Рабочая программа по физике для учащихся 7-9 класса разработана на основе следующих документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015); 2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15; 3.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010); 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
5.Санитарно-эпидемиологических правила и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г.; зарегистрированы в Минюсте РФ 3 марта2011 г.);
6. Примерная программа основного общего образования по физике. 7-9 классы» (В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.);
7.«Авторская программа основного общего образования по физике для 7-9 классов (Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.).
8. Рабочая программа. Авторы: А.В. Перышкин (Рабочие программы. Физика.7-9кл.: учебно-методическое пособие/ сост.Т.Н, Сергиенко.- М.: Дрофа, 2014).
9. УМК по физике для 7–9 классов системы учебников «Вертикаль». ( А.В.Перышкина «Физика» для 7, 8 классов и А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика» для 9 класса);
11. Годовой календарный учебный график Учреждения;
Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:
Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме. В 9 классе начинается изучение основных физических законов, лабораторные работы становятся более сложными, школьники учатся планировать эксперимент самостоятельно.
Настоящая образовательная программа предусматривает организацию преподавания курса физики 7-9 классах на основе федерального государственного стандарта основного общего образования.
В учебном плане МБОУ «СОШ № 18» на изучение физики в 2015-2018 учебном году отведено 2 часа в неделю. Рабочая программа составлена на 68 часов год и конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
В авторской программе внесены изменения: 1 час добавлен на входную контрольную работу.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Физика занимает одно из важнейших мест в системе знаний о природе. Изучение физики в старших классах средней школы способствует превращению отдельных знаний учащихся о природе в единую систему мировоззренческих понятий. Предмет физики раскрывается по тематическому принципу, что целиком соответствует его обобщающему интегративному характеру. Тематическое построение этой дисциплины позволяет рассматривать ее учебные темы как отдельные “узлы” систематизированных знаний, находящихся между собой в определенной степени связи и ограничения.
Анализ имеющегося опыта позволяет рекомендовать следующие основные формы связи физики с другими предметами:
Указанные формы связи и комплексное в ряде случаев изучение явлений должны отвечать содержанию и специфике каждого предмета, не нарушая его внутренней логики.
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. Учебный план составляет 204(210) учебных часов. В том числе в 7, 8, 9 классах по 68 (70) учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В соответствии с учебным планом курсу физики предшествует курс «Окружающий мир», включающий некоторые знания из области физики и астрономии. В 5—6 классах - преподавание курса «Введение в естественнонаучные предметы. Естествознание», как пропедевтика курса физики. В свою очередь, содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
1.Определение цены деления измерительного прибора.
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.
Определение размеров малых тел.
Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Явление инерции. Инертность тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела. Физическая природа небесных тел Солнечной Системы.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.
.Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объема твердого тела.
Определение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
.Измерение силы трения с помощью динамометра.
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Выяснение условия равновесия рычага.
Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды
теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение. Психрометр. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Явление испарения. Кипение воды. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация веществ. Измерение влажности воздуха психрометром. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. Изменение энергии тела при совершении работы. Конвекция в жидкости. Теплопередача путем излучения. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.
Измерение относительной влажности воздуха.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атомов.
Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Носители электрического тока в полупроводниках, газах и электролитах. Полупроводниковые приборы. Сила тока. Амперметр. Электрическое напряжение. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.
Работа и мощность тока. Количество теплоты, выделяемое проводником с током. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. Конденсатор. Правила безопасности при работе с электроприборами.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи.
Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.
Регулирование силы тока реостатом.
Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра.
Измерение работы и мощности электрического тока в лампе.
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Динамик и микрофон.
Опыт Эрстеда. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.
Сборка электромагнита и испытание его действия.
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Видимое движение светил. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.
Источники света. Прямолинейное распространение света. Закон отражения света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход лучей в собирающей и рассеивающей линзах. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного аппарата. Модель глаза.
Получение изображения при помощи линзы.
Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Относительность движения. Равноускоренное движение. Свободное падение тел в трубке Ньютона. Направление скорости при равномерном движении по окружности. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Невесомость. Закон сохранения импульса. Реактивное движение..
Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
Измерение ускорения свободного падения.
Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.
Механические колебания. Механические волны. Звуковые колебания. Условия распространения звука.
Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Устройство конденсатора. Энергия заряженного конденсатора. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Дисперсия света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков в камере Вильсона. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона.
Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.
Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение , излучение и эволюция Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной.
электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Введение -4 часа. |
1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты | Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их, различать методы изучения физики |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | Измерять расстояния, промежутки времени, температуру; обрабатывать результаты измерений; определять цену деления шкалы измерительного цилиндра; научиться пользоваться измерительным цилиндром, с его помощью определять объем жидкости; переводить значения физических величин в СИ, определять погрешность измерения. Записывать результат измерения с учетом погрешности |
3 | Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора». | Находить цену деления любого Измерительного прибора, Представлять результаты измерений в виде таблиц, анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы, работать в группе |
4. | Физика и техника | Выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; определять место физики как науки, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях, составлять план презентации |
Первоначальные сведения о строении вещества (5ч.) |
5. | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение; схематически изображать молекулы воды и кислорода; определять размер малых тел; сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества |
6. | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел». | Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел, представлять результаты измерений в виде таблиц, выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы; работать в группе |
7. | Движение молекул | Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводить примеры диффузии в окружающем мире; наблюдать процесс образования кристаллов; анализировать результаты опытов по движению и диффузии, проводить исследовательскую работу по выращиванию кристаллов, делать выводы |
8. | Взаимодействие молекул | Проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; объяснять опыты смачивания и не смачивания тел; наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии: молекул, проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы |
9. | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы |
10 | Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | |
Взаимодействие тел (21ч.) |
11. | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | Определять траекторию движения тела. Доказывать относительность движения тела; переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; различать равномерное и неравномерное движение; определять тело относительно, которого происходит движение; использовать межпредметныесвязи физики, географии, математики: проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы. |
12. | Скорость. Единицы скорости | Рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражать скорость в км/ч, м/с; анализировать таблицы скоростей; определять среднюю скорость движения заводного автомобиля; графически изображать скорость, описывать равномерное движение. Применять знания из курса географии, математики |
13. | Расчет пути и времени движения | Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков; определять путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; оформлять расчетные задачи |
14. | Инерция (§ 18) | Находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; приводить примеры проявления явления инерции в быту; объяснять явление инерции; проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Анализировать его и делать выводы |
15. | Взаимодействие тел | Описывать явление взаимодействия тел; приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению скорости; объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы |
16. | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | Устанавливать зависимость изменение скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать, полученные сведения о массе тела, различать инерцию и инертность тела |
17. | Лабораторная работа № 3«Измерение массы тела на рычажных весах». | Взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; пользоваться разновесами; применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами. Работать в группе |
18. | Плотность вещества | Определять плотность вещества; анализировать табличные данные; переводить значение плотности из кг/м в г/см3; применять знания из курса природоведения, математики, биологии. |
19. | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | Измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; измерять плотность твердого тела и жидкости с помощью весов и измерительного цилиндра; анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; составлять таблицы; работать в группе |
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности | Определять массу тела по его объему и плотности; записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности веществ. Работать с табличными данными. |
21 | Решение задач по темам: «Механическое движение», «Масса». «Плотность вещества» | Использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема. Анализировать результаты, полученные при решении задач. |
22. | . Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Применять знания к решению задач. |
23. | Сила | Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения; Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы. Анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы. |
24. | Явление тяготения. Сила тяжести. Сила тяжести на других планетах | Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире. Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести. различать изменение силы тяжести от удаленности поверхности Земли; Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); самостоятельно работать с текстом, систематизировать и обобщать знания о явлении тяготения и делать выводы. |
25 | Сила упругости. Закон Гука | Отличать силу упругости от силы тяжести; графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия; объяснять причины возникновения силы упругости. приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту, делать выводы |
26. | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела (§ 28—29) | Графически изображать вес тела и точку его приложения; рассчитывать силу тяжести и веса тела; находить связь между силой тяжести и массой тела; определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести |
27 | Динамометр Лабораторная работа № 6 по теме «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Градуировать пружину; получать шкалу с заданной ценой деления; измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра; различать вес чела и его массу, представлять результаты в виде таблиц; работать в группе. |
28 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | Экспериментально находить равнодействующую двух сил; анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делать выводы; рассчитывать равнодействующую двух сил |
29 | .Сила трения. Трение покоя | Измерять силу трения скольжения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения; применять, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения анализировать их и делать выводы |
30 | Трение в природе и технике Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | Объяснять влияние силы трения в быту и технике; приводить примеры различных видов трения; анализировать, делать выводы. Измерять силу трения с помощью динамометра. |
31 | Решение задач по теме «Силы», «Равнодействующая сил» | Применять знания из курса математики, физики, географии. Биологии к решению задач. Отработать навыки устного счета. Переводить единицы измерения. |
32 | Контрольная работа работа №2 по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил» | Применять знания к решению задач |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (23ч.) |
33. | Давление. Единицы давления | |
34 | Способы уменьшения и увеличения давления | Приводить примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления; выполнять исследовательский эксперимент по изменению давления, анализировать его и делать выводы |
35. | Давление газа | Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы |
36. | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля . | Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково. Анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты |
37. | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работать с текстом параграфа учебника, составлять план проведение опытов |
38. | Решение задач. Контрольная работа №3 по теме: «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет давления жидкости на дно сосуда |
39. | Сообщающиеся сосуды | Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту; проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы |
40. | Вес воздуха. Атмосферное давление . | Вычислять массу воздуха; сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы; проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы. Применять знания, из курса географии: при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления. |
41 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы |
42. | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида; Объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применять знания из курса географии, биологии |
43. | Манометры. Поршневой жидкостный насос | Измерять давление с помощью манометра; различать манометры по целям использования; определять давление с помощью манометра; |
44. | Поршневой жидкостный насос Гидравлический пресс | Приводить примеры из практики применения поршневого насоса и гидравлического пресса; работать с текстом параграфа учебника, |
45. | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводить примеры из жизни, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике |
46 | Закон Архимеда | Выводить формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывать силу Архимеда; указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; работать с текстом, обобщать и делать выводы, анализировать опыты с ведерком Архимеда. |
47. | . Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определять выталкивающую силу; работать в группе. |
48. | Плавание тел | Объяснять причины плавания тел; приводить примеры плавания различных тел и живых организмов; конструировать прибор для демонстрации гидростатического явления; применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел |
49. | Решение задач по теме «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | Рассчитывать силу Архимеда. Анализировать результаты, полученные при решении задач |
50. | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости» | На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работать в группе. |
51. | Плавание судов. Воздухоплавание | Объяснять условия плавания судов; Приводить примеры из жизни плавания и воздухоплавания; объяснять изменение осадки судна; Применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания. |
52. | Решение задач по темам: «Архимедова сила», «Плавание тел», «Воздухоплавание» | Применять знания из курса математики, географии при решении задач. |
53. | Контрольная работа по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | |
Работа и мощность энергии. Энергия (13 ч.) |
54. | Механическая работа. Единицы работы | Вычислять механическую работу; определять условия, необходимые для совершения механической работы |
55. | Мощность. Единицы мощности | Вычислять мощность по известной работе; приводить примеры единиц мощности различных технических приборов и механизмов; анализировать мощности различных приборов; выражать мощность в различных единицах; проводить самостоятельно исследования мощности технических устройств, делать выводы |
56. | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Применять условия равновесия рычага в практических целях: поднятии и перемещении груза; определять плечо силы; решать графические задачи |
57 | Момент силы | Приводить примеры, иллюстрирующие как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работать с текстом параграфа учебника, обобщать и делать выводы об условии равновесия тел. |
60 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условий равновесия рычага» | Проверить опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверять на опыте правило моментов; применять практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии. Работать в группе. |
61. | Блоки. «Золотое правило» механики Решение задач по теме «Равновесие рычага», «Момент силы». Условия равновесия тел. Центр тяжести тела | Приводить примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; работать с текстом параграфа учебника, анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы |
62 | Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Опытным путем установить, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализировать КПД различных механизмов; работать в группе. Применять навыки устного счета, знания из курса математики, биологии: при решении качественных и количественных задач. Анализировать результаты, полученные при решении задач |
63. | Контроьная работа загод. | Находить центр тяжести плоского тела; работать с текстом; анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы |
64-65 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой . | Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работать с текстом параграфа учебника |
66. | Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность, энергия» | Отработка навыков устного счета, Решение задач на расчет работы, мощности, энергии |
67-68 | Повторение пройденного материала | Демонстрировать презентации. Выступать с докладами. Участвовать в обсуждении докладов и презентаций |
Тематическое планирование по физике – 8 класс. |
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Тепловые явления (12 часов) |
1. | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. | Объяснять тепловые явления, характеризовать тепловое явление, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул. Наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах. Приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, его падении. Давать определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия |
2 | Способы изменения внутренней энергии | Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу или тело совершает работу. Перечислять способы изменения внутренней энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи. Проводить опыты по изменению внутренней энергии. |
3. | Виды теплопередачи. Теплопроводность. Излучение | Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности. Проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы. |
4 | Входная контрольная работа. | |
5. | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | Находить связь между единицами, в которых выражают количество теплоты Дж, кДж, кал, ккал. Самостоятельно работать с текстом учебника. |
6 | Удельная теплоемкость | Объяснять физический смысл удельной теплоемкости веществ. Анализировать табличные данные. Приводить примеры, применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ. |
7 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении | Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении. |
8. | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | Разрабатывать план выполнения работы. Определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей. |
9 | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | Разрабатывать план выполнения работы. Определять экспериментально удельную теплоемкость вещества и сравнивать ее с табличным значением. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей. |
10. | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания | Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее. Приводить примеры экологически чистого топлива. |
11 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах (§ 11) | Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому. Формулировать закон сохранения механической энергии и приводить примеры из жизни, подтверждающие этот закон. Систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы. |
12. | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления» | Применять теоретические знания к решению задач |
Изменение агрегатных состояний вещества. (11 часов) |
13. | Агрегатные состояния вещества Плавление и отвердевание. | Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов. |
14. | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | Проводить исследовательский эксперимент по изучению удельной теплоты плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента. Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания. Рассчитывать количество теплоты, выделившееся при кристаллизации. Объяснять процессы плавления и отвердевания тела на основе молекулярно-кинетических представлений. |
15 | Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация». Кратковременная контрольная работа « Нагревание и плавление тел» | Определять по формуле количество теплоты, выделяющееся при плавлении и кристаллизации тела. Получать необходимые данные из таблиц. Применять теоретические знания при решении задач. |
16. | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделении ее при конденсации пара | Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Выполнять исследовательское задание по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы. |
17 | Кипение Удельная теплота парообразования и конденсации | Работать с таблицей 6 учебника. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара. Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Самостоятельно проводить эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы. |
18. | Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании). | Находить в таблице необходимые данные. Рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования |
19. | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» | Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека. Определять влажность воздуха. Работать в группе. |
20. | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания | Объяснять принцип работы и устройство ДВС, применение ДВС на практике. |
21 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя) | Рассказывать о применении паровой турбины в технике. Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины. Сравнивать КПД различных машин и механизмов. |
22. | Контрольная работа № 2 по теме «Агрегатные состояния вещества» | Применение теоретических знаний к решению задач |
23. | Экологические проблемы использования тепловых машин и по Вологодской области. Решение задач. | Читать графики. Производить преобразование формул, решать задачи в общем виде, преобразовывать единицы измерений в СИ. |
Электрические явления (27 ч.) |
24 | .Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел | Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов заряда. |
25 | Электроскоп. Электрическое поле. | Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле. Пользоваться электроскопом. Определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу. |
26 | Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома) | Объяснять опыт Иоффе —Милликена. Доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Объяснять образование положительных и отрицательных ионов. Применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома. |
27 | Объяснение электрических явлений | Объяснять электризацию тел при соприкосновении. Устанавливать зависимость заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении. Формулировать закон сохранения электрического заряда. |
28 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества | На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода. Наблюдать и исследовать работу полупроводникового диода. |
29 | Электрический ток. Источники электрического тока Кратковременная контрольная работа по теме «Электризация тел. Строение атома» | Объяснять устройство сухого гальванического элемента. Приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение. |
30 | Электрическая цепь и ее составные части. | Собирать электрическую цепь. Объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи. Различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи. Работать с текстом учебника. |
31 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического ток | Приводить примеры химического и теплового действия электрического тока и их использования в технике. Показывать магнитное действие тока. |
32 | Сила тока. Единицы силы тока. | Определять направление силы тока. Рассчитывать по формуле силу тока, выражать в различных единицах силу тока. |
33 | Амперметр. Измерение силы тока. Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | Включать амперметр в цепь. Определять силу тока на различных участках цепи. Определять цену деления амперметра и гальванометра. Чертить схемы электрической цепи. |
34 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения | Выражать напряжение в кВ, мВ. Анализировать табличные данные. Рассчитывать напряжение по формуле |
35 | Вольтметр, Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения | Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение. Чертить схемы электрической цепи. |
36 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | Строить график зависимости силы тока от напряжения. Объяснять причину возникновения сопротивления. Анализировать результаты опытов и графики. Собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром и вольтметром. Разрабатывать план выполнения работы, делать выводы |
37 | Закон Ома для участка цепи | Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Записывать закон Ома в виде формулы. Использовать межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализировать табличные данные. |
38. | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление | Устанавливать соотношение между сопротивлением проводника, его длиной и площадью поперечного сечения. Определять удельное сопротивление проводника |
39. | 39.Примеры на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения | Чертить схемы электрической цепи с включенным в цепь реостатом. Рассчитывать электрическое сопротивление. |
40 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» | Пользоваться реостатом для регулировки силы тока в цепи. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра. |
41 | Лабораторная работа № 7«Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | Собирать электрическую цепь. Измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра. |
42 | Последовательное соединение проводников | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников. |
43 | Параллельное соединение проводников . | Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении. |
44 | Решение задач по теме Соединение проводников. Закон Ома. | Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников. Применять знания, полученные при изучении теоретического материала |
45 | Контрольная работа № 3 по теме «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление Соединение проводников». | Применение теоретических знаний к решению задач |
46 | Работа и мощность электрического тока (§ 50, 51) | Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока. |
47 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | Выражать работу тока в Вт ч.; кВт ч. Определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы. |
48. | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля—Ленца | Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества. Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца. |
49 | Конденсатор | Объяснять для чего служат конденсаторы в технике, Объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора. Рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора. |
50 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание предохранители | Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах. |
51 | Контрольная работа № 4 по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор» | Применение теоретических знаний к решению задач |
Электромагнитные явления (7 ч.) |
52 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии | Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем. Показывать связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводить примеры магнитных явлений. |
53 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | Перечислять способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту. |
54 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли | Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа. Получать картину магнитного поля дугообразного магнита. Описывать опыты по намагничиванию веществ. |
55 | Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель(§ 62). | Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечислять преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми. Ознакомиться с историей изобретения электродвигателя. Собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели). Определять основные детали электрического двигателя постоянного тока (подвижные и неподвижные его части): якорь, индуктор, щетки, вогнутые пластины. |
56 | Контрольная работа по теме: «Электромагнитные явления» | Применение теоретических знаний к решению задач |
Световые явления (8 ч) |
57 | Источники света. Распространение света. Видимое движение светил. | Формулировать закон прямолинейного распространения света. Объяснять образование тени и полутени. Проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени. Находить Полярную звезду созвездия Большой Медведицы. Используя подвижную карту звездного неба определять положение планет. |
58 | Отражение света. Закон отражения света | Формулировать закон отражения света. Проводить исследовательский эксперимент по изучению зависимости угла отражения от угла падения. |
59 | Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления света. | Применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале. Строить изображение точки в плоском зеркале. Формулировать закон преломления света. Работать с текстом учебника, проводить исследовательский эксперимент по преломлению света при переходе луча из воздуха в воду, делать выводы по результатам эксперимента |
60 | Линзы. Оптическая сила линзы. | Различать линзы по внешнему виду. Определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение. Проводить исследовательское задание по получению изображения с помощью линзы. |
61 | Изображения, даваемые линзой. | Строить изображения, даваемые линзой (рассеивающей, собирающей) для случаев: F 2F; 2F |
62 | Лабораторная работа № 10 «Получение изображений при помощи линзы» | Применять знания о свойствах линз при построении графических изображений. Анализировать результаты, полученные при построении изображений, делать выводы. |
63 | Контрольная работа за год. | Применение полученных знаний в решении задач. |
64 | Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз | Применять теоретические знания при решении задач на построение изображений, даваемых линзой. Выработать навыки построения Чертежей и схем |
65 | Глаз и зрение (§ 70) | Объяснять восприятие изображения глазом человека. Применять межпредметные связи физики и биологии для объяснения восприятия изображения |
66 | Контрольная работа № 5 по теме «Построение изображений даваемых линзой» | Применение теоретических знаний к решению задач |
| Итоговая контрольная работа | Применение полученных знаний в решении задач. |
67-68 | Повторение пройденного материала | Применять знания для решения задач тестового типа. |
Тематическое планирование по физике -9 класс. |
№ урока | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
Законы взаимодействия и движения тел (26 ч.) |
1 | Материальная точка. Система отсчета | Наблюдать и описывать прямолинейное и равномерное движение тележки с капельницей; определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; обосновывать возможность замены тележки её моделью (материальной точкой) для описания движения |
2 | Перемещение. Определение координаты движущегося тела | Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь |
3 | Определение координаты движущегося тела | зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь |
4 | Входная контрольная работа. | |
5 | Перемещение при прямолинейном и равномерном движении | Записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; строить графики зависимости vx = vx(t) |
6 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; применять формулы для расчета скорости тела и его ускорения в решении задач, выражать любую из входящих в формулу величин через остальные. |
7 | Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости | Записывать формулы для расчета начальной и конечной скорости тела; читать и строить графики зависимости скорости тела от времени и ускорения тела от времени; решать расчетные и качественные задачи с применением формул |
8 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении | Решать расчетные задачи с применением формулы sx = v0xt + ax t 2 /2; приводить формулу s = v0x + vx •t /2 к виду sx = vх 2 – v0х 2 /2ах ; доказывать, что для прямолинейного равноускоренного движения уравнениех = х0 + sx может быть преобразовано в уравнение x = x0 + v0xt + a x t2 /2 |
9 | Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости | Наблюдать движение тележки с капельницей;делать выводы о характере движения тележки; вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом заn-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-ю секунду |
10 | Лабораторная работа № 1 «Исследованиеравноускоренного движения без начальной скорости» | Пользуясь метрономом, определять промежуток времени от начала равноускоренного движения шарика до его остановки; определять ускорение движения шарика и его мгновенную скорость перед ударом о цилиндр; представлять результаты измеренийи вычислений в виде таблиц и графиков; по графику определять скорость в заданный момент времени; работать в группе |
11 | Относительность движения | Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли; сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие относительность движения |
12 | Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона | Наблюдать проявление инерции; приводить примеры проявления инерции; решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона |
13 | Второй закон Ньютона | Записывать второй закон Ньютона в виде формулы;решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона |
14 | Третий закон Ньютона | Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона; описывать третий закон Ньютонав виде формулы;решать расчетные и качественные задачи на применение этого закона |
15. | Свободное падение тел | Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и в разреженном пространстве;делать вывод о движении тел с одинаковым ускорением при действии на нихтолько силы тяжести |
16 | Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного паления» | Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости; измерять ускорение свободного падения; работать в группе |
17 | Закон всемирного тяготения | Записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения |
18 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах | Из закона всемирного тяготения выводить формулу для расчета ускорения свободного падения тела |
19 | Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью | Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно; вычислять модуль центростремительного ускорения по формуле v2=а ц . с/R |
20 | | |
21 | Решение задач по кинематике на равноускоренное и равномерное движение, законы Ньютона | Решать расчетные и качественные задачи; слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Экспериментальное подтверждение справедливостиусловия криволинейного движения тел»; слушать доклад «Искусственные спутники Земли», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы |
22 | Определение координаты движущегося тела | Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно; |
23 | Импульс тела. Закон сохранения импульса | Давать определение импульса тела, знать его единицу; объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; записывать закон сохранения импульса. |
24 | Реактивное движение. Ракеты (§ 21) | Наблюдать и объяснять полет модели ракеты |
25 | Вывод закона сохранения механической энергии | Решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения энергии; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы» |
26 | Контрольная работа №1 по теме «Законы движения и взаимодействия тел» | Применять знания к решению задач |
Механические колебания и волны. Звук (10 ч.) |
27 | Колебательное движение. Свободные колебания | Определять колебательное движение по его признакам; приводить примеры колебаний; описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; измерять жесткость пружины или резинового шнура |
28 | Величины, характеризующие,колеба тельное движение | Называть величины, характеризующие колебательное движение; записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; проводить экспериментальное исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника от m и k |
29 | Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити» | Проводить исследования зависимости периода (частоты) колебаний маятника от длины его нити; представлять результаты измеренийи вычислений в виде таблиц; работать в группе; слушать отчет о результатах выполнения задания-проекта «Определение качественной зависимости периода колебаний математического маятника от ускорения свободного падения» |
30 | Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. | Объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условие существования незатухающих колебаний. Объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения последних. |
31 | Распространение колебаний в среде. Волны | Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн; называть характеризующие волны физические величины |
32 | Длина волны. Скорость распространения волн | Называть величины, характеризующие упругие волны; записывать формулы взаимосвязи между ними |
33 | Источники звука. Звуковые колебания | Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука; приводить обоснования того, что звук является продольной волной; слушать доклад «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине», задавать вопросы и принимать участие в обсуждении темы |
34 | Высота, тембр и громкость звука | На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука |
35 | Распространение звука. Звуковые волны | Выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры |
36 | Контрольная работа № 2 по теме «механические колебания и волны. Звук» | Применять знания к решению задач |
Электромагнитное поле (17 ч.) |
37 | Магнитное поле | Делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении поля с удалением от проводников с током |
38 | Направление тока и направление линий его магнитного поля | Формулировать правило правой руки для соленоида, правило буравчика; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля |
39 | Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки | Применять правило левой руки; определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; определять знак заряда и направление движения частицы |
40 | Индукция магнитного поля. Магнитный поток | Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции B, магнитного поля с модулем силы F, действующей на проводник длиной l, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока I в проводнике; описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции |
41 | Явление электромагнитной индукции | Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического поля при изменении магнитного поля, делать выводы |
42 | Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции; анализировать результаты эксперимента и делать выводы;работать в группе |
43 | Направление индукционного тока. Правило Ленца | Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с магнитом; объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока |
| Явление самоиндукции | Наблюдать и объяснять явление самоиндукции |
44 | Получение и передача переменного электрического тока. Транс- форматор | Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока; называть способы уменьшения потерь электроэнергии передаче ее набольшие расстояния; рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия трансформатора и его применении |
45 | Электромагнитное поле. Электромагнитные волны | Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн; описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями |
46 | Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний | Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; делать выводы; решать задачи на формулу Томсона |
47 | Принципы радиосвязи и телевидения | Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации надалекие расстояния с древних времен и до наших дней» |
48 | Электромагнитная природа света | Называть различные диапазоны электромагнитных волн |
49 | Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. | Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; объяснять суть и давать определение явления дисперсии |
50 | Типы оптических спектров. Лабораторная работа №5 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания» | Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания; работать в группе; слушать доклад «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике» |
52 | Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров | Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора. |
53 | Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле». | работать с заданиями, приведеными в разделе «Итоги главы» |
Строение атома и атомного ядра (11ч.) |
54 | Радиоактивность. Модели атомов | Описывать опыты Резерфорда: по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения и по исследованию спомощью рассеяния α-частиц строенияатома |
55 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Деление ядер урана. Цепная реакция Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков» | Объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций. Описывать процесс деления ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; называть условия протекания управляемой цепной реакции |
56 | Экспериментальные методы исследования частиц . Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | Измерять мощность дозы радиационного фона дозиметром; сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; работать в группе |
57 | Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы Энергия связи. Дефект масс. | Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций. Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числ. |
58 | Контрольная работа за год. | Применять знания при решении задач. |
59 | Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика | Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия; называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций |
| Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада | Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза, период полураспада; слушать доклад «Негативное воздействие радиации на живые организмы и способы защиты от нее» |
60 | Решение задач. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома) Решение задач. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома) | Строить график зависимости мощности дозы излучения продуктов распада радона от времени; оценивать по графику период полураспада продуктов распада радона; представлять результаты измеренийв виде таблиц; работать в |
61 | Решение задач. Лабораторная работа № 8 «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов распада газа радона». Лабораторная работа № 9 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома) | Называть условия протекания термоядерной реакции; приводить примеры термоядерных реакций; применять знания к решению задач. |
62 | Состав, строение и происхождение Солнечной системы | Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; называть группы объектов, входящих в солнечную систему приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток |
63 | Большие тела Солнечной системы | Сравнивать планеты Земной группы; планеты-гиганты; анализировать фотографии или слайды планет |
64 | Малые тела Солнечной системы | Описывать фотографии малых тел Солнечной системы |
65 | Строение, излучение и эволюция Солнца и звезд | Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней |
66 | Строение и эволюция Вселенной | Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; объяснять, в чем проявляется нестационарность Вселенной; записывать закон Хаббла |
67-68 | Повторение | Демонстрировать презентации, участвовать в обсуждении презентаций; работать с заданиями, приведенными в разделе «Итоги главы» |
В состав учебно-методического комплекта (УМК) по физике для 7-9 классов входят: -технического обеспечения образовательного процесса:
УМК «Физика. 7 класс»
УМК «Физика. 8 класс»
УМК «Физика. 9 класс»
9. Физика. Тесты. 7- 9 классы: Учебно-методическое пособие / Н.К. Гладышева, И.И.Нурманский, А.И. Нурманский, Н.В. Нурманская. - М.: Дрофа, 2013
электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения