ
70
1
ii
iii
iv
1
ii
iii
iv
1
ii
iii
iv
Перечень учебно-методического и программного обеспеченя.
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников
Рабочая программа разработана на основе федерального закона об образовании РФ от 29.12.2012 г. и примерной программы основного общего образования: «Физика» 7-9 классы (базовый уровень) и авторской программы Е.М.Гутника, А.В,Перышкина «Физика» 7-9 классы, 2013
Учебник, учебное пособие
Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. -2-е изд. - М.: Дрофа, 2012.
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Составитель В. И. Лукашик. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2006. (В календарно-тематическом планировании сокращенно - Л.)
Сборник задач по физике. 7-9 кл. / Сост. А.В. Пёрышкин, Н.В. Филонович. - М.: Экзамен, 2006. В календарно-тематическом планировании сокращенно - П.)
3. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 классы. Л.Е. Марон, Е.А. Марон, С.В. Позойский. М., Дрофа 2012.
Материалы для контроля (тесты и т.п.)
О. И. Громцева Тесты по физике. М. «Экзамен» 2013.
Н. К. Ханнанов, Т.А. Ханнанова. Физика, тесты, 9 класс.М., Дрофа. 2009.
Методическое пособие с поурочными разработками
Список используемой литературы
Газета «Физика», издательский дом «Первое сентября».