kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Решение физических задач"

«Задачи повышенной сложности»

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по физике»

+Программа элективного курса по физике

для учащихся 9-х классов

"Решение физических задач"

«Задачи повышенной сложности»


Барковская Светлана Евгеньевна,

учитель физики высшей категории



Пояснительная записка


Современный педагог – это учитель,  профессионал, владеющий методами  развития творческих способностей учащихся. И это не случайность. Ведь современный человек должен уметь адаптироваться в окружающем его социуме, заниматься самообразованием, быть творческой личностью. К сожалению, в школе педагоги чаще уделяют внимание развитию критического, а не творческого мышления. На его развитие не хватает времени урока, нередко – это результат незнания учителем путей формирования креативности учащихся.

Именно поэтому нагруженные знаниями ученики часто не имеют смекалки, сообразительности, зависимы от родителей.

Целью данного элективного курса является создание условий для развития творческих способностей учащихся путём решения нестандартных, эвристических задач.

Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Способы решения традиционных задач хорошо известны: логический, математический, экспериментальный. Методика обучения этим способам опирается на алгоритмические или полуалгоритмические модели. Но при решении творческих задач эти методы порой оказываются бессильными.

Нестандартные задачи требуют нестандартного мышления, их решение невозможно свести к алгоритму. Поэтому наряду с традиционными методами необходимо вооружить учащихся и эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении, «вживании» в изучаемый  предмет или явление и др.

Эти методы не просто интересны, они раскрывают творческий потенциал ученика, развивают образное мышление, обогащают духовную сферу. Они помогут учителю показать физику, как предмет глубоко значимый для любого человека, огромный культурный аспект физической науки, сформировать устойчивый интерес к ее изучению.


Элективный курс предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, желающих приобрести опыт практического применения знаний по физике, а так же для осознанного выбора профильной направленности обучения в старшей школе. Данный курс модифицированный. Он готовит учащихся для успешного усвоения курса физики 9 класса и подготовки к сдаче ГИА.

Программа элективного курса согласована с базовым курсом и позволит подросткам углубить и расширить свои знания и умения.


Цели курса

Расширение кругозора школьников и углубление знаний по основным темам базового курса физики , систематизация знания учащихся 9-тых классов по физике и их профессиональное самоопределение.

Формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения физических задач.

Дать учащимся представление о практическом применении законов физики к изучению физических явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире.

Задачи курса

Создание условий для развития устойчивого интереса к физике, к решению задач.

Формирование навыков самостоятельного приобретения знаний и применение их в нестандартных ситуациях.

Развитие общеучебных умений: обобщать, анализировать, сравнивать, систематизировать через решение задач.

Развитие творческих способностей учащихся.

Развитие коммуникативных умений работать в парах и группе.

Показать практическое применение законов физики через решение задач, связанных с явлениями и процессами, происходящими в окружающем нас мире.

Программа элективного курса рассчитана на преподавание в объеме 34 часов (1 час в неделю), в процессе проведения которых сочетаются теоретический материал и практические работы, демонстрационные эксперименты.

Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических и др.


Решение физических задач – одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся ведь решение задач это напряженное, активное проявление энергии, воли, умственных способностей. Я.А. Каменский отмечал, что у многих учащихся «большая часть знаний только скользит по поверхности ума и не внедряется в него,… Основательные знания не возможны без возможно частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений»

Физика всегда считалась наукой естественной, причем фундаментальной она раньше других естественных наук вышла на уровень количественной теории. А ее строгий язык описания позволяет получить максимально емкое и точное знание об объекте исследования.

Механика – составная часть как классической, так и современной физики. Некоторые понятия механики (например, масса, импульс, энергия) используются и при описании микромира

Учебная цель решения задач по кинематике состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть основными понятиями, усвоить кинематические законы движения и научиться применять их в конкретных ситуациях.

Изучение механики на векторной основе позволяет обучить учащихся координатному методу решения задач. Универсальность этого метода, общего для всех задач, независимо от характера движения тел, доказывает его преимущества. Однако эти преимущества проявляются лишь тогда, когда учащиеся овладеют этим методом.

Законы динамики – наиболее существенная часть механики. Классическая механика Ньютона – это по существу законы динамики, составляющая ядро ее теории. Отсюда вытекает образовательное значение изучения законов динамики.


Изучение в средней школе законов сохранения имеет огромное познавательное и мировоззренческое значение. В законах сохранения отражаются принцип материи и движения, взаимосвязь и взаимные превращения различных форм движения материи.


Законы сохранения принадлежат к наиболее общим законам природы. Поэтому изучение законов сохранения в курсе физики позволяет устанавливать внутрипредметные связи.














Программа


Вводное занятие (1 ч).


Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Этапы решения.Работа с текстом. Анализ физических явлений, формулировка идеи решения ( плпн решения). Различные приёмы и способы решения: алгоритм, аналогия, геометрические приемы, метод размерностей, графическое решение.

Математическое введение (3 ч).


Основные математичекие формулы. Формулы алгебры и геометрии. Тригонометрические соотношения. Значения тригонометрических функций. Элементы векторной алгебры.

Основы кинематики .

Механическое движение.(5 ч.)


Механическое движение, относительность движения , система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Баллистическое движение..

Основы динамики (8 ч).


Законы Ньютона

. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, законы Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения. Тормозной путь.


Статика (3 ч).


Условия равновесия тела, не имеющего оси вращения. Условия равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное. Гидростатика Задачи на определение характеристик равновесия физических систем (равновесие материальной точки, равновесие тела, имеющего неподвижную ось вращения). Центр тяжести. Решение задач на определение характеристик покоящейся жидкости. Составление обобщающей таблицы “Статика”


Законы сохранения в механике (8 ч).


Импульс тела, импульс силы. Закон сохранения импульса.

Понятие энергии, кинематическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Работа силы тяжести, силы упругости. Теорема о кинематической энергии. Закон сохранения энергии в механике. Закон Бернулли..



Механические колебания и волны (3 ч.)

Решение задач на определение характеристик гармонических колебаний. Решение задач на определение характеристик упругих механических волн.


Заключительное занятие по курсу (1 ч).




.





Основные виды деятельности учащихся

Индивидуальное, коллективное, групповое решение задач различное трудности.

Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных, задач с различным содержанием, задач на проекты, качественных задач, комбинированных задач и т.д.

Решение олимпиадных задач.

Составление таблиц.

Взаимопроверка решенных задач.

Составление тестов для использования на уроках физики.

Составление проектов в электронном виде.

Экскурсии с целью отбора материала для составления задач.


Ожидаемые образовательные результаты

Знания основных законов и понятий.

Успешная самореализация учащихся.

Опыт работы в коллективе.

Умение искать, отбирать, оценивать информацию.

Систематизация знаний.

Возникновение потребности читать дополнительную литературу.

Получение опыта дискуссии, проектирования учебной деятельности.

Опыт составления индивидуальной программы обучения.



































Календарно-тематическое планирование занятий


Дата

Тема

Виды деятельности

Методы и формы обучения

Планируемый результат

Формы контроля


1


Вводное занятие

Решение задач по различным разделам физики

Частично-поисковый.

Работа в парах.

Самоанализ знаний, умений и навыков учащихся

Анкетирование




2


Математическое введение Основные математичес- кие формулы(фор

мулы алгебры и геометрии

Составление памятки по математике

Сочетание беседы и дискуссии.

Работа в парах.

Закрепление общеучебных умений учащихся

Фронтальный опрос



3


Элементы векторной алгебры


Действие над векторами. Проекция вектора на ось


Проблемное изложение нового.

Закрепление в парах.

Построение и нахождение проекций вектора на ось

Тестирова-

ние



4


Значения тригонометрических функций. Элементы векторной алгебры


Действие над векторами. Проекция вектора на ось

Определение тригонометрических функций углов в треугольнике.

Самостоятельная работа над задачами.


Групповая работа.

Построение и нахождение проекций вектора на ось

Решение задач ЕГЭ.


5


Основы кинематики Равномерное и движение Величины характеризующие механическое движение.


Составление общего алгоритма на кинематику, решение задач по общему алгоритму

Самостоятельная работа с учебником.


Индивидуаль-

ная работа.

Умение решать задачи по общему алгоритму

Тестирование.


6


Основы кинематики Равнопеременное движение. Величины характеризующие механическое движение.


Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление общего алгоритма на кинематику, решение задач по общему алгоритму

Проблемный.




Взаимоконтроль.

Усвоение учащимися алгоритма решения задач о кинематике и применение его на практике

Тесты ЕГЭ.


7


Графики зависимости кинематических величин от времени

Построение графиков зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения,

Частично-поисковый.


Индивидуаль-

но.

Умение строить графики в различных координатах,.

Тестирование в онлайн.


8


Графики зависимости кинематических величин от времени

Решение задач с применением графиков

Частично-поисковый.


Индивидуаль-

но.

Умение строить графики в различных координатах, умение находить различные величины по графикам


Задачи ЕГЭ.


9


Равнопеременное движение. Величины характеризующие механическое движение

Решение задач с применением графиков

Частично-поисковый






Демонстрация видео.


Умение строить графики в различных координатах, умение находить различные величины по графикам




10


Движение тела под действием силы тяжести по вертикали

Применение алгоритма по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали. Построение графиков зависимостей кинематических величин от времени

Проблемный.






В парах.

Умение находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела по вертикали под действием силы тяжести

Индивидуальные проекты по разделу

Иллюстрация.


11


. Баллистическое движение

Применение алгоритма по кинематики к решению задач в случае движения под углом к горизонту.

Лекция. Демонстрация видео.

Работа с .конспектом.




В парах.

Умение находить по алгоритму различные кинематические величины в случае движения тела под углом к горизонту

Индивидуальные проекты по разделу



12


Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил

Построение векторов действующих на тело сил

Иллюстрационный.

Частично-поисковый.





Фронтально.

Умение изображать силы, действующие на тело в различных случаях, и находить направление результирующей силы.

Тестирование



13


Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения.

Расчет силы всемирного тяготения и силы тяжести в различных ситуациях.

Лекция. Демонстрация видео





Работа в группах.

Умение изображать силы, действующие на тело в различных случаях, и находить направление результирующей силы

Задачи ГИА


14


. Вес тела, невесомость.

Построение и анализ общего алгоритма на динамику. Решение задач с использованием алгоритма на динамику.


Частично-поисковый.




Индивидуально.

Воспроизведение алгоритма решения задач на динамику, решение задач

Задачи ГИА


15


. Силы упругости, законы Гука

Построение и анализ общего алгоритма на динамику.

Частично-

Поисковый


Праутикум


Воспроизведение алгоритма решения задач на динамике

решение графических задач


16


Силы трения, коэффициент трения скольжения. Тормозной путь

Построение и анализ общего алгоритма на динамику

Частично-

Поисковый


Работа в группах

Воспроизведение алгоритма решения задач на динамике

Презентация. Решение графически задач


17


Движение тела под действием нескольких сил.

Построение и анализ общего алгоритма на динамику

Частично-

Поисковый


Работа в группах

Воспроизведение алгоритма решения задач на динамике

Тестирование Итоговая самостоятельная работа



18


. Условия равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы. Виды равновесия: устойчивое, неустойчивое, безразличное


(равновесие материальной точки, равновесие тела, имеющего неподвижную ось вращения). Центр тяжести с.

Лекция.

Деионстрация. Л.Р.»Определение центра тяжести».



Работа в парах.

Умение решать задачи по теме.

на . равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы

Решение практических задач.


19


. Условия равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы.

Построение и анализ общего алгоритма на определение характеристик равновесия физических систем



Частично-

Поисковый




Работа в парах.

Умение решать задачи по теме.

на . равновесия тела, имеющего ось вращения. Момент силы

Тестирование Итоговая самостоятельная работа



20


Гидростатика

Решение задач на определение характеристик покоящейся жидкости.


Лекция.




Индивидуаль-

ная работа.

Составление обобщающей таблицы “Статика

Решение практических задач


21


Импульс, закон сохранения импульса.


Изображение векторов импульса, выяснение условий выполнения закона сохранения импульса и энергии;


Видеоурок.






Работа в парах.

Умение приводить примеры выполнения закона сохранения импульса.

Собеседование



18


Импульс, закон сохранения импульса


оформление результатов в виде схемы

Проблемное изложение.




Работа в парах

применение законов сохранения к решению задач



Задачи ГИА


19


Импульс, закон сохранения импульса


Изображение векторов импульса, выяснение условий выполнения закона сохранения импульса .

Частично-

Поисковый







Работа в парах

Умение приводить примеры выполнения закона сохранения импульса

Нестандартные задачи.


20


Понятие энергии, кинематическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия


Выяснение физического смысла энергии и способов ее определения.

Проблемное изложение





Работа в парах

Умение определять вид энергии и способа ее определения

Задачи ГИА


21


Механическая работа, мощность. Работа силы тяжести, силы упругости

Построение таблицы, устные сообщения

Частично-

Поисковый







Работа в парах

Умение находить энергетические величины и связь между ними в общем случаи и в механики.


Анкетирование



22


Механическая работа, мощность. Работа силы тяжести, силы упругости


Устные сообщения, презентации учащихся.

Словесный и наглядный методы.




Индивидуальная.

Умение находить энергетические величины и связь между ними в общем случаи и в механики

Защита презентаций.


23


Теорема о кинематической энергии. Закон сохранения энергии в механике

Выяснение условий сохранения полной механической энергии в механике.

Частично-

Поисковый







Работа в парах

Умение находить энергетические величины и связь между ними в общем случаи и в механики



Тестирование


24


Закон сохранения энергии в механике

Выяснение условий сохранения полной механической энергии и построение алгоритма на закон сохранения энергии в общем случае и в механике.

Частично-

Поисковый







Работа в парах

Умение находить энергетические величины и связь между ними в общем случаи и в механики



Тестирование


25


. Закон Бернулли

закон сохранения энергии в общем случае и в механике

Словесный и наглядный методы.



Работа в парах

Умение воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и применять к решению задач.

Задачи ГИА


26


Закон сохранения энергии и импульса в механике .


Изображение векторов импульса, выяснение условий выполнения закона сохранения импульса и энергии.

Частично-

Поисковый







Работа в парах

Умение воспроизводить алгоритм на закон сохранения энергии и импульса применять к решению задач

Задачи ГИА


27


Решение задач на определение характеристик гармонических колебаний

Изображение колебательных систем и сил, действующих внутри них.

Частично-

Поисковый



абота в парах

Умение воспроизводить алгоритм

Тестирование


28


Решение задач на определение характеристик упругих механических волн.


Изображение колебательных систем , волн, определение характеристик волны.

Частично-

Поисковый





Индивидуальная

Умение определять характер волны и ее характеристики.

Тестирование


29


Решение задач на определение характеристик гармонических колебаний и упругих механических волн

Изображение колебательных систем , волн, определение характеристик волны

Частично-

Поисковый





Индивидуальная

Умение определять характер волны и ее характеристики

Тестирование


30


Решение комбиниро-

ванных задач.


Уравнения кинематики и законы динамики.

Частично-

Поисковый

Индивидуальная

Умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях.


Тестирование


31


Решение комбиниро-

ванных задач


Уравнения кинематики и законы динамик и законы сохранения.

Частично-

Поисковый

Индивидуальная






Умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях

Тестирование


32


Решение экспериментальных задач.


Описание эксперимента математическими уравнениями.

Частично-

Поисковый


Индивидуальная



Умение применять полученные теоретические знания при постановке и описании результатов экспериментов..

Тестирование


33


Урок-презентация.

Мини-презентации учащихся по решению задач


Создание и использование презентаций при решении задач.

Частично-

Поисковый


Индивидуальная

Умение применять полученные теоретические знания при создании презентаций

Защита проектов.


34


Итоговое занятие

Мини-презентации учащихся по решению задач


Создание и использование презентаций при решении задач

Частично-

Поисковый


Индивидуальная

Умение применять полученные теоретические знания при создании презентаций

Защита проектов




































Приложение :


Кинематика.


1. Мотоциклист проехал 0,4 пути между двумя городами со скоростью 20 м/с, а оставшуюся часть пути со скоростью 54 км/ч. Определите среднюю скорость.


2. Автомобиль проехал половину пути со скоростью 60 км/ч, оставшуюся часть пути он половину времени пронхал со скоростью 15 км/ч, а последний участок со скоростью 45 км/ч. Найдите среднюю скорость.


3. Пловец переплывает реку, имеющую ширину Н. Под каким углом к направлению течения он должен плыть, чтобы переправиться на противоположный берег в кратчайшее время? Где он в этом случае окажется и какой путь проплывёт, если скорость течения равна u, а скорость пловца относительно воды равна v.


4. Мяч летит со скоростью v =5м/с. Навстречу ему движется стенка соскоростью 2 м/с. Определите скорость мяча после абсолютно упругого удара о стенку.


5. Два автомобиля приближаются к перекрёстку по взаимно перпендикулярным траекториям с постоянными скоростями v1 и v2. в момент времени, когда первый автомобиль достиг перекрёстка, второй находился на расстоянии l от него. Определите минимальное расстояние между автомобилями в процессе их движения.


6.На рис. изображена зависимость скорости от времени.( на доске)


Нарисовать а) зависимость ускорения от времени..


7. С какой скоростью тело было брошено вертикально вверх, если через время 0,8 с после броска его скорость при подъеме уменьшилась вдвое? g = 10 м/с2. (16)


8. Металлический шарик, упавший с высоты 20 м на доску, отскакивает от нее с потерей 25% скорости. Через сколько секунд после удара шарик второй раз упадет на доску? g = 10 м/с2. (3)


9. Камень брошен вертикально вверх со скоростью 50 м/с. Через сколько секунд его скорость будет равна 30 м/с и направлена вертикально вниз? g = 10 м/с2. (8)


10. Тело брошено вертикально вверх с высоты 40 м с начальной скоростью 5 м/с. На какой высоте окажется тело через 2 с? g = 10 м/с2. (30)


11. Тело брошено вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Найдите путь, пройденный телом за 3 с от начала движения. g = 10 м/с2. (25)


12. Тело бросили горизонтально со скоростью 40 м/с с некоторой высоты. Определите его скорость через три секунды. g =10 м/с2. (50)


13. Камень, брошенный горизонтально со скоростью 15 м/с, упал на землю со скоростью 25 м/с. Сколько времени длился полет камня? g = 10 м/с2. (2)

14. Из окна, расположенного на высоте 5 м от земли, горизонтально брошен камень, упавший на расстоянии 8 м от дома. С какой скоростью был брошен камень? g = 10 м/с2. (8)


15. Камень брошен горизонтально. Через 2 с после броска вектор его скорости составил угол 45° с горизонтом. Найдите начальную скорость камня. g = 10 м/с2. (20)


16. Тело брошено горизонтально. Через 2 с после броска угол между направлением полной скорости и полного ускорения стал равным 60°. Определите величину полной скорости тела в этот момент времени. g = 10 м/с2. (40)


17. Во сколько раз линейная скорость точки поверхности Земли, лежащей на широте 60°, меньше линейной скорости точки, лежащей на экваторе? (2)

  1. Определите величину центростремительного ускорения точки, движущейся по окружности с угловой скоростью 16 рад/с и линейной скоростью 2 м/с. (32)

Во сколько раз увеличится центростремительное ускорение точек обода колеса, если период обращения колеса уменьшится в 5 раз? (25)


Динамика.

20. На нити, выдерживающей натяжение 10 Н, поднимают груз массой 0,5 кг из состояния покоя вертикально вверх. Считая движение равноускоренным, найдите предельную высоту (в см), на которую можно поднять груз за время 0,1 с так, чтобы нить не оборвалась. g = 10 м/с2. (5)


21. К одному концу нерастяжимой веревки, перекинутой через блок, подвешен груз массой 10 кг. С какой силой надо тянуть вниз за другой конец веревки, чтобы груз поднимался с ускорением 1 м/с2? Массой блока и веревки пренебречь. g = 10 м/с2. (110)


22. Космонавт массой 60 кг при вертикальном взлете ракеты давит на опору с силой 5400 Н. Найдите ускорение ракеты. g = 10 м/с2. (80)


23. Чему равен вес стоящего в лифте человека массой 70 кг, если лифт опускается с ускорением, направленным вниз и равным 3 м/с2? g = 10 м/с2. (490)


24. Лифт в начале движения и при остановке имеет одинаковые по абсолютной величине ускорения. Чему равна величина этого ускорения, если вес человека, находящегося в лифте, в первом и во втором случае отличается в три раза? g = 10 м/с2. (5)


25. Тело помещают один раз на наклонную плоскость с углом наклона 30°, а второй раз — на наклонную плоскость с углом наклона 60°. На сколько процентов сила трения в первом случае больше, чем во втором, если коэффициент трения в обоих случаях 0,8? (25)


26. Тело соскальзывает с наклонной плоскости высотой 3 м и длиной 5 м. Коэффициент трения 0,5. Найдите ускорение тела. g = 10 м/с2. (2)


27. Телу толчком сообщили скорость, направленную вверх вдоль наклонной плоскости. Найдите величину ускорения тела, если высота наклонной плоскости 4 м, ее длина 5 м, а коэффициент трения 0,5. g = 10 м/с2. (11)


28. Телу толчком сообщили скорость, направленную вверх вдоль наклонной плоскости. Высота наклонной плоскости 3 м, ее длина 5 м, коэффициент трения 0,6. Во сколько раз величина ускорения при движении тела вверх больше, чем при движении вниз? (9)


29. Сколько процентов составляет ускорение свободного падения на поверхности Марса от ускорения свободного падения на Земле, если радиус Марса составляет 0,5 радиуса Земли, а масса Марса — 0,1 массы Земли? (40)


^ 30. Радиус некоторой планеты в раз меньше радиуса Земли, а ускорение силы тяжести на поверхности планеты в 3 раза меньше, чем на поверхности Земли. Во сколько раз масса планеты меньше массы Земли? (6)


31. Радиус некоторой планеты в 10 раз больше, чем радиус Земли, а средняя плотность вещества планеты в 2 раза меньше средней плотности Земли. Во сколько раз ускорение свободного падения на поверхности планеты больше, чем на поверхности Земли? (5)


32. Масса некоторой планеты в 16 раз больше, чем масса Земли, а средняя плотность вещества планеты в 2 раза больше средней плотности Земли. Во сколько раз ускорение свободного падения на поверхности планеты больше, чем на поверхности Земли? (4)


33. Какое расстояние пройдет тело, свободно падая без начальной скорости в течение 3 с у поверхности планеты, радиус которой на одну треть меньше радиуса Земли, а средняя плотность вещества на 40% меньше, чем средняя плотность Земли? g = 10 м/с2.


Законы сохранения.


34. Конькобежец катил груженные сани по льду со скоростью 5 м/с, а затем толкнул их вперед и отпустил. С какой скоростью (в см/с) покатится конькобежец непосредственно после толчка, если скорость саней возросла до 8 м/с? Масса саней 90 кг, масса человека 60 кг. В ответе укажите модуль скорости. (50)


35. С кормы лодки массой 200 кг, движущейся со скоростью 1 м/с, прыгает мальчик в горизонтальном направлении в сторону, противоположную движению лодки. С какой скоростью (относительно земли) прыгает мальчик, если скорость лодки после его прыжка возросла до 3 м/с, а масса мальчика 50 кг? (7)


36. Летящий со скоростью 56 м/с снаряд разорвался на два осколка. Осколок массой m1 = m/3, где m — масса снаряда, продолжает полет в том же направлении со скоростью 112 м/с. Чему равна величина скорости второго осколка? (28)


37. При движении со скоростью 36 км/ч электровоз потребляет мощность 60 кВт. Определите силу тяги электровоза, если его КПД равен 80%. (4800)


38. Нефть откачивают из скважины глубиной 500 м с помощью насоса, потребляющего мощность 10 кВт. Каков КПД (в процентах) насоса, если за одну минуту его работы на поверхность земли подается 96 кг нефти? g = 10 м/с2. (80)


39. Водяной насос равномерно подает 300 кг воды в минуту на высоту 80 м. Определите мощность (в кВт) мотора, которым приводится в действие насос, если его КПД равен 80%. g = 10 м/с2. (5)


40. Подъемный кран приводится в действие двигателем мощностью 10 кВт. Сколько секунд потребуется для равномерного подъема груза массой 2 т на высоту 50 м, если КПД двигателя 80%? g = 10 м/с2. (125)


41. Тележка стоит на гладких рельсах. Человек переходит с одного ее конца на другой параллельно рельсам. На какое расстояние относительно земли переместится при этом тележка? Масса человека 60 кг, масса тележки 120 кг, ее длина 6 м. (2)


42. Тележка длиной 5 м стоит на гладких рельсах. На противоположных концах тележки стоят два мальчика. Масса тележки 75 кг, массы мальчиков 45 кг и 30 кг. Мальчики меняются местами. На сколько сантиметров переместится при этом тележка? (50)







Список литературы для учащихся

Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М. “Просвещение”, 1983

Журнал “МИФ-2” (для школьников Хабаровского края), Хабаровский краевой центр технического творчества, 1988-2005 гг.

Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. “Физика в задачах”, Л.: ЛГУ, 1976 г.

Гольдфарб И.И. “Сборник вопросов и задач по физике”, М.: “Высшая школа”, 1973 г.

Степанова Г.Н. “Сборник задач по физике”, М.: “Просвещение”, 1996 г

Рымкевич А.П. “Задачник” 9-11 кл. М.: “Дрофа”, 2000 г.

Ланге В.Н. “Экспериментальные физические задачи на смекалку”, М.: “Наука”, 1985 г.

Лукашик В.И., Иванова Е.В. “Сборник задач по физике” 7-9 кл., М.: “Просвещение”, 2001


Список литературы для учителей

Балаш В.А. “Задачи по физике и методы их решения”, М.: “Просвещение”, 1983 г.

Журналы “МИФ-2” (для школьников Хабаровского края), Хабаровский краевой центр технического творчества, 1988-2005 гг.

Каменецкий С.Е., Орехов В.П. “Методика решения задач по физике”, Л.: ЛГУ, 1972 г.

Тульчинский М.Е. “Качественные задачи по физике”, М: “Просвещение”, 1972 г.

Газета “Физика”, издательский дом “Первое сентября”, 2000-2005 гг.

Методика факультативных занятий по физике (Под редакцией Кабардина О.Ф., Орлова В.А.), М.: “Просвещение”, 1988 г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа элективного курса по физике

Автор: Барковская Светлана Евгеньевна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа элективного курса "Электродинамика" (8 класс)"
    ["seo_title"] => string(65) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-eliektrodinamika-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "284121"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1453917247"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Рабочая программа элективного курса по физике «Методы решения физических задач»"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_proghramma_eliektivnogho_kursa_po_fizikie_mietody_rieshieniia_fizichie"
    ["file_id"] => string(6) "471090"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1527277085"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Элективный курс "Физика. Химия". "
    ["seo_title"] => string(31) "eliektivnyi-kurs-fizika-khimiia"
    ["file_id"] => string(6) "130417"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415896650"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу физики «Решение задач повышенной сложности»"
    ["seo_title"] => string(91) "rabochaia_programma_po_eliektivnomu_kursu_fiziki_rieshieniie_zadach_povyshiennoi_slozhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "343171"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1473531727"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ « РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ » 9 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(109) "programma-eliektivnogo-kursa-priedprofil-noi-podgotovki-rieshieniie-niestandartnykh-zadach-po-fizikie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212260"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431792999"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства