Разработка будет полезна учителям физики, работающим в 11 классе в общеобразовательнеом учреждении. Материал предназначен для подготовке учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Простое решение сложных задач" физика»
Комитет по образованию г.Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №96»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Педагогический совет зам.директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №96»
Протокол №____ от _______ _______________ Г.П.Авдеева ___________Л.А. Анашкина
«____» _______ 2019г. Приказ по ОУ №______
От «____» августа 2019г.
Рабочая программа
Элективного курса
общеинтеллектуального направления
«Простые решения сложных задач»
для учащихся 11 общеобразовательного класса
на 2019-2020 учебный год.
Разработчик: Маслиенко Л.А.,
учитель
Барнаул
2019
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа «Решение физических задач» относится к общеинтеллектуальному направлению.
Данный курс в объёме 34 часов рассчитан на учащихся 11 класса занимающихся по учебнику «Физика-11» (Физика 11 класс Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев Дрофа. Москва .) , где по программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы подготовки, способствующей к успешной сдаче итоговой аттестации по физики.
Актуальность курса связана с тем, что в рамках данного курса рассматриваются разнообразные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к государственной итоговой аттестации.
В программе выделены основные разделы школьного курса физики, в начале изучения которых с учащимися повторяются основные законы и формулы данного раздела. При подборе задач по каждому разделу используются вычислительные, качественные, графические задачи. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы факультативных занятий по физике для общеобразовательных школ (Автор- составитель В.И. Анцулевич, В.В. Дорофейчик )
Программа элективного курса составлена с учетом государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики базовой школы:
1.Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования( Министерство образования и науки РФ. – М: Просвещение, 2011. _ 48с)
3.Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
Цельюпрограммы является :
- развитие интереса к физике и решению физических задач,
- получение дополнительных знаний и умений по физике,
- изучение методов научного познания природы,
- синтез знаний наук физики, математики, химии и т.д.
- необходимость в освоении знаний, умений, навыков для применения в различных профессиональных сферах.
Задачи состоят в организации образовательного процесса таким образом, чтобы обучающиеся получили возможность:
- расширить знания учащихся по основным понятиям арифметики, математики, алгебры, геометрии как базовых знаний применяемых для успешного решения задач в физике, активизацией основных базовых понятий этих наук и их модернизацией,
-сформировать у учащихся понятия, которые дают им ответ на вопросы:
Из каких частей состоит задача?
Все ли задачи имеют искомое?
По каким признакам классифицируются задачи ?
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, фронтальные.
Формы отчетности::
итоговый ТЕСТ
Требования к уровню подготовки учащихся:
Личностные результаты . У учащихся будут сформированы:
- ответственное отношения к учению,
-умение контролировать процесс практической деятельности,
- способность к саморазвитию и самообразованию,
-способности к восприятию задач, их решению и рассуждению,
Метапредметными результатами освоения программы являются:
- умение планировать и выбирать наиболее эффективные способы решения задач,
- составлять план решения задачи и последовательность действий,
-использовать общие приемы решения задач,
-осуществлять смысловое чтение,
- формулировать и отстаивать свое мнение,
-применять алгоритмические предписания для решения задач,
-работать в группах.
Общими предметными результатами являются:
-Умение выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения расчетных и задач,
- Умения решать задачи на применение полученных знаний.
- Умения применять полученные знания для решения практических задач повседневной жизни.
- Развитие умения использовать знания по математике для решения задач по физике.
Учебно-методические материалы:
Программа факультативных занятий «Простые решения сложных задач.» (Автор- составитель В.И. Анцулевич, В.В. Дорофейчик )
1. Программа вступительных испытаний и требования к уровню подготовки к ЕГЭ по физики- 1 час.
Программа вступительных испытаний. Обзор заданий и требования к уровню подготовки к ЕГЭ.
2. « Кинематика » 4 часа.
Система задач по теме «Равномерное прямолинейное движение.» Система задач по теме « Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения .»Система задач по теме «Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение .»
Система задач по теме « Криволинейное движение .»
3. «Закон динамики» 3 часа.
Система задач по теме « Законы Ньютона. Силы в механике.» Система задач по теме « Движение связанных тел .»
Система задач по теме « Динамика движения материальной точки по окружности .»
4. « Законы сохранения в механике» 3 часа
Система задач по теме « Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение .» Система задач по теме « Механическая работа. Мощность .» Система задач по теме « Закон сохранения .Теорема о кинетической энергии»
5. «Элементы статики и гидростатики» 2 часа.
Система задач по теме « Условия равновесия тел .» Система задач по теме « Механика жидкости и газа .»
6. « Основы МКТ» 3 часа.
Система задач по теме « Основное уравнение МКТ.»
Система задач по теме « Газовые законы. Изопроцессы.»
Система задач по теме «Уравнение состояния идеального газа.»
7.Основы термодинамики 2 часа.
Система задач по теме « Первый закон термодинамики.» Система задач по теме « Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей .»
8.Электростатика 3 часа.
Система задач по теме « Закон Кулона. Напряженность электростатического поля .» Система задач по теме « Потенциал. Разность потенциалов .» Система задач по теме « Электроемкость. Конденсаторы .»
9.Законы постоянного тока 3 часа.
Система задач по теме « Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи .» Система задач по теме « Работа и мощность тока .»
Система задач по теме « Электрический ток в металлах, жидкостях и газах .»
10.Магнитные явления 3 часа.
Система задач по теме « Сила Ампера. Сила Лоренца .» Система задач по теме « Электромагнитная индукция. Правило Ленца .»
Система задач по теме « Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля .»
11.Колебания и волны 2 часа.
Система задач по теме « Механические колебания и волны .» Система задач по теме « Электромагнитные колебания и волны .»
12.Геометрическая оптика 3 часа.
Система задач по теме « Прямолинейное распространение света. Закон отражения .» Система задач по теме « Законы преломления света .»
Система задач по теме « Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы .»
13. Волновая оптика 1 час.
Система задач по теме « Интерференция и дифракция света .»
14.Ядерная физика 1 час.
Система задач по теме « Физика атома и атомного ядра .»
№
Наименование тем
К-во часов
Вид занятий (количество часов)
Теоретические
Практические
1.
Программа вступительных испытаний и требования к уровню подготовки к ЕГЭ по физики
1 час.
1
2.
« Кинематика »
4 часа.
1
3
3.
«Закон динамики»
3 часа.
1
2
4.
« Законы сохранения в механике»
3 часа
1
2
5.
«Элементы статики и гидростатики»
2 часа.
1
1
6.
« Основы МКТ»
3 часа
1
2
7.
Основы термодинамики
2 часа.
1
1
8.
Электростатика
3 часа.
1
2
9.
Законы постоянного тока
3 часа.
1
2
10.
Магнитные явления
3 часа.
1
2
11.
Колебания и волны
2 часа.
1
1
12.
Геометрическая оптика
3 часа.
1
2
13.
Волновая оптика
1 час.
0,5
0,5
14.
Ядерная физика
1 час.
0,5
0,5
Календарно-тематическое планирование
Сроки изучения
№ п темы, урока
Наименование тем, уроков
Кол-во час
Примечания
1
1. Программа вступительных испытаний и требования к уровню подготовки к ЕГЭ
Программа вступительных испытаний. Обзор заданий и требования к уровню подготовки ЕГЭ.
- 1ч
1
2.1
2. « Кинематика »
Система задач по теме «Равномерное прямолинейное движение.»
4 часа
1
3.2
Система задач по теме «Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения»
1
4.3
Система задач по теме «Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение .»
1
5.4
Система задач по теме « Криволинейное движение .»
1
6.1
3. «Закон динамики»
Система задач по теме « Законы Ньютона. Силы в механике.»
3 часа
1
7.2
Система задач по теме « Движение связанных тел .»
1
8.3
Система задач по теме « Динамика движения материальной точки по окружности .»
1
9.1
4. « Законы сохранения в механике»
Система задач по теме « Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение .»
3 часа
1
10.2
Система задач по теме « Механическая работа. Мощность .»
1
11.3
Система задач по теме « Закон сохранения .Теорема о кинетической энергии»
1
12.1
5. «Элементы статики и гидростатики»
Система задач по теме « Условия равновесия тел .»
2 часа
1
13.2
Система задач по теме « Механика жидкости и газа .»
1
14.1
6. « Основы МКТ»
Система задач по теме « Основное уравнение МКТ.»
3 часа
1
15.2
Система задач по теме « Газовые законы. Изопроцессы.»
1
16.3
Система задач по теме «Уравнение состояния идеального газа.»
1
17.1
7.Основы термодинамики
Система задач по теме « Первый закон термодинамики.»
2 часа.
1
18.2
Система задач по теме « Тепловые двигатели. КПД тепловых двигателей .»
1
19.1
8.Электростатика
Система задач по теме « Закон Кулона. Напряженность электростатического поля .»
3 часа.
1
20.2
Система задач по теме « Потенциал. Разность потенциалов .»
1
21.3
Система задач по теме « Электроемкость. Конденсаторы .»
1
22.1
9.Законы постоянного тока
Система задач по теме « Закон Ома для участка цепи. Закон Ома для полной цепи .»
3 часа.
1
23.2
Система задач по теме « Работа и мощность тока .»
1
24.3
Система задач по теме « Электрический ток в металлах, жидкостях и газах .»
1
25.1
10.Магнитные явления
Система задач по теме « Сила Ампера. Сила Лоренца .»
3 часа.
1
26.2
Система задач по теме « Электромагнитная индукция. Правило Ленца .»
1
27.3
Система задач по теме « Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля .»
1
28.1
11.Колебания и волны
Система задач по теме « Механические колебания и волны .»
2 часа.
1
29.2
Система задач по теме « Электромагнитные колебания и волны .»
1
30.1
12.Геометрическая оптика
Система задач по теме « Прямолинейное распространение света. Закон отражения .»
3 часа.
1
31.2
Система задач по теме « Законы преломления света .»
1
32.3
Система задач по теме « Построение изображений в линзах. Формула тонкой линзы .»
1
33.1
13. Волновая оптика
Система задач по теме « Интерференция и дифракция света .»
1 час.
1
34.1
14.Ядерная физика
Система задач по теме « Физика атома и атомного ядра .»
1 час.
1
Итого уроков -34
Материально-техническое обеспечение
№ п/п
Наименование учебного оборудования
оборудование
1
Книгопечатная продукция
Программа факультативных занятий по физике для общеобразовательных школ (Автор- составитель В.И. Анцулевич, В.В. Дорофейчик )
2
Дидактический и раздаточный материал
Карточки- задания (М.А. Ушакова, К. М. Ушакова)
«Готовимся к ЕГЭ»
3
Учебно- практическое оборудование
Лабораторное оборудование
4
Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.