Программа элективного курса «Решение задач по физике»
Программа элективного курса «Решение задач по физике»
Актуальность и важность программы «Решение задач по физике» не вызывает сомнений, т.к. она содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов, способствует и дальнейших планов после школы. Программа элективного курса «Решение задач по физике» представляет собой ориентиром для решения проблем профилизации старших классов, удовлетворяя запросы учащихся, нуждающихся в изучении физики на повышенном уровне, дополняя базовую программу. Особый интерес и практическую значимость в данной программе представляет выполнение практических лабораторных и экспериментальных работ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Решение задач по физике»»
Элективный курс
«Решение задач по физике»
Программа элективного курса
11 класс
Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана в соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», рассчитан на учащихся 11 класса.
Элективный курс «Решение задач по физике» выступает в роли дополнения к содержанию физики базового уровня, направлен на удовлетворение познавательного интереса учащихся, на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Данный курс дает учащимся больше возможностей для самопознания, он сочетает в себе логику и полет фантазии, вдумчивое осмысление условий задач и кропотливую работу по их решению, рассматриваются различные приемы решения задач. Задачи подбираются учителем исходя из конкретных возможностей учащихся. Подбираются задачи технического содержания, качественные, тестовые, а также – творческие экспериментальные. На занятиях элективного курса изучаются теоретические вопросы, которые не включены в программу базового уровня, а также – вопросы , связанные с профессиональной деятельностью: физика вокруг нас, физика в жизни, физика и наука, физика в различных профессиях
На занятиях применяются коллективные и индивидуальные, а также групповые формы работы: решение и обсуждение решения задач, решение по алгоритму, владение основными приемами решения, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
Основные цели курса:
Развитие интереса к физике и решению физических задач;
Совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений,
Формирование представлений о методах решения физических задач;
Подготовка учащихся 11 класса к сдаче ЕГЭ.
Способствовать развитию творческих способностей.
Задачи курса:
Развитие творческих способностей учащихся на основе проб;
Формирование умения комплексного применения знаний при решении учебных теоретических и экспериментальных задач;
Развитие общеучебных умений: самостоятельной работы, использования источников информации;
Воспитание личности, умеющей анализировать, владеющей навыками самоанализа и создания программ саморазвития;
Расширение кругозора; воспитание самостоятельности; политехническое воспитание.
Научить применять теоретический материал по физике при решении задач.
После изучения курса учащиеся должны:
Знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
Понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
Уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники); готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи, выполнить творческие экспериментальные задания и делать вывод.
Учебно-тематический план предметного курса
№№ п/п
Тема
план
факт
Умения и навыки
1.
Что такое физическая задача.Физические величины. Измерения физических величин. Размерность.
Кратные и дольные единицы.
Уметь перевести в СИ, определять размерность физических величин и произвести прямое и косвенное измерение.
2.
Физическая теория и решение задач.
Уметь применять теорию на практике
3.
Классификация задач по содержанию.Способы и алгоритм решения.
Уметь решать задачи
4.
Составление физических задач.
Уметь решать задачи
5.
Оформление решений задачи.Аналитическое и графическое
Уметь решать задачи
6.
Уравнение движения с постоянной скоростью.
Уметь решать задачи
7.
Движение тела по окружности. Угловое перемещение и угловая скорость. Свободное падение тел. Решение графических задач на свободное падение тел.
Уметь решать задачи
8.
Три закона Ньютона. Равнодействующая сила. Методы определения масс взаимодействующих тел.
Уметь решать задачи
9
Решение задач с учетом сил трения
Уметь выполнять эксперимент
10.
Гравитационная сила. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела. Сила трения.
Тесты
11.
Движение связанных тел
Составить схемы
12.
Движение тел по наклонной плоскости.
Уметь решать задачи, знать границы применимости законов Ньютона
13.
Решение задач на применение законов Ньютона.
Уметь применять теорию на практике
14.
Решение задач на применение законов Ньютона.
Уметь решать задачи под действием нескольких сил
15.
Решение задач под действием нескольких сил
Уметь решать задачи под действием нескольких сил
16.
Зачетное занятие
Уметь применять законы Ньютона при решении задач
17.
Законы сохранения. Закон сохранения импульса. Работа. Мощность. Еп. Ек. Закон сохранения механической энергии. Абсолютно упругое и неупругое столкновения.
Уметь решать задач
18.
Зачетное занятие
Уметь самостоятельно решать задачи
19.
Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.
Уметь обращаться с приборами
20.
Колебательное движение
Уметь применять теорию на практике
21.
Молекулярно-кинетическая теория газа. Основное уравнение МКТ. Уравнение К-М. Газовые законы. Изопроцессы.
Уметь решать задачи и работать со справочниками
22.
Термодинамика. Внутренняя энергия. Работа газа. 1, 2 законы термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Уметь работать с информациями
23.
Уравнение теплового баланса. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение. Смачивание. Капиллярность. Структура твердых тел. Механические свойства твердых тел.
Уметь применять теорию на практике и работать с информацией
24.
Волны. Звук.
25.
Электростатика
Поверхностная плотность заряда
Уметь решать задачи
Тесты
26.
Работа. Потенциал. Разность потенциалов. Диэлектрики и проводники в э/с поле. Электроемкость конденсатора. Объемная плотность энергии э/с поля.
Уметь решать задачи и обращаться с приборами
27.
Творческие экспериментальные задачи
Умение обращаться с приборами и производить измерения
28.
Задачи на электромагнитнитизм.Сила Ампера.Сила лоренца.
Эксперементальная работа..
29.
Оптика.Законы оптики.
Построение изображений на линзе.
30.
Квантовая теория.
31.
Строение атома и атомного ядра.
32
Радиоактивный распад.Закон радиоактивного распада
33.
Строение Вселеной. Законы Кеплера.
34.
Итоговое занятие.Тест.
Тест.
Итого
34
Содержание изучаемого курса.
Единицы физических величин в системе СИ и СГС. Размерность физических величин. Абсолютная и относительная погрешность измерения.
Скорость. Перемещение. Пройденный путь. Относительная и средняя скорость.
Ускорение. Координата тела. Решение задач на равноускоренное движение. Изучение равноускоренного движения.
Решение графических задач по кинематике.
Движение тела по вертикали. Падение тел.
9. Решение задач при движении тела, брошенного под углом к горизонту и брошенного горизонтально.
11. Тестирование. Анализ.
12. Равнодействующая сила. Законы Ньютона. Применение законов Ньютона.
13. Перегрузки. Невесомость. Тормозной путь.
15. Решение задач по теме «Движение под действием нескольких сил» (Движение по наклонной плоскости).(Движение по окружности). (Движение связанных тел).
18. Решение задач на законы сохранения.Ек1+Еп1=Ек2+Еп2; m1v1+m2v2=m1v1/+m2v2/
19. Статика. Равновесие тел. Момент силы. 1 и 2 условия равновесия твердого тела.
20. Свободные и вынужденные колебания.
21. Масса атомов. Молярная масса. Изотермический, изохорный, изобарный процессы.
22. Семинарское занятие: Тепловые двигатели и охрана окружающей среды. Решение задач на законы термодинамики.
23. Решение задач на уравнение теплового баланса Q=Q1+Q2. Определение влажности воздуха в комнате.Жидкость и пар. Твердое тело. Аморфные тела
24. Распространение волн в упругой среде. Периодические волны. Стоячие волны. Звуковые волны. Высота, тембр, громкость звука.
25. Закон кулона. Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов
26. Определение электроемкости конденсатора по паспортным данным.
27. Практические задачи:
- плотность вещества;
- давление;
- механическое движение;
- коэффициент трения.
Методические рекомендации.
В программе излагается материал, который строится по принципу дополнения к двухчасовой программе, углубляя и расширяя его.
На занятиях при выполнении самостоятельной работы и объяснении тем можно использовать компьютерные технологии.
На уроках решения задач учителю необходимо подбирать задачи разного уровня соответственно возможностям учащихся и чтобы заинтересовать учащихся физикой на уроках проводить демонстрационные опыты, предложить экспериментальные задачи, а также задачи творческого характера.
Виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- лабораторные работы
-уроки экспериментальных задач и творческого характера
- семинары по решению задач
- конференции
- тестирование
- доклады и рефераты.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Учащиеся должны расширить знания по физике и научиться применять знания при решении задач различного типа.
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Промежуточный контроль, отчеты по лабораторным и практическим работам, самостоятельные работы по решению задач, доклады
Итоговый контроль: тестирование, рефераты
Литература для учителя и учащихся.
Г.Я Мякишев «Физика-11».
В.Г.Максимов «Школьникам о профессиях»
Журнал «Физика в школе» .
Физика. Интенсивный курс. Для школьников и абитуриентов – 2004. составитель О.В.Малярова
А.В.Балаш «Методы решения задач по физике» -1998
«Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе преподавания физики в средней школе» под ред А.Т.Глазунова – 1985