МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Физический конкурс
« Покорим вершины физики».
(Внеклассное мероприятие по физике)
Подготовила:
Ивасенко З.А.,
учитель физики
с. Крестище
2014г
Класс: 8
Дата: 06.02.2014г
Цели мероприятия:
Образовательная: формирование умений активизировать и применять знания в нестандартных ситуациях. Расширение и углубление учебного материала, ознакомление с новыми сведениями за счёт обращения к различным источникам;
Развивающие: развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, логического мышления, интуиции, внимания;
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности , умение работать в коллективе, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции. Привитие интереса к физике.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран, лабораторное оборудование
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведём физический конкурс
« Покорим вершины физики». (Слайд №1)
Девизом нашего конкурса будет утверждение индийских мудрецов “Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть. И все, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания”. (Слайд №2)
Сегодня мы приветствуем одну из самых древних наук о природе - физику!
Каждый, кто находится в этом зале, может сказать, что ему знаком этот школьный предмет. Физика – это наука о природе. В настоящее время, трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы не применялись законы и явления физики. Физика не существует сама по себе, она постоянно сотрудничает с другими не менее важными науками, такими как математика, химия, биология, история, география и т. д. Но сегодня вечер посвящен ФИЗИКЕ! И нам хотелось бы, чтобы у всех собравшихся в этом зале, было доброе, веселое настроение.
Тем более наше мероприятие проходит накануне открытия 22 олимпийских игр в Сочи, где спортсмены со всего мира будут покорять олимпийские вершины. Ну а мы сейчас будем покорять вершины физики.
И нам в этом помогут команда "Свет" и команда "Звук". Попросим их занять свои места. Также просим занять свои места членов жюри. Итак, начинаем.
Первый конкурс "Приветствие команд"
Команды выстраиваются в цепочку напротив друг друга. Капитаны стоят первыми. Команды вывешивают напротив своей команды эмблему, заранее заготовленную. У каждого члена команды такие же маленькие эмблемы на груди.
Команды поочередно называют свой девиз.
Команда "Свет"
Наш девиз: "Ученье-свет, а не ученье - тьма".
Команда "Звук"
Наш девиз: "Слово не воробей, вылетит, не поймаешь"
Команда "Свет"
Наше приветствие:
Команда "Свет" вам шлет привет!
Вопрос мы вам, вы нам - ответ.
Вы нам вопрос - мы вам ответ.
Команда "Звук"
Наше приветствие:
И волны звука шлем мы вам.
Стряхните страхи, в бой пора.
Обращение к членам жюри:
Жюри!
От Вас в игре зависит очень много,
Вы рассудите справедливо ход игры и строго.
Мы верим Вам, надеемся на Вас!
1 вершина. «Выиграй старт»
Вопросы для 1 команды. (Слайд №3)
1.Прибор для измерения силы (динамометр).
2.Прибор для измерения атмосферного давления (барометр)
3.Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого (сила трения)
4. Единица измерения силы электрического тока (Ампер)
5.Температура при которой тело плавится (температура плавления)
6.Одноименные заряды (отталкиваются)
7.На тело, погруженное в жидкость, действует (архимедова сила)
8. Сила, с которой Земля притягивает к себе все тела (сила тяжести)
9.Сохранение объема и формы – свойство (твердого тела)
10. Вид теплопередачи, при котором энергия переносится струями жидкости или газа (конвекция).
11.В каком рассоле - горячем или холодном – быстрее просаливаются огурцы?
12. Смазка является одним из способов уменьшения (силы трения)
Вопросы для 2 команды. (Слайд №4)
1.Прибор для измерения температуры ( термометр)
2.Разноименные заряды ( притягиваются)
3.Если вещество сохраняет объем, но легко меняет свою форму, то оно находится в (жидком состоянии)
4.Единица измерения механической работы (Джоуль)
5. Прибор для измерения силы тока ( амперметр)
6. Единица элементарного заряда( Кулон)
7.Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел (инерция)
8. Единица измерения длины (метр)
9. Ядро атома состоит из (протонов и нейтронов)
10.Если плотность тела больше плотности жидкости , то это тело в ней
(тонет)
11.Прибор для измерения давлений , больших или меньших атмосферного ( манометр)
12.Вид теплопередачи, которая возможна и в вакууме (излучение)
2 вершина. « Ученые Древней Греции» (Слайд №5)
Вопросы
1. В сочинениях какого ученого впервые появился термин «фюзис»?
2. Кто из философов древности утверждал, что Земля имеет форму шара?
3.Какой ученый первым обратил внимание на электризацию янтаря?
4. Кто первым употребил термин «космос»?
5. Кто первым исследовал условия плавания тел?
6. Кому мы обязаны выводом законов равновесия рычага?
7.Учение о мире какого философа господствовало в науке почти 2000 лет?
Пифагор Архимед Фалес Аристотель
Аристотель – 1,7, Архимед – 5,6, Пифагор – 2,4, Фалес – 3,
3 вершина. « Физические величины» (Слайд № 6,7)
С какой физической величиной можно связать эти пословицы?
Вопрос №1
1.Не все на свой аршин меряй.
2.Семь раз отмерь - один раз отрежь.
3.Без меры и лаптя не сплетешь? (длина)
Вопрос №2
1.Пеший конному не товарищ.
2.Поспешишь - людей насмешишь.
3.Тише едешь - дальше будешь (скорость)
Вопрос №3
1.Мал золотник да дорог
2.Своя ноша не тянет;
3.Тяжело понесешь - домой не донесешь (масса)
Вопрос №4
1.Плохи дела, где сила без ума
2.Без уменья и сила не причем
3.Через силу и конь не тянет (сила)
Вопрос №5
1.Пошло дело как по маслу.
2.Не подмажешь – не поедешь.
3.Что кругло – легко катится (сила трения)
Вопрос №6
1.Брошенный вверх камень на твою же голову упадёт.
2.Как бы ни старался водопад течь вверх, всё равно будет низвергаться вниз.
3.На гору десять тянут, под гору и один столкнёт (сила тяжести)
4вершина. « Найти клад» (Слайд №8)
Чтобы найти клад вам нужно ответить на 6 предложенных ниже вопросов-заданий и взяв из каждого слова-ответа указанную букву, вы составите слово-пароль. Кто первый составит пароль,
тот и найдёт клад.
Вопросы-задания
Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями (третья буква). (Газ).
Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить (четвертая буква). (Трение).
Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном (четвертая буква). (Вода).
Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел? (вторая буква). (Инерция).
Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением и являющуюся причиной изменения скорости тела? (вторая буква). (Сила).
Напишите название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга (восьмая буква). (Диффузия).
Пароль: знания
5вершина. «Прочти слова» (Слайд №9)
Нужно с помощью зеркала отгадать 11 слов, изображенных на листе бумаги. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее запишет слова. (приложение1) Ответ: век, сок, фонд, нос, нота, потоп, сезон, эхо, юкос, фонтан, зов.
6 вершина. «Логическая игра» (Слайд № 10)
Покоряем следующую вершину под названием «Логическая игра».
В каждом наборе слов или словосочетаний, команды находят лишние и объясняют. За каждый правильный ответ, команда получает балл.
1. Движение автомобиля, скатывание шарика по жёлобу, кипение воды, движение поезда.
2. Линейка, мензурка, штатив, термометр.
3. Путь, плотность, метр, время.
4. Пенал, ручка, линейка, психрометр.
5. Весы, полярные сияния, рычаг, блок.
6. Кипение воды, таяние льда, образование росы, молния.
7вершина. «Кто быстрее?» (Слайд № 11)
Покорение следующей вершины хотелось бы начать словами известного художника Л.да Винчи.
«Знания, не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок».
Сейчас командам предстоит зажечь электрическую лампочку и измерить в ней силу тока. И кто быстрее это сделает, тот победит.
8вершина. Лабиринт «Физические величины» (Слайд № 12)
В лабиринте зашифровано 8 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей. (Приложение 2)
Ответы : заряд, масса, путь, время, вес, мощность, температура, работа.
9 вершина: «Капитанов» (Слайд № 13)
Первый конкурс «Черный ящик».
Конкурс капитанов. Ассистенты вносят два черных ящика, в каждом из которых находится один предмет
1. Сей особенный предмет
Вам подскажет вмиг ответ,
Брать свой зонтик или нет (барометр)
2. Этот маленький предмет
Нам подскажет всем ответ,
Почему при малой силе
В стенку вдруг его вонзили (кнопка)
Второй конкурс «Всем известный метр...» (Слайд № 14)
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в школьной лаборатории, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...
Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.
Например: термометр – температура
Ответы к конкурсу
динамометр – сила;
метр – длина;
спидометр – скорость;
барометр – атмосферное давление;
манометр – давление;
гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
электрометр – электрический заряд;
амперметр – сила тока;
вольтметр – напряжение;
ваттметр – мощность и др.
Все вершины мы сегодня покорили, а теперь подведём итоги. Подведение итогов. (Слайд № 15)
Жюри подводит подсчет набранных очков и объявляет победителей.
И обращается к участникам игры:
Ребята!
«И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»
Заключение Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни.
Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика.
Как сказал Пьер Лаплас: „То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно! ” Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности.
Спасибо за внимание! (Слайд № 16)
Литература
1. И.Я. Ланина “Внеклассная работа по физике”
2. Журнал «Физика в школе» №6 2005год
3. Энциклопедия для детей. Т. 16. — М.: Аванта +, 2000.
4. Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – Вако, 2006
3. Семке А.И. Нестандартные задачи по физике: Для классов гуманитарного профиля. –АСТ Академия развития Астрель, 2007
4.1000 и одна загадка: Сборник загадок. Сост. М.Е. Фрид. Ил. А.М. Кананян, М.А.Кананян. – М.:Пилигрим, 1997
5. Интернет ресурсы.
Приложение 2
Приложение 1