рабочая программа по элективному предмету физика в 10 классе
Рабочая программа по элективному предмету физика в 10 классе
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ЕГЭ. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
При изучении возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач,
индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д.. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по элективному предмету физика в 10 классе »
«Рассмотрено»
На заседании естественно-математического МО
Протокол № 1
от «__»___________20__г.
___________/Н.В.Харькина/
Ф.И.О.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ с.Сергиевка»
_________/Н.В. Латыгина/
Ф.И.О.
«__»_______________20___г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «СОШ с.Сергиевка»
_____________/Г.Н. Куликова/
Ф.И.О.
Приказ № _____
от «___»___________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Калугиной Валентины Николаевны
Элективный предмет «Физика в примерах и задачах» 10 класс
предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «____»_________20___ г.
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Курс рассчитан на учащихся универсальных (непрофильных) 10 классов в которых физика изучается на базовом уровне по двухчасовой программе и не даёт учащимся глубоких фундаментальных знаний. Предполагаемый курс направлен на совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики.
Основные цели курса:
-развитие интереса к физике и решению физических задач;
-совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
-формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач.
Задачи.
1.Удовлетворение познавательных интересов учащихся по физике.
2. Развитие творческого и нестандартного мышления.
3. Привитие навыков исследовательской деятельности.
4. Оказание помощи учащимся при подготовке к олимпиадам,
ЕГЭ, конкурсам по физике.
Программа элективного курса согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса физики. Она ориентирует учителя на дальнейшее совершенствование уже усвоенных учащимися знаний и умений. Для этого вся программа делится на несколько разделов. Первый раздел знакомит школьников с минимальными сведениями о понятии «задача», дает представление о значении задач в жизни, науке, технике, знакомит с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям. В первом разделе при решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. Если в начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики, то в дальнейшем решаются задачи из разделов курса физики 11 класса. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ЕГЭ. Особое внимание следует уделить задачам, связанным с профессиональными интересами школьников, а также задачам межпредметного содержания. При работе с задачами следует обращать внимание на мировоззренческие и методологические обобщения: потребности общества и постановка задач, задачи из истории физики, значение математики для решения задач, ознакомление с системным анализом физических явлений при решении задач и др.
При изучении возможны различные формы занятий: рассказ и беседа учителя, выступление учеников, подробное объяснение примеров решения задач, коллективная постановка экспериментальных задач,
индивидуальная и коллективная работа по составлению задач, конкурс на составление лучшей задачи, знакомство с различными задачниками и т. д.. В результате школьники должны уметь классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задач средней сложности.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности. Развивается самая общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами. Содержание тем подобрано так, чтобы формировать при решении задач основные методы данной физической теории.
Содержание программных тем обычно состоит из трех компонентов. Во-первых, в ней определены задачи по содержательному признаку; во-вторых, выделены характерные задачи или задачи на отдельные приемы; в-третьих, даны указания по организации определенной деятельности с задачами. Задачи учитель подбирает исходя из конкретных возможностей учащихся. Рекомендуется, прежде всего, использовать задачники из предлагаемого списка литературы, а в необходимых случаях школьные задачники. При этом следует подбирать задачи технического и краеведческого содержания, занимательные и экспериментальные. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т. д. Предполагается также выполнение домашних заданий по решению задач. В итоге школьники могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений и т.д.
Курс рассчитан на 35 часов.
Учебно-тематическое планирование
элективного предмета «Физика в примерах и задачах»
(предмет)
Класс:____10___
Учитель: Калугина В.Н.
Кол-во часов за год:
Всего _____35
В неделю ____1 час_________
Плановых контрольных работ--
Планирование составлено на основе:
1. Программы для общеобразовательных учреждений
Физика 7-11 классы составитель Ю.И. Дик, В.А. Коровин стереотип. Издательство М.«Просвещение» 2008 год
2..Программа элективного курса «Физика в примерах и задачах»
Стюхина Т.П. Саратов 2010.
Учебник
А.В. Перышкин «Физика 10» М. Просвещение. 2012г.
А.В. Перышкин «Физика 11» М. Просвещение. 2012г
№ урока
Наименование разделов и темы урока
Кол-во часов
Сроки
Фактические
сроки
ИКТ
Подготовка к ГИА (ЕГЭ)
Проект
ная деятельность.
Физическая задача. Классификация.
5
1
Вводный инструктаж по технике безопасности охране труда. Что такое физическая задача. Физическая теория и решение задач.
Решение задач на равноускоренное движение (графические задачи).
Решение задач на криволинейное движение.
Решение задач на колебательное движение.
Защита проектов «Самая красивая задача по кинематике»
Тестирование по разделу «Кинематика»
Динамика и законы сохранения в механике 7ч.
Систематизация знаний по разделу «Динамика и законы сохранения в механике».
Решение задач на движение связанных тел.
Решение задач на движение по наклонной плоскости.
Решение задач на движение под действием нескольких сил.
Решение задач на применение законов сохранения в механике.
«Аукцион» задач по динамике.
Тестирование по разделу «Динамика»
Молекулярно-кинетическая теория 7ч.
Обобщение и систематизация опорных знаний по теме « Молекулярно-кинетическая теория и тепловые явления»
Решение задач на основные положения МКТ и основное уравнение МКТ.
Решение задач на уравнение состояния и газовые законы.
Решение задач на расчет теплоемкости идеального газа.
Решение задач на первый закон термодинамики.
Решение задач на свойства жидкостей.
Тестирование по теме «Молекулярно-кинетическая теория»
Электродинамика 5ч
Обобщение и систематизация опорных знаний по разделам электродинамики «Электростатика» и «Законы постоянного тока».
Решение задач по темам «Электростатика». «Электростатическая энергия»
Решение задач по теме «Электроёмкость».
Решение задач на соединение проводников.
Решение задач на расчёт работы и мощности электрического тока.
Повторение 3ч
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате прохождения элективного курса учащиеся должны
знать:
- чем отличается задача от других видов заданий;
- иметь представление о значении задач в жизни, науке, технике;
- основные приемы составления и решения задач;
- последовательность действий при анализе и решении задачи;
уметь:
-классифицировать задачу по трем-четырем основаниям;
- анализировать физическое явление;
- проговаривать вслух решения;
- анализировать полученный ответ;
- подбирать и составлять задачи на тему.
В итоге прохождения курса школьники должны выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознание деятельности по решению задачи, самоконтроль и самооценка, моделирование физических явлений.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике должно быть сформировано:
- умение решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности,
- общая точка зрения на решение задачи как на описание того или иного физического явления физическими законами.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Интернет-ресурсы:
1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.