Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие КВН «Физика + математика»»
МКОУ «Крестищенская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
Внеклассное мероприятие
КВН
«Физика + математика»
Подготовила:
Ивасенко З.А.,
учитель физики и математики
с. Крестище
2023г
Класс: 7-10
Дата: 17.02.2023г
Цели:
Формирование умений применять знания в нестандартных ситуациях, привитие интереса к математике и физике, расширение кругозора;
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся, логического мышления, интуиции, внимания;
воспитание стремления к совершенствованию своих знаний, создание положительного эмоционального фона.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, слайдовая презентация, экран, оборудование к занимательным опытам.
(Звучит веселая музыка В. Шаинского “Мы начинаем КВН…”).(Слайд 1)
Учитель:Индийские мудрецы утверждали: “Не ищите чудес, их нет. Ищите знание – оно есть. И все, что люди зовут чудесами, - та или иная степень знания”.
Каждому, кто находится в этом зале, знакомы школьные предметы – физика и математика. Сегодня мыпроводим физико-математический КВН. И так: «Мы начинаем КВН - для кого, для чего?».Для кого же мы сегодня начинаем КВН - конечно, для вас, наши ученики! Чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, проявили способности, подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.
(Слайд 2) А для чего мы начинаем KBН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям вопрос: «А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!» Как сказал великий русский учёный М.В.Ломоносов «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». А физика - это наука о природе. А ведь математика и физика развивают логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. В настоящее время, трудно назвать такую область человеческой деятельности, где бы ни применялись математика и физика. Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика – это не «сухие» науки и что заниматься ими также увлекательно, как и играть в КВН. Хотелось бы, чтобы у всех собравшихся в этом зале, было доброе, веселое настроение. И так, я приглашаю на сцену ведущих КВН а.
1вед. Добрый день, дорогие друзья!
2вед. Мы рады видеть Вас сегодня на нашем конкурсе весёлых и находчивых.
1вед. Участниками конкурса являются учащиеся классов.
2вед. Судит наш конкурс жюри ….
1вед. Итак, что такое КВН?
2вед. КВН - cреда, под воздействием которой вся людская масса диссоцирует на болельщиков и игроков.
1вед. Игроки, выигравшей команды, заряжены положительно, а проигравшей – отрицательно. Жюри – электронейтрально.
2вед. Сообщаем Вам, что в КВН о физике существует четыре закона:
Первый закон- закон сохранений успеха! Полный запас успеха обоих команд постоянен. Он только может переходить от одной команды к другой и наоборот.
1вед. Второй закон: Физика + Юмор = const.
Чем больше физики, тем меньше юмора, и наоборот.
2вед. Третий закон: в замкнутой системе зала, когда игрок тянет время, зрителей тянет к выходу!
1вед. Четвертый закон: Силы взаимодействия сражающихся команд противоположны по направлению, но не равны по величине. Равнодействующая этих сил всегда направлена в сторону побеждающей команды.
2вед. Обобщив великое наследие прошлого, мы вносим свой вклад в сокровищницу КВНской мысли.
1вед. Мы живём в век бурного, научного, технического прогресса.
2вед. В век, когда информация за 10 лет удваивается, а за 2 ночи до экзамена удесятеряется!
1вед. В век, когда создаются новые методы обучения, когда и КВН может служить оружием ученической и педагогической мысли.
2вед. Девиз нашего конкурса:
«Больше физики и математики наилучшего качества с наименьшими затратами!»
1вед. А теперь внимание!!!
Мы начинаем первый конкурс « Приветствие команд»
Команда КВАНТ (Команда Весёлых, Активных, Находчивых, Трудолюбивых)
Главный КВАНТ команды или её капитан (Митирёв Станислав)
Наш девиз: «Мы время зря не тратим,
Неведом нам покой,
Такой у нас характер,
Особенный такой!»
Болельщикам: Мы рады вас приветствовать,
Товарищи-ребята.
Конечно, если в зале вы,
А не ушли куда-то,
И просим вас немедленно
Оставить все дела.
Команда КВАНТ - энергии,
В гости к вам пришла.
Соперникам: Желаем вам, желаем вам… Чтоб лучший приз достался нам! Жюри: Ах жюри, жюри, жюри Вы нас строго не жури! А судите справедливо, Будем мы играть красиво!
Команда «Электрон»( Команда Энергичных, Любознательных, Креотивных, Романтичных)
Главный электрон команды или её капитан (называют капитана)
Наш девиз: «Электрон не унывает
И назад не отступает,
Он несёт в себе заряд
И победе очень рад».
Болельщикам: Болельщики!!
Просим вас поболеть за нас!
Но не гриппом, ни ангиной,
Ни коклюшем, ни скарлатиной.
Просим вас кричать и топать,
И в ладоши громко хлопать!
Соперникам Желаем вам место занять призовое, Но не первое, а второе! Жюри: Вы жюри, жюри, жюрите Нас на тройки не судите, А судите нас на пять, Постарайтесь помогать!
Ведущий 2. Для любого начинания требуется разминка. Разминка — гимнастика ума, так что ум в порядок будем приводить. Мы будем задавать вопросы, а вы по возможности отвечать. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Разминка. (Слайды 4,5)
Команды отвечают по очереди. Если команда не отвечает на свой вопрос, вопрос передаётся следующей команде.
Учитель: Какое физическое тело не имеет ни формы, ни объёма? (Нет, не воздух. Воздух - вещество. Физических тел без формы и объёма не бывает. Если что-то не имеет ни формы, ни объёма - оно не физическое тело, а чёрт знает что).
Учитель: Чем: красивыми словами, страстным шёпотом, громким криком, слезами, угрозами, кулаками, холодным оружием, горячими просьбами или чем-то другим можно убедить учёного с мировым именем в достоверности выдвинутой гипотезы? (Достоверность гипотез проверяется и доказывается опытами. Ничем другим настоящего учёного не прошибёшь).
Учитель: Что мешает девятикласснику Игорю, пойманному директором на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение между молекулами).
Учитель: Джинн, то вылезая из бутылки, то влезая обратно, всё время меняет свою форму и объём. В каком состоянии находится Джинн? (В газообразном).
Учитель: В каких мальчиках быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (В простуженных, так как температура тела выше).
Учитель: Если бы физики решили выдать всем силам заграничные паспорта, то какие три графы были бы в паспортах? (Модуль, направление и точка приложения)
Учитель: Злобный Джинн, находясь в газообразном состоянии внутри закрытой бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем давит Джинн? (Беспорядочно движущимися молекулами).
Учитель:Однажды физики хотели поручить одному Джоулю кое-какую работу. «Да за кого вы меня принимаете?!» - закричал он. Что ответили физики? (В данном случае, - сказали физики хором, - мы принимаем тебя за единицу работы).
Ведущие: Просим жюри подвести первые итоги, а команды пока подготовятся к основным конкурсам.
Слово предоставляется жюри.
(Слайды 6,7) Следующий наш конкурс называется «Математикус».
Слово предоставляется учителю.
Учитель: Вначале я проведу небольшую разминку. Я задаю вопрос всем командам сразу, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку.
1: Все знают, что два в квадрате это четыре, три в квадрате - девять. А чему равен угол в квадрате? (90°).
2: Как называется наука, которая занимается обработкой компьютерных данных? (Информатика).
3: Полторы трети километра это сколько'' (Полкилометра. 1,5- (1/3)=1/2=0,5).
4: Кому принадлежат слова «Математик должен быть поэтом в душе?»
(Самой известной женщине-математику Софье Ковалевской).
5: А теперь ответ на вопрос даст каждая команда и запишет его на листке.
Итак, умеете ли вы считать? Если да, то внимательно послушайте меня, а затем я задам вопрос.
Одинокий физик, почесав темя,
Измеряет длину, массу и время.
Парочка физиков мечтает вдвоём
Измерять температуру, плотность, объем.
Трое физиков, построившись в ряд,
Меряют энергию, скорость, заряд.
Четыре физика в хорошем настроении
Измеряют давление, а в плохом – ускорение.
Пять физиков выбегают на площадь,
Измеряют импульс, частоту, силу и площадь
Шесть физиков приходят к седьмому на именины,
Измеряют какие-нибудь другие физические величины.
Итак, вопрос: сколько физиков и физических величин названо в данном стихотворении? собрать листы, передать в жюри.
Учитель называет верный результат. (21, 15)
Учитель: И так, теперь мы готовы к выполнению следующего задания.
Конкурс эрудитов «Тройка»(Слайд 8)
1)Как звали трех мушкетеров?
2)Как звали трех богатырей?
3)Кому принадлежит три закона динамики?
4)Назвать три признака равенства треугольников.
5)Назвать три признака подобия треугольников.
6)Тройка лошадей пробежала 30км. Сколько км пробежала каждая?
7)Назвать три аксиомы планиметрии.
8)Назвать три аксиомы стереометрии.
9)Назвать три величины входящих в формулу характеризую основное свойство электрического поля.
10)Кто вывел формулу площади треугольника, где используются все три стороны треугольника.
Учитель: Приступаем к выполнению следующего задания.
Следующий наш конкурс эрудитов называется «Арифметика ».
Слово предоставляется учителю. (Слайд 9).
Учитель. Из слова «арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и» - два раза, а остальные - по одному. Тот, кто назовёт последнее слово, - победит. На выполнение задания отводится 3 минуты.
Ведущие:А мы начинаем игру с болельщиками.«Аукцион пословиц и поговорок»
Ведущая: Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждаем тот, кто последним назовет пословицу или поговорку (победителю вручается жетон).
Математические пословицы . Например
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Один в поле не воин.
Сидеть меж двух стульев.
Плакать в три ручья.
Семь бед - один ответ. И т.д. Начинаем.
Ведущие:Три минуты истекли. Команды по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются. Ведущие:Слово предоставляется жюри.
Ведущие:Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика опора и основа
Всех без исключения наук!
Наш следующий конкурс называется «Знатоки физики». (Слайд 10)
Загадки
• Кто, не учившись, на всех языках говорит? (Эхо.)
• Днем стекло разбито, за ночь вставлено. (Лед.)
• Чего в избе не видно? (Воздуха.)
• В круглом домике, в окошке,
Ходят сестры по дорожке.
Не торопится меньшая,
Но зато спешит старшая. (Часы.)
• Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах.)
• Привела я солнце
За свое оконце,
К потолку повесила,
Стало в доме весело! (Лампочка.)
• На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
• То справа, то слева, то за спиной
Идет она рядом со мной. (Тень.)
Сперва блеск, потом треск, за треском плеск. (Молния, гром, дождь.)
Что означают пословицы? (Слайд 11)
Гвоздем моря не нагреешь.
Ответ. Гвоздь обладает небольшой массой. Поэтому количество теплоты, которое может отдать гвоздь, остывая, будет невелико, и им нельзя нагреть большую массу воды в море.
Много снега — много хлеба.
Ответ. Между кристаллами снега (снежинками) находится воздух, а он, как известно, обладает плохой теплопроводностью и предохраняет озимые от вымерзания. Много снега — «шуба» толстая — мороз не доберется до нежной зелени озимых.
Без сала дегтя не отмоешь.
Ответ. Поверхность, покрытая дегтем, не смачивается водой. Но деготь растворяется в жирах и с их помощью может быть удален с поверхности предмета. Этот факт и отражен в поговорке. Жиры, кстати сказать, входят в состав мыла.
Куй железо, пока горячо.
Ответ. Повышение температуры резко увеличивает пластические свойства металлов, поэтому многие из них поддаются ковке лишь в сильно нагретом виде. Раскаленным металлам довольно легко придать требуемую форму, поэтому и возникла поговорка.
Ведущие. Следующий конкурс «Эксперементальный» (Слайд 12)
Учащиеся вам покажут занимательные опыты, вы должны объяснить происходящие явления.
Опыт 1 «Не замочив рук» Я могу вынуть монету из воды, не замочив руки. Для этого я кладу на тарелку монету и сверху наливаю слой воды. Монета очутилась под водой. Теперь необходимо взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Для этого надо воду отсосать. Вырезанную из картофеля призму со вставленными в нее спичками ставлю тоже на тарелку. Зажигаю спички и накрываю призму стаканом. Вы видите, что через некоторое время горение прекратилось, а вся вода собралась под стаканом.
Объяснение: воздух в стакане начнет остывать. Холодный воздух занимает меньше места, чем горячий. Стакан, словно медицинская кровососная банка, начнет всасывать воду, и вскоре вся она соберется под ним. Теперь можно подождать, пока монета высохнет, и бери ее, не боясь замочить пальцы.
Опыт 2 «Подъем тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
Объяснение: Подъем тарелки с мылом объясняется притяжением молекул тарелки и мыла
Опыт 3. Берем две такие пробирки, чтобы одна из них могла свободно входить в другую. В широкую нальем немного воды, а затем вставим в нее короткую узкую пробирку. Если теперь перевернуть пробирки, то мы станем свидетелями интересного явления. Оказывается, узкая пробирка не упадет, а, наоборот, по мере вытекания воды будет подниматься вверх, втягиваясь в широкую пробирку.
Объяснение: Когда вода вытекает, давление между стенками пробирок становится меньше атмосферного и атмосферный воздух, действуя изнутри на малую пробирку, поднимает ее вверх..
Опыт 4. На дне пластиковой бутылки сделайте отверстие. Зажмите отверстие пальцем и налейте в бутылку воды, закройте горлышко крышкой. Осторожно отпустите палец. Вода из бутылки выливаться не будет. Теперь осторожно откройте крышку. Из отверстия польётся вода. Объясните наблюдаемое явление.
Объяснение: При закрытой крышке вода не выливается, так как на неё сверху ничего не давит. При открытой крышке сверху давит атмосферное давление и вода выливается.
Ведущие. Следующий конкурс называется «Знатоки истории» (Слайд 13)
Вашему вниманию будут поочерёдно предоставляться подсказки, по которым вы должны будете угадать, о каком великом учёном идёт речь. С каждой подсказкой число баллов уменьшается на 1. (максимально 5 баллов)
Подсказка 1
1.Он – один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
Подсказка 2
2.Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия.
Подсказка 3
3.Он – крупный изобретатель.
Подсказка 4
4.С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
Подсказка 5
5.По легенде, ему принадлежит возглас: «Эврика!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием. (Архимед)
(Слайд 14)
Подсказка 1
1.Ещё в студенческие годы он открыл, что период колебаний маятника не зависит от амплитуды.
Подсказка 2
2.После окончания университета он занялся исследованиями в области механики и астрономии.
Подсказка 3
3. Им открыт принцип относительности движения.
Подсказка 4
4.Он открыл 4 спутника у Юпитера и фазы Венеры.
Подсказка 5
5.Для изучения закономерностей свободного падения тел он использовал наклонную башню в г. Пиза. (Галилео Галилей)
Слово жюри
Ведущие: И, наконец, разберемся: кто же такой капитан, ведь впереди конкурс капитанов. Капитан – начальник и старший тренер команды. До КВН а работает с командой, как вол, а во время игры дерется с жюри, как лев.
Конкурс капитанов (Слайд 15)
Учитель: Конкурс капитанов начинается также с разминки, вопросы задаются сразу, кто быстрее найдёт ответ, отвечает.
Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное).
Где на Земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые)
Самая яркая звезда в созвездии Большой Медведицы - Полярная звезда. Верно ли это? (Нет, т.к. Полярная звезда входит в созвездие Малой Медведицы).
При смеси извести, песка и соды при высокой температуре получается субстанция, без которой наша сегодняшняя жизнь практически невозможна. Что это? (Стекло).
Музей, теория пяти механизмов, гибель римских кораблей. Какое имя объединяет эти словосочетания? (Архимед. Музей Александрийский, где сосредотачивалась вся научная жизнь того времени, 5 механизмов - рычаг; блок, винт, болт, лебёдка. Гибель римских кораблей — город Сиракузы. Архимед участвовал в инженерном обеспечении этой войны — вторая Пуническая война).
Одно тело способно совершить работу, но не хочет. Другое тело хочет, но не способно. Какое из этих тел обладает энергией? (Первое).
Учитель: Итак, разминка закончилась, переходим к конкурсам
1) конкурс «Измерить величину». (Слайд 16)
Капитанам при помощи прибора нужно измерить величину и оценить результат измерения. ( 3 балла).
2) конкурс - Учитель: второе задание получают капитаны, назовём его «Отгадай ребус» Вам нужно отгадать по два ребуса. За каждый ребус получаете по 2 балла.
Вершина
Пифагор
Пирамида
Конус
Ведущий 1. Следующий конкурс не менее интересный, чем предыдущий. Назвали мы его “Рассказки с подсказками”. Мы даем вам подсказки, с каждой подсказки вы теряете один балл. Максимальное количество баллов, который вы можете принести в копилку своей команды 5 баллов.
Подсказки №1:(Слайд 17)
Как орудие войны это изобретение упоминается в источниках XIII веке, XV веке, в конце XVIII и середине XX века.
Данное изобретение используется и в мирных целях.
Предполагается, что родина этого изобретения Китай
В Европе XIII веке его разновидность получила название - "летающий огонь", или "огненный волан", а в середине XX в. - имя милой девушки.
Это изобретение – основной двигатель космических кораблей. (Ракета)
Подсказки №2:(Слайд 18)
Чувствительность его глаз так велика, что при идеальных условиях видимости они могут увидеть ночью с вершины горы свет горящей спички на расстоянии 80 км.
Мощность, развиваемая его сердцем, 2,2 Вт.
Его мозг за 0,05с распознаёт объект, изображение которого зафиксировал глаз.
За свою жизнь оно съедает около 40 т. пищи.
Это самое умное животное на Земле. (Человек)
Ведущий 1. Наше веселое состязание подходит к концу, пора подводить итоги.
Ведущий 2.
Все известно вокруг Тем не менее, На Земле еще много того Что достойно, поверь удивления И твоего и моего.
Ведущий 1.
Удивляйся росе, Удивляйся цветам, Удивляйся упругости стали, Удивляйся тому Чему люди порой Удивляться уже перестали.
Слово предоставляется жюри для подведения итогов и награждения.
Заключение Сегодня мы с вами открыли ещё одну страницу неизвестной, загадочной физики. Всё, что нам даёт знание физики,- полезно для жизни.
Сегодня мы сделали небольшой шаг в познании окружающего нас мира – посмотрели на него глазами физика.
Как сказал Пьер Лаплас: „То, что мы знаем, - ограниченно, а то чего мы не знаем, - бесконечно! ” Поэтому обогащайтесь знаниями, чаще находитесь в этой бесконечности.