Внеклассное мероприятие позволяет актуализировать знаниия учащихся в предметной области "Физика", а также дать возможность учащимся применить знания в нестандартной ситуации. Этому способствуют различные задания. В игре принимают участие три команды класса, или команды из разных классов параллели.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Ученых, чьи умы и руки оставили свой вклад в науке,
Приборы и цепей законы,
Кулоны, вольты, ватты, омы.
Решим, расскажем, соберем,
Мы с пользой время проведем!
(Класс делится на команды. Команда выбирает капитана, придумывает название команде.)
Остановка 1: Разминка
(правильный ответ - 1 балл. Отвечают «да», «нет». Вопросы задаются поочередно).
Сила тока измеряется в вольтах (нет)
Напряжение измеряется вольтметром (да)
Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц (да)
Сопротивление измеряется в амперах (нет)
Напряжение обозначается буквой R (нет)
Сопротивление зависит от длины проводника (да)
Амперметр подключается в цепь параллельно (нет)
Сила тока при параллельном соединении проводников одинаковая (нет)
Ток всегда направлен от «+» к «-» (да)
Напряжение измеряется в амперах (нет)
Сопротивление измеряется в вольтах (нет)
Сила тока обозначается буквой А (нет)
Вольтметр подключается в цепь параллельно (да)
Напряжение при параллельном соединении проводников одинаково (да)
Заряд измеряется в кулонах (да)
Электрическое сопротивление зависит от длины проводника, площади поперечного сечения и материала, из которого изготовлен проводник (да)
В природе существует наименьший заряд, равный 1,6*10 -16 Кл (да)
В ядре атома находятся протоны, нейтроны и электроны (нет)
Остановка 2«Найдите правильные формулы»
(Карточки желтого цвета, каждая правильная формула 1 балл)
I = ; l = ; q = I*t; A = ; R = ; U = I*R; U = ; I =
Остановка 3«Электрическая цепь».
(Карточки зеленого цвета. У вас на схеме расположена, неправильно собранная электрическая цепь. Ваша задача состоит в том, чтобы найти допущенные ошибки и исправить их. Та команда, которая справится с этим заданием быстро и правильно, получает – 3 балла).
+ _
V A
Остановка 4 «Найдите правильную дорогу».
(Карточки синего цвета. Каждая команда получает карточку, где записаны обозначение физических величин, их единицы измерения и название величины. Необходимо стрелками соединить каждую физическую величину со своей единицей измерения, названием и формулой. Та команда, которая справится с заданием быстро и правильно, получает – 3 балла).
Физическая величина
Обозначение величины
Единица
измерения
Сопротивление
U
Ом
Работа
I
Вт
Напряжение
t
А
Мощность
A
Кл
Сила тока
q
В
Время
R
Дж
Заряд
P
с
Остановка 5: «Найдите лишнее»
(Карточки персикового цвета. Каждая команда получает по два конверта, в которые вложены карточки с терминами. Необходимо найти лишнюю величину. Каждый правильный ответ - 2 балла).
Конверт 1«Физические величины»: Сила тока; удельное сопротивление; заряд; количество теплоты; масса; сопротивление; напряжение; время; работа; мощность.
(Ребятам показывается портрет ученого и зачитывается его вклад в развитие физики. Каждый правильный ответ - 2 балла).
Французский физик и математик, который в 39 лет стал академиком. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие «электрический ток». В честь этого ученого названа единица измерения силы тока. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и также прост, как и велик» (Андре – Мари Ампер)
Известный немецкий физик, разработавший и практически подтвердивший закон, который отразил связь между силой тока, напряжением и сопротивлением. Авторству ученого принадлежит акустический закон, получивший широкое признание после его смерти.
В 1881 году именем немецкого ученого была названа единица электрического сопротивления. (Георг Симон Ом)
Итальянский физик, химик и физиолог, один из основоположников учения об электричестве; граф. Изобрёл ряд привычных нам электрических приборов: конденсатор,электрофор, электрометр, электроскоп. Также ученый создал водородную лампу,эвдиометр, газовый пистолет (в котором горючий газ взрывался от электрической искры).
В 30 лет он уже знаменит, он изобрел электрофор – прибор для опытов со статическим электричеством. Ему принадлежит введение в физику новых понятий «электроёмкость»,«электрическая цепь», «электродвижущая сила», «разность потенциалов». Было и эпохальное открытие - контактного электричества. Оно как бы подвело итог всем достигнутым ранее результатам. В 1800 году он описал прежде неизвестный источник тока – свой знаменитый «вольтов столб», открывший новую эпоху в истории физики. Память о нем увековечена в 1881 г. на Международном Электротехническом конгрессе в Париже, где одной из важнейших электрических единиц – единице напряжения присвоили его имя. (Алессандро Вольта)
Французский физик и инженер. Достиг блестящих научных результатов. Закономерности внешнего трения, закон кручения упругих нитей, основной закон электростатики, закон взаимодействия магнитных полюсов - все это вошло в золотой фонд науки. Наконец, название единицы электрического заряда, прочно закрепились в физической терминологии. (Шарль Огюстен де Кулон).
Английский физик, внёсший значительный вклад в становление термодинамики. Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил её зависимость от температуры. В 1838 году он публикует в научном журнале статью, в которой расписывает устройство придуманного им электромагнитного двигателя. Знаменитый ученый, именем которого названы законы физики и единицы измерения. (Джеймс Прескотт Джоуль)
Остановка 7«Расчитайка»
(Каждая команда получает карточку, где написаны задачи. За каждую правильно решенную задачу – 1 балл).
Никелиновая проволока длиной 120 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм2 включена в сеть с напряжением 220 В. Определите силу тока в проводнике, если удельное сопротивление равно 0,4 (Ом*мм2 )/ м. (I~2,29 A)
Длина медного провода, использованного в осветительной сети, 100 м, площадь поперечного сечения 2 мм2. Чему равно сопротивление такого провода, если удельное сопротивление равно 0,017 (Ом*мм2 )/ м. (R = 0,85 Ом)
Найдите сопротивление цепи и силу тока участка АВ, если R1 =6 Ом, R2=12 Ом,
R3=10 Ом, R4=2 Ом и R5= 12 Ом, UАВ = 120 B. (R = 10 Ом; I=12 A)
R1 R3 R4
A В
R2 R5
Нагревательный элемент электрического чайника, с сопротивлением 30 Ом, находится под напряжением 120 В. Определите силу тока, протекающего по спирали. (I = 4 A)
Жюри подводит итог
Проводится конкурс загадок (команде добавляются баллы)
По тропинкам я бегу
Без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет
Не зажжется в доме свет (электрический ток)
Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск. (Молния, гром, дождь)
Очень строгий контролер,
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает.
Стоит только свет зажечь,
Иль включить в розетку печь –
Все на ус мотает. (счетчик)
Дом – стеклянный пузырек,
И живет в нем огонек!
Днем он спит,
А как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (лампочка)
Ночь. Но если только захочу,
Щелкну раз, и день включу. (выключатель)
Полюбуйся, посмотри – Полюс северный внутри! Там сверкает снег и лед, Там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму, Привезли из магазина. ( холодильник)
День и ночь стою на крыше,
Нет ушей, но всё я слышу,
Вдаль гляжу, хотя без глаз,
На экране мой рассказ. (антенна)
Этот глаз — особый глаз. Быстро взглянет он на вас, И появится на свет, Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)