kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по теме "Кошка в науке и искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА: «КОШКА В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ»

                                                 ЭПИГРАФ: « Мой кот, как радиоприёмник,

 Зелёным глазом ловит мир».

А.Вознесенский

ЦЕЛИ: 1. Воспитывать гуманное отношение к животным

                  2. Расширить знания по физике путём обнаружения

                  известных физических явлений, объектов и

                  закономерностей в поведении кошки

                  3. Дать  историческую справку о кошках

                  4. Рассказать об изображении кошки в искусстве

                  5. Развивать творческое воображение уч-ся, интерес к 

                  науке, искусству, к созданию компьютерных презентаций

ОБОРУДОВАНИЕ:ПК, предметы декоративно- прикладного искусства, иллюстрации, аудиомагнитофон

 

ХОД  КЛАССНОГО  ЧАСА:

I. Орг. момент:  Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Почему кошку назвали кошку?»

ОТЧЕГО КОШКУ НАЗВАЛИ КОШКОЙ ?

     У старика и старухи

Был котеночек черноухий.

Черноухий

И белощекий,

Белобрюхий

И чернобокий.

Стали думать старик со старухой

— Подрастает наш черноухий.

 Мы вскормили его и вспоили.

Только дать ему имя забыли.

Назовем черноухого

«Тучей» —

Пусть он будет большой

И могучий.

Выше дерева,

Больше дома.

Пусть мурлычет он громче грома!

- Нет,—сказала, подумав, старуха,

- Туча легче гусиного пуха.

Гонит ветер огромные тучи,

Собирает их в серые кучи.

Свищет ветер

Протяжно и звонко-

Не назвать ли нам «Ветром»

Котенка?

— Нет, старуха,— Старик отвечает,

— Ветер только деревья качает,

А стена остается в покое.

Не назвать ли котенка Стеною»?

Старику отвечает старуха:

— Ты лишился на старости слуха!

Вот прислушайся вместе со мною:

Слышишь, мышка шуршит за стеною?

Точит дерево мышка-воришка...

Не назвать ли нам кошку — «Мышка»?

— Нет, старуха,— Старик отвечает,—

—Кошка мышку со шкуркой съедает.

–Значит, кошка

Сильнее немножко!

Не назвать ли нам кошку кошкой?..

(Обоснование значения темы, цели классного часа, чтение эпиграфа)

II.Организация деятельности по раскрытию темы:

План:

  1. Рассказ преподавателя истории. Историческая справка.

Первые упоминания о кошках встречаются в трудах древнегреческого историка Геродота. Если верить его записям, то эти животные живут рядом с человеком уже более 6 тыс. лет: II тыс. нашей эры и IV тыс. до неё. Считается, что домашние кошки произошли от нубийской, или ливийской, кошки. Научное ее название — Фелислибика, кошка ливийская. В Африке есть государство Нубия. Отсюда первые домашние кошки попали сначала в Египет. Здесь они завоевали уважение у людей. Египтяне кошек обожествляли, поклонялись им. Без пощады карали всех, кто причинял им вред. За её убийство назначалась смертная казнь А когда кошка умирала, ее хоронили как фараона: тело бальзамировали и опускали в ящичек, простые люди — в деревянный, кто побогаче — в бронзовый и даже золотой. В Египте найдено древнейшее кладбище, где было захоронено 300 тыс. кошачьих мумий.

Из Египта домашняя кошка попала в Аравию, далее в Индию, Юго-Восточную Азию и только в XII в. нашей эры впервые появилась в Европе. Здесь люди брали кошек с собой на богослужения в храмы и костелы. Там было очень холодно, а богослужения были длинные, и кошку прятали под одеждой, используя ее как грелку.

На Руси испокон веку считалось, что собака — хозяйка двора, а кошка — хозяйка дома.

В настоящее время в мире насчитывается не менее 500 млн. кошек. По некоторым данным, в США их около 55 млн., во Франции 8 млн., в Англии 7 млн., в России- не менее 5 млн.

    Вы все знаете, что существуют служебные собаки, они служат на границе и на таможне, пасут стада, охраняют дома. А как вы думаете, есть ли служебные кошки? Оказывается, есть. Например, в столице Англии Лондоне находится всемирно известный Британский музей, где собраны богатейшие и уникальные коллекции. Там же расположена одна из лучших библиотек мира. Так вот, чтобы мыши не портили коллекции и не чувствовали себя в музее вольготно. В его штат официально зачислена  «кошачья рота» в составе шести кошек. На содержание каждой государство отпускает из бюджета 50 фунтов стерлингов в год. Однако кормят кошек не каждый день: они не должны забывать о своей основ-ной служебной обязанности — ловить мышей. Чтобы животных никто не трогал и посетители знали, что кошки — «служащие музея», им положена униформа: на шее у каждой повязан пышный желтый бант. В той же Англии в штатном расписании трех почтовых отделений числятся по несколько кошек, которым регулярно начисляется «зарплата». Причем кошки были включены в штат почтового ведомства еще в 1868 г., т.е. более 100 лет тому назад. Они охраняют почтовые отправления от мышей и крыс.

Расскажу еще несколько интересных фактов о кошках.

Так Кольбер, французский политик Людовика XIV, садясь за работу, окружал себя котами.

Кардинал Ришелье просто обожал кошек.

Вот такие факты.

Сегодня кошка откроет нам мир физики в себе самой.

2. Рассказ преподавателя физики и уч-ся о физических закономерностях организма кошки:

А) Механика в жизни кошки

«КОШАЧЬЯ ПОХОДКА»

КОШКА В ПАДЕНИИ

ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ В АНАТОМИИ КОШКИ

 ЧТО ТАКОЕ МУРЛЫКАНЬЕ?

ФОРМА ТЕЛА КОШКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБТЕКАЕМОСТИ

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В КОШКИНОЙ СУДЬБЕ

Б) Теплообмен

ТЕПЛООБМЕН

КОГДА И ПОЧЕМУ КОШКА СВЕРТЫВАЕТСЯ В КЛУБОК?

А теперь вспомним дошедшие до нас старинные примеры, связанные с предсказанием погоды по поведению кошки. Одна из них отражена в стихотворении А. Фета:

Стихотворение читает учащийся:

Мама! Глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос.

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Всем известна и примета о черном коте, который переходит дорогу.

В) Электричество

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И КОШКА

КАК ВИДИТ КОШКА

ЗРЕНИЕ КОШКИ

РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ

Д) Биополе

БИОПОЛЕ

Итак, кошка — интересное и малоизученное животное  из тех, которых сумел приручить человек.

3. Рассказ преподавателя истории о кошке в  искусстве с использованием компьютерной  презентации.

Сегодня кошка открыла  нам мир физики в себе самой. А сейчас мы поговорим  о кошке, изображенной  в произведениях искусства.

Ренуар – французский художник импрессионист «Жюли Мане с кошкой».Нежные оттенки телесных тонов играют здесь важную роль, образец технического мастерства Ренуара.

Пикассо- французский художник .Кошка, поймавшая птицу- персонаж многих работ. Картина 1939 г.

Шарден- французский художник 18 в. «Скат». Натюрморт. Живо написан разбирающийся с устрицами котенок, вороватая мордочка перекликается с лицом ската. Признавая, что котенок написан мастерски, следует заметить, что кошки не едят устриц.

Шварц- русский художник 19 в., с 5 лет рисует, прожил 30 лет. Исторический живописец. «Сцена из домашней жизни русских царей( игра в шахматы)».

Кустодиев – русский художник 20 в. «Купчиха за чаем».1918 г. Кошка символизирует уют и удобство написанного мира. Этот «вечный мир»- с его ритуалом, неторопливостью- напоказ гедонистичен.

Федотов – русский художник 19 в. «Свежий кавалер», «Сватовство майора».

Швейцарец Готфрид Минд- «Кошачий Рафаэль»- всю жизнь рисовал только котов.

Француз Теофил Штайнлайн выпустил альбом рисунков под названием «Кот».

Кошка заняла прочное место в кино, мультипликации: «Том и Джерри», Леопольд, Матроскин. Всем известен кошачий цирк Куклачева. Обратите внимание на вставку декоративно-прикладного искусства. Здесь вы видите :коты- игрушки, фигурку кота из теста, кота- магнит, картину с изображением кота, кота подставку для колец. Так представлена кошка в искусстве. Вот это какое замечательное существо!

III. Подведение итогов классного часа:

Вопросы: 1. Что нового и интересного о кошка вы узнали на классном часе?

                    2. Повлиял ли сегодняшний классный час на ваше отношение к животным , почему?

IV. Рефлексия.(Исполнение песни «Чёрный кот»)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Жукова Л.М. Азбука русской живописи.- М.: Белый город, 2005.- 72 с.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. –Воронеж: ЧП Лакоценин С.С .,2006.- 175 с.

3. Б. Кустодиев  // ж. «Художественная галерея» № 43, 2005 г.

4. П.Пикассо // ж. «Художественная галерея» № 16, 2004 г.

5. О. Ренуар // ж. «Художественная галерея» № 3, 2004 г.

6. Ж. Шарден // ж. «Художественная галерея» № 90, 2006 г.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме "Кошка в науке и искусстве" »

ТЕМА: «КОШКА В НАУКЕ И ИСКУССТВЕ»

ЭПИГРАФ: « Мой кот, как радиоприёмник,

Зелёным глазом ловит мир».

А.Вознесенский


ЦЕЛИ: 1. Воспитывать гуманное отношение к животным

2. Расширить знания по физике путём обнаружения

известных физических явлений, объектов и

закономерностей в поведении кошки

3. Дать историческую справку о кошках

4. Рассказать об изображении кошки в искусстве

5. Развивать творческое воображение учащихся, интерес к

науке, искусству, к созданию компьютерных презентаций

ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, предметы декоративно- прикладного искусства, иллюстрации, аудиомагнитофон


ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

I.Орг. момент: Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Почему кошку назвали кошку?»

ОТЧЕГО КОШКУ НАЗВАЛИ КОШКОЙ ?

У старика и старухи

Был котеночек черноухий.

Черноухий

И белощекий,

Белобрюхий

И чернобокий.

Стали думать старик со старухой

— Подрастает наш черноухий.

Мы вскормили его и вспоили.

Только дать ему имя забыли.

Назовем черноухого

«Тучей» —

Пусть он будет большой

И могучий.

Выше дерева,

Больше дома.

Пусть мурлычет он громче грома!

- Нет,—сказала, подумав, старуха,

- Туча легче гусиного пуха.

Гонит ветер огромные тучи,

Собирает их в серые кучи.

Свищет ветер

Протяжно и звонко-

Не назвать ли нам «Ветром»

Котенка?

— Нет, старуха,— Старик отвечает,

— Ветер только деревья качает,

А стена остается в покое.

Не назвать ли котенка Стеною»?

Старику отвечает старуха:

— Ты лишился на старости слуха!

Вот прислушайся вместе со мною:

Слышишь, мышка шуршит за стеною?

Точит дерево мышка-воришка...

Не назвать ли нам кошку — «Мышка»?

— Нет, старуха,— Старик отвечает,—

—Кошка мышку со шкуркой съедает.

–Значит, кошка

Сильнее немножко!

Не назвать ли нам кошку кошкой?..


(Обоснование значения темы, цели классного часа, чтение эпиграфа)

II.Организация деятельности по раскрытию темы:

План:


1. Рассказ преподавателя истории. Историческая справка.

Первые упоминания о кошках встре­чаются в трудах древнегреческого исто­рика Геродота. Если верить его записям, то эти животные живут рядом с челове­ком уже более 6 тыс. лет: II тыс. нашей эры и IV тыс. до неё. Считается, что до­машние кошки произошли от нубий­ской, или ливийской, кошки. Научное ее название — Фелис либика, кошка ливий­ская. В Африке есть государство Нубия. Отсюда первые домашние кошки попа­ли сначала в Египет. Здесь они завоева­ли уважение у людей. Египтяне кошек обожествляли, поклонялись им. Без пощады карали всех, кто причинял им вред. За её убийство назначалась смертная казнь А когда кошка умирала, ее хоронили как фараона: тело бальзамировали и опускали в ящичек, простые люди — в деревянный, кто побогаче — в бронзовый и даже зо­лотой. В Египте найдено древнейшее кладбище, где было захоронено 300 тыс. кошачьих мумий.

Из Египта домашняя кошка попала в Аравию, далее в Индию, Юго-Восточную Азию и только в XII в. нашей эры впервые появилась в Европе. Здесь люди брали кошек с собой на богослужения в хра­мы и костелы. Там было очень холодно, а богослужения были длинные, и кошку прятали под одеждой, используя ее как грелку.

На Руси испокон веку считалось, что собака — хозяйка двора, а кошка — хо­зяйка дома.

В настоящее время в мире насчитывается не менее 500 млн. кошек. По некоторым данным, в США их около 55 млн., во Франции 8 млн., в Англии 7 млн., в России- не менее 5 млн.

Вы все знаете, что существуют служебные собаки, они слу­жат на границе и на таможне, пасут ста­да, охраняют дома. А как вы думаете, есть ли служебные кошки? Оказывается, есть. Например, в столице Англии Лондоне находится всемирно известный Британ­ский музей, где собраны богатейшие и уникальные коллекции. Там же располо­жена одна из лучших библиотек мира. Так вот, чтобы мыши не портили коллекции и не чувствовали себя в музее вольготно. В его штат официально зачислена «коша­чья рота» в составе шести кошек. На содержание каждой государство отпускает из бюджета 50 фунтов стерлингов в год. Однако кормят кошек не каждый день: они не должны забывать о своей основ­ной служебной обязанности — ловить мышей. Чтобы животных никто не тро­гал и посетители знали, что кошки — «служащие музея», им положена унифор­ма: на шее у каждой повязан пышный желтый бант. В той же Англии в штатном расписа­нии трех почтовых отделений числятся по несколько кошек, которым регулярно начисляется «зарплата». Причем кошки были включены в штат почтового ведом­ства еще в 1868 г., т.е. более 100 лет тому назад. Они охраняют почтовые отправле­ния от мышей и крыс.

Расскажу еще несколько интересных фактов о кошках.

Так Кольбер, французский политик Людовика XIV, садясь за работу, окружал себя котами.

Кардинал Ришелье просто обожал кошек.

Вот такие факты.

Сегодня кошка откроет нам мир физики в себе самой.

2. Рассказ преподавателя физики и уч-ся о физических закономерностях организма кошки:

А) Механика в жизни кошки

Мы расскажем вам о походке, беге, прыжках кошки с точки зрения физики; о положении кошки при падении; о простых механизмах в анатомии кошки; о том, что такое мурлыканье и как кошка добивается обтекаемости своего тела; о некоторых механических параметрах кошки, например производимого ею давления на пол, массе животного, высоте его прыжков.

Мы знаем, что ни одно животное, ставшее домашним, не претерпело за время одомашнивания столь малых изменений внешнего облика, как кошка. Ее тело, как считают специалисты, представляет собой высочайшее анатомическое достижение природы: оно приспособлено и по конструкции, и по манере движения к тому образу жизни, который ведет кошка.


«КОШАЧЬЯ ПОХОДКА»

Кошка ходит "на цыпочках". Основания лап у нее круглые, и след она оставляет округлый. На бегу она втягивает когти и ступает на толстые и мягкие подушечки пальцев. При беге кошка использует раскачивающуюся иноходь: она делает шаг попеременно то обеими правыми, то обеими левыми лапами. Это необычная походка. Ходьбу и бег кошки можно рассматривать как колебательное движение, в процессе которого то нарушается, то восстанавливается равновесие тела. Движения кошки удивительно быстры, легки, грациозны. Что позволяет ей достичь этого? Кошка движется, отталкиваясь от опоры. При этом внешние силы — силы тяжести, сила трения, сопротивления среды, вступают во «взаимодействие» с внутренними силами организма (напряжение мышц). Движение происходит благодаря совместной деятельности мышц и силе трения покоя. При беге животного возникает особый ритм: каждый очередной мах конечностей состоит из чередующихся ускорений и замедлений. Установлено, что только 1/5 часть из 40 мышц лапы кошки работает на передвижение, другие же остаются в покое как бы про запас, на случай чрезвычайных перегрузок. Кошка при беге может развивать скорость до 50 км в час.

При прыжке же, когда кошка старается преодолеть большое расстояние, ее спина как бы расширяется, что позволяет ей планировать; кошка напоминает при этом мелкий парашют. При прыжке все мышцы её ведут себя как сложная система амортизаторов; при приземлении они включаются не одновременно, а поочередно, одна за другой до тех пор, пока не поглотят всю энергию прыжка полностью.


КОШКА В ПАДЕНИИ

Перед полетами в космос ученые искали способы правильной ориентации космонавтов в пространстве, лишенном действия силы тяжести. Их волновал вопрос, как космонавт будет двигаться внутри и вне корабля? При поиске ответа на этот вопрос они обратили внимание на удивительные способности падающей кошки: из какого бы положения падение не началось — приземляется она на все четыре лапы. Просмотрели кадры киносъемок об этом. Много раз на пленке запечетлевали все фазы движения падающей кошки. Поражала виртуозная способность кошки переворачиваться в воздухе вокруг собственной оси; объясняется она прекрасными функциональными качествами её хребта, который легко и сильно сгибается и растягивается кошка прекрасно управляет его деформациями. То, что падающая кошка корректирует положение тела хвоста — в этом не было открытия; однако теперь были получены количественные характеристики. Хвост вовремя падения совершает вращение, заставляющее все тело животного поворачиваться в обратном направлении; так продолжается до тех пор, пока органы кошки не отметят, что ее голова заняла правильное положение относительно поля тяготения. Затем происходит выравнивание тела животного относительно его оси. Концом вращений кошки является сведе­ние лап вместе , при этом она выгибает спину, хвост играет роль амортизатора.

Когда была изучена техника приземления кошки, эту технику постарались применить для человека. Поскольку природа не наделила его хвостом, космонавту были предложены соответствующие движения ног.

Падение кошки подчиняется закону сохранения момента количества движения.


ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ В АНАТОМИИ КОШКИ

В скелете этого животного можно найти кости-рычаги: это череп, челюсть, лапы. Есть и такой простой механизм, это острые зубы, когти. С их помощью кошка может создать очень большие давления, что служит хорошей защитой или помогает нападению: ведь своими когтями и зубами она буквально может вспороть кожу противника. Еще один клин — бугорки на языке. Шершавый, с бугорками язык кошки действует, как щетка: поэтому кошка ловко чистит им шерсть, удаляя пыль, остатки грязи.


ЧТО ТАКОЕ МУРЛЫКАНЬЕ?

Это чередование двух звуковых импульсов, которые производятся при вдохе и выдохе. Тогда голосовые связки колеблются в потоке вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. При этом мускулатура гортани сокращается от 20 до 30 раз в 1 секунду.


ФОРМА ТЕЛА КОШКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОБТЕКАЕМОСТИ

Так как кошка перемещается быстро, природа создала её такой, чтобы при беге и прыжках она испытывала наименьшее (из возможных при ее размерах) сопротивление воздуха. По данной причине волоски, образующие « мех» у кошки, расположены по правилам оптимального обтекания: волоски укладываются назад и друг на друга, образуя гладкую поверхность; кроме того, это позволяет ей не намокать и легко пролезать в узкие проходы, быстро двигаться в траве, густом кустарнике.

НЕКОТОРЫЕ ЦИФРЫ: скорость кошки -до 50 км в час, высота прыжка — до 3 метров, длина прыжка- может в 15 раз превышать длину тела.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В КОШКИНОЙ СУДЬБЕ

Температура тела кошки в нормальном состоянии колеблется в пределах 38,0 — 39,5, у котят — более высокая. Температура тела зависит от физической и психической активности кошки. Частота дыхания в среднем 20-30 дыхательных движений в минуту. При повышении температуры окружающей среды или сильном возбуждении кошки начинают дышать с открытым ртом, что способствует увеличению теплообмена.

Б) Теплообмен

ТЕПЛООБМЕН

В обычных ситуациях теплорегуляционную функцию выполняет явление теплообмена между телом кошки и окружающей средой.

Теплорегуляцию обеспечивают также немногочисленные потовые железы кошки, находящиеся на кожистых концах лапок. Ведь известно, что при испарении жидкости с поверхности тела температура его понижается и тем сильнее, чем активнее идет процесс испарения. Происходит это потому, что для отрыва молекул жидкости, т. е. разрыва межмолекулярных и межатомных связей и перевода жидкости в газообразное состояние, требуется энергия; берется же она у самого тела, с поверхности которого идет испарение. На теле кошки и ее голове потовых желез нет; природа сделала так потому, чтобы кошку не могли "заметить" по запаху. Потеют у неё лапки, вернее, концы лапок, но при этом лапки прижимаются к земле. И, следовательно, добыча преждевременно не испугается подкрадывающейся кошки и не учует её запаха.

Большую роль в теплообмене играет шерсть кошки: её волосяной покров. Когда холодно, мышечным усилием шерсть « поднимается дыбом» — между волосинками скапливается больше воздуха, чем обычно, а воздух, как известно ,плохой проводник тепла; так кошка пытается сохранить свое тепло, свою температуру. Помогает этому подшерсток — мелкие короткие пушистые волоски, находящиеся между более длинными; они тоже задерживают воздух, создавая плотную воздушную оболочку вокруг туловища.

КОГДА И ПОЧЕМУ КОШКА СВЕРТЫВАЕТСЯ В КЛУБОК?

Делает она это для того, чтобы сохранить тепло, так как у свернувшейся кошки меньше свободная поверхность тела, поэтому и меньше теплообмен, меньше охлаждение.

Чем теплее в комнате, тем больше распрямляется тело кошки пока не вытянется в прямую линию. Однако при сильной жаре кошка снова немного сворачивается; но этот факт не нашел пока научного объяснения.

В сильный мороз кошка может ходить по снегу, не обмораживая лап . У нее на подушечках есть тонкий слой, обладающий плохой теплопроводностью. Он-то и "держит"большой перепад температур.

А теперь вспомним дошедшие до нас старинные примеры, связанные с предсказанием погоды по поведению кош­ки. Одна из них отражена в стихотворении А. Фета:

Стихотворение читает учащийся:

Мама! Глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос.

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело —

Видно, есть мороз.

Всем известна и примета о черном коте, который переходит дорогу.

В) Электричество

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И КОШКА

Когда гладят кошку по шерсти, то в сухую погоду или в сухом помещении шерсть от трения быстро электризуется. Если гладить долго или энергично, то может произойти сильная электризация: на поверхности тела скопится большой разряд, и, как следствие, возникнет разряд- искра. Кошка не всегда любит, когда её гладят; в сухую погоду ее шерсть так сильно электризуется, что возникает достаточно сильное электрическое поле; проскакивающие искорки вызывают у кошки неприятные ощущения.

Кошка может выдержать гораздо большее напряжение, чем человек. И именно благодаря кошке удалось выяснить какую большую роль в ослаблении действия электрического тока на живой организм играет фактор внимания.

Интересный факт: для горения электрической лампы в 15 Вт надо было бы одновременно гладить 1.5 млрд. кошек!

Г) Зрение и ориентация

КАК ВИДИТ КОШКА

Устройство глаз кошки похоже на строе глаза человека. Но зрачок у кошки не круглый, а вертикально-овальный, вытянутый сверху вниз, щелевидный. Природа сделала его таким, чтобы кошка обладала острым зрением, была способна видеть в полумраке и чтобы яркий свет не ослеплял животное. Величина зрачка так же, как и у человека может меняться в зависимости от освещения . Глаз кошки, как и человеческий глаз, способен к аккомодации- приспособлению к ясному видению предметов, находящихся от него на различных расстояниях, путем изменения преломляющих свойств его оптической среды, сосредоточенной главным образом в хрусталике.

Глаза— важнейший "инструмент" кошки: ведь в своей жизни она полагается в основном на зрение, в то время как у большинства млекопитающих решающую роль в опознании, поиске пищи и предупреждении об опасности играет обоняние.

В связи с такой ответственностью глаза кошки велики по сравнению с размерами ее черепа; они расположены так, что поле зрения (в отличие от других животных, у которых глаза расположены так, что регистрируют два разных изображения). Угол зрения каждого глаза кошки около 205 градусов; это помогает ей точно оценивать расстояние, форму и взаимное расположение предметов в пространстве. Кошка, как и человек, обладает бинокулярным зрением.

У кошки в отличие от человека, есть третье око, известное под названием мигательная перепонка. Оно уменьшает интенсивность очень яркого света и немного предохраняет глаза от травм.

Глаза у кошки обладают удивительным свойством: они светятся в темноте. Это свечение— физическое явление, называемое фотолюминесценцией(возбужденное светом оптическое к -вступающее после того, как в веществе под действием света закончится определенный процесс и наступит квазиравновесие). Поглощая внешний свет, глаза кошки испускают фотолюминисценции с длинами волн, соответствующими зеленому участку спектра; поэтому они становятся зелеными, светятся зеленым светом.

Цвет глаз кошки часто меняется. Глаза могут казаться зеленоватыми, желтыми, бирюзовыми и т. д. Это связано с освещением и внутренним состоянием кошки.


ЗРЕНИЕ КОШКИ

Кошка хорошо видит в темноте, однако не в абсолютной, видит примерно в 6 раз лучше, чем человек, она узнает знакомых людей с расстояния более 100 метров, обладает и цветовым зрением.

Почему кошка видит в темноте? Во-первых, за светочувствительной сетчаткой у нее есть слой отражающих клеток; при слабом освещении они отбрасывают свет обратно и таким образом чувствительность ее глаза как бы увеличивается вдвое. Во-вторых, в строении сетчатки глаза у кошки преобладают палочки, чувствительные к сумеречному свету. В- третьих, в сумерках и даже тогда, когда человек считает темноту уже полной, зрачок раскрывается целиком, увеличивая тем свою пропускную световую способность, и это – одна из причин, которые позволяют видеть кошке при малом освещении.


РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА ОРИЕНТАЦИИ

Даже в абсолютной темноте и тишине, когда кошке уже не могут служить ни глаза, ни уши, она и тогда не превращается в беспомощное существо, ибо обладает запасной системой ориентации в пространстве; эту систему образуют длинные упругие усы (вибриссы), брови и небольшие волоски, растущие на задней стороне передних лап. Был поставлен такой эксперимент: кошек запускали в сложный темный лабиринт. И они неизменно находили выход, но лишь до тех пор, пока у них не обрезали усы. Усами, которые могут шевелиться, кошка исследует предмет, определяет ими размеры и движение добычи, которую держит в зубах вне поле своего зрения. Собираясь совершить прыжок, кошка старается предварительно «ощупать» усами поверхность приземления. То же самое она делает, если надо обследовать незнакомое место: подвижные усы животное собирает в пучок, кончик каждой волосинки едва уловимо для человеческого глаза «бегает» по поверхности, ощупывая ее с разных сторон. Некоторые ученые считают, что кошка добирается до своего хозяина, когда оказывается далеко от дома, именно благодаря её усам. Может быть, усы кошки — это своеобразные антенны, улавливающие разной частоты звуки? На этот вопрос ответа пока нет.

Ряд ученых полагает, что кошка чувствительна к магнитному полю Земли и способна регистрировать изменения в окружающем магнитном поле.


Д) Биополе

Рассказ уч-ся о биополе кошки.

БИОПОЛЕ

Кошка обладает и своим биополем, которое может вступать во взаимодействие с биополем человека. Благодаря именно этому свойству кошка безошибочно находит своего хозяина и приходит к нему на помощь. Ведь известно много загадочных случаев, когда кошки спасали людей и предотвращали убийства. Неоспоримым является и факт благотворного влияния кошки на состояние человека: общение с кошкой снимает стресс, нормализует артериальное давление, успокаивает.

Новая информация. Знаете ли вы, что у кошки есть уникальный орган в виде хрящевой трубочки, расположенный в основании пасти, который является частью системы восприятия запахов. Он мало изучен, но с его помощью кошка регистрирует даже незначительные изменения в химическом составе воздуха. Данный вопрос находится в стадии изучения.

Итак, кошка — интересное и малоизученное животное из тех, которых сумел приручить человек.


3. Рассказ преподавателя истории о кошке в искусстве с использованием

компьютерной презентации.


Сегодня кошка открыла нам мир физики в себе самой. А сейчас мы поговорим о кошке, изображенной в произведениях искусства.

Ренуар – французский художник импрессионист «Жюли Мане с кошкой».Нежные оттенки телесных тонов играют здесь важную роль, образец технического мастерства Ренуара.

Пикассо- французский художник .Кошка, поймавшая птицу- персонаж многих работ. Картина 1939 г.

Шарден- французский художник 18 в. «Скат». Натюрморт. Живо написан разбирающийся с устрицами котенок, вороватая мордочка перекликается с лицом ската. Признавая, что котенок написан мастерски, следует заметить, что кошки не едят устриц.

Шварц- русский художник 19 в., с 5 лет рисует, прожил 30 лет. Исторический живописец. «Сцена из домашней жизни русских царей( игра в шахматы)».

Кустодиев – русский художник 20 в. «Купчиха за чаем».1918 г. Кошка символизирует уют и удобство написанного мира. Этот «вечный мир»- с его ритуалом, неторопливостью- напоказ гедонистичен.

Федотов – русский художник 19 в. «Свежий кавалер», «Сватовство майора».

Швейцарец Готфрид Минд- «Кошачий Рафаэль»- всю жизнь рисовал только котов.

Француз Теофил Штайнлайн выпустил альбом рисунков под названием «Кот».

Кошка заняла прочное место в кино, мультипликации: «Том и Джерри», Леопольд, Матроскин. Всем известен кошачий цирк Куклачева. Обратите внимание на вставку декоративно-прикладного искусства. Здесь вы видите :коты- игрушки, фигурку кота из теста, кота- магнит, картину с изображением кота, кота подставку для колец. Так представлена кошка в искусстве. Вот это какое замечательное существо!

III. Подведение итогов классного часа:



Вопросы: 1. Что нового и интересного о кошка вы узнали на классном часе?

2. Повлиял ли сегодняшний классный час на ваше отношение к животным , почему?

IV. Рефлексия.(Исполнение песни «Чёрный кот»


ЛИТЕРАТУРА:

1. Жукова Л.М. Азбука русской живописи.- М.: Белый город, 2005.- 72 с.

2.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. –Воронеж: ЧП Лакоценин С.С .,2006.- 175 с.

3. Б. Кустодиев // ж. «Художественная галерея» № 43, 2005 г.

4. П.Пикассо // ж. «Художественная галерея» № 16, 2004 г.

5. О. Ренуар // ж. «Художественная галерея» № 3, 2004 г.

6. Ж. Шарден // ж. «Художественная галерея» № 90, 2006 г.


Выставка




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие по теме "Кошка в науке и искусстве"

Автор: Тишкина Наталья Васильевна

Дата: 16.12.2014

Номер свидетельства: 144563

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "Сказки английских писателей" "
    ["seo_title"] => string(95) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-anghliiskomu-iazyku-skazki-anghliiskikh-pisatieliei"
    ["file_id"] => string(6) "103126"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402568345"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Внеклассное мероприятие на тему: "Конкурс эрудитов""
    ["seo_title"] => string(54) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-na-tiemu-konkurs-eruditov"
    ["file_id"] => string(6) "252199"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447342867"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(277) "Библиотечный урок для учащихся 1-2 классов на тему:  «Книг, конечно, есть немало, только я люблю журналы»:  Путешествие по журнальным страницам  для детей "
    ["seo_title"] => string(171) "bibliotiechnyi-urok-dlia-uchashchikhsia-1-2-klassov-na-tiemu-knigh-koniechno-iest-niemalo-tol-ko-ia-liubliu-zhurnaly-putieshiestviie-po-zhurnal-nym-stranitsam-dlia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "102748"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402549486"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства