kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности решения качественныхзадач части С1- ЕГЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Терминология качественных задач

Предлагались самые различные названия: «практические вопросы», «вопросы на соображение», «логические задачи», «устные задачи», «качественные вопросы», «проверочные вопросы»  др. Такое разнообразие наименований свидетельствует о разносторонности методических достоинств данного типа задач.

Термин «качественные задачи» также не волне точен, потому что некоторые качественные характеристики явления находят свое объяснение в соответствующих количественных соотношениях. Но этот термин подчеркивает главную особенность всех задач такого типа- внимание учащегося в них акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления. Решаются такие задачи путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики, графически или экспериментально. Математические вычисления при этом не применяются.

Значение качественных задач

Качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению знаний учащихся. Они служат также средством проверки знаний и практических навыков школьников. Умелое применение учителем качественных задач повышает интерес учащихся к физике и поддерживает активное восприятие материала в течение урока.

Решение качественных задач учит анализировать явления, развивает  логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники, расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает их к практической деятельности.

Качественные задачи дают возможность учителю ввести упражнения в те разделы курса физики средней школы, которые рассматриваются только с качественной стороны (например, гидродинамика, электромагнетизм, волновая оптика и др.)

Аналитико-синтетический метод решения задач

Большинство физических задач решается дедуктивным  путем: применяют общие физические законы к конкретному случаю. Чтобы связать данное явление с одним или несколькими физическими законами, надо расчленить сложное явление на ряд простых, т.е. применить анализ. Для соединения в общий вывод следствий, полученных из отдельных законов, используется синтез.

При решении задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой, т.е применяется единый аналитико- синтетический метод.

Приемы решения качественных задач

При решении качественных задач применяются  следующие три приема: эвристический, графический  и экспериментальный. Они могут сочетаться, дополняя друг друга.

Эвристический прием   состоит в постановке и разрешении ряда взаимно связанных качественных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности решения качественныхзадач части С1- ЕГЭ »

«Особенности решений качественных задач части С1-ЕГЭ»

Учитель физики МБОУСОШ2 г.Лакинска

Уткина Т.А.



Терминология качественных задач

Предлагались самые различные названия: «практические вопросы», «вопросы на соображение», «логические задачи», «устные задачи», «качественные вопросы», «проверочные вопросы» др. Такое разнообразие наименований свидетельствует о разносторонности методических достоинств данного типа задач.

Термин «качественные задачи» также не волне точен, потому что некоторые качественные характеристики явления находят свое объяснение в соответствующих количественных соотношениях. Но этот термин подчеркивает главную особенность всех задач такого типа- внимание учащегося в них акцентируется на качественной стороне рассматриваемого физического явления. Решаются такие задачи путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики, графически или экспериментально. Математические вычисления при этом не применяются.

Значение качественных задач

Качественные задачи по физике способствуют углублению и закреплению знаний учащихся. Они служат также средством проверки знаний и практических навыков школьников. Умелое применение учителем качественных задач повышает интерес учащихся к физике и поддерживает активное восприятие материала в течение урока.

Решение качественных задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники, расширяет технический кругозор учащихся, подготавливает их к практической деятельности.

Качественные задачи дают возможность учителю ввести упражнения в те разделы курса физики средней школы, которые рассматриваются только с качественной стороны (например, гидродинамика, электромагнетизм, волновая оптика и др.)

Аналитико-синтетический метод решения задач

Большинство физических задач решается дедуктивным путем: применяют общие физические законы к конкретному случаю. Чтобы связать данное явление с одним или несколькими физическими законами, надо расчленить сложное явление на ряд простых, т.е. применить анализ. Для соединения в общий вывод следствий, полученных из отдельных законов, используется синтез.

При решении задач по физике анализ и синтез неразрывно связаны между собой, т.е применяется единый аналитико- синтетический метод.

Приемы решения качественных задач

При решении качественных задач применяются следующие три приема: эвристический, графический и экспериментальный. Они могут сочетаться, дополняя друг друга.

Эвристический прием состоит в постановке и разрешении ряда взаимно связанных качественных вопросов, ответы на которые содержатся либо в условии задачи, либо в известных ученику физический законах.

Этот прием имеет ряд методических достоинств: он учит анализировать физические явления, описанные в задаче, синтезировать данные условия с содержанием известных физических законов, обобщать факты, делать выводы.

Графический прием решения применим к тем качественным задачам, условия которых формулируются с помощью различных видов иллюстраций. Использование его позволяет получить ответ на вопрос задачи в процессе исследования соответствующего чертеже, графика, схемы, рисунка, фотографии и т.п.

Достоинство данного приема - наглядность и лаконичность решения. Он развивает функциональное мышление школьников, приучает их к точности, аккуратности. Особенно велика его ценность в тех случаях, когда дана последовательность рисунков, фиксирующих определенные стадии развития явления или протекания процесса. В некоторых разделах курса физики средней школы (электромагнетизм, волновая оптика) графический прием оказывается преобладающим при решении качественных задач


Экспериментальный прием заключается в получении ответа на вопрос задачи на основании опыта, поставленного и проведенного в соответствии с её условием. В таких задачах обычно предлагается ответить на вопросы: «Что произойдет?», «Как сделать?»

В процессе экспериментального решения качественных задач школьники становятся как бы исследователями, развивается их любознательность, активность, формируются практические умения, навыки работы с физическими приборами. При правильно поставленном опыте ответ, полученный экспериментальным путем, не вызывает сомнений.

В основе любого из приемов решения задачи лежит аналитико-синтетический метод:

1.Ознакомление с условием задачи.

Внимательное чтение её текста, выяснение неизвестных терминов, названий деталей конструкции и т.п.

Повторение текста (при устном решении), полная или сокращенная запись условия( при письменном решении)

Выделение главного вопроса задачи (что неизвестно? Что требуется определить? Какова конечная цель решения?)

2.Анализ содержания задачи.

Исследование исходных данных ( что дано? Что известно?)

Выяснение физического смысла задачи (о каких явлениях, фактах, свойствах тел, состояниях системы и т.п. говорится в ней? Какая связь между ними?)

Подробное рассмотрение графика, чертежа, схемы, рисунка и т.п., приведённых в задаче или построенных в процессе её решения.

Внесение дополнительных ( уточняющих) условий для получения однозначного ответа.


3. Составление плана решения.

Построение аналитической цепи умозаключений, начинающейся с вопроса задачи и оканчивающейся либо данным её условия, либо результатом проведенного эксперимента, либо табличными сведениями, либо формулировками законов и определений физических величин.

4. Осуществление плана решения.

Построение синтетической цепи умозаключений, начинающейся с формулировок соответствующих физических законов, определений физических величин, описания свойств, качеств, состояний тела и оканчивающейся ответом на вопрос задачи.

5. Проверка ответа

Постановка необходимого физического эксперимента, решение этой же задачи другим способом, сопоставление полученного ответа с общими принципами физики ( законами сохранения энергии, массы, заряда, Законами Ньютона, Ленца и др.)

Качественные задачи по физике

В ЕГЭ части 3 включается качественная задача- задание с развернутым ответом повышенного уровня( задание С1)

Безусловно, решение качественных задачах всегда достаточно сложно для учащихся, ведь для их решения нет четкого алгоритма, при их решении ученик должен суметь физически мыслить: понимать и излагать сущность состояний тел и процессов, происходящих в них, вскрывать взаимосвязь явлений (причинно-следственные зависимости), уметь на основании законов физики предвидеть ход явления.

В качественных задачах речь идет о реальных телах, о том, что нас окружает вокруг, вещах зачастую обычных и потому не замечаемых. В отличие от количественных задач, в качественных задачах необходимо разобраться, что является существенным, что второстепенным, прикинуть порядок величин, о которых идет речь в задаче, найти справочный материал и воспользоваться им для оценки. Зачастую качественная задача лишь обозначает проблемы, провоцирует на поиск, исследование данного вопроса. И глубина этого поиска ограничена субъективными желаниями школьника и настойчивостью учителя. Решаются такие задачи путем логических умозаключений, базирующихся на законах физики. Желательно при изложении нового физического закона пользоваться индуктивным методом: устанавливать общую закономерность рассматриваемых явлений на основе многих частных случаев. Большинство физических задач решается дедуктивным путем: применяют общие физические законы к конкретному случаю. Чтобы связать данное явление с одним или несколькими физическими законами, надо расчленить сложное явление на ряд простых, т.е. применить анализ, соединения в общий вывод следствий, полученных из отдельных законов, используется синтез. Таким образом, при решении задач по физике применяется аналитико-синтетический метод.

При решении качественных задач используют эвристический прием. ( Эвристический прием применяют в тех ситуациях, когда необходимо разрешить ряд взаимно связанных качественных вопросов, ответы на которые либо содержаться в условии задачи, либо в известных ученику физических законов.

Важным аспектом успешной подготовки школьников к ЕГЭ является решение качественных задач. При этом необходимо добиваться правильного ответа учащегося ( как письменного так и устного) включающего последовательное связное обоснование с указанием на изученные закономерности. Ведь при решении качественной задачи в экзаменационном варианте правильным ответом считается тот, в котором приведен правильный ответ, полное объяснение и сделаны ссылки на наблюдаемые явления и использованные законы.

Несомненно, эти задания вполне отвечают лишь повышенному уровню, но вполне посильны учащимся. Однако вопросам написания полного ответа следует уделять специальное внимание. Можно включать такого вида задания в контрольные работы наряда с традиционными, расчетными задачами.

Качественную задачу можно использовать на разных этапах обучения. На начальном этапе можно показать всю красоту и прелесть окружающего явления, поставить проблему, и обрисовать пути выхода из нее, увлечь физикой. Количественное описание придет позже, когда уровень математики окажется достаточным для этого. В дальнейшем качественную задачу можно использовать как этап, ступеньку для глубокого исследования проблемы. Именно качественная задача является одним из важнейших инструментов, которым необходимо вооружить любознательного человека, исследователя окружающего мира, что позволит ему глубже проникать в мироздание, сделает его мыслящим.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Особенности решения качественныхзадач части С1- ЕГЭ

Автор: Уткина Татьяна Александровна

Дата: 10.08.2014

Номер свидетельства: 111582


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства