Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 10-11х классов "Физика и человек"
Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 10-11х классов "Физика и человек"
Цель - научиться применять законы физики для объяснения явлений, протекающих в человеческом организме; развитие познавательного интереса к предмету; экологическое воспитание;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 10-11х классов "Физика и человек"»
Внеклассное мероприятие по физике
для учащихся 10-11х классов на тему: "Физика и человек"
Девиз: Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые. (Девиз написан на доске)
Основная цель: формировать умения, применять законы физики для объяснения процессов, протекающих в организме человека.
Задачи:
формирование знаний о физических величинах и законах, изучаемых в курсе физики;
развитие познавательной активности учащихся, диалектического и системного мышления, гибкости ума, умения переносить и обобщать знания из разных предметов;
продолжение экологического воспитания с использованием здоровьесберегающего элемента.
(Количество данного оборудование зависит от количества команд)
Участники: команды учащихся 11 классов
Ход мероприятия
1. Организационный момент.
Название нашего мероприятия «Физика и человек».
Человека, как высшую ценность нашей цивилизации, изучает ряд научных дисциплин: биология, антропология, психология и др. Однако создание целостного представления о феномене человека невозможно без физики.
Сегодня вы будете использовать человека как объект для иллюстрации физических явлений и закономерностей.
Результатом нашей работы будет оживленный вами же человек, имя которому Франкенштейн.
2. Основная часть.
Собирать (мастерить) Франкенштейна начнем с начала, т. е. с головы.
2.1. Одним из главных органов человека является глаз. Ведь 95% информации об окружающем мире мы получаем через глаза.
А. Первое задание: Изобразить глаз человека в разрезе с ходом лучей в нем. (Команды выполняют задание на досках).
Зрачок – элемент глаза, который регулирует поступление света в глаз. Наш глаз испытывает огромную нагрузку, в результате чего более двух миллиардов людей на нашей планете страдают глазными болезнями, дефектами зрения.
Б. Второе задание: Назовите известные вам дефекты зрения и болезни глаз, не забудьте указать основные признаки (описать их).
(Команды по очереди называют дефекты зрения и болезни глаз).
Итак, глаз – это очень ценный, но хрупкий орган, который надо беречь. И сейчас, не только команды, но и зрители должны вспомнить, что необходимо делать и что делать нельзя, чтобы сохранить свое зрение. (Правила чтения и письма, ведение ЗОЖ + гимнастика глаз).
2.2. С глазами разобрались. Переходим к носу. Чтобы нос на место прицепить, нужно вдох-выдох объяснить, причем используя один из законов физики.
(Учащиеся объясняют вдох-выдох, закон Бойля-Мариотта).
Не забывайте, что воздух, который мы вдыхаем должен быть чистым. Загрязненный воздух поражает органы дыхания и слизистые оболочки органов пищеварения, вызывает нарушение деятельности сердечно-сосудистой и нервной систем.
2.3. Следующий кусочек – рот. Так как ртом мы не только едим, а приходится еще и говорить, вам необходимо разгадать кроссворд на тему «Акустика».
Кроссворд:
1. Как называется волна, в которой колебания происходят в направлении, перпендикулярном направлению волны. (10 букв).
2. Орган слуха. (3 буквы).
3. Особый источник звука, испускающий единственную частоту, так называемый чистый тон. (8 букв).
4. Как называется греческая буква, обозначающая длину волны. (6 букв).
5. Как называется волна, в которой колебания происходят вдоль той же прямой, что и их распространение. (10 букв).
6. Распространение колебаний от точки к точке, от частицы к частице. (5 букв).
7. Раздел физики, изучающий звуковые явления. (8 букв).
8. Единица громкости. (7 букв).
Пока команды отгадывают кроссворд, проводим игру со зрителями «Четвёртый лишний». (Приложение 1)
2.4. Нашему лицу явно не хватает ушек. Давайте их пришивать. Ведь не будет же наш Франкенштейн безухим.
Каждой из команд будет задана тема и пять подсказок: от самой трудной к самой простой. После каждой подсказки дается 10 секунд на обсуждение. Всего можно сделать пять попыток. С каждым неправильным ответом уровень слуха Франкенштейна понижается. Узнаем, не получится ли он у вас совсем глухим.
Прибор. (Психрометр).
1. Состоит из двух самостоятельно действующих приборов.
2. Первая часть слова является омонимом людей с девиантным поведением.
3. Без воды не работает.
4. Работа основана на изменении температуры при испарении.
5. Измеряет влажность воздуха.
Явление. (Трение).
1. Происходит при контакте двух тел.
2. Существует несколько его разновидностей.
3. Приносит больше пользы, чем вреда.
4. Является одной из причин низкого КПД механизмов.
5. Одна из причин – шероховатость поверхности.
Величина. (Давление).
1. Прибор для ее измерения в переводе обозначает, "измеряю тяжесть".
2. Является причиной кессонной болезни.
3. С увеличением высоты уменьшается.
4. Влияет на температуру кипения жидкости.
5. Измеряется единицами длины, но определенного столба.
Закон. (Закон Архимеда).
1. Ученый, открывший этот закон, родился в г. Сиракузы.
2. Братья Монгольфье воспользовались этим законом.
3. Этот закон помог разоблачить мошенничество ювелира.
4. Действует в жидкости и газе.
5. Открыт в ванне.
Ученый. (Г. Галилей).
1. Великий итальянский ученый
2. Изобрел телескоп.
3. Для изучения одного явления забирался на пизанскую башню.
4. Ввел понятие инерция, ИСО.
5. Фамилия и имя очень похожи.
Ученый. (И. Ньютон).
1. Великий английский ученый в 22 года ставший магистром искусств.
2. Считал пространство и время абсолютными.
3. Открыл закон всемирного тяготения.
4. Сформулировал законы механики.
5. Является тезкой известному композитору Дунаевскому-старшему.
2.5. Франкенштейн уже видит, обоняет, слышит и, возможно, даже говорит. Но вот туловища у него еще нет. Тело мы будем пришивать частями.
А. Первое задание:
Как вам известно, жизнь на Земле возникла благодаря существованию гидросферы и атмосферы. Человек может прожить без пищи 90 суток, без воды 4 – 5 суток, а без воздуха всего до 5 минут. Воздух необходим для дыхания. Давайте узнаем, сколько молекул воздуха участвуют во вдохе.
Задача:
Объем воздуха, поступающего в легкие при вдохе, около 2-х литров, плотность воздуха 1,3 г/л. Сколько молекул участвует в нашем вдохе, если молярная масса воздуха равна 0,029 кг/моль.
Игра со зрителями «А + В = С» (Приложение 1)
Б. Второе задание:
Дыхательная система напрямую связана с кровеносной. Вдыхаемый кислород связывается с гемоглобином, образуя оксигемоглобин, который разносит кислород через кровеносные сосуды по всем клеткам организма. Сколько же гемоглобина в нашей крови?
Задача:
В теле человека содержится 5 литров крови. Масса молекулы гемоглобина 1,9 *10-21 г., плотность гемоглобина 1 г/см3. Сколько молекул содержится в крови человека?
Игра со зрителями «Вопросник» (Приложение 1)
В. Третье задание:
Самый важный орган – сердце. Чтобы его получить, необходимо сравнить его работу с работой теплового двигателя (ДВС).
Г. Четвертое задание:
Чтобы Франкенштейн был полноценным, ему необходимо питаться. Питание же, напрямую связано с пищеварительным трактом, а самой большой его частью является желудок. Как вам известно, в желудке происходит переваривание пищи. Вредное влияние на желудок оказывают алкоголь и курение. Чтобы получить желудок и другие части пищеварительного тракта, необходимо ответить на вопросы:
1. Почему хлеб черствеет, если его вовремя не съели?
2. Как можно определить емкость кастрюли, пользуясь весами и гирями?
3. Почему вынутое из кипящей воды яйцо, некоторое время не обжигает ладони?
4. Одинаковы ли молекулы воды в горячем чае и сладкой холодной газировке?
5. Какая вода, сырая или кипяченая, скорее закипит, если до начала кипячения их температуры одинаковы?
6. В одинаковые тарелки налиты поровну жирные и постные щи. В какой тарелке щи остынут быстрее? Почему?
7. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная?
8. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах?
9. Почему горячий чай быстрее остывает, если на него дуют?
2.6. Собрали все органы. Теперь пришьем руки и ноги. Научим ходить и отпустим погулять.
Чтобы руки получить, нужно выполнить экспериментальное задание: рассчитать какой длины нужно отрезать провод данного образца из меди, чтобы получить кусок проволоки сопротивлением в 1 Ом.
Игра со зрителями «Физические термины» (Приложение 1)
2.7. Теперь посмотрим, не убежит ли Франкенштейн.
Конкурс: "Дальше, дальше…". Задание: ответить на большее число вопросов.
Вопросы командирам команд:
1.Величина, характеризующая быстроту движения (скорость)
2.Сила, с которой Земля притягивает к себе тела (сила тяжести)
3. Прибор для измерения массы тела (весы)
4.Сосуды, соединенные между собой трубкой, называют … (сообщающимися)
5.Любое вещество может находиться в трех различных …(Состояниях)
6.Если она увеличивается, то человек болеет (Температура)
7.Четвертое состояние вещества (Плазма)
8.Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (Испарение)
9.Создатель теории относительности (Эйнштейн)
10. Из чего состоят все тела? (молекула)
1.С глубиной давление …(увеличивается)
2.Оно нагревает тела. (Трение)
3.Тиканье часов, гул моторов, шелест листьев – все это …(Звук)
4.Самая низкая температура в природе. (- 273 °С)
5.Что измеряют в рентгенах. (Уровень радиации)
6.Сколько цветов в радуге. (7 цветов)
7.Наука, изучающая природные явления (физика)
8. Что упало, согласно легенде, Ньютону на голову? (яблоко)
9. Кто из ученых воскликнул: "Эврика!" (Архимед)
10. Как зовут преподавателя физики?
Команды получают ноги от Франка.
Игра со зрителями «Ассоциация» (Приложение 1)
3. Подведение итогов. Награждение победителей.
Игры со зрителями и болельщиками.
Ресницы и волосы.
Четвертый лишний:
Вольтметр, манометр, амперметр, омметр.
Ньютон, Попов, Дарвин, Галилей.
Литр, секунда, метр, килограмм.
Альфа, игрек, омега, дельта.
Нано, микро, Милли, мега.
Метр, локоть, сажень, пядь.
Азот, водород, кислород, железо.
Медь, германий, кремний, теллур.
Прохоров, Таунс, Курчатов, Басов.
Протий, натрий, дейтерий, тритий.
Физические термины.
Добавив (или убрав) букву в слово, составьте новое.
Топка + И = Оптика
Ряд + О = Ядро
Метро + Е = Метеор
Блок + А = Колба
Кузов - О = Звук
Лапа + М = Лампа
Алмаз + П = Плазма
Динар + А = Радиан
Алиса – А = Сила
Вопросы:
За чем вода в стакане? (за стеклом)
Каким был первый экипаж человека? (коляска)
Будильник времен Македонского? (петух)
Небесный странник? (облако)
Что в химии и физике на 2 и на 4 местах? (буква И)
Посудина на дороге? (чайник)
Зубная «обойма»? (челюсть)
Его задача просто вертеться? (волчок)
Тверже железа, а разбивается? (стекло)
Металл, научившийся летать? (алюминий)
Мельчайшая частица данного вещества? (молекула)
Что происходит с жидкостью при любой температуре? (испарение)
Какие физические тела ни рыба, ни мясо? (аморфные)
Эту постройку даже назвали так, чтобы в ней было удобно разговаривать? (беседка)
Какие «посудины» можно найти в скелете? (таз, чашечка)
У каких тел все в строгом порядке? (кристаллы)
Чему равно число Авогадро?
Емкость, использованная Архимедом в лабораторных целях? (ванна)
Судно, которое больше напоминает 2 соединенных между собой бревна? (катамаран)