kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Факультативный курс "Практическая физика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

факультативный курс нацелен на проектную деятельность по физике младших школьников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Факультативный курс "Практическая физика"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горнякская средняя общеобразовательная школа»



Утверждаю

Директор МБОУ «Горнякская СОШ»

_________Кузнецов В.Н.


Приказ №____от_______________2023г








Факультативный курс

«Практическая физика»

с использованием оборудования Точки роста


Возраст: 10 - 14 лет



Руководитель: Андриянова Наталья Ивановна

Срок реализации: 1 год






















с. Горняк

2023 год

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной образовательной общеразвивающей программы

    1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Практическая физика» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);

- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Москва);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 года № 196);

- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28);

- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242);

- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816);

- Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467);

- Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (Письмо Министерства просвещения Российской Федерации ГД-39/04 от 19 марта 2020 года);

- Устав МБОУ «Горнякская СОШ»

- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Методические рекомендации по созданию и функционированию в общеобразовательных

организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, центров образования естественно-научной и технологической направленностей ("Точка роста") (Утверждены распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 12 января 2021 г. № Р-6)

1) Направленность программы – техническая.

2) Отличительные особенности программы:

Физическое образование в системе общего и среднего образования занимает одно из ведущих мест. Являясь фундаментом научного миропонимания, оно способствует формированию знаний об основных методах научного познания окружающего мира, фундаментальных научных теорий и закономерностей, формирует у учащихся умения исследовать и объяснять явления природы и техники.

Как школьный предмет, физика обладает огромным гуманитарным потенциалом, она активно формирует интеллектуальные и мировоззренческие качества личности. Дифференциация предполагает такую организацию процесса обучения, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, их способности и интересы, личностный опыт. Дифференциация обучения физике позволяет, с одной стороны, обеспечить базовую подготовку, с другой — удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету и выходит за рамки изучения физики в школьном курсе.

Актуальность Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что бы развить у учащихся умение самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир экспериментальной физики, в котором учащиеся станут исследователями и научаться познавать окружающий их мир, то есть освоят основные методы научного познания.

Отличительной особенностью общеразвивающей образовательной программы является ее связь с предметами школьной программы. В условиях реализации образовательной программы широко используются методы учебного, исследовательского, проблемного эксперимента. Ребёнок в процессе познания, приобретая чувственный (феноменологический) опыт, переживает полученные ощущения и впечатления. Эти переживания пробуждают и побуждают процесс мышления. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социальной адаптации в обществе.

Данная программа рассчитана на одну учебную четверть для детей 5-8 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего 9 ч.

3)Адресаты программы

Адресат программы - обучающиеся 10 - 14 летнего возраста. Объединение могут посещать мальчики и девочки, проявляющие интерес к экспериментальным заданиям по физике.

Количество обучающихся в группе – 16-20 человек.

Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает следующие формы работы:

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Групповая форма предполагает работу в мини группа обучающихся.

4) Срок освоения программы: 9 недель. Количество учебных недель – 9 недель

5) Объем программы: программа рассчитана на 9 часов (1 час в неделю).

6)Режим занятий: занятия каждой группы проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут


Цель программы: развить у обучающихся стремление к дальнейшему самоопределению, интеллектуальной, научной и практической самостоятельности, познавательной активности.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

  2. формирование представления о научном методе познания;

  3. развитие интереса к исследовательской деятельности;

  4. развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

  5. развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  6. формирование навыков построения физических моделей и определения границ их применимости.

  7. совершенствование умений применять знания по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий;

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  2. Развитие чувства прекрасного

  3. Развитие у учащихся навыков критического мышления

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии

  2. Формирование активной жизненной позиции

  3. Развитие культуры общения

  4. Развитие навыков сотрудничества


Содержание программы

Учебный план.

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практ

1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе с оборудованием Точки роста.

1

1



2

Роль эксперимента в жизни человека.

1

1



3

Практические работы лаборатории «Научные развлечения» с оборудованием Точки роста

6


6

самодиагностика

4

Заключительное занятие.

1

1


тест


Итого:

9

3

6



Содержание учебного плана.

Тема 1 Введение. Вводное занятие. Цели и задачи курса. Техника безопасности.

Тема 2 Роль эксперимента в жизни человека.

Теория: Изучить основы теории погрешностей. Погрешности прямых и косвенных измерений, максимальная погрешность косвенных измерений, учет погрешностей измерений при построении графиков. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. Теплопередача. Влажность воздуха на разных континентах.

Практика: Основы теории погрешностей применять при выполнении экспериментальных задач, практических работ. (с использованием оборудования «Точка роста»)

Тема 3 Практические работы лаборатории «Научные развлечения» с оборудованием Точки роста

Теория: Равномерное и неравномерное движение. Применение данных физических понятий в жизнедеятельности человека. Сила упругости, сила трения. Закон Архимеда, Закон Паскаля, гидростатическое давление, сообщающиеся сосуды, гидравлические машины. Магнитная аномалия. Магнитные бури.

Практика: Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины. 1)измерение силы Архимеда, 2)измерение момента силы, действующего на рычаг, . Создание гальванических элементов из подручных средст Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели. Применение свободного падения для измерения реакции человека. Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения. Определение центров масс различных тел (три способа). Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба. Колебательные системы в природе и технике. Изготовление калейдоскопа.

    1. Планируемые результаты:

Личностные:

В сфере личностных универсальных учебных действий учащихся:

  1. сформированность познавательных интересов, интеллектуальных

и творческих способностей учащихся;

  1. самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

  2. приобретение умения ставить передсобой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения;

  3. приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы.

Метапредметные:



В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащихся:

  1. овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  2. приобретение опыта самостоятельного поиска анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения экспериментальных задач;

  3. формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  4. овладение экспериментальными методами решения задач.

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащихся:

  1. осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связах;

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

могут выйти на теоретический уровень решения задач: решение по определенному плану, владение основными приемами решения, осознания деятельности по решению задачи.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащихся:

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Обучающийся получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

читывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

ргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Предметные:

- ориентироваться в явлениях и объектах окружающего мира, знать границы их применимости;

- понимать определения физических величин и помнить определяющие формулы;

- понимать каким физическим принципам и законам подчиняются те или иные объекты и явления природы;

- знание модели поиска решений для задач по физике;

- знать теоретические основы математики.

- примечать модели явлений и объектов окружающего мира;

- анализировать условие задачи;

- переформулировать и моделировать, заменять исходную задачу другой;

- составлять план решения;

- выдвигать и проверять предлагаемые для решения гипотезы;

- владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи.


Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график


Комплектование групп

До 1 сентября

Дата начала и окончания реализации программы

С 1 сентября 2023 по 31 мая 2024

Количество учебных часов

9

Сроки аттестации:

-



2.2. Условия реализации программы

  • база проведения занятий – МБОУ «Горнякская СОШ», кабинет №4 центра «Точка роста»;

перечень оборудования – ПК, ноутбуки, лабораторное оборудование по физике центра «Точки роста»;

  • кадровое обеспечение – учитель физики и информатики, Андриянова Н.И., высшая квалификационная категория по должности «Учитель».

2.3. Формы аттестации

1. День творчества.

2. Самооценка обучающимися своих знаний и умений.


2.4. Оценочные материалы -

Так как этот курс является дополнительным, то отметка в баллах не ставится.

Учащийся учится оценивать себя и других сам, что позволяет развивать умения самоанализа и способствует развитию самостоятельности, как свойству личности учащегося. Выявление промежуточных и конечных результатов учащихся происходит через практическую деятельность:

• демонстрация эксперимента с описанием процесса на занятии.

2.5. Методические материалы

- особенности организации образовательного процесса– очная;

- формы организации образовательного процесса: коллективная, групповая, индивидуальная;

формы организации учебного занятия- открытое занятие, практическое занятие, творческая мастерская.

- методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, игровой;

- воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

- педагогические технологии- здоровьесберегающие технологии, технология работы в сотрудничестве, технология коллективного взаимообучения, технология игровой деятельности.

-алгоритм учебного занятия – мотивационный, основной, заключительный.

2.6. Календарно – тематический план



Тема занятия

Количество часов

Формы организации занятия

Формы контроля

Всего

Теория

Практ.



1.

1.1.


Вводное занятие.

Техника безопасности при работе с оборудованием Точки роста.

1


1

1


Презентация


2


2.1


Роль эксперимента в жизни человека.

Основы теории погрешностей при измерениях.



1






Демонстрация



самодиагностика


3.



3.1




3.2


3.3



3.4


3.5




3.6

Практические работы лаборатории «Научные развлечения» с оборудованием Точки роста

 Исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины.

Создание гальванических элементов из подручных средств

Изготовление перископа и наблюдения с помощью модели.

Применение свободного падения для измерения реакции человека

Историческая реконструкция опытов Кулона и Амонтона по определению величины силы трения скольжения.

Определение центров масс различных тел (три способа). Применение простых механизмов в строительстве: от землянки до небоскреба.

6





1



1



1


1



1




1




эксперимент




Демонстрация с объяснением

4

4.1

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы занятий Разгадывание кроссвордов по теме «экспериментальная физика»

1


1





Демонстрация



Итого 9ч

2.6. Рабочая программа воспитания

Цель: воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Задачи: (в соответствии с направлениями воспитательной работы)

Направления воспитательной работы

Мероприятие

Задачи

Сроки проведения

Естественнонаучное

Школьная НПК


- формирование ценности знания, стремления к истине, научной картине мира

Апрель 2024

Художественное

Выставка – презентация проектных работ

воспитание деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

По окончании курса

Социально-гуманитарное

Смотр – конкурс проектных работ

- развитие культуры общения, навыков сотрудничества

Май 2024



2.7. список литературы

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с. -. (Стандарты второго поколения).

  2. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителя/. В.П. Степанов, Д.В. Григорьев – М.: Просвещение, 2014. – 200 с. -. (Стандарты второго поколения).

  3. Занимательная физика. Перельман Я.И. – М. : Наука, 1972.

  4. Хочу быть Кулибиным. Эльшанский И.И. – М. : РИЦ МКД, 2002.

  5. Физика для увлеченных. Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А.– Ростов н/Д. : «Феникс», 2005.

  6. Методическая служба. Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/

  7. Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.media 2000.ru//

  8. Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.russobit-m.ru//

  9. Авторская мастерская (http://metodist.lbz.ru).

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Факультативный курс "Практическая физика"

Автор: Андриянова Наталья Ивановна

Дата: 30.04.2024

Номер свидетельства: 649818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(283) "«Простейшая робототехника»  (программа  факультативного курса  для 10 классов естественно-математического направления средних общеобразовательных школ) "
    ["seo_title"] => string(170) "prostieishaia-robototiekhnika-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-dlia-10-klassov-iestiestvienno-matiematichieskogho-napravlieniia-sriednikh-obshchieobrazovatiel-nykh-shkol"
    ["file_id"] => string(6) "211291"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431597789"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Авторская программа факультативного курса  "Физика и искусство" "
    ["seo_title"] => string(63) "avtorskaia-proghramma-fakul-tativnogho-kursa-fizika-i-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "101867"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402462273"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Факультативный курс изучения PGP в школе "
    ["seo_title"] => string(45) "fakul-tativnyi-kurs-izuchieniia-pgp-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "126106"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415114693"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Пограмма факультативного курса по математике 10класс "Математика-плюс" "
    ["seo_title"] => string(74) "poghramma-fakul-tativnogho-kursa-po-matiematikie-10klass-matiematika-plius"
    ["file_id"] => string(6) "110203"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1405684678"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Исследовательская тема: "Использование инновационных технологий при преподавании физики в средней школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovatiel-skaia-tiema-ispol-zovaniie-innovatsionnykh-tiekhnologhii-pri-priepodavanii-fiziki-v-sriedniei-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "161301"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422199945"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства