kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса для обучающихся 10 класса "Методы решения физических задач"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение и им должно отводиться значительная часть курса. Решение и анализ задач позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создаёт представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение.. А в условиях, когда усиливается роль самостоятельности и активности в обучении и развитии мышления (это касается подготовки к ЕГЭ), умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения прграмного материала и его усвоения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса для обучающихся 10 класса "Методы решения физических задач" »




Муниципальная общеобразовательная средняя школа №29


Утверждено

Педагогическим советом

от 02. 09. 2011




Программа элективного курса


Методы решения физических задач

10 класс





Образовательная область: Физика

Учебная дисциплина: Физика

Вид образовательной программы:

Общеобразовательная (предметная)

III ступень образования (основное средние образование)







Программа составлена

учителем физики

Громовой С.И.








Нижневартовск, 2011


Пояснительная записка


В изучении курса физики решение задач имеет исключительно большое значение и им должно отводиться значительная часть курса. Решение и анализ задач позволяет понять и запомнить основные законы и формулы физики, создаёт представление об их характерных особенностях и границах применения. Задачи развивают навык в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение.. А в условиях, когда усиливается роль самостоятельности и активности в обучении и развитии мышления (это касается подготовки к ЕГЭ), умение решать задачи является лучшим критерием оценки глубины изучения прграмного материала и его усвоения.

Данный курс «Методы решения физических задач» поддерживает изучение основного курса физики и способствует лучшему усвоению его базового курса. Материал данного курса уделяет большее внимание тем вопросам программы, которые вызывают особый интерес школьников, имеют наибольшую ценность в решении задач профориентации учащихся. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Наряду с основной задачей расширения и углубления теоретического и практического изучения школьного курса физики данный курс позволяет ближе подвести учащихся к современному уровню развития науки, что обеспечит больший интерес к предмету. А уделение внимания практическим приложениям физики, связи физики с жизнью призвано ориентировать значительную часть учащихся на выбор профессии инженера, техника, рабочего.

Программа рассчитана на 34 часа в год, по 1 уроку в неделю.





Цели курса :

-расширить некоторые темы в содержании основного курса, придающие ему необходимую целостность;

-углубить знания учащихся путём решения разнообразных задач, среди которых немало сложных, требующих смекалки, глубоких знаний, умения разобраться в непривычной или усложнённой ситуации.

-помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;

-формировать качества мышления, характерные для физико-математической деятельности и необходимые человеку для жизни в современном обществе.


Задачи курса:

- помочь учащимся овладеть типичными приёмами решения задач;

- научить учащихся решать задачи более высокой, по сравнению с обязательным

уровнем сложности;

- через знакомство с решением сложных задач и удовлетворение в случае

самостоятельного их решения поднять интерес к физике и способствовать

развитию физического мышления;

- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной

дисциплины.




Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

  • Понятия: Основные понятия таких разделов физики, как механика, молекулярная физика, термодинамика, электростатика, законы постоянного тока.

  • Законы и принципы: Основные законы динамики, закон сохранения импульса и энергии, газовые законы, законы термодинамики, законы электростатики, законы постоянного тока.


Учащиеся должны уметь:

  • Измерять и вычислять физические величины (импульс, работу, мощность, КПД механизмов…).

  • Решать задачи на определение основных понятий курса физики 10 класса

  • Изображать на чертеже при решении задач направление векторов силы, импульса тела.

  • описывать превращения видов энергии при различных физических явлениях.

  • Работать с графиками зависимости между основными параметрами состояния газа.

  • Проводить расчёты электрических цепей с применением закона Ома для участка и полной цепи и закономерностей последовательного и параллельного соединений проводников.
































Учебно-тематический план элективного курса

Методы решения физических задач

.


Тема.

Методы, формы.

Содержание, основные понятия, идеи.

Деятельность учащихся.

1.

Решение задач по теме «Равномерное - прямолинейное движение. Относительность движения».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с графиком координаты (х=х(t)), проекции перемещения,

Пути, проекции скорости , ускорения. Определение физических величин в указанные моменты времени. Построение графиков по аналитическим уравнениям.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

2.

Решение задач по теме «Равноускоренное движение»

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах.

Работа с графиком координаты (х=х(t)), проекции перемещения,

Пути, проекции скорости , ускорения. Определение физических величин в указанные моменты времени. Построение графиков по аналитическим уравнениям.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

3.

Решение задач по теме «Баллистическое движение. Движение тела по вертикали».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнениями, описывающими движение по вертикали:

h= h0+v0t+gt2/2,

v=v0+gt.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

4

Решение задач по теме «Баллистическое движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Работа с уравнениями, описывающими движение тела, начальная скорость которого, направлена под углом к горизонту:

X=v0tcosά

Y=v0tsinά- gt2/2.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

5.

Решение задач по теме «Законы Ньютона».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения, силы.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.



6.

Решение задач по теме «Применение законов Ньютона. Тело движется по горизонтали».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах.

Качественные и графические задачи на относительное направление векторов скорости, ускорения, силы, а также ситуации, описывающие движение тел для случаев, когда силы, приложенные к телу, направлены вдоль одной прямой. Алгоритм решения задач по динамике. Равнодействующая сила.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

7.

Решение задач по теме «Применение законов Ньютона. Тело движется по наклонной плоскости».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Задачи на движение тел под действием сил, направленных под углом друг к другу (по наклонной плоскости).

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

8.

Решение задач по теме «Применение законов Ньютона. Тело движется по окружности».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Задачи на движение тел под действием сил, направленных под углом к друг к другу

( по закруглению).

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

9.

Решение задач по теме «Применение законов Ньютона. Движение связанных тел».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Задачи на движение связанных тел.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

10.

Решение задач по теме «Импульс тела. Импульс силы».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ и решение задач

На расчёт изменения импульса системы при действии на неё внешних сил.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

11

Решение задач по теме «Закон сохранения импульса».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ и решение задач

На закон сохранения импульса для упругого и неупругого удара при различном начальном состоянии тел замкнутой системы.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

12.

Решение задач по теме «Кинетическая и потенциальная энергия тела».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах.

Анализ задач, которые требуют применения следующих формул:

А=FS*cosά, N=Fv,

А=ΔЕк , А=-ΔЕп, Ек+Еп=const, ΔЕк=mv2/2, Еп=mgh,

Еп =kx2/2, а также знаний о законах кинематики и динамики..

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

13.

Решение задач по теме «Закон сохранения энергии».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ комплексных задач с использованием закона сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса в механике.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

14.

Решение задач по теме «Равновесие тел».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение экспериментальных задач: определить центр тяжести плоской пластины, определить коэффициент трения скольжения деревянного бруска по поверхности стола, проверить условия равновесия рычага.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

15.

Решение задач по теме «Основные положения МКТ».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Установление межпедметных связей с химией и повторение понятий характеризующих молекулы. Способы расчёта значений данных физических величин для конкретных веществ:

v=m/M, N=vNA, M=Mr*10-3(кг/ моль),

m0=M/NA.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

16.

Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ задач на применение различных форм основного уравнения МКТ идеального газа.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

17.

Решение задач по теме «Температура – мера средней кинетической энергии молекул».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Связь шкалы Цельсия с абсолютной шкалой температур. Применение ещё одной формы основного уравнения МКТ идеального газа:

р=nkT.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

18.

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач с применением формул:

pV=(m/M)RT,

p1V1/T1=р2V2/T2.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

19.

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение задач с применением формул:

pV=(m/M)RT,

p1V1/T1=р2V2/T2.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.


20.

Решение задач по теме «Газовые законы».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Количественные, качественные и графические задачи на уравнения Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.


Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

21.

Решение задач по теме «Газовые законы».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Количественные, качественные и графические задачи на уравнения Бойля-Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.


Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

22.

Решение задач по теме «Внутренняя энергия».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ задач на уравнение теплового баланса.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

23.

Решение задач по теме «Работа в термодинамике».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ задач на уравнение теплового баланса.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

24.

Решение задач по теме «Количество теплоты».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ задач на уравнение теплового баланса

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

25.

Решение задач по теме «1 закон термодинамики».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Доказательство того факта, что удельная теплоёмкость газа при изобарном процессе больше, чем при изохорном.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

26.

Решение задач по теме «Применение 1 закона термодинамики к изопроцессам».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ качественных, графических, расчётных задач на применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам, а также формул работы в тармодинамике и количества теплоты.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

28.

Решение задач по теме «Влажность воздуха».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Анализ и решение задач

на применение формулы φ=р/р0100% .

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

29.

Решение задач по теме «Деформации твёрдых тел».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Экспериментальное определение модуля упругости резины по формуле

Е=Fl0/(SΔI).

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

30.

Решение задач по теме «КПД тепловых двигателей».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Решение основных типов задач на первый закон термодинамики, расчёт количеств теплоты и работы, КПД тепловых двигателей.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

31.

Решение задач по теме «Закон Кулона».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Алгоритм решения задач по электростатике. Запись условия равновесия электрических зарядов в различных ситуациях.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

32.

Решение задач по теме «Напряжённость электрического поля».

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач.

Использование при решении задач формул напряжённости поля и на принцип суперпозиции полей.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

33.

Решение задач по теме «Законы постоянного тока»

Репродуктивный метод: беседа, объяснение, разбор примеров задач. Работа в парах.

Применение метода эквивалентных схем для расчёта сложных электрических цепей. Использование закона Ома при расчёте физических величин, характеризующих ток.

Выполнение тренировочных упражнений.

Самостоятельное решение задач.

34.

Итоговая контрольная работа.


Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам деятельности для выявления уровня усвоения школьниками учебного материала.

Самостоятельное решение комплексных задач.




























Литература


  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б Буховцев Н.Н. Сотский «Физика 10». М., 2007 г.


  1. И.К. Кикоин, А.К. Кикоин «Физика. Механика.10класс». М., 2004 г.


  1. Г.С. Ландсберг «Элементарный учебник физики». М., 1997 г.


  1. Г.Н. Степанова. «Сборник задач по физике». М., 2005 г.


  1. А.И. Черноуцан «Физика. Задачи с ответами и решениями». М., 2005 г.



9




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Громовая Светлана Ивановна

Дата: 19.12.2014

Номер свидетельства: 145575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "программа элективного курса по физике для обучающихся 11 классов "Методы решения физических задач" "
    ["seo_title"] => string(117) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-fizikie-dlia-obuchaiushchikhsia-11-klassov-mietody-rieshieniia-fizichieskikh-zadach"
    ["file_id"] => string(6) "145529"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418930128"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ « РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ ПО ФИЗИКЕ » 9 КЛАСС "
    ["seo_title"] => string(109) "programma-eliektivnogo-kursa-priedprofil-noi-podgotovki-rieshieniie-niestandartnykh-zadach-po-fizikie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "212260"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1431792999"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технология проблемного обучения на уроках физики в условиях ФГОС"
    ["seo_title"] => string(68) "tiekhnologhiiaprobliemnoghoobuchieniianaurokakhfizikivusloviiakhfgos"
    ["file_id"] => string(6) "310975"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459142594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства