Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Практическая физика"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Горнякская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю
Директор МБОУ «Горнякская СОШ»
_________Кузнецов В.Н.
Приказ №____от_______________2023г
Факультативный курс
«Практическая физика»
с использованием оборудования Точки роста
Возраст: 10 - 14 лет
Руководитель: Андриянова Наталья Ивановна
Срок реализации: 1 год
с. Горняк
2023 год
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая физика» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Москва);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196);
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28);
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242);
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816);
- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467);
- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации ГД-39/04 от 19 марта 2020 года);
- Устав МБОУ «Горнякская СОШ»
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных
организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей ("Точка роста") (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)
1) Направленность программы – техническая.
2) Отличительные особенности программы:
Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.
Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит за рамки изучения физики в школьном курсе.
Актуальность Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что бы развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы научного познания.
Отличительной особенностью общеразвивающей образовательной программы является ее связь с предметами школьной программы. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе.
Данная программа рассчитана на одну учебную четверть для детей 5-8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 9 ч.
3)Адресаты программы
Адресат программы - обучающиеся 10 - 14 летнего возраста. Объединение могут посещать мальчики и девочки, проявляющие интерес к экспериментальным заданиям по физике.
Количество обучающихся в группе – 16-20 человек.
Формы организации образовательного процесса:
Программа предусматривает следующие формы работы:
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.
Групповая форма предполагает работу в мини группа обучающихся.
4) Срок освоения программы: 9 недель. Количество учебных недель – 9 недель
5)Объем программы: программа рассчитана на 9 часов (1 час в неделю).
6)Режим занятий: занятия каждой группы проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут
Цель программы: развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.
Задачи программы:
Образовательные:
формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;
формирование представления о научном методе познания;
развитие интереса к исследовательской деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.
совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;
Развивающие:
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развитие чувства прекрасного
Развитие у учащихся навыков критического мышления
Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии
Формирование активной жизненной позиции
Развитие культуры общения
Развитие навыков сотрудничества
Содержание программы
Учебный план.
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Форма контроля
Всего
Теория
Практ
1
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с оборудованием Точки роста.
1
1
2
Роль эксперимента в жизни человека.
1
1
3
Практические работы лаборатории «Научные развлечения» с оборудованием Точки роста
6
6
самодиагностика
4
Заключительное занятие.
1
1
тест
Итого:
9
3
6
Содержание учебного плана.
Тема 1 Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.
Тема 2 Роль эксперимента в жизни человека.
Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.
Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных задач, практических работ. (с использованием оборудования «Точка роста»)
Тема 3 Практические работы лаборатории «Научные развлечения» с оборудованием Точки роста
Теория: Равномерное и неравномерное движение. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения. Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины. Магнитная аномалия. Магнитные бури.
Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. 1)измерение силы Архимеда, 2)измерение момента силы, действующего на рычаг, . Создание гальванических элементов из подручных средст Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели. Применение свободного падения для измерения реакции человека. Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения. Определение центров масс различных тел (три способа). Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба. Колебательные системы в природе и технике. Изготовление калейдоскопа.
Планируемые результаты:
Личностные:
В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:
приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.
Метапредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
овладение экспериментальными методами решения задач.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
ргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предметные:
- ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;
- понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;
- понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;
- знание модели поиска решений для задач по физике;
- знать теоретические основы математики.
- примечать модели явлений и объектов окружающего мира;
- анализировать условие задачи;
- переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;
- составлять план решения;
- выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;
- владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Комплектование групп
До 1 сентября
Дата начала и окончания реализации программы
С 1 сентября 2023 по 31 мая 2024
Количество учебных часов
9
Сроки аттестации:
-
2.2. Условия реализации программы
база проведения занятий – МБОУ «Горнякская СОШ», кабинет №4 центра «Точка роста»;
перечень оборудования – ПК, ноутбуки, лабораторное оборудование по физике центра «Точки роста»;
кадровое обеспечение – учитель физики и информатики, Андриянова Н.И., высшая квалификационная категория по должности «Учитель».
2.3. Формы аттестации
1. День творчества.
2. Самооценка обучающимися своих знаний и умений.
2.4. Оценочные материалы -
Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится.
Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося. Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность:
• демонстрация эксперимента с описанием процесса на занятии.
2.5. Методические материалы
- особенности организации образовательного процесса– очная;
- формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная;
формы организации учебного занятия- открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская.
- методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, игровой;
- педагогические технологии- здоровьесберегающие технологии, технология работы в сотрудничестве, технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности.
-алгоритм учебного занятия – мотивационный, основной, заключительный.
2.6. Календарно – тематический план
№
Тема занятия
Количество часов
Формы организации занятия
Формы контроля
Всего
Теория
Практ.
1.
1.1.
Вводное занятие.
Техника безопасности при работе с оборудованием Точки роста.
1
1
1
Презентация
2
2.1
Роль эксперимента в жизни человека.
Основы теории погрешностей при измерениях.
1
Демонстрация
самодиагностика
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Практические работы лаборатории «Научные развлечения» с оборудованием Точки роста
Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.
Создание гальванических элементов из подручных средств
Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.
Применение свободного падения для измерения реакции человека
Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения.
Определение центров масс различных тел (три способа). Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба.
6
1
1
1
1
1
1
эксперимент
Демонстрация с объяснением
4
4.1
Заключительное занятие.
Подведение итогов работы занятий Разгадывание кроссвордов по теме «экспериментальная физика»
1
1
Демонстрация
Итого 9ч
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель: воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Задачи: (в соответствии с направлениями воспитательной работы)
Направления воспитательной работы
Мероприятие
Задачи
Сроки проведения
Естественнонаучное
Школьная НПК
- формирование ценности знания, стремления к истине, научной картине мира
Апрель 2024
Художественное
Выставка – презентация проектных работ
воспитание деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
По окончании курса
Социально-гуманитарное
Смотр – конкурс проектных работ
- развитие культуры общения, навыков сотрудничества
Май 2024
2.7. список литературы
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).
Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).
Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.
Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.
Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2005.
Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/
Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media 2000.ru//
Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//