Курс руководствуется той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Курс "Удивительная физика"»
"Удивительная физика"
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс руководствуется той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.
Главные цели курса «Удивительная физика»:
возбудить у учащихся деятельность научного воображения, приучить мыслить в духе физической науки и создать в их памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем они обычно входят в соприкосновение;
оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
создать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
активизировать познавательную и мыслительную деятельность школьников; развивать склонности и способности учащихся, умения самостоятельно добывать знания;
повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Фронтальные эксперименты «Преломление в капельке воды. Радуга. Удивительные зеркала».
Вопросы и задачи.
диспут/ практикум
фронтальный опрос
12
Звук. Волнообразное движение.
Вопросы и задачи.
комбинированный
фронтальный опрос
13-14
IV. Обобщающие уроки
Итоговое тестирование[3].
Защита мультимедийных презентации проектов по одной из тем ЭК (по выбору учащихся)
тестирование/зачет
тесты на печатной основе/создание проекта
III. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел I. Механика
Тема:Вечный двигатель
Совершение работы механизмами и машинами. Переход энергии из одного вида в другой. Закон сохранения и превращения энергии.
История изобретения «вечного двигателя» (perpetuum mobile). Устройство и принцип действия perpetuum mobile. Вечные двигатели первого и второго рода. Противоречивость создания ВД законам термодинамики.
Тема:Основные законы механики
Вращение земного шара вокруг своей оси. Связь атмосферы с Землей. Самый дешевый способ путешествовать (1).
Движение на вращающемся теле. Инертность – свойство тел. Законинерции. Примеры проявления инертности. «Земля, остановись!» (2).
Движение тел брошенных вниз. Сопротивление воздуха.Письмо с самолета(3).
Траектории движения, описываемые бомбой, брошенной с аэроплана: если нет ветра; при попутном ветре; при встречном ветре умеренной силы; если ветер вверху и внизу одинаков; если ветер внизу имеет направление, противоположное верхнему ветру (наверху – встречный, внизу - попутный). Бомбометание (4).
Понятие о компенсирующем действии сил. Экспериментальный факт – движение и покой относительны. Инерциальная система отсчета. Первый закон Ньютона.Безостановочная железная дорога (5).
Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона - закон действия и противодействия. Следствия, вытекающие из закона. Трудный закон (6).
Система из двух взаимодействующих тел. Реактивное движение – проявление закона сохранения импульса. Особенности реактивного движения. Можно ли двигаться без опоры? (7). Устройство ракеты. Примеры реактивного движения в природе.Почему взлетает ракета? (8)Как движется каракатица? (9)
Тема:Сила. Работа. Трение
Сила – векторная величина.Равнодействующая сил.Сложение нескольких сил, действующих под углом одна к другой. Задача о лебеде, раке и щуке, решаемая по правилам механики (1).
Противодействие сил. Легко ли сломать яичную скорлупу? (2)
Движение судна под острым углом навстречу ветру. Под парусами против ветра (3).
Простые механизмы. Рычаг. Мог ли Архимед поднять Землю? (4)
Условия равновесия рычага. Опыт с самоуравновешивающейся палкой (5).
Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила механики». Сила трения скольжения. Зависимость силы трения от числа оборотов веревки вокруг cваи (формула Эйлера). Жюль-верновский силач и формула Эйлера (6).
Роль трения в природе и технике. Если бы не было трения (7).
Раздел II. Молекулярная физика
Тема:Тепловые явления
Примеры тепловых явлений. Почему пламя не гаснет само собой? (1).
Расширение газов при нагревании. Условия процесса горения. Почему вода гасит огонь? (2) Можно ли воду вскипятить кипятком? (3) Можно ли вскипятить воду снегом? (4) Горячий лед (5). Холод из угля (6).
Тема:Свойства жидкостей и газов
Свойства поверхности жидкости. Поверхностное натяжение. Явление смачивания и капиллярности. Естественная форма жидкости (1). Копейка, которая в воде не тонет (2). Вода в решете (3). Как мы пьем? (4) Сухим из воды (5).
Мыльные пузыри.Опыты с мыльными пузырями (6). Что тоньше всего? (7).
Вес тела. Понятие невесомости. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Человек, который ничего не весил (8).
Законы течения жидкостей в трубках и каналах. Аэростатический парадокс. Эффект Клеман – Дезорма. Отчего притягиваются корабли?(9) Принцип Бернулли и его следствия (10).
Раздел III. Отражение и преломление света, зрение
Тема: Отражение и преломление света
Распространение света. Явления отражения и преломления света. Основные закономерности преломления света. Почему и как преломляется свет? (1) Принцип Ферма («принцип кратчайшего оптического пути»).
Решение задачи: Когда длинный путь проходится быстрее, чем короткий? (2).
Старое и новое о миражах (3).
Мечта о шапке-невидимке (4). Невидимый человек (5). Могущество невидимого (6). Прозрачные препараты (7). Может ли невидимый видеть? (8). 9. Зрительные обманы. Сила воображения (10-11).
Тема: Звук. Волнообразное движение
Звуковые волны. Источники звука. Процесс распространения звука: источник звука – передающая среда – приемник. Свойства звука. Скорость звука. Звук и радиоволны (1). Звук и пуля (2). Мнимый взрыв (3). Если бы скорость звука уменьшилась... (4). Самый медленный разговор (5). Скорейшим путем (6). Барабанный телеграф (7).
Звуковые явления. Отражение звука. Звуковые облака и воздушное эхо (8). Громкость и высота тона – субъективные характеристики звука. Беззвучные звуки (9). Голоса лилипутов и Гулливера (11).
Ультразвук на службе техники (10).
Решение задач: Для кого ежедневная газета выходит дважды в день? (12). Задача о паровозных свистках (13).
Явление Доплера (14). История одного штрафа (15). Защита учащимися мультимедийных презентаций, проектов по одной из тем курса «Занимательная физика».
V. ЛИТЕРАТУРА
Орир Дж. Физика. Т 1 – 2. Перевод. с англ. М.: Мир, 1981
Силин А.А. Трение и мы. (Библ. «Квант». Вып. 57). М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1987
Рачлис Х. Физика в ванне. Перевод с англ. (Библ. «Квант». Вып. 51). М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986
Перельман Я.И. Под ред. Митрофанова А.В. Занимательная физика. В 2-х кн. 22-е изд., стереотип. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1986
Сост.: Енохович А.С., Кабардин О.Ф., Коварский Ю.А. и др.; под ред. Спасского Б.И. Хрестоматия по физике. Учеб. пособие для уч-ся. М.: Просвещение, 1982
Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материалы. Учеб. пособие для уч-ся, 3-е изд. М.: Просвещение, 1991
Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. (Б-ка учителя физики) М.: Просвещение, 1991
Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7 – 9 классов. Пособие для общеобразоват. учеб. завед.- 14-е изд., М.: Просвещение, 2001
Хижнякова Л.С., Коварский Ю.А., Никифоров Г.Г. Самостоятельная работа уч-ся по физике в 9 кл. средней школы: Дидактический материал. М.: Просвещение, 1993
Авт. – сост. Орлов В.А. Физика в таблицах. 7 – 11 кл.: Справочное пособие. 3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000
Сост. Мидлер А., Галин Г. Наука и человечество. Международный ежегодник. М.: Знание, 1969
Кабардин О.Ф. и др. Факультативный курс физики: 9 кл. Учеб. пособие для уч-ся, 3-е изд. М.: Просвещение, 1986
Разумовский В.Г., ГлазуновА.Т., Фабрикант В.А. и др. Под ред. Разумовского В.Г. Физика и научно-технический прогресс. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980
Елькин В.И. Сост. Браверман Э. М. Оригинальные уроки физики и приемы обучения. (Библиотека журнала «Физика в школе». (Вып. 17). М.: Школа – Пресс, 2000
Майоров А.Н. Физика для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. (Серия: «Это мы не проходили»). Ярославль: «Академия развития», «Академия, К0», 1999